Понятие и система правоохранительных органов рф

Оглавление статьи

Правоохранительные органы

Раздел ЕГЭ: 5.20. Правоохранительные органы. Судебная система

Соблюдение прав и свобод граждан контролируется и защищается правоохранительными органами.

Правоохранительные органы — органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

ФУНКЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

  • Охрана государственного и общественного строя;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • укрепление законности и правопорядка;
  • охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;
  • борьба с преступностью.

ОСНОВНЫЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РФ

Наибольшими полномочиями и влиянием обладают следующие правоохранительные органы РФ:

  • Прокуратура РФ. Осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми субъектами правовых отношений. Включает в себя четыре крупных подразделения, соблюдающие иерархию между собой:

    • Генеральная прокуратура РФ; о прокуратуры субъектов РФ; о военные и специализированные прокуратуры;
    • прокуратуры городов и районов.
  • Министерство внутренних дел РФ. Осуществляет государственное управление в областях защиты прав и свобод человека, охраняет правопорядок и обеспечивает общественную безопасность. Включает в себя следующие подразделения:

    • Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям;
    • Служба криминальной полиции; о Служба полиции общественной безопасности;
    • Следственный комитет; о Федеральная миграционная служба; о Служба собственной безопасности; о внутренние войска.
  • Министерство юстиции РФ. Осуществляет управление в сфере правосудия, координирует деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти. Включает в себя следующие подразделения: о центральный аппарат; о территориальные органы и учреждения Минюста РФ;

    • территориальные органы и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ;
    • учреждения и организации, обеспечивающие деятельность Минюста РФ (Российский федеральный центр судебной экспертизы).

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Правоохранительная деятельность — деятельность специально уполномоченных органов, направленная на защиту и охрану прав путём применения юридических мер воздействия.

Правоохранительная деятельность делится внутри себя на различные виды.

  • Обеспечение правопорядка в стране. Осуществляется Министерством внутренних дел РФ, полицией, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения.
  • Обеспечение национальной безопасности, борьба с преступностью. Осуществляется органами государственной безопасности.
  • Конституционный контроль. Осуществляется Конституционным судом РФ и конституционными судами республик РФ.
  • Удостоверение всевозможных сделок. Осуществляется нотариатом.
  • Правосудие. Осуществляется судами общей юрисдикции.
  • Организационное обеспечение деятельности судов. Осуществляется Министерством юстиции РФ.
  • Контроль за ввозом и вывозом товаров в страну, взимание пошлин и сборов. Осуществляется органами таможни.
  • Прокурорский надзор. Осуществляется прокуратурой РФ.
  • Выявление и расследование преступлений. Осуществляется прокуратурой РФ и органами внутренних дел.
  • Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам. Осуществляется адвокатурой (негосударственная структура).

Адвокатура — добровольное объединение лиц, оказывающих юридическую помощь гражданам и организациям, что выражается в защите их прав и представительстве их интересов.

Вы смотрели конспект «Правоохранительные органы». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Институт мировых судей

В контексте общей юрисдикции судебной системы, особо нужно отметить компетенцию мировых судей, она отличается от прочих судов предельно возможной санкцией по рассматриваемым ими делам, а также размером взысканий и видом посягательств. В судебной системе РФ мировые суды действуют уже более 20 лет и существенно снижают нагрузку на городские и областные федеральные суды, повышая эффективность судебной системы. Создание судов иной юрисдикции не предусмотрено законом, за исключением ювенальных судов.  

Непосредственно в юрисдикции мирового суда могут находиться как уголовные дела (до 3 лет лишения свободы), так и гражданские (где исковые требования не превышают размера 500 МРОТ на момент подачи), а также все административные дела. МРОТ — это регулярно устанавливаемый федеральным законом минимальный размер оплаты труда (его величина постоянно растет и зависит от экономической стабильности страны). Все законные акты, обращения, вызовы, требования исходящие от мирового суда обязательные для исполнения на всей территории РФ.

Мировые судьи избираются на пять лет, на основании решения законодательного органа местных властей на уровне субъекта РФ. Местные муниципальные власти городов и районов не имеют таких полномочий. В качестве альтернативы избрания на должность, существует выборность населением мирового судьи для соответствующего судебного участка, за которым закреплена жилая территория. Однако такая законодательная инициатива пока не получила фактического применения. 

Смотрите также:

  • Гражданство Российской Федерации
  • Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
  • Права и обязанности налогоплательщика
  • Право в системе социальных норм

Виды правоохранительных органов

Суд — осуществляет правосудие, ведает разрешением гражданских, трудовых или иных споров, рассматривает уголовные дела.

Прокуратура

  • осуществляет надзор за соблюдением законов
  • возбуждает уголовные дела
  • осуществляет  уголовное  преследование
  • поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном процессе
  • осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
  • участвует в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судам
  • участвует  в правотворческой деятельности, в международном сотрудничестве по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью

Органы юстиции:

  • участвуют в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ,
  • проводят экспертизу нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ
  • осуществляют организационно-правовое обеспечение судебной реформы, государственную регистрацию юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней
  • регулируют сферы правового обслуживания
  • выполняют контроль за исполнением законодательства

Органы внутренних дел (полиция, пожарная служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и др.) :

  • занимаются вопросами законности и правопорядка
  • разрабатывают и принимают в пределах своей компетенции меры
    по защите прав и свобод человека и гражданина; по защите объектов, независимо от форм собственности; по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
  • осуществляют меры по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений

Органы государственной безопасности:

  • осуществляют обеспечение безопасности
  • ведут  контрразведы­вательную деятельность, борьбу с преступностью и террористической деятельностью
  • ведут разведывательную деятельность
  • проводят пограничную деятельность
  • обеспечивают информационной безопасность
  • защищают  государственные  границы
  • организуют и обеспечивают эксплуатацию, безопасность, развитие и совершенствование правительственной связи, иных видов спецсвязи и специнформации
  • обеспечивают сохранность государственных секретов.

Органы таможни

  • ведают контролем над ввозом и вывозом товаров
  • взимают пошлины и сборов
  • обеспечивают безопасность государства, жизни и здоровья людей, окружающей среды
  • пополняют доходную части государственного бюджета за счёт взимания таможенных платежей
  • стимулируют отечественную экономику, защищая интересы национальных производителей путём установления квот, ограничений, таможенных тарифов

Органы налоговой полиции

  • осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства
  • ведут учёт налогоплательщиков
  • проверяют соблюдение налогового законодательства
  • применяют налоговые санкции за нарушение налогового законодательства

Нотариат

  • осуществляет удостоверение всевозможных сделок (договоров), оформление наследственных прав
  • проводит заверение копий документов
  • принимает на хранение документы и др.
  • охраняет права и законные интересы граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений
  • охраняет все формы собственности
  • предупреждает правонарушения

Адвокатура

  • оказывает юридическую помощь гражданам и организациям.
  • содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности
  • является независимой, самоуправляемой организацией, не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Судебная защита — государственный способ защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.

Правосудие — деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных.

Судебная власть в Российской Федерации — вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (статья 118 Конституции).

Основные законы, регламентирующие организацию правоохранительных органов

Организация каждой из систем правоохранительных органов (суда, прокуратуры, ФСБ и др.) регулируется специальными законами федерального уровня. Важнейшими законами, регламентирующими организацию судебной системы, основные начала ее деятельности, являются, помимо Конституции РФ, Закон “О статусе судей в Российской Федерации”, Закон “О судоустройстве РСФСР”, Федеральный закон “О судебной системе Российской Федерации”. Два последних закона взаимодополняют друг друга, поскольку, хотя Закон о судебной системе был принят в 1996 году, а Закон о судоустройстве — в 1981 году, часть положений, закрепленных Законом о судоустройстве, не вошла в новый закон, не была им изменена и, следовательно, продолжает действовать в настоящее время.

Закон “О судебной системе РФ” закрепил понятие “судебная власть”, раскрыл его содержание, дал понятие и содержание основных принципов правосудия. В Законе определена судебная система Российской Федерации, компетенция судов, входящих в эту систему, их структура. В нем также указано, как, в каком порядке назначаются судьи и на кого возлагается организационное обеспечение деятельности судов.

Как уже указывалось, часть норм Закона “О судоустройстве РСФСР” продолжает действовать и в настоящее время. Это прежде всего относится к разделу 5 Закона, посвященному присяжным заседателям. В нем определяются требования, предъявляемые к присяжным заседателям, их правовой статус. Действует и часть норм, подробно регламентирующих структуру судов общей юрисдикции, организацию их работы.

Закон “О статусе судей в РФ” закрепляет требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности, порядок отбора кандидатов, права и обязанности судей, гарантии их независимости и неприкосновенности. В нем также определены органы судейского сообщества, их задачи, предусмотрены меры социальной защиты судей.

Помимо названных законов следует указать Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” и Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации”. Первый определяет задачи, полномочия Конституционного Суда РФ, принципы деятельности, статус судей Конституционного Суда РФ. В нем закреплен порядок образования Конституционного Суда РФ, его структура, особенности производства по отдельным категориям дел. Второй определяет компетенцию арбитражных судов, их систему, устанавливает структуру арбитражных судов всех звеньев, порядок работы, их организационное обеспечение.

Организация и деятельность прокуратуры регламентируется Законом “О прокуратуре Российской Федерации”. Следует учесть, что в 1995 году в него были внесены настолько серьезные изменения и дополнения, что, пo существу, был принят новый закон. В Законе определены задачи и роль прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, закреплена система органов прокуратуры РФ, структура каждого органа, установлен порядок назначения прокуроров, их компетенция, правовой статус, меры материального и социального обеспечения работников прокуратуры.

Организация органов безопасности определяется федеральными законами: “О безопасности”, который дает понятие безопасности, перечисляет объекты безопасности и органы, которые обеспечивают безопасность, “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”, “О внешней разведке”, “О федеральных органах правительственной связи и информации”, “О государственной охране”. Каждый из этих законов определяет цели и задачи, стоящие перед соответствующим правоохранительным органом, его структуру и компетенцию.

Задачи, компетенция, система и структура органов налоговой службы и налоговой полиции определяются законами “О государственной налоговой службе в РСФСР” и “О федеральных органах налоговой полиции”. Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает понятие таможенного дела, систему таможенных органов, их структуру, полномочия.

Нет специальных законов, регламентирующих организацию органов предварительного расследования. Эти органы наделяются полномочиями Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР.

Организация и деятельность органов внутренних дел и входящих в них подразделений регулируется рядом законов. В первую очередь это Закон “О милиции”, определяющий ее задачи, разделение на милицию общественной безопасности и криминальную, подразделения, входящие в каждую из них, права и обязанности работников милиции. Организация, задачи и компетенция других подразделений регламентируется законами “О пожарной безопасности”, “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации” и некоторыми другими.

показать содержание

Основные принципы работы Министерства внутренних дел РФ

Определение 3

Министерство внутренних дел Российской Федерации — это исполнительный орган власти, чья деятельность направлена на разработку и реализацию политики государства, нормативно-правовое регулирование внутренних дел, а также выработку политики государства касательно вопросов миграции (это означает, что миграционные службы подведомственны МВД).

Деятельность этого органа базируется на Положении «О министерстве внутренних дел РФ», которое действует с 1 марта 2011 года.

МВД РФ решает следующие задачи:

  • разработка государственной политики в области внутренних дел, а также миграции с последующей ее реализацией;
  • нормативно-правовое регулирование внутренних дел;
  • обеспечение защиты граждан страны, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • противодействие правонарушениям, охрана собственности и общественного порядка, поддержание общественной безопасности;
  • управление органами внутренних дел и внутренними войсками;
  • обеспечение соцзащиты и защиты прав сотрудников, входящих или входивших в структуру МВД.

Министерством внутренних дел Российской Федерации руководит Президент РФ.

В систему МВД входят органы внутренних дел (а также полиция) и войск, организаций/подразделений, решающих задачи, относящиеся к министерству внутренних дел.

Предмет и система курса “Правоохранительные органы Российской Федерации”

Каждый учебный курс имеет свой предмет, определяющий его содержание. Предметом изучения курса “Правоохранительные органы Российской Федерации” является устройство правоохранительных органов, их организация как в отдельности, так и в качестве системы, определение задач, стоящих перед ними, и компетенции, которой они наделяются для их осуществления. При этом на первый план выдвигается именно организация правоохранительных органов, поскольку без знания того, как организуются суды, прокуратура, следственные органы и т. д., очень затруднительно будет в дальнейшем при изучении процессуальных отраслей права уяснить порядок их деятельности, взаимоотношения между ними. Данный учебный курс рассматривает такие вопросы, как структура правоохранительного органа, состав, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, прокурора, следователя и др. В то же время затронуты вопросы и полномочий правоохранительных органов, но в более общей форме. Одной из задач, стоящих перед данным курсом, является и овладение юридической терминологией, необходимой при изучении других юридических дисциплин. Курс подробно освещает такие понятия, как “судебная власть”, “судебная инстанция”, “прокурорский надзор” и т. д.

Предмет курса значительно расширился за последние годы, поскольку ряд органов (например, органы государственной безопасности) в силу их секретности ранее не изучались. Кроме того, появились новые правоохранительные органы — налоговая полиция, Конституционный Суд — которых в советское время не было.

Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части — Общую и Особенную.

В Общей части освещаются такие вопросы, как понятие правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, понятие и содержание судебной власти, конституционные принципы правосудия.

В Особенной части рассматривается организация конкретных правоохранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд — организация всей судебной системы в целом и трех ее составляющих — судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда РФ, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенных органов и органов юстиции, органов предварительного расследования. Хотя, как уже упоминалось, адвокатура, нотариат, частные детективные и охранные службы не являются правоохранительными органами, но в связи с их большой значимостью в защите прав и законных интересов граждан и организаций, тесной связи со многими правоохранительными органами они также являются предметом изучения данного курса.

Основные направления (функции) правоохранительной деятельности

По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии конкретных направлений (функций), из которых она слагается.

Направления (функции) правоохранительной деятельности:

  • конституционный контроль (устранение нарушений предписаний Конституции РФ);
  • правосудие (разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях);
  • организационное обеспечение деятельности судов (создание условий для нормальной деятельности судов);
  • прокурорский надзор (выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования);
  • выявление и расследование преступлений (раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде);
  • оказание юридической помощи (предоставление всем, кому это необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности, а равно оказание других юридических услуг).

Все названные направления (функции) взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Правосудие — функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Реализации задач, стоящих перед ним, так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций.

Конституционный контроль в не меньшей мере оказывает активное влияние на осуществление других направлений (функций) правоохранительной деятельности. Его реализация — это прежде всего обеспечение претворения в жизнь конституционных предписаний, в том числе тех, что напрямую связаны с надлежащим осуществлением как правосудия, гарантиями его законности, обоснованности и справедливости, так и прокурорского надзора, организационного обеспечения деятельности судов, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи.Поэтому о правосудии и конституционном контроле, не умаляя ни в коей мере значения других правоохранительных функций, можно говорить как о сердцевине, центральном звене их системы в целом и т.п.

Функции правоохранительных органов:

  • конституционный контроль;
  • осуществление правосудия;
  • прокурорский надзор;
  • расследование правонарушений;
  • обеспечение безопасности;
  • исполнение судебных решений;
  • оперативно-розыскная деятельность;
  • охрана общественного порядка;
  • оказание юридической помощи;
  • профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

Признаки правоохранительных органов

  • Уполномочиваются законом для осуществления правоохранительной деятельности.
  • Осуществляют свою деятельность с соблюдением установленных законом правил и процедур.
  • Имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушение.
  • Принятые ими законные и обоснованные решения подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами.

↑ Судебная система РФ

Судебная система РФФункции суда:

  • осуществление конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства:
  • осуществление конституционного контроля — проверки соответствия нормам Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти;
  • разрешение конфликтов и споров на основании закона;
  • защита и восстановление нарушенных прав и свобод;
  • применение меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния

Судебная система РФ включает:

  1. Федеральные суды
  2. Суды субъектов РФ

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации специализированные арбитражные суды

К судам субъектов Российской Федерации относятся

  • конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, 
  • мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Федеральные суды — органы государственной власти, которые создаются и упраздняются только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным законом (другие федеральные судыРайонный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соот- ветствующего судебного района. Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Высшими судами в РФ является Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ.

Судьи, их полномочия,  компетенции.

Судьи Срок полномочий судей федеральных судов Несменяемость судьи Неприкосновенность судьи Мировые судьиКомпетенции мирового судьи:Условия, обеспечивающие единство судебной системы РФ:

  • Установление судебной системы РФ Конституцией РФ и Законом о судебной системе
  • Соблюдение всеми федеральными и мировыми судьями установленных правил судопроизводства
  • Применение всеми судами Конституции РФ, федеральных законов, принципов и норм международного права и международных договоров РФ, конституций (уставов) и других законов субъектов РФ
  • Закрепление подчинённых и иных взаимосвязей в иерархии судов общей юрисдикции и арбитражных судов
  • Признание обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу
  • Законодательное закрепление единства статуса судей
  • Финансирование федеральных и мировых судей из федерального бюджета