Кто может быть учредителем муниципального образовательного учреждения

Оглавление статьи

Требования и контроль

Рассматриваемые некоммерческие организации оказывают широкий спектр различных общественно-полезных услуг и исполняют функции, которые оплачиваются не потребителями, а финансируются из соответствующих фондов на безвозвратной основе. По такой схеме, например, работает государственное бюджетное учреждение здравоохранения, культуры, спорта и пр. Такая модель деятельности, с одной стороны, ослабляет контроль над качеством функций, реализуемых организацией, с другой — над эффективностью использования полученных средств. Формирование цены на услуги осуществляется преимущественно директивным методом. При этом учитывается не только реальный размер затрат, но и возможности бюджетного фонда. Таким образом, финансовое состояние рассматриваемых организаций, расчетов с кредиторами и дебиторами в существенной мере зависят не столько от качества и количества услуг, сколько от полноты и своевременности выделения средств. Доходы, которые муниципальное бюджетное учреждение получает от продажи своих услуг, необходимо тратить и распределять согласно требованиям законодательства. Этот факт негативно отражается на гибкости хозяйственного управления, возможностях осуществлять оперативное маневрирование в стремительно изменяющихся экономических условиях. Необходимо учесть, что только при сочетании всех вышеназванных признаков можно говорить о том, что организация является бюджетным учреждением.

Типы и виды образовательных организаций

Разделение образовательных организаций проводится в связи с разным подходом и уровнем подготовки согласно возрасту обучаемых.

Дошкольные

Эти организации отвечают всем надлежащим требованиям к воспитанию и заботе о детях до 7 лет, а также подготовке их к следующей ступени образования (в частности, к школе). Существует несколько видов различных по своей сути учреждений этой категории:

ясли (детский сад для раннего возраста: 1–3 года). Занимаются ранней адаптацией детей в социуме и организуют общеобразовательную подготовку по соответствующей программе;

детский сад. Действует по программе общеразвивающей направленности, воспитанники проходят активную социализацию и приобретают навыки взаимодействия;

детский сад для предшкольного возраста. Необходим для детей в возрасте от 5 до 7 лет для получения необходимых первичных умений и мотивации к дальнейшему обучению в школе;

детский сад для детей с ограниченными возможностями (компенсирующий). Оказывает услуги по общеразвивающим направлениям с обязательной коррекцией одного или нескольких типов физических и психических отклонений здоровья.

Общеобразовательные

Обеспечивается получение образования детьми в возрасте 7–18 лет. При этом каждый ребёнок может проходить отдельные ступени:

начальная школа. Прививает детям первичные навыки к обучению, отрабатывает необходимые навыки (счёт, письмо, чтение), воспитывает основы культуры поведения в обществе, здорового образа жизни и самоконтроля;

средняя общеобразовательная школа. Занимается программами начального, основного и среднего общего образования. По окончании обучающийся получает документ (аттестат), позволяющий претендовать на дальнейшее обучение или устраиваться на работу;

гимназия. Реализует образовательную деятельность в основном и среднем звене с углублённым изучением гуманитарных предметов (иностранные языки, русский язык и литература, культурология, философия и т. д.);

лицей. Основной упор делается на естественно-научные и физико-математические предметы. Именно в лицеях практикуются занятия по специальным индивидуализированным планам и программам.

Профессиональные

В этих учреждениях обучаются выпускники общего и среднего школьного звена. По окончании им выдаётся диплом о среднем профессиональном образовании, разрешающий работу по полученной специальности. Только базовую подготовку осуществляют техникумы, а базовую и углублённую – колледжи.

Высшего образования

Выпускники школ с неполным средним образованием (на базе 11 классов) или средних специальных учебных заведений после сдачи определённых экзаменов могут приступить к получению данного уровня образования. Помимо образовательной функции, вузы в большинстве своём реализуют и научную. Чаще всего выделяют:

университет. Обеспечивает получение высшего образования, либо профессиональной переподготовки кадров по любой выбранной специальности. Позволяет реализовать научный потенциал в широком спектре наук. Выступает в качестве методологического и научного центра;

академию. Отличается от университета более узкой направленностью научных исследований. Также выпускает специалистов (бакалавров, магистров) в различных областях профессиональной деятельности;

институт. Предусматривает подготовку высококвалифицированных кадров, занимается научными и прикладными исследованиями, но при этом не считается методологическим центром.

Налогообложение

Прибыль, полученная от дополнительной платной деятельности, а также имущество, приобретенное за счет нее, поступает в самостоятельное распоряжение организации. Данное положение установлено в ст. 298, п. 3 ГК. Бюджетное образовательное учреждение, получающее доход от оплачиваемых услуг, должны осуществлять отчисления с прибыли в установленном законодательством порядке. Им надлежит производить только авансовые квартальные платежи по указанному налогу. В установленном порядке уплачивается НДС от оказанных платных услуг, в том числе от аренды. Бюджетное образовательное учреждение, как и прочее, отчисляет пошлину за использование в наименовании «РФ» при регистрации учредительной документации, земельный сбор и налог на имущество.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 июля 2019.
  2. Грамотность. БСЭ, 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1972. — т.7.
  3.  (недоступная ссылка). tass-ural.ru. Дата обращения: 10 марта 2011.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 июля 2014.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 апреля 2012.
  6. Андрей Ольштынский. . Эхо Москвы (2 декабря 2013).
  7. . Интерфакс (3 февраля 2015).
  8. . Деловая газета Взгляд (29 мая 2015).
  9. Елена Слободян. . Аргументы и Факты (4 октября 2014).
  10. Евгений Балабас. . Московский комсомолец (28 августа 2014).
  11. Сергей Жуков. . Российская газета (10 сентября 2015).
  12. Vidya Ram.  (недоступная ссылка). forbes.com. Дата обращения: 10 марта 2011.
  13.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 июля 2014.
  14.  (недоступная ссылка). news.kremlin.ru. Дата обращения: 10 марта 2011.

Школы в СССР

Свидетельство о восьмилетнем образовании и аттестат о среднем образовании, конец 1970-х гг.В СССР существовали ведомственные школы, подчинявшиеся не Министерству просвещения СССР, а Министерству путей сообщения СССР. Программа обучения различий не имела

Аттестат зрелости (1945 год)

В 1918 году декретом об отделении церкви от государства и школы от церкви введён принцип светского образования. Впервые в истории России в 1930 году был введён принцип всеобщего обязательного бесплатного образования. Для ликвидации неграмотности подавляющей части населения (не менее 2/3 неграмотных в 1897 году в среднем по стране) вплоть до 1930-х годов в системе народного образования СССР действовали школы ликбеза.

В СССР была создана система общеобразовательных школ, охватывающая все слои населения. Существовали средние общеобразовательные школы, школы для работающей молодёжи (вечерние школы, школы рабочей молодёжи).

В 1943 году в СССР в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров было введено раздельное обучение мальчиков и девочек, которое проводилось до 1954 года.

В школах существовали Ленинские комнаты, первичные ячейки детских и молодёжных организаций: для младших классов октябрятские звёздочки, с 4-го по 7-й класс пионерские отряды и в старших классах — комсомольские организации. Существовала стандартная школьная форма, покрой которой с годами изменялся.

В советские годы и на нынешнем постсоветском пространстве широко распространён стереотип советской школы как лучшей в мире.

Некоммерческие организации

Согласно ст. 116-123 ГК виды таких объединений различаются по:

  1. Составу участников.
  2. Цели создания.
  3. Способу формирования их имущества.
  4. Ответственности участников по имеющимся обязательствам.
  5. Возможности вести предпринимательскую деятельность.
  6. Составу учредительной документации.
  7. Обязанности публиковать отчеты по использованию имущества.

В качестве одной из форм некоммерческой организации может выступать учреждение, сформированное собственником для выполнения общественно полезных задач. Оно может создаваться юрлицом или гражданином, РФ, регионом, МО. На территории страны в последние годы стали активно возникать частные (негосударственные) образовательные дошкольные учреждения. Они создаются физическими и юрлицами и частично компенсируют отсутствие нужного числа муниципальных ДОУ. Рассмотрим далее, что собой представляют бюджетные учреждения.

Разновидности общеобразовательных учреждений

Начальная школа. Это первые четыре класса обучения ребенка. В 1 класс детки поступают согласно результатам определенных тестов, позволяющих определить степень их готовности к обучению в школе. Главная задача учителей тут – не только дать ребятам знания, но также и научить их учиться, привить интерес к наукам.

Средняя школа. Можно сказать, что это промежуточное звено между начальной и старшей школами. Занимает период с 5 по 9 класс, возраст учеников колеблется от 9-10 до 14-15 лет. После окончания данного периода желающие могут поступать либо в старшую школу, либо же в учреждения профессионального образоввания (начальные или средние).

Старшая школа. Обучаются дети в 10-11 классах, возраст которых от 15 до 17 лет. Тут происходит более глубокое изучение наук, подготовка к поступлению в ВУЗы. По окончанию ученики получают аттестат о среднем полном общем образовании. Для некоторых видов деятельности этого уже достаточно.

Классификация

Среди основных видов бюджетных организаций следует выделить:

  • Органы местного и государственного управления.
  • Правоохранительные структуры.
  • Учреждения культуры, образования, науки, соцзащиты, медицинской помощи и так далее.

Классификация организаций может проводиться по различным признакам. В зависимости от исполняемых функций (то есть, по роду своей деятельности), выделяют государственные учреждения, финансируемые в соответствии с разделами бюджетной классификации. В их числе:

  • Местное самоуправление и госуправление. В эту систему, в частности, входят Минобороны, Счетная палата, Минфин и пр.
  • Судебные органы (Конституционный Суд, ВАС, ВС, инстанции общей юрисдикции).
  • Представительства и посольства, осуществляющие деятельность за рубежом.

В зависимости от источников финансирования, выделяют учреждения, получающие средства из федерального, регионального или местного бюджетов. Как выше было сказано, организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Например, высшее государственное бюджетное образовательное учреждение вправе оказывать платные услуги по обучению студентов на заочной форме. В зависимости от источников формирования доходов, выделяют, таким образом, организации:

  • Оказывающие услуги юрлицам и гражданам за плату.
  • Осуществляющие деятельность бесплатно. Например, бюджетные общеобразовательные учреждения в большинстве своем являются бесплатными.

Особенности финансирования

Как выше было сказано, средства на обеспечение деятельности поступают из соответствующего бюджета. Это зависит от того уровня, на котором создается организация. Так, например муниципальное бюджетное учреждение финансируется средствами местного фонда. Однако при рассмотрении этого вопроса следует учитывать один нюанс. Само по себе поступление таких средств еще не указывает на то, что учреждение является бюджетным. Финансирование из таких фондов предусмотрено и для других организаций, в том числе и коммерческих. Оно осуществляется в различных формах. Например, это может быть закупка продукции для удовлетворения государственных (территориальных) нужд, предоставление субсидий, дотаций, субвенций и прочего.

Аттестация и государственная аккредитация

Существует в целом единый порядок аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений независимо от вида и формы собственности. Он установлен Законом «Об образовании», а также Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. Перечень, формы и требования к содержанию документов, представляемых конкретными видами учебных заведений, определены Минобразованием России в Приказах от 3 июля 2001 г. N 2578 (для вузов) и от 2 июля 2001 г. N 2574 (для учреждений среднего специального образования).

Аттестация — это основная форма государственно-общественного контроля над качеством обучения в образовательных учреждениях. С ее помощью определяют, соответствуют ли содержание, уровень и качество подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Аттестацию проводят по заявлению образовательного учреждения один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.

Для получения аттестации необходимо, чтобы не менее половины выпускников учебного заведения получили положительный результат в ходе итоговой аттестации в течение предшествующих трех лет подряд. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением. Нормативы трудозатрат для определения стоимости этих работ устанавливает орган (служба), проводящий аттестацию.

В настоящее время аттестацию НОУ, как и других учреждений образования, проводят государственные органы управления образованием субъектов РФ или федеральные органы. Например, департамент лицензирования, аттестации и аккредитации Минобразования России.

Организация, которая проводит аттестацию, создает специальную комиссию. В ее состав включаются представители образовательных и научных учреждений, методических служб и т.д. Порядок работы комиссии и сроки прохождения аттестации утверждает проводящий ее орган.

Пакет документов, который представляют учреждения образования, включает:

  • заявление;
  • копию устава;
  • копию лицензии;
  • учебный план образовательного учреждения;
  • гарантийное письмо об оплате проведения аттестации;
  • данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение трех последних лет.

Другие материалы, отражающие специфику образовательной деятельности, можно представить дополнительно.

По итогам работы аттестационная комиссия составляет заключение, на основании которого в двухнедельный срок издается приказ о признании образовательного учреждения аттестованным или нет по соответствующим образовательным программам. Приказ и копия заключения в течение двух недель должны быть отправлены руководителю учебного заведения и его учредителям.

В случае отказа повторная аттестация по той же программе может проводиться по требованию образовательного учреждения только через 12 месяцев. Отрицательное заключение может быть обжаловано в суде не по существу, а только в связи с нарушениями в процедуре аттестации.

Положительное заключение аттестационной комиссии — условие для получения государственной аккредитации. Если в аттестации отказано, то образовательное учреждение, уже имеющее государственную аккредитацию, может ее лишиться.

Получив государственную аккредитацию, НОУ имеет право выдавать своим выпускникам документы об образовании государственного образца и пользоваться гербовой печатью.

Для получения госаккредитации образовательное учреждение представляет в создаваемую аккредитационную комиссию (коллегию) документы: заявление; копии документов об аттестации; копию лицензии. А кроме того — сведения об образовательном учреждении, перечисленные в п.22 упомянутого Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.

В ходе аккредитации комиссия (коллегия) устанавливает тип, вид и категорию образовательного учреждения. Документ о государственной аккредитации (или об отказе) выдается образовательному учреждению в двухнедельный срок после принятия соответствующего решения

Важно отметить, что при реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) образовательного учреждения свидетельство о его государственной аккредитации утрачивает силу

Филиалы образовательных учреждений проходят лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию по отдельности, в общем порядке. За исключением филиалов учреждений дистанционного образования.

Е.В.Масютина

Юрист

Общеобразовательная школа: пример

Муниципальное образование, допустим, выступает ее единственным учредителем. Это значит, что школа находится под патронажем местного самоуправления и финансируется за счет местного бюджета. Для каких-либо улучшений в ОШ, МОУ может участвовать в тендерах, благотворительных акциях, конкурсах, чтобы обеспечить внедрение инноваций, например, закупки новой техники для школы, компьютеров, электронных досок, указок и прочего. Предоставляет учебные материалы в виде учебников и учебных пособий. Определяет участие учащихся в олимпиадах, спортивных мероприятиях и научных конференциях. Учащиеся этой школы могут получать госстипендии или иметь какие-то льготы от государства. Здание школы, все сооружения и вся прилегающая к ней территория находятся на содержании МО.

Получение лицензии (разрешения)

С момента получения лицензии учреждение вправе вести образовательную деятельность. Лицензия выдается лицензирующим органом на основании заключения экспертной комиссии.

Экспертиза проводится для того, чтобы установить соответствие условий образовательного процесса государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья учащихся, воспитанников и работников, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Содержание, организация и методики образовательного процесса предметом лицензионной экспертизы не являются.

Лицензия на образовательную деятельность необходима организациям, которые обучают по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного)) и дополнительного образования детей. А также тем, кто осуществляет профессиональную подготовку, включая профессиональное начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительное и военное образование.

Образовательное учреждение для получения лицензии представляет в лицензирующий орган (Министерство образования РФ, государственные органы управления образованием субъектов РФ или органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями) пакет документов. Все необходимые перечислены в п.12 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796. Эти документы в течение всего срока действия лицензии хранятся в лицензирующем органе.

Лицензия выдается на основании заключения экспертной комиссии, создаваемой по заявлению учредителя. Членами комиссии не имеют права быть лица, которые заключили трудовые или гражданско-правовые договоры с соискателем лицензии. Срок рассмотрения заявления не может превышать 20 дней со дня подачи заявления, а срок проведения экспертизы — 30 дней с момента создания комиссии. Решение о выдаче лицензии или отказе должно быть принято не позднее 60 дней со дня подачи заявления.

Как правило, лицензию выдают на три года, но она может быть выдана и на меньший срок по заявлению учредителя. Документы на лицензирование образовательной деятельности учреждения представляют с 1 сентября по 28 февраля каждого учебного года (п.1 Приказа Минобразования России от 10 августа 2000 г. N 2437).

В лицензии указываются:

  • наименование органа, выдавшего лицензию;
  • регистрационный номер лицензии и дата решения о ее выдаче;
  • наименование и местонахождение лицензиата;
  • ИНН;
  • срок действия лицензии.

Обязательным дополнением к лицензии является приложение, которое содержит перечень образовательных программ, направлений и специальностей, по которым ведется подготовка, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения. Также в нем указывают квалификацию, которую образовательное учреждение присвоит своим выпускникам, контрольные нормативы и предельную численность обучающихся (рассчитываются по нормативам очной формы обучения). Без такого приложения лицензия недействительна.

Отказать в выдаче лицензии могут в двух случаях. Первый — если в представленных документах содержится недостоверная или искаженная информация. Второй — если экспертная комиссия придет к выводу, что условия обучения не соответствуют государственным требованиям и их среднестатистическим показателям для территории, на которой зарегистрирован лицензиат. Письменное уведомление об отказе направляется соискателю в трехдневный срок после принятия решения с указанием причин отказа. Такой отказ можно обжаловать в суде.

Порядок определения стоимости проведения экспертизы и изготовления лицензионных бланков утвержден Приказом Минобразования России от 13 апреля 2001 г. N 1690. Лицензия будет выдана только при наличии копии платежных документов, подтверждающих оплату этих расходов.

Особенности распоряжения имуществом

Автономное учреждение не вправе осуществлять никаких действий с недвижимыми объектами и особо ценными движимыми предметами без согласия собственника. Остальным имуществом, которое находится у организации на праве оперативного управления, она может распоряжаться по собственному усмотрению, если другое не предусматривается в законодательстве. При этом, автономное учреждение может при согласии собственника внести недвижимые объекты, особо ценные движимые предметы в складочный (уставной) капитал иных юрлиц. Исключением являются объекты культурно-исторического наследия РФ, материалов, включенных в состав Музейного, Архивного и Национального библиотечного фондов России. Порядок, в соответствии с которым имущество учреждения относится к особо ценному, утверждается Правительством.

Выводы

Основываясь на приведенных выше признаках, можно отметить, что бюджетное учреждение:

  1. Не может создаваться кооперативами, акционерными обществами и прочими хозяйствующими субъектами.
  2. Формируется для реализации некоммерческих целей. Однако тот факт, что основная деятельность осуществляется не для извлечения прибыли и распределения полученных средств между учредителями, не выступает как запрет на оказание платных услуг. Организация может заниматься предпринимательством, если оно соответствует поставленным целям.
  3. Поучающее доход от оказания платных услуг, должно направлять средства по согласованию с главным распорядителем исключительно на развитие и расширение деятельности, для которой оно создано.
  4. Обладает имуществом, сформированным из материальных ценностей, вверенных ему собственником, а также приобретенных самой организацией. Бюджетное учреждение, осуществляющее оперативное управление, пользуется и владеет объектами в рамках, определенных в законодательстве, и в соответствии с целями, ради которых оно создано. Если прочее не установлено в нормативных актах, организация распоряжается имуществом с согласия собственника.
  5. До начала отчетного года обязано составить смету расходов/доходов, а в конце периода — отчет о ее исполнении.