Статья 37 конституции россии

Оглавление статьи

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава

1. Основы трудового законодательства……………………………………7

1.1 Развитие трудового законодательства в России………………………..… 7

1.2 Действующее трудовое законодательство……………………………..… 9

Глава

2. Применение норм Конституции РФ в трудовом праве……………… 12

2.1 Конституция РФ как высшая ступень источников трудового права……………………………………………………………………..………..12

2.2 Конституционные права и свободы человека и гражданина в сфере труда………………………………………………………………………..……..15

Глава

3. Влияние норм Конституции РФ на формирование трудового законодательства…………………………………………………………..…….21

3.1 Реализация норм трудового права……………………….………………….21

3.2 Организация общего правопорядка в сфере труда……………………..….23

3.3 Условия обеспечивающие охрану труда и здоровья граждан………..…..25

Заключение……………………………………………………………………….29

Список используемых источников……………………………………………..32

Состав Конституции РФ

В состав Конституции РФ входят разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также основные начала рассмотрения, которые конкретизируются в ТК РФ и других законах:

  • основываясь на статье 6 части 2 в Российской Федерации гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами, при этом несет равные конституционные обязанности;
  • в статье 7 отмечается, что Россия является государством социальным, чья политика направлена на создание условий, которые смогут обеспечить свободное развитие и достойную жизнь человека, также в России защищается труд, и здоровье граждан;
  • в статье 15 части 4 устанавливается нормативный приоритет международного права над национальным законодательством в случае, когда появляется соответствующая коллизия, в том числе и в трудовой сфере.

Статья 17 часть 3 Конституции Российской Федерации говорит о осуществлении прав и свобод гражданина и человека, и о том, что эти свободы, и права не должны ущемлять других граждан

Такая норма Конституции Рф права имеет отдельное важное значение для института разрешения и рассмотрения трудовых споров. Фактически тут говорится о запрете злоупотребления предоставленным правом

Данный принцип предполагает, что во время реализации стороной трудового спора принадлежащего ему права на защиту свобод, трудовых прав и интересов законной направленности не должны нарушаться права трудового характера, свободы, а также законные интересы иной стороны трудового спора, и других лиц, которые имеют какое-либо отношение к рассматриваемому трудовому спору.

Конституция Российской Федерации в своей 18 статье предусматривает, что свободы и права гражданина, и человека являются действующими, и при этом определяют смысл, применение и содержание законов, исполнительную и законодательную деятельность власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В статье 19 Конституции Российской Федерации говорится о том, что все равны перед судом и законом. Государство гарантирует равенство свобод и прав гражданина, а также человека вне зависимости от различных оснований, которые обычно считают дискриминационными. В силу такого положения конституционной направленности утверждается принцип равенства сторон любого трудового спора.

Замечание 1

Стороны трудового спора наделены абсолютно равными правами процессуального характера и не имеют никаких особых преимуществ на любой стадии спора.

Как отмечается в 32 статье Конституции Российской Федерации, граждане РФ имеют полное право на участие в управлении государственными делами и равный доступ к службе государственной направленности, включая гражданскую. Очень большое значение оказывает 37 статья Конституции РФ, которая признает право на коллективные, а также индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Данное право закрепляется и в 21 статье ТК Российской Федерации, посвященной основным правам работникам.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Право на коллективные и индивидуальные споры

Право на коллективные и индивидуальные споры является одним из субъективным прав самого работника, данное право имеет конкретную структуру. Право работника на индивидуальные и коллективные трудовые споры состоит из четырех юридических возможностей:

  • возможности обращения в определенные органы юрисдикции с заявлением о рассмотрении спора трудового характера, то есть право на действия собственной направленности;
  • возможность на требование рассмотрения какого-либо трудового спора от юрисдикционного органа, на рассмотрение которого поступает данный спор трудового характера, то есть право на чужие действия;
  • возможность использовать права и гарантии, которые предоставляются законодательством во время разбирательства трудового спора;
  • возможность на обжалование необоснованных, а также незаконных действий (бездействий) органа юрисдикции, который имеет полные полномочия на разрешение и рассмотрение трудового спора.

В Конституции Российской Федерации 45 статья дают гарантию на государственную охрану свобод и прав человека, и гражданина находящегося в России. Каждый имеет полное право защищать свои свободы и права всеми способами, которые не запрещаются законом. Гражданин вправе пользоваться всеми видами обжалования.

Замечание 2

Данная конституционная норма нашла свое развитие и отражение в разделе XIII ТК РФ о охране трудовых прав работника. Особенно это имеет отношение к новому способу защиты законных интересов, а также трудовых прав работников.

Статья 46 Конституции Российской Федерации дает гарантию каждому на судебную защиту его свобод и прав. Действия (бездействия) и решения государственных органов власти, местных органов самоуправления, должностных лиц и общественных объединений могут обжаловаться в судебном процессе.

На данный момент суд является основным независимым органом гос. власти, который занимается разбирательством индивидуальных трудовых споров.

Замечание 3

Что же касается Конституции, то ее род деятельности – это установление дальнейших расширений сфер судебной защиты.

В Конституции Российской Федерации 48 статья дает право каждому на получение помощи от квалифицированного юриста. Каждое лицо, чьи свободы, интересы, а также трудовые права были нарушены, имеет полное право пользоваться профессиональной юридической помощью.

126 статья Конституции говорит о том, что Верховный Суд Российской Федерации представляет собой высший орган судебной власти по уголовным, гражданским и административным, а также другим делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляется в определенных формах процессуального характера судебный надзор за их деятельностью, при этом дает необходимые разъяснения касающиеся вопросов судебной практики.

Список использованной литературы

Нормативно- правовые акты:

1 Конвенция МОТ №

4. «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю».

2 Конституция Российской Федерации от

1. декабря 1993 года с комментариями для изучения и понимания/ Лозовский Л. Ш., Райзберг Б. А. – 3 – е изд. – М.: ИНФРА – М, 2015. – 113 с.

3 О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016)

4 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

5 Трудовой Кодекс Российской Федерации от

3. декабря 2001 года .-М.: ГроссМедиа, 2016. — 192с.

6 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 28.09.2010) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 3

Научная и учебная литература:

7 Васильев. В.А. Правила трудового распорядка // Трудовое право. – 2014. — № 12. – С. 45

8 Казанцев В.И., Васин В.Н. Трудовое право: Учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений / В.И. Казанцев, В.Н. Васин. — М.: Издательский центр Академия, 2015. — 416 с.

9 Пиляева В.В. Трудовое право России. — СПб.: Питер, 2013. — 448 с.: ил. — (Серия Учебник для вузов).

10 Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Толкуновой. — М.: Юристъ, 2014. — 448 с.

11 Трудовое право Российской Федерации :учебник/ М.Б. Смоленский – Ростов н/Д: Феникс, 2011 – 491с.

12 Учебник «Трудовое право России» / И.Г. Выговская, С.В. Колобова, О.С. Королькова; под общ. ред. С.Е. Чаннова. Саратов: Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина, 2014. 288 с.

Электронные ресурсы:

13 Трудовое законодательство URL: http://studme.org/54966/pravo/trudovoe_zakonodatelstvo

14 Конституция Российской Федерации в трудовом праве URL: http://lektsii.org/5-32352.html

Трудовой кодекс и иные федеральные законы

ТК РФ является основным кодифицированным источником трудового права. Он вступил в силу с 01.02.2002, с тех пор подвергался значительным изменениям и дополнениям, самыми важными из которых до сих пор считаются внесенные Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ. ТК РФ состоит из шести частей, 14 разделов, 62 глав и 424 статей. Он регулирует весь комплекс общественных отношений в сфере труда .

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать законоположениям ТК РФ.

В том случае, когда вновь принятый федеральный закон противоречит правилам ТК РФ, этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ.

Согласно ст. ст. 71, 72 и 76 Конституции РФ ТК РФ в ст. 6 разграничил полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, что имеет значение для обеспечения законности принимаемых в субъектах нормативных правовых актов, которые не должны противоречить федеральным установлениям.

Наряду с ТК РФ, среди источников трудового права получили широкое распространение и другие кодифицированные нормативные акты (федеральные законы), относящиеся к комплексному правовому регулированию в рамках отдельных институтов этой отрасли. К их числу следует отнести Федеральные законы «О занятости населения в Российской Федерации», «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О муниципальной службе Российской Федерации» и др.

Федеральные законы в Российской Федерации принимаются Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании и последующем обнародовании.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ.

Для всех видов законов официальной является публикация полного их текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок вступления его в силу.

Правовое регулирование, в том числе в сфере труда, в Российской Федерации законами не исчерпывается. Соответствующие трудовые отношения регулируются актами Президента РФ, Правительства РФ, а также министерств, федеральных служб и иных федеральных органов власти, т.е. подзаконными актами.

Главенствующее место среди указанных источников занимают указы Президента РФ, носящие нормативный характер и регулирующие отношения в сфере труда.

Президент — глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты занимают следующее после законов место и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В случае противоречия указа Президента РФ Конституции РФ или законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ утрачивает силу. По сравнению с федеральными законами указы сравнительно оперативно готовятся, принимаются и вступают в силу.

Кроме того, круг субъектов подготовки проектов указов законодательно не определен, и в практическом плане они подготавливаются федеральными министерствами, федеральными службами, иными ведомствами или Правительством РФ.

Своими указами Президент РФ имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, если они противоречат Конституции РФ и федеральным законам, а также международным обязательствам Российской Федерации.

Выдержка из текста

….

….

….

Цель курсовой работы всестороннее изучение действующей Конституции РФ в трудовом праве нашего государства.

Для достижения указанной цели курсовой работы ставятся следующие задачи:

  • определить основы трудового законодательства Российской Федерации
  • определить соотношение конституционного и трудового права
  • охарактеризовать особенности применения в сфере трудового права общих конституционных регламентаций
  • изучить специальные конституционные регламентации относительно труда
  • проанализировать деятельность нового правоприменительного органа, Конституционного Суда РФ в области трудового права.

Предмет трудового права представляет систему правоотношений, перечень которых содержится в статье 1 ТК РФ.

….

….

….

Что говорится в Конституции

В советское время вносилось множество изменений в законодательные акты относительно права на труд. Сейчас дополнительно принимаются разные законы и локальные акты, благодаря которым упрощается процесс взаимодействия наемных работников с руководителями компаниями.

Раньше труд ассоциируется с правом на гарантированную работу, а также с необходимостью работать на благо всего общества. Предпочтение отдавалось общественному производству, а не всем видам деятельности.

Сейчас Конституция защищает индивидуальное право человека на работу. Поэтому любой гражданин самостоятельно выбирает вид деятельности, а также без препятствий распоряжается собственными знаниями и умениями. Запрещается принудительно заставлять человека работать в какой-либо компании.

Справка! Россиянин может работать по найму или самостоятельно открыть собственную компанию, а также занимается индивидуальной деятельностью.

Допускается не работать или не иметь конкретного места трудоустройства. При этом работодатель обязан создать условия для работы, а также не допускается дискриминация относительно заработка. Размер зарплаты не может быть меньше МРОТа, установленного на локальном уровне. У каждого наемного работника имеется право на отдых, представленный не только отпуском, но и перерывами во время реализации трудовых обязанностей.

На государственном уровне устанавливается приоритет международных актов над российскими правилами, так как в правовую систему РФ включены нормы международного права.

Нормативные акты, на которые нужно ориентироваться работникам и работодателям, могут быть федеральными или региональными. Основные сведения содержатся в ТК, при принятии которого зафиксировалась многоуровневая система регулирования трудовых взаимоотношений.

Библиографический список

  1. Теория государства и права: Учеб. для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.И. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: Норма-Инфра-М, 1997. 602 с.
  2. Черняева Д.В. Международные стандарты труда. М.: Кнорус, 2010. 232 с.
  3. Лютов Н.Л. Эффективность деятельности МОТ на национальном уровне: воздействие на внутреннее законодательство России в вопросах права на организацию и запрет дискриминации // Трудовое право. 2008. N 3. С. 79 — 86.
  4. Бекяшев Д.К. Международное трудовое право. М.: Велби; Проспект, 2008.
  5. Шебанова А.И. Трудовое право России. Практикум / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2010.

Л.Анисимов

Ст. советник юстиции,

профессор

кафедры трудового

и социального права

факультета юриспруденции

и ювенальной юстиции

Российского государственного

социального университета,

заслуженный юрист Российской Федерации

Виды источников трудового права

По степени обобщенности и форме выражения:

  • кодифицированные (все нормы представлены в виде одного обобщенного документа, Трудовой Кодекс);
  • некодифицированные (содержатся в разных документах).

По отраслевой принадлежности:

  • комплексные (содержат нормы разных отраслей, это Конституция);
  • отраслевые (затрагивают только одну отрасль, например, закон о профсоюзах).

По юридической силе:

  • международные договоры (например, Конвенции Международной организации по охране труда) ;
  • Конституция РФ;
  • Трудовой Кодекс;
  • законы;
  • подзаконные акты.

По сфере действия выделяют:

  • федеральные;
  • субъектов;
  • муниципальные;
  • локальные.

По способу принятия различают:

  • федеральные законы;
  • указы и распоряжения президента;
  • постановления и распоряжения Правительства;
  • акты, принимаемые другими органами исполнительной власти (документы Министерства труда).

По типу акта классифицируют:

  • законы;
  • указы;
  • постановления;
  • положения;
  • приказы;
  • инструкции;
  • рекомендации.

По сфере действия и статусу:

  • федеральные — действуют на всей территории государства;
  • региональные — применяют в отдельном субъекте;
  • отраслевые — подходят для определенного ведомства;
  • территориальные — в рамках муниципалитетов;
  • локальные — имеют силу только для работников конкретной организации.

В зависимости от принявшего органа:

  • законодательной власти;
  • исполнительной;
  • органов местного самоуправления;
  • иных органов.

По содержанию:

  • регулирующие общие вопросы в сфере труда (Конституция);
  • регламентирующие конкретные аспекты институтов (ФЗ «О занятости населения»);
  • посвященные отношениям особых субъектов (ФЗ «О гарантиях для лиц, работающих в районах крайнего Севера»).

По сроку действия:

  • постоянные;
  • временные.

По характеру:

  • материальные устанавливают права и обязанности сторон;
  • процессуальные предписывают процессуальный порядок реализации прав и обязанностей.

Локальные нормативные акты

На самом низшем уровне в иерархии подзаконных актов стоят локальные нормативные акты, которые применяются как представителем работодателя единолично, так и с участием работников или их представителей в зависимости от предмета (объекта) правового регулирования в рамках данной конкретной организации.

Локальные нормативные акты в рамках своей компетенции принимают работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ст. 8 ТК РФ). Они не должны противоречить трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, а также коллективным договорам и соглашениям.

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов с учетом мнения представительного органа работников. Так, в ст. 190 ТК РФ установлено, что правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения представительных органов работников организации. Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего работников организации, при принятии локальных нормативных актов определен ст. 372 ТК РФ.

Единолично (без учета мнения представительного органа работников) работодателем, например, применяются: штатное расписание, должностные инструкции и квалификационные характеристики, приказы, распоряжения, имеющие нормативное содержание.

Коллективный договор или соглашение при принятии локального нормативного акта вместе с учетом мнения представительного органа работников могут предусматривать иную, более жесткую форму — согласование с представительным органом работников.

Тем не менее в любом случае локальные нормативные акты не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.

Локальные нормативные акты необходимо отличать от коллективного договора, который представляет собой нормативное соглашение, принимаемое в договорном порядке (ст. ст. 41 — 43 ТК РФ).

Локальные нормативные акты принимаются обычно по инициативе работодателя, процедура их принятия не определена (за исключением указания об учете мнения представительного органа работников).

Локальные нормативно-правовые акты дополняют государственное и коллективно-договорное регулирование трудовых отношений на уровне организации.

Например, Министерство здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития России) издало Приказ от 11.04.2011 N 290н, которым утвердило Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращения граждан, принятия по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок».

Административный регламент определяет стандарт и порядок предоставления государственной услуги в федеральной службе по труду и занятости.

Положения Административного регламента распространяются на все устные обращения, обращения в письменной форме, обращения в форме электронного документа, индивидуальные и коллективные обращения граждан.

Государственная услуга предоставляется гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства, за исключением случаев, установленных международными договорами РФ или ее законодательством.

Конечным результатом предоставления государственной услуги является ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Понятие «источник права»

Понятие «источники права» имеет уже многовековую историю, на протяжении которой его толкуют и применяют правоведы всех стран. С точки зрения общераспространенного значения термин «источник» в правовой сфере понимают как властную силу государства, создающую право. Эта власть реагирует на потребности общества, на его социально-экономическое состояние, общественный жизненный уклад, состояние общественных отношений и принимает соответствующие адекватные правовые решения.

Актуальными в этом отношении являются положения, зафиксированные в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утв. Президентом РФ 22.04.2011. В них сказано следующее: «Государственная политика проводится одновременно с комплексом мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации и практики его применения, по повышению эффективности государственного и муниципального управления, правоохранительной деятельности, по пресечению коррупции и подмены в бюрократических интересах демократических целей и задач» (п. 9). Именно эти цели в трудовом праве призваны реализовать источники трудового права, ибо государственная политика формируется и реализуется на основе соблюдения принципов законности, демократизма, гуманизма в соответствии с закономерностями развития правового государства и гражданского общества.

Кроме того, с этим источником соотносится также форма выражения государственной воли, форма, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свое назначение, свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общедоступность и т.д. В своей форме источник права указывает также на тот орган власти или должностное лицо, которое было компетентно принять и издать данный волевой правовой акт.

В общей теории права в этой связи различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах.

В материальном смысле под источником права понимаются факторы (предпосылки), определяющие необходимость и само содержание права. К ним, как правило, относят материальные условия жизни общества, свойственные ему социально-экономические отношения, состояние правопорядка.

В юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Такую функцию выполняют нормативно-правовые акты, имеющие, как будет рассмотрено ниже, различную форму.

Нормативно-правовой акт (как обобщающая форма источников права) является доминирующим источником права во всех правовых системах мира. Ему присущ ряд следующих преимуществ :

  • во-первых, нормативный акт может быть принят и издан оперативно, а также в любой своей части изменен или дополнен, что дает возможность сравнительно быстро реагировать на происходящие в стране или в мире социальные процессы;
  • во-вторых, основные нормативные акты, как правило, кодифицированы и систематизированы, что позволяет в оптимальном варианте осуществлять поиск необходимого документа для его применения или реализации;
  • в-третьих, нормативные акты дают возможность точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает законодателю проводить единую правовую политику и исключить произвольное толкование и применение правовых норм;
  • в-четвертых, нормативные акты принимаются государством или от его имени, а также охраняются им. В случае нарушения нормативных актов нарушители несут ответственность в соответствии с законом.

Таким образом, нормативно-правовой акт как источник права, в том числе трудового права, — это официальный документ, подготовленный и принятый (созданный) компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ, подзаконные акты

При разрешении трудовых споров судья должен учитывать разъяснения, данные в Постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (ред. от 06.02.2007) и от 10.10.2003 N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

К подзаконным актам как к источникам трудового права относятся постановления Правительства Российской Федерации.

Постановления Правительства РФ как источники трудового права издаются во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и в силу оперативной экономической необходимости. Они являются актами федеральной исполнительной власти и принимаются, например, по вопросам определения особенностей режима рабочего времени и времени отдыха работников, имеющих особый характер работы. Документами Правительства Российской Федерации устанавливаются также базовые оклады, базовые ставки заработной платы по профессиональным квалифицированным группам, особенности регулирования труда по совместительству для отдельных категорий работников и др.

Для трудовых отношений имеют значение правовые акты Минздравсоцразвития Российской Федерации и Федеральной службы по труду и занятости как источники трудового права, будучи также подзаконными актами, равно как и акты федеральных органов исполнительной власти, содержащих нормы о труде.

Конституция РФ как источник трудового права

Особое место среди источников российского права, в том числе и трудового права, занимает Конституция РФ 1993 г. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Особая роль Конституции РФ обусловлена следующими обстоятельствами:

  • в Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования. Все источники других отраслей права, в том числе и трудового права, исходят из конституционных норм, конкретизируют и детализируют их положения;
  • Конституция характеризуется широтой содержания своих норм, воздействующих на все сферы жизни российского общества: политическую, экономическую, социальную, духовную;
  • законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции как имеющей высшую юридическую силу;
  • в Конституции определены многие источники российских отраслей права федерального уровня, включая трудовое право;
  • значение Конституции РФ как основного источника трудового права определяется и тем, что в установленных ее нормах воплощаются государственная воля народа, те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности.

В Конституции закреплены права и свободы, реализуемые в сфере социально-трудовых отношений. Они указаны в основном в гл. 2 Конституции РФ, как то: в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Основным Законом страны.

Эти права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, но их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются при необходимости правосудием (ст. 18); перед законом все равны, и государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина (ст. 19); каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, а свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30); каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34); в ст. 37 гарантируются свобода труда, запрет на принудительный труд, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации не ниже установленного в федеральном законе минимального размера заработной платы, право на защиту от безработицы. В этой статье признается право работников на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку, и др.