Оглавление статьи
# Дополнительное образование в резюме
Этот раздел вашего резюме следует расположить после графы об основном образовании.
Наличие курсов, прохождение мастер классов и семинаров даёт дополнительные бонусы, но только в том случае, если дополнительное образование соответствует новой работе. Особенно, когда о их наличии свидетельствует не только подтверждающий документ, а реальный опыт работы.
Например, кандидат имеющий диплом компьютерных курсов – не может работать в таблице Excel, то понятно, что знаний у вас нет и вакантное место достанется более опытному человеку.
В дополнительном обучении стоит указать:
- индивидуальные курсы по какой-либо специализации;
- курсы повышения квалификации, прохождение тренингов, семинаров;
- курсы программирования и по каким темам;
- курсы иностранных языков.
Информацию следует записывать в следующем порядке:
- период прохождения курсов (год, длительность);
- тема курса (семинара, тренинга);
- наименование учебного заведения.
Мнение эксперта
Екатерина Троицкая
Менеджер по подбору персонала
Пишите только о тех курсах, которые способствовали повышению вашего профессионального уровня и знания являются актуальными на сегодняшний день.
Однако не стоит придавать огромное значение образованию и слишком переживать. При богатом опыте – фирма отдаст предпочтение вам, а не кандидату с профильным образованием. Но при прочих равных, выигрывает соискатель, образование которого больше соответствует сфере деятельности компании.
Все отделения и банкоматы ПАО «Бинбанк»
Поэтому появляются НП, АНО, НОУ и пр.
Сегодня постараемся выяснить, что представляет собой вторая составная часть наименований образовательных организаций, что лежит в основе разделения их на типы, обсудим, зачем вообще нужно было затевать это переименование, и кто в нем заинтересован.
Для начала, давайте определимся с понятийным аппаратом. Его можно найти все в том же законе об образовании. Итак, для того чтобы продолжить тему нашей статьи – наименования образовательных организаций, необходимо уточнить, какое место эти организации занимают в системе российского образования. Для этого обратимся к части 1 статьи 10 нашего закона, которая описывает структуру системы образования.
Эта система включает в себя: 1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы; 2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педработников, обучающихся и родителей несовершеннолетних обучающихся; 3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования; 4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования; 5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования. С этим все понятно. Кроме этого образование подразделяется на общее образование, профессиональное
Диплом государственного и установленного образца: главная разница
Название диплома указывает на наличие или отсутствие у данного учебного учреждения аккредитации по тому или иному направлению. Право на выдачу диплома государственного образца получают только те учреждения, которые прошли аккредитацию, то есть сумели подтвердить качество обучающих программ и их соответствие ГОСТу. Например, это государственные вузы.
Designed by cookie-studio/Freepik
Образовательное учреждение, которое выдает дипломы государственного образца, имеет своеобразный «знак качества» от государства, гарантирующий определенный уровень обучения и квалификации выпускника. Это не значит, что учреждение, выдающее диплом установленного образца, выпускает специалистов более низкого уровня – зачастую получение аккредитации связано исключительно с бюрократическими процедурами и не демонстрирует никаких изъянов в образовательных услугах. Однако необходимо признать, что некоторое неравноправие дипломов все же существует.
Выдают ли государственные дипломы о переподготовке?
До 2013 года образовательные организации выдавали различные документы о повышении квалификации и профессиональной переподготовке – в том числе и дипломы государственного образца. Если они выданы в этот период, они до сих пор действительны.
Но по новому закону лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по программам профессиональной подготовки, выдаются дипломы о профессиональной подготовке, образец которых самостоятельно устанавливают организации, осуществляющие образовательную деятельность (ч. 3 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ) – то есть диплом установленного образца.
Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения
Аккредитация
Образовательная деятельность в России подлежит лицензированию. Лицензия обязательна к получению для организаций, которые обучают по программам дошкольного, общего, последипломного, дополнительного образования. Кроме того, лицензия нужна для профориентации, оказания услуг военного образования, подготовки научных кадров.
В России не подлежит лицензированию только индивидуальная трудовая деятельность, связанная с оказанием образовательных услуг, организация и проведение разовых лекций, семинаров и мастер-классов, если по их окончании не выдаются документы об образовании повышении квалификации. В силу ст. 33 237-ФЗ образовательные лицензии бессрочны.
НОУ подлежат обязательной аттестации, которая является формой государственного и социального контроля за деятельностью образовательных учреждений. Суть процедуры сводится к установлению соответствия содержания образовательных программ, уровня и качества подготовки выпускников всем требованиям госстандартов.
Аккредитация НОУ проводится Минобрнауки России на договорной основе. Инициирует аттестацию само НОУ, в связи с запасом права выдачи документов об образовании гособразца. Аттестация включает такие этапы:
- самообследование
- внешняя аттестационная экспертиза
- вынесение комиссионного решения
Аккредитация – это официальное признание факта соответствия образовательных услуг НОУ госстандартам. Главнейшим последствием аккредитации НОУ является их включение в систему централизованного государственного или муниципального финансирования. Кроме государственной аккредитации, проводимой органами государственной власти в значительном порядке существует также общественная аккредитация.
https://youtube.com/watch?v=oaUAAnUMFWw
Таким образом, НОУ – это некоммерческая негосударственная организация, за плату предоставляющая образовательные услуги на договорной основе. НОУ могут функционировать в разных сегментах рынка от дошкольного до профессионально-технического. Однако наибольшее количество НОУ в РФ являются ВУЗами.
Напишите свой вопрос в форму ниже
Примеры названий частных школ
Названия, включающие слова « академия», «школа», «лицей», «колледж», «гимназия» и др.
The InternationalSchool of Moscow Академия современного образования Балтика-колледж Екатерининский лицей Колледж XXI век Мини-школа Наша школа Павловская гимназия Первая Школа Русская школа Центр ЮССТ Частная школа Шостаковичей |
Школа гитары Александра Дьячука Школа Макаренко Школа Подсолнух Школа радости Школа частной охраны Школа экономики и права Школа Экспресс ШколЯр HinksonAcademy InsightSchool Prima Shcola SmartSchool |
Прочие, оригинальные названия
АББ-Профи Аврора Аметист Англикон Бейт Хая Вектор Галилей Гелиос Глобус Город Солнца Гранатик Данко Дельта Квадривиум ЛАД Лексис Лига-С Логос Логос М Лотос Лучик Маленький Принц Мирт Мумий-Тролль Наука-Сервис Наши традиции НОС Обучение в диалоге Орбита Плюс Праздник+ ПРОЗУМ Ретро |
Русский Гарвард РИД Ромашка Росинка Росток Самсон Семейный лад Сказка Славянофил Солнечный ветер Сосны Старт Студиум Ступени Таурас Твоя музыка Тет-а-Тет Унисон Феникс Цодив Шалом Шамир Экселенс Эпиграф Ювента ЮНЭК Art-Cover Studio Brookes Moscow CLS J & D Kidsbridge Sign & Play XXI век |
Алексей Евгеньевич Бойцов
КАБИНЕТ | ФАЙЛЫ | БЛОГ | ДРУЗЬЯ | ШКОЛЫ | ОБЩЕНИЕ | НАСТРОЙКИ | ЗАКЛАДКИ |
|
ЗАПИСЬ #1 | В ЗАКЛАДКИ |
Название школы, гимназии, детского сада, другого учебного, воспитательного Правильно Школа, Гимназия, Детский сад, Сельская школа Неправильно средняя школа, учебное заведение
Все аббревиатуры пишутся Правильно МОУ СОШ, ПТУ, ООШ Неправильно кгб, дсОуд, абырвалг Примечание. Некоторые аббревиатуры предполагают строчные буквы (те, которые маленькие)
Вышесказанное справедливо для общепринятых и устоявшихся аббревиатур и/или
Это также работает и в обратную сторону. Не стоит лишний раз расшифровывать
Как правило, школа или другое учебное заведение имеет Пишется он так: Правильно №1234, №2А Неправильно № 18, №№1, #33-a, номер двадцать два
Иногда школа или учебное заведение им. В.И. Ленина, им. ак. Степанова, имени Фредерика Шопена…
Название
Если указанное название дублирует сведения о стране, области, городе, лучше
Определяющим моментом в указании населенного пункта является отсутствие Правильно по городу Смоленску, Гродненской области, Ленинского округа. Неправильно Подмосковья московской области рядом с москвой
Кавычки Вложенные и перекрестные кавычки недопустимы.
Допускаются кавычки при наличии единственного (при отсутствии номера) или Правильно Ясли-сад «Лягушонок», Школа №18 «Салют» Неправильно МОУ «СОШ №32 по ‘Северному’ округу» Примечание. В кавычки может заключаться условное (символическое) название. Составные же Например: Подведем итоги. Несколько корректных примеров:
Безусловно, это не все. Но в большинстве случаев должно помочь. Успешных регистраций! С уважением Тэги: правила, регистрация, регистрация школы |
Выскажите Ваше мнение:Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарииЗарегистрироваться |
Вакансии для учителей
Есть ли льготы при поступлении
Преимуществом в конкурсном отборе обладают:
- Кандидаты до 23 лет с подтвержденным статусом сироты.
- Кандидаты до 20 лет, чей единственный родитель является инвалидом I группы, а доход семьи ниже прожиточного минимума.
- Дети, чьи погибшие родители являлись Героями СССР или РФ.
- Кандидаты, подпадающие под действие ФЗ № 1244 «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС».
- Дети, чьи родители-военнослужащие погибли при исполнении службы.
- Действующие военные, отслужившие по контракту более 3 лет.
- Солдаты срочной службы, направленные на обучение по рекомендации своего командира.
- Дети военных пенсионеров.
Школы для необычных детей
Теперь об учебных заведениях для особенных детей. Их на официальном языке называют «учащимися с ограниченными возможностями здоровья» – с ОВЗ.
- ГБПОУ КМБ – государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж малого бизнеса». Это целый образовательный комплекс, в котором получают образование и профессию дети с особыми потребностями. В КМБ есть программы от дошкольных (коррекционный детский сад) до средних профессиональных (колледж с инклюзивным обучением).
- ГКОУ СКОШИ – государственное казенное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат. Как правило, у «скошей» есть специализации – для глухих, незрячих, с патологиями опорно-двигательного аппарата детей.
Учиться особенные дети с самого раннего возраста могут по обычным или специальным программам:
- ООП – основная образовательная программа (обычная, как и для остальных детей).
-
АООП – адаптированная образовательная программа, то есть упрощенная, разработанная с учетом характера нарушений здоровья:
- АООП ТНР – для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- АООП НОДА – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- АООП ЗПР – для детей с задержкой психического развития;
- АООП УО – для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- АООП РАС – для детей с расстройствами аутистического спектра;
- АООП ФЗР – для детей с функциональными расстройствами зрения (косоглазием, амблиопией).
- НОО – начальное общее образование, младшие классы.
- ООО – основное общее образование, 9 классов.
- СОО – среднее общее образование, 11 классов.
- ЦПМПК – центральная психолого-медико-педагогическая комиссия. Она решает, нужны ли ребенку специальные условия в детском саду или школе.
Информация об учебных заведениях и программах
В форме регистрации учебного заведения на Учёбе.ру предусмотрено 3 поля: полное название, краткое название и другие названия.
1.1. Полное название учебного заведения не должно содержать юридическую форму организации, например «ГБОУ» или «АНО».
1.2. В качестве краткого названия можно использовать фирменное название, бренд или аббревиатуру (но только в случае, если она общеизвестна). Краткое название факультета не должно содержать название основного вуза.
1.3. В поле другие названия можно указать старые и неформальные названия учебного заведения или факультета, например, «Бауманка», «Физтех», «Плешка».
2.1. В описании нельзя использовать слова «лучший», «эксклюзивный», «уникальный», «абсолютный», «первый», «лидер» и тому подобные, а также прилагательные в превосходной степени.
2.2. Описание не должно содержать HTML-тегов и другой разметки, информация должна быть оформлена одним абзацем текста длинной не более 800 символов (с пробелами и знаками препинания). Рекомендуемый объём: 500-600 символов.
2.3. Не пытайтесь написать обо всем подряд, укажите в описании только самую важную, на ваш взгляд, информацию: основные факты, которые могли бы заинтересовать аудиторию. Например, информацию о преподавателе, если курс ведет известный человек; об особенностях программы и тд.
2.4. Воздержитесь от публикации недостоверной информации. Редакция может без предупреждения снять учебное заведение с публикации при обнаружении в описании фактов, не соответствующих действительности.
2.5. Воздержитесь от упоминания в описании незначительных фактов и быстро устаревающей информации.
2.6. Пишите на языке своего абитуриента. Постарайтесь рассказать о себе проще и понятнее, без канцеляризмов и речевых штампов.
2.7. Если для какой-то информации есть отдельное поле — используйте его. Например, в поле «Краткое описание» нельзя указывать адрес сайта, телефоны, стоимость и т.д., потому что для этого есть специально выделенные поля.
4. Редакция оставляет за собой право вносить изменения в описания, а также отказать в публикации без объяснения причины.
Законодательная база
Типам образовательных
организация посвящена
статья 23
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». Из нее мы видим, что в нашей стране
существуют такие ОО:
-
Дошкольные.
Проще говоря, это детские сады. Их тоже
существует несколько видов, но на них мы в этот раз подробно останавливаться не
будем -
Общеобразовательные.
Имеются в виду школы и подобные им заведения – о
них тоже в этот раз не говорим. -
Профессиональные.
Здесь обучают по программам
среднего профессионального образования и профессионального обучения. -
Высшего
образования.Здесь дают высшее
образование и занимаются наукой. -
Дополнительного
образования.Это всевозможные
курсы и кружки, которые могут посещать как дети, так и взрослые. -
Дополнительного
профессионального образования.Здесь обучают по дополнительным профессиональным программам, то есть проводят
курсы повышения квалификации и профпереподготовки.
ОО из третьего пункта мы
привычно именуем ссузами, из четвертого – вузами.
Также рекомендуем:
Уровни образования в России
Особенности наименования
В названии учебного заведения могут присутствовать указания на специфику работы. Например, «общеобразовательная школа с математическим уклоном». В наименовании может присутствовать указание на интеграцию учебных планов разного типа. Программа деятельности образовательной организации может предусматривать дополнительные задачи. Например, это может быть коррекция, содержание, реабилитация, психолого-педагогическое сопровождение, технологическая, научно-исследовательская и прочая работа. Указание на это также может присутствовать в названии учебного заведения.
Особенные российские вузы
Московский
государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский
государственный университет занимают особые места в структуре отечественного
образования. Их деятельность регулируется
.
Главные отличие МГУ и СПбГУ
от всех прочих вузов России:
-
Для них не
являются обязательными федеральные государственные образовательные стандарты
(ФГОС). Статья 4 упомянутого ФЗ разрешает им внедрять программы по собственным
образовательным стандартам. -
Они вправе
проводить свои вступительные испытания. -
Они самостоятельно
утверждают формы дипломов, которые приравниваются к документам о квалификации
государственного образца. -
Диссертационные
советы этих вузов не зависят от ВАК. Присужденные ими ученые степени не
нуждаются в утверждении.
К тому же МГУ и СПбГУ
могут выполнять государственные заказы по определенным видам деятельности.
Равноправны ли дипломы государственного и установленного образца юридически?
Согласно ст. 60 Закона РФ «Об образовании», оба диплома равноценны и имеют статус документа о высшем образовании. Трудоустраиваясь, специалист может предъявить оба, и работодатель не имеет права отказать, если у соискателя диплом установленного образца. Даже если он устраивается на должность, где нужны определенные квалификационные качества.
Однако на практике бывает по-разному. Среди работодателей до сих пор распространено мнение, что диплом государственного образца лучше, чем диплом установленного образца.
Если основанием для отказа при трудоустройстве послужил «неправильный» диплом, это повод пожаловаться в трудовую инспекцию.
В каких заведениях можно получить начальное профессиональное образование
Такого понятия тоже с
2013 года не существует. В
статье 108
Федерального закона №273-ФЗ указано, что НПО
приравнено среднему профессиональному по программам подготовки
квалифицированных рабочих.
Ранее его получали в
профессионально-технических училищах (ПТУ). Сейчас все они преобразованы в учебные
заведения следующих форм:
-
профессиональные
училища; -
профессиональные
лицеи.
Они дают возможность за
короткий срок (2 года 10 месяцев при очной форме) получить рабочую
специальность. Обычно выпускники становятся поварами и кондитерами,
мастерами-отделочниками, автомеханиками.
И тех, и других учебных
заведений осталось очень мало. Примеры:
-
ПУ при
Астраханском государственном архитектурно-строительном университете; -
ПУ №15 в
Курске; -
ПЛ №25 в
Красноярске; -
Сальский
казачий кадетский ПЛ.
Большая часть советских
ПТУ, доживших до 2013 года, была преобразована в техникумы.
Чем они отличаются
Лицей по статусу
несколько выше училища, так как предполагает углубленное изучение отдельных
дисциплин. Кроме того, в лицеях чаще готовят по профессиям, не предполагающим
физического труда, – например, парикмахер или секретарь.
Какие бывают университеты
Вернемся к списку видов
вузов. Наряду с обычными университетами мы видим там федеральные и национальные
исследовательские. Они оказываются на ступеньку выше относительно рассмотренных
нами вузов.
Само понятие «федеральный
университет» возникло в РФ в 2008 году с выходом
Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. №716
. Создали их с целью модернизации образования и
подготовки кадров для инновационной экономики. Всего в стране существует 10 ФУ:
- Сибирский;
- Южный;
-
Уральский
федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; - Дальневосточный;
-
Казанский
(Приволжский); -
Северо-Восточный
имени М. К. Аммосова; -
Балтийский
имени Иммануила Канта; -
Северный
(Арктический) имени М. В. Ломоносова; - Северо-Кавказский;
-
Крымский
имени В. И. Вернадского.
Все они создавались
указами главы государства. Работа каждого из них тесно связана с
социально-экономической ситуацией соответствующего федерального округа.
И если статус ФУ –
пожизненный, то национальным исследовательским университет может стать, только выиграв
конкурс. Его проводят Правительство и Минобрнауки. Цель конкурса – выявить
вузы, которые заняты важнейшими научными исследованиями. Перечень показателей,
которым должен соответствовать НИУ, приведен в
.
Категория НИУ присваивается на 10
лет, но ее вуз может потерять в любое время, если реализация научно-исследовательских
программ не даст ожидаемого эффекта.
Таких вузов в России
сейчас 25: Десять из них сосредоточены в Москве, по три – в Санкт-Петербурге и
Новосибирске, по два – в Перми и Томске, по одному – в Казани, Нижнем
Новгороде, Самаре, Саратове и Челябинске.
В каких заведениях можно получить высшее профессиональное образование
В статье 9
ныне утратившего силу Федерального закона от
22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
были перечислены основные виды высших учебных заведений. И хотя действующий
Федеральный закон №273-ФЗ такого перечня не содержит, виды вузов остались теми
же:
-
федеральный
университет; -
национальный
исследовательский университет; - университет;
- академия;
- институт.
Вид вуза напрямую связан
с его статусом. Меняется статус – меняется и название. Так, например,
Московская финансово-юридическая академия перешла на следующую ступеньку и
стала университетом.
Но здесь интересный ход сделан в
отношении аббревиатуры. Она за годы существования вуза стала брендом, и, чтобы
ее сохранить, знаменитые буквы включили в официальное название. Учебное
заведение теперь называется «Московский финансово-юридический университет
МФЮА». Соответственно, МГЮУ его никто не называет.
Стоит упомянуть и
специальные названия, например, «Московская государственная консерватория имени
П.И. Чайковского» или «Высшая школа народных искусств». Вид вуза обычно
указывают в скобках после основного наименования ОО.
Чем они отличаются
Начнем с последних трех
видов из вышеприведенного списка. Такое деление – наиболее общее, и по нему
проще проследить основные отличия.
Университет |
Академия |
Институт |
|
Самостоятельность |
Только самостоятельная ОО |
Только самостоятельная ОО |
Самостоятельная ОО или часть вуза |
Направления подготовки кадров | Для разных отраслей (не менее 7) |
Для нескольких отраслей одного направления |
Для одной отрасли |
Научные исследования | Функции научного центра | Обязательно | Необязательно |
Соотношение аспирантов и студентов | 4 / 100 | 2 / 100 | Нет требований |
Аспиранты, защитившиеся в первый год после выпуска |
+25% | +25% | – |
Среднегодовой объем финансирования | От 10 млн рублей | 5-10 млн рублей | До 5 млн рублей |
Количество педагогов с учеными степенями |
Не менее 60% | Не менее 55% | Нет требований |
Наличие факультета профессиональной переподготовки |
Обязательно | Обязательно | Необязательно |
Получается, что среди
высших учебных заведений нет такой четкой иерархии, как среди средних
профессиональных. Нельзя сказать, что институт дает менее глубокую подготовку,
чем университет. Разница – в том, какие условия то или иное учебное заведение
может предложить студентам:
-
широту выбора
профессий; -
возможность
заниматься наукой; -
комфортное
материально-техническое обеспечение (оно зависит от объема финансирования).
На количестве
«остепененных» преподавателей заострять внимание не стоит. С одной стороны,
отсутствие защищенной диссертации может компенсироваться богатым практическим
опытом
С другой стороны, закончить аспирантуру и получить степень никогда не
поздно. Поэтому концентрация ученых в вузе – показатель непостоянный.
Внешние отличия диплома государственного и установленного образца (образец)
Главным отличием государственного диплома от диплома установленного образца является наличие государственной символики – герба Российской Федерации – на дипломе государственного образца.
На дипломе государственного образца в обязательном порядке должны присутствовать:
-
Квалификация, присвоенная выпускнику (бакалавр, магистр, специалист);
-
Регистрационный номер диплома, который вносится в базу данных университета;
-
Дата выдачи документа;
-
Ф.И.О. выпускника в именительном падеже;
-
Полное название учебного заведения, которое выдало документ об образовании, и город;
-
Наименование учебной программы и её код в ОКСО (Общероссийском классификаторе специальностей по образованию);
-
Дата решения Аттестационной комиссии о присвоении квалификации;
-
Ф.И.О. ректора вуза и председателя Аттестационной комиссии вместе с их подписями;
-
Специальное звание, которое указывает на ступень в обучении и название специальности.
Образовательная организация, которая выдает дипломы установленного образца, не имеет права использовать символику РФ в его оформлении (герб или что-то стилистически его напоминающее). Вместо этого обычно на нем располагается логотип самой образовательной организации (учебного центра). В принципе, документ о квалификации и форму для его заполнения учебный центр выбирает самостоятельно. Однако это вовсе не означает, что он может вносить какие угодно данные. Есть специальные рекомендации Министерства образования и науки, изложенные в письме от 12.03.2015 года, где обстоятельно разъяснено, что должен содержать такой документ.
-
Ф.И.О. выпускника в именительном падеже;
-
Период (сроки) обучения;
-
Название образовательной организации, выдавшей диплом;
-
Полное наименование учебной программы;
-
Дата решения аттестационной комиссии о выдаче диплома;
- Вид профессиональной деятельности, на которую переучивался слушатель, и наименование присвоенной квалификации, если таковая есть;
-
Ф.И.О. руководителя учебного центра и председателя Итоговой аттестационной комиссии вместе с их подписями;
-
Город, где был выдан документ;
-
Регистрационный номер диплома по книге регистрации документов об образовании, которая в обязательном порядке должна быть у каждой образовательной организации.
Разновидности общеобразовательных учреждений
Начальная школа. Это первые четыре класса обучения ребенка. В 1 класс детки поступают согласно результатам определенных тестов, позволяющих определить степень их готовности к обучению в школе. Главная задача учителей тут – не только дать ребятам знания, но также и научить их учиться, привить интерес к наукам.
Средняя школа. Можно сказать, что это промежуточное звено между начальной и старшей школами. Занимает период с 5 по 9 класс, возраст учеников колеблется от 9-10 до 14-15 лет. После окончания данного периода желающие могут поступать либо в старшую школу, либо же в учреждения профессионального образоввания (начальные или средние).
Старшая школа. Обучаются дети в 10-11 классах, возраст которых от 15 до 17 лет. Тут происходит более глубокое изучение наук, подготовка к поступлению в ВУЗы. По окончанию ученики получают аттестат о среднем полном общем образовании. Для некоторых видов деятельности этого уже достаточно.