Оглавление статьи
Как коронавирус повлиял на организацию образования
Есть решения, которые позволяют снизить негативные последствия влияния пандемии на систему образования. Среди можно назвать следующие активности:
- использовать онлайн-формат в образовании;
- повсеместно переходить на дистанционное обучение;
- применять альтернативные методы образования;
- повышать уровень технической подготовки педагогов;
- применять методы непрерывной оценки уровня образования.
Переход на дистанционное обучение
Образование и пандемию коронавируса невозможно представить без дистанционного обучения. Это первое, что сделали учебные заведения многих государств, когда правительства решили объявить локдауны в связи с эпидемией.
Однако в отсталые и слаборазвитые страны Африки, Южной Америки и Азии не обладают достаточными техническими средствами, чтобы организовать занятия в онлайн-формате. Поэтому они используют другие виды дистанционного обучения:
- проводят обучающие уроки по радио;
- запускают на телевизионных каналах образовательные программы;
- распространяют печатные обучающие материалы.
В странах, где нет стабильного интернета, в ход идут старые добрые книги
Использование онлайн-формата обучения
Один из самых популярных видов дистанционного обучения — это онлайн-формат. Занятия в Zoom, Skype и на других образовательных платформах стали спасением для многих университетов и иных образовательных учреждений.
Вузы в развитых странах оказались наиболее готовы к такому переходу. Многие университеты уже давно разработали целые курсы, которые преподавались в таком формате. Школам и средним учебным заведениям также пришлось быстро реагировать на изменения и заниматься организацией дистанционного обучения.
Альтернативные методы образования
Новые методы обучения помогают предоставлять отличный уровень среднего и высшего образования даже в условиях пандемии. Среди них:
- адаптивное обучение;
- интерактивные и экспериментальные подходы;
- методы самообучения и усиление роли самостоятельной работы;
- командное обучение;
- смешанный формат обучения (онлайн-офлайн режим);
- моделирование и игровые техники.
Техническая подготовка педагогов
Влияние пандемии на систему образования велико не только потому, что эпидемия заставила искать новые подходы к обучению
Она также показала значимость роли преподавателей в обучающем процессе и важность их технической подготовки
К сожалению, многие педагоги оказались не готовы переходить на альтернативные форматы обучения. Им недоставало знаний, чтобы успешно пользоваться обучающими платформами и организовывать уроки в новом для себя режиме.
Всё это привело к необходимости дополнительного обучения педагогического состава и организации помощи опытным учителям, чтобы они быстрее смогли получить необходимые навыки работы с техническими средствами.
Из-за закрытия школ многие педагоги остались без работы. По всему миру прошли сокращения педагогического состава, что также усилило кризис как в образовании, так и в экономике.
Метод непрерывной оценки уровня образования
Ещё один важный вызов, с которым столкнулась система общего и высшего образования в период пандемии ковид-19, это необходимость пересмотреть методы оценки. Как проводить экзамены дистанционно? Как оценивать контрольные и защищать диссертации? На все эти вопросы вузы находили свои ответы.
Для качественного контроля текущих знаний большинство учебных учреждений в период пандемии выбрали метод непрерывной оценки. То есть умения и навыки, которые получают ученики и студенты во время занятий, теперь проверяются сразу же. А контрольные и экзамены лишь подтверждают полученный уровень знаний.
Сокращенная (ускоренная)
Хотя для программ любого уровня основного профессионального образования установлены нормативные сроки обучения, учебу по индивидуальному плану для того, чтобы пройти ускоренный курс обучения, неважно в очной, очно-заочной или заочной форме. Сокращенная форма обучения в вузе возможна на программах любого уровня – бакалавриата, специалитета, магистратуры
Пройти ускоренный вузовский курс можно после колледжа (допускается и учась в ссузе) или при наличии выдающихся способностей, если устав учебного заведения предусматривает такую возможность.
Сокращенная форма обучения в вузе возможна на программах любого уровня – бакалавриата, специалитета, магистратуры. Пройти ускоренный вузовский курс можно после колледжа (допускается и учась в ссузе) или при наличии выдающихся способностей, если устав учебного заведения предусматривает такую возможность.
Вуз может сократить срок обучения двумя способами:
- зачесть изученные раньше в колледже, вузе или на курсах дополнительного профобразования модули, спецкурсы, практики и так далее – естественно, для этого надо поступить на смежное направление;
- ускорить темп обучения.
Срок учебы в ускоренной форме сокращается на 6–12 месяцев.
Учеба в любой форме: очной, заочной и вечерней (очно-заочной) – может быть бесплатной (бюджетной) или платной – по договору об оказании образовательных услуг (по контракту).
Рост популярности дистанционного образования
Так почему в настоящее время все больше людей предпочитают обучаться по программе онлайн обучение, а не посещать реальные образовательные учреждения? На это есть несколько довольно весомым причин:
- Стоимость дистанционного обучения в режиме онлайн гораздо ниже, чем очного образования;
- Возможность экономить время и ресурсы на образование — в таком режиме нет необходимости переехать в другой город, чтобы учиться в учебном заведении, которое особенно нравится. Да и вообще на дорогу тратиться не надо, так как пройти все курсы и сдать контрольные и проверочные работы можно не покидая дома;
Что собой представляет ускоренная программа обучения
Ускоренная программа обучения — это еще один способ получить высшее образование. Методика подойдет выпускникам ВУЗов и средних профессиональных заведений. Или лицам с неполным высшим, которые ушли не окончив университет. Условие для поступления — смежные или похожие специальности.
Выпускники среднего специального направления «Право и организация социального обеспечения» могут поступить на юриспруденцию, учиться по ускоренному плану. То же самое касается десятков других направлений, специальностей.
При изменении сроков профессионального обучения учитывают академические достижения студента на прежнем месте учебы. Сокращение продолжительности достигается:
- Путем перезачета части дисциплин. Общеобразовательных предметов и предметов профессионального цикла. При условии, что количество часов нагрузки совпадает и в той, и в другой программах.
- Путем переаттестации. Если количество часов в программе предыдущего места учебы меньше, чем предполагает актуальный учебный план ВУЗа, куда поступает человек. Необходимо досдать разницу по индивидуальному графику аттестации. Речь идет о тестировании или собеседовании.
Ускоренное обучение проходит по индивидуальному графику или на основании плана, который утвержден для студентов сокращенного формата учебы. Зависит от конкретного университета. Обучающиеся работают в общих группах, переводятся на 2 курс и выше. Или же в группах специально созданных для таких же студентов.
После окончания ВУЗа выпускникам вручают диплом установленного образца. Способ получения высшего образования не указывают.
Семейное обучение
Как перевести школьника на домашнее обучение, при отсутствии медицинских противопоказаний? Учащегося, имеющего удовлетворительное здоровье возможно самостоятельно учить дома на семейной форме обучения. От ученика требуется изучение школьной программы без регулярного посещения школы. За качество получаемого образования отвечают родители, приглашенные учителя или репетиторы. Школьник приходит в школу, в которой числится лишь, чтобы сдать аттестацию или экзамены.
Кто может
Родители вправе осуществить перевод на семейное обучение по таким причинам:
- Учащийся регулярно пропускает школу, поскольку на профессиональном уровне занимается спортом, танцами, музыкой или подобными видами деятельности;
- Работа его родителей предполагает частую смену места жительства. Многие дети сложно привыкают к новому коллективу. Это может повлиять на уровень знаний учащегося;
- Родители не планируют отдавать ребенка в школу по религиозным или иным соображениям.
Порядок перевода
В законодательстве отмечено, как перейти на домашнее обучение ребенку, имеющему удовлетворительное здоровье. Это довольно просто. Родителям или лично ученику, если он уже получил паспорт, следует подать заявление с просьбой перевода на выбранную форму обучения. Вся последовательность действий подробно описана ниже.
Выбрать подходящее образовательное учреждение
Прикрепить ребенка к определенной школе следует, чтобы он мог сдавать там аттестации. Как поступить, если вас не устраивает ближайшее учебное заведение? При выборе не обязательно отталкиваться от фактического места проживания семьи. Родители вправе отдавать предпочтение обычной школе возле своего дома или выбрать заведение, углубленно изучающее определенные предметы. Сдавать аттестацию потребуется по программе, которая утверждена в выбранной школе.
Ученики в итоге получают аттестат такого же образца, как и другие школьники. В нем не указывают форму получения образования.
Узнать у администрации учебного заведения допускается ли в ней семейное обучение
Следует уточнить у директора или завуча школы, прописана ли в уставе заведения возможность семейного обучения школьников. Кроме этого рекомендуется выяснить, обучается ли кто-то из учеников по данной системе. Нет ничего плохого, если первопроходцем окажитесь вы. Но все же будет проще, если администрация уже сталкивалась с подобной ситуацией. В таком случае вам будет гораздо проще организовать учебный процесс и находить решения при возникновении разногласий.
Заявление на перевод на имя директора
В нем указывается причина перевода ученика. Кроме заявления требуется подготовить:
- Ксерокопию свидетельства о рождении или паспорта ребенка, при его наличии.
- Ксерокопию паспорта мамы или папы ребенка. Если планируется перевести ученика, оставшегося без родительской опеки, готовят ксерокопию паспорта его попечителя.
- Фотографию школьника размером 3*4 см.
Заключение договора со школой
В данном документе прописывается:
- Порядок взаимодействия сотрудников учебного заведения, родителей и самого ученика.
- Возможность проведения консультаций с преподавателями заведения.
- Сведения о предстоящих проверках знаний.
Согласовать с учителями график сдачи ребенком аттестаций
При семейном обучении ответственность за качество полученных знаний ложится исключительно на родителей или опекунов ребенка. При возникновении трудностей допускается обращение к сотрудникам школы за методической помощью. Кроме того ученику обязаны разрешить записаться в библиотеку и выдавать необходимые для обучения пособия.
Если родители не способны самостоятельно обеспечить изучение ребенком утвержденной программы, школа вправе расторгнуть подписанный договор и вернуть ученика к очному образованию.
Важные моменты, касающиеся перевода на семейное обучение:
- Осуществить перевод ученика на семейное обучение можно перед началом учебного года либо в любое другое время.
- Утверждение количества и дат проведения аттестаций происходит после их согласования между сотрудниками школы и родителями. Обычно в учебном заведении самостоятельно утверждают график и редко соглашаются, если родители выражают желание приводить ребенка на аттестации реже четырех раз за год.
- График обучения, его программу и учебники родители могут самостоятельно выбирать на свое усмотрение.
Формы получения образования
В Российской Федерации существует две формы получения образования:
- в образовательной организации,
- вне образовательной организации.
Главное различие между формами образования заключается в том, кто несёт ответственность за обучение ребёнка. В первом случае это образовательная организация, а во втором ответственность возлагается на самих родителей. Они самостоятельно выбирают учебные пособия, программу, педагогов и расписание.
Право выбора в образовании подразумевает, что ребёнок не обязан учиться в традиционной массовой школе.
Две формы получения образования подразделяются на пять форм обучения — закон и здесь предоставляет свободу выбора. Получать образование в образовательной организации можно в очной, очно-заочной и заочной формах. А вне образовательных организаций — в форме семейного образования и самообразования.
Рассмотрим каждую форму организации обучения подробнее:
- Очное обучение — наиболее распространённое. Ребёнок 5-6 дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется.
- Очно-заочное обучение — ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестовываться он обязан вместе с классом: если сегодня пишут контрольную, надо присутствовать.
- Заочное обучение — ребёнок не ходит в школу и учится на дому, но находится в контингенте школы, а значит, ему нельзя менять программу, перескакивать через классы, а также придётся придерживаться графика аттестаций.
<<Форма демодоступа>>
Семейное обучение (с первого по девятый класс), как и самообразование (10-11 классы), — гибкое и вариативное. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы он сдавал аттестации, которые на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном.
Полная схема всех форм образования и обучения
Кроме того, граждане Российской Федерации имеют также и право выбора дополнительного образования — это любые кружки, секции, программы профессиональной переподготовки и так далее.
На какой форме можно учиться по ускоренной программе
Закон не устанавливает формальных ограничений на способ и порядок освоения программ в сокращенные сроки. ВУЗ решает этот вопрос самостоятельно. Возможны 4 варианта:
- Очное отделение. Студенты посещают занятия 5−6 раз на протяжении недели. Слушают лекции, работают на семинарах.
- Очно-заочное (вечернее) отделение. Количество учебных дней сокращается до 2−4. Половину нагрузки обучающийся осваивает своими силами.
- Заочный формат. Посещать ВУЗ почти не требуется. Программу обучения студент осваивает самостоятельно. Обучающиеся посещают установочные и экзаменационные сессии.
- Группы выходного дня. Обучение 1−2 раза на протяжении недели по выходным. Нечто среднее между вечерней и классической заочной формами.
Вопрос формата получения ВО стоит уточнить у администрации выбранного университета. При личном приеме или по телефону.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.
Плюсы и минусы очного обучения
Очное обучение – это традиционная форма получения образования, характеризующаяся обязательным присутствием учащихся на лекциях. Чаще такую форму выбирают молодые люди, закончившие школу, необремененные постоянной работой и домашними обязанностями, что позволяет много времени проводить в стенах учебного заведения.
У очного образования есть весомые преимущества перед дистанционным:
- Большой выбор вузов с возможностью бесплатного обучения при наличии высоких баллов по ЕГЭ. Студенты с высокой успеваемостью также получают стипендию.
- Личный контакт преподавателя со студентом поможет хорошо узнать друг друга, получить помощь и поддержку старшего наставника во время прохождения практики и при трудоустройстве в дальнейшем.
- Закрепление получаемых знаний на групповых практических занятиях.
- Регулярное проведение открытых мероприятий, куда приглашают экспертов в определенной области (мастер-классы, семинары, конференции).
- Если какой-то материал сложен для понимания или не получается найти нужную информацию, можно подойти с конкретным вопросом к учителю, а не искать ответы самостоятельно.
- Отсрочка от армии для парней призывного возраста.
- Предоставление места в общежитии для иногородних, что позволит почувствовать себя взрослым и самостоятельным.
- Чтобы получить диплом о высшем образовании при очном обучении, не нужно прикладывать сверхусилий и посвящать время учебе в выходные дни или после занятий. Достаточно стабильно посещать лекции.
К недостаткам традиционной формы обучения относятся:
- Отсутствие возможности иметь постоянную работу, так как нужно много времени проводить за учебой. Остается лишь подработка, поэтому о хорошем доходе на время получения образования можно забыть.
- Если не набрали высшие баллы по ЕГЭ, обучение на дневной форме обойдется намного дороже, чем на заочной или дистанционной.
- Дисциплина и соблюдение правил – за постоянные пропуски или невыполнение заданий могут отчислить.
- Устроиться на приличную работу получится нескоро. Сначала 4 года на получение диплома, а после далеко не каждый работодатель захочет брать на работу выпускника без опыта.
Таким образом, очное обучение подходит не всем, необходимо хорошо подумать, взвесить все «за и против» прежде, чем пойти на такой ответственный шаг.
Главные отличия между онлайн- и офлайн-образованием
Современное обучение – это массовое обучение миллионного населения, которое с развитием технологий приобрело онлайн- и офлайн-формы. В отличие от очного образования, главное преимущество онлайн-образования – это нацеленность на человека. Благодаря технологическим инновациям оно позволяет не только генерировать множество информации и достаточно быстро обновлять актуальную базу знаний, но и выстраивать систему обучения с учетом индивидуальных предпочтений каждого человека, включая такие особенности как:
- интерес;
- наличие личного опыта;
- целенаправленность;
- использование разных способов восприятия;
- временные ограничения.
Главные приоритеты и преимущества онлайн-образования над офлайн следующие:
- можно подстраивать процесс образования под ученика;
- можно быстро обновлять систему знаний, следя за актуальностью;
- можно интегрировать разные практические подходы и развивать творчество;
- можно превратить обучение в привычку .
Таким образом, можно понять, что хотя образование и является четко стандартизированной системой передачи знаний с целью социализации человека, оно также является очень динамичным процессом
Поэтому главная проблема большинства образовательных систем заключается в том, что они не учитывают такого важного аспекта в процессе обучения как индивидуальность каждого ученика в соответствии с его когнитивными и интеллектуальными способностями
Поэтому в результате обучения могут возникнуть проблемы в том, что если вам знания дали, это еще не факт, что вы сможете их использовать. Хотя в современной системе образования существуют несколько методик оценки усвоения знаний, все они очень условны, ибо, как показывает опыт, никто не отвечает за результат и компетенцию ученика по окончании процесса обучения.
Требования к учителю будущего
Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:
Цифровая грамотность
По данным совместного исследования «Учи.ру» и Vinci Agency, в пост-коронавирусном мире будет расти спрос на педагогов с хорошим знанием принципов онлайн-обучения, а также адаптацией к цифровому миру. Сейчас индекс отношения учителей к технологическим инновациям составляет 76 пунктов из 100, по оценкам Национального центра финансовых исследований (НАФИ). В рамках этого индикатора измерялись знание современных технологических тенденций, навыки работы с современными гаджетами и приложениями и др.
Аналитические способности
Практико-ориентированное, гибкое и смешанное обучение требуют постоянного обновления и контента, и методик, и технологий. Учителям и преподавателям придется больше самостоятельно анализировать информацию, выбирая самые релевантные данные, чем опираться на готовые методические пособия и учебники.
Умение учиться
ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.
Экономика образования
Глава Coursera Джефф Маджионкальда: «Учиться придется всю жизнь»
Эмоциональный интеллект
Под этим понятием подразумевают эмпатию, мотивацию, социальные навыки. Эмоциональный интеллект позволяет наладить контакт с людьми вне зависимости от контекста
Это особенно важно для учителя будущего, так как его роль все больше включает гибкую коммуникацию с учениками, организацию эффективной работы в группе или индивидуальный подход к каждому студенту. Сегодня появляются первые инициативы по развитию soft skills у педагогов
Так, проект благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» помогает педагогам получить необходимые компетенции для развития личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста.
Организационные навыки и проектное мышление
Современные образовательные подходы, например, смешанное обучение по моделям «Ротация станций» или «Перевернутый класс», а также гибкое обучение, обучение по запросу в высшем и корпоративном образовании, требуют развитых организационных навыков
Проектное мышление важно, поскольку все больший упор делается на междисциплинарные знания и исследовательский подход. Собственно, сама по себе преподавательская деятельность становится проектной: она нацелена на реальный результат в виде усвоения знаний, которые ученик может применить на практике, вместо абстрактных отработанных часов или выполненных планов
Еще около 100 лет назад известный британский шахматист Уильям Артур Уорд сказал: «Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет». В контексте современного образования, среднему учителю уже почти не осталось места.
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!
Роль образования в жизни общества
- Передает социальный опыт. Молодые люди усваивают культурные ценности, становятся “продуктами” своей среды. Так общество обеспечивает порядок.
- Социализация личности. Обществу необходимы квалифицированные кадры. Это позволяет ему развиваться.
- Социальный отбор. Благодаря образованию, люди занимают определенную ступень в социальной иерархии.
- Социальный контроль. Ученики определенное время проводят в школе под контролем педагогов. Многие получают дополнительное образование в кружках, клубах, спортивных секциях и т.п. В учебных заведениях поддерживается дисциплина, регулируются отношения. Все это способствует стабильности общества.
Функции образования определяются актуальными задачами современного этапа развития.