Программы образовательные, основные и дополнительные

Оглавление статьи

Анализ рабочей программы

Для анализа рабочей программы, то есть выявления её достоинств и недостатков и определения эффективности в организации взаимодействия с детьми, методисты ДОУ проводят диагностику, которая заключается в оценке успехов, выявлению проблем с указанием путей их решения по таким направлениям:

  • повышение качества образования;
  • совершенствование воспитательного процесса;
  • создание условий для здоровьесбережения;
  • кадровое сопровождение процесса образования (в плане компетентности воспитателя и методических ресурсов);
  • создание условий для обеспечения безопасности детей.

Развёрнутые примеры анализа рабочих программ на основе их диагностики можно найти здесь.

Одним из показателей успешности совершенствования воспитательного процесса является положительный эмоциональный фон в коллективе детей

Рабочая программа, являясь основой для составления планирования работы с детьми конкретного возраста, опирается на образовательную программу, по которой работает весь детский сад. При этом последняя выбирается методическим советом ДОУ на своё усмотрение исходя из особенностей воспитанников, квалификации кадрового состава и социального заказа. Как правило, основной курс комплексной образовательной программы дополняется вариативным, который, в свою очередь, может быть взят из парциальной программы, нацеленной на реализацию целей и задач одного-двух направлений развития дошкольников.

Важные теоретические нюансы

Во многих методических источниках смешиваются понятия «образовательная программа» и «рабочая программа». Однако эти два понятия не являются синонимичными, более того, они находятся в подчинительной связи.

Образовательная программа — модель образовательного процесса, по которой работают все (!) группы того или иного детского сада. Эта модель согласно п. 5, ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» выбирается руководителем и методическим советом ДОУ на своё усмотрение.

Образовательная программа считается фундаментальной основой работы детского сада, однако и она претерпевает изменения год от года, что связано с изменяющимися реалиями жизни. Например, в последние годы в программы вносятся коррективы относительно меры привлечения компьютерных технологий в работу с дошкольниками.

Рабочая программа — это документ, опирающийся на образовательную программу и требования к организации учебно-воспитательного процесса в учреждении образования, то есть на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который отражает особенности работы педагогов разных специализаций с воспитанниками конкретного (!) возраста. Например, рабочая программа по развитию речи в средней группе, рабочая программа преподавателя музыки и т. п.

Рабочие программы составляются ежегодно под особенности развития конкретной группы малышей с опорой на общую образовательную программу ДОУ.

Рабочая программа составляется на основании образовательной с учётом особенностей детей в группе

Какими бывают основные программы дошкольного образования?

Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).

Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.

Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.

Отразите внедрение цифровых технологий

Минпросвещения требует внедрять в образовательный процесс цифровые ресурсы и технологии электронного образования. Пропишите эти изменения в содержательном разделе ООП. Обоснуйте, почему надо ввести цифровые технологии в образовательный процесс, в целевом разделе. Например, потому что современный ребенок с детства окружен техникой, она близка и понятна ему, образовательный процесс с использованием цифровых технологий будет более продуктивен.

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой предлагает электронные уроки для дошкольников, электронные уроки по иностранным языкам, видео сказки, уроки по ментальной арифметике, каллиграфии, скорочтению, шахматам, робототехнике, электронный образовательный журнал «ЭлектроникУМ».

В организационном разделе ООП опишите материально-техническое обеспечение введения электронного образования. Этот раздел будет важен при разговоре с учредителем о финансировании цифровых ресурсов: покупки компьютеров, интерактивных устройств, компьютерного обеспечения.

Понятие ООП ДО

Основная образовательная программа дошкольного образования — это документ Законодательства Российской Федерации определяющий, как происходит дошкольное обучение. Здесь описано, что входит в процесс обучения, какими оно обладает особенностями.

Образование должно идти по плану

К сведению. Она должна разрабатываться в соответствии с установленными нормами, которые регламентирует Федеральный государственный закон и стандарт дошкольного образования.

Цели и задачи программы

Основной целью ООП ДОУ является научить детей общению, развить их стремления, обращая внимание на их возраст и характер. Задачи:

Задачи:

  • Улучшить физическое и психологическое здоровье.
  • Показать детям, что они имеют равные возможности, несмотря на пол, расу, место проживания, язык, социальный статус и др.
  • Научить детей продолжать дело их предшественников.
  • Создать максимально удобные условия, где дитя сможет развиваться в том направлении, которое больше всего ему подходит.
  • Соединить учебный процесс и воспитание в единый, исходя из норм поведения, общих правил, социальных и духовно-нравственных ценностей.
  • Формировать личность, объяснить пользу здорового образца жизни, обучить самостоятельности и индивидуальности, оказать помощь в определении дальнейшего вектора образования.
  • Возможность изменения и внесения дополнительных обучающих процессов.
  • Основываясь на развитии малыша, формировать социально-культурную среду.
  • Оказать поддержку родителям, воспитывающим детей.

Дети все равны для обучения

Принципы и подходы к формированию ООП

При формировании ООП основными принципами и подходами являются:

Максимальное развитие и обеспечение активного детства дошкольников.
Построение примерного плана обучения так, чтобы малыш сам захотел принимать в нем участие, поддержка его вдохновения.
Обучение общению между ребенком и взрослым, принимая во внимание потребности и пожелания малыша к учебному процессу.
Оказание поддержки детей при проявлении инициативы, возможность направить в нужное русло.
Привлечение родителей к образовательному процессу.
Преподавание детям семейных традиций и порядков общества, в котором они живут.
Увеличение интереса малышей к разным профессиям.
Обучение малышей правильно общаться с каждой возрастной группой.
Внимание на расовую принадлежность детей и правильный подход.

Ребенок должен развиваться поэтапно

Выбор программы ДОУ

Выбор образовательной программы определяется видом дошкольного учреждения, которое на время будет для крохи вторым домом. Зависит от поставленных задач и целей, выбранных направлений, квалификации персонала и образовательной среды.

При выборе образовательной программы важно следить, чтобы ее редакция отвечала поставленным задачам, прошла соответствующую экспертизу. Она должна утверждаться всеми участниками образовательного процесса

Дошкольное образование и есть исток дальнейшего развития ребенка. Оно должно приносить радость и детям, и родителям. Следует к ее созданию подходить ответственно.

Парциальные основные программы дошкольного образования

«Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» — данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников

Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста

«Природа и художник», «Семицветик», «Интеграция», «Умка – ТРИЗ», «Малыш», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Конструирование и ручной труд» — все эти программы дошкольного образования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.

«Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера. Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.

«Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» — в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.

Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования. К примеру, программа «Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям. «Дошкольник и экономика» — программа, рассчитанная на экономическое воспитание и формирование начальных финансовых и хозяйственных представлений.

Некоторые основные программы дошкольного образования вобрали в себя определённые достижения педагогики и психологии.

К примеру, программа «ТРИЗ» основывается на постулатах Теории Решения Изобретательских Задач, разработанной Г. Т. Альтшуллером в 1945 году. Она представляет собой оригинальный подход к развитию воображения, фантазии, творчества и смекалки.

Программа «Педагогика Марии Монтессори» имеет оригинальную позицию относительно воспитания, обучения и образования ребёнка, основанную на твёрдой научной и философской базе. Кроме того, эта программа предполагает отступление от некоторых общепринятых педагогических стандартов, к примеру, отказ от привычной классно-урочной системы.

Автор — педагог-психолог Анна Макарова.

Комплексные основные программы дошкольного образования

«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника

Образовательная программа «Истоки», как и другие основные программы дошкольного образования, учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом.

«Радуга» — в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.

«Детство» — программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».

«Развитие» — это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.

«Кроха» — это комплексная программа, созданная специально для детей до 3-х лет. Она учитывает специфику раннего возраста и обеспечивает максимальную эффективность в решении воспитательных задач именно у детей этой возрастной категории. Включает несколько блоков – «Мы ждём тебя, малыш!», «Я сам», «Гуленька», «Как я буду расти и развиваться».

Программы образовательные, основные и дополнительные — Рабочая программа «Крепыш»

Публикация «Рабочая программа…»
Пояснительная записка Программа имеет физкультурно-спортивную направленность. Разработана на основе методических материалов В.С. Кузнецова и Е. К. Воронова. Ребенок рождается беспомощным, обладающим единственной способностью – всему научиться со временем. Он не рождается с…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грамотейка» социально-гуманитарной направленности детям 5–7 лет
Пояснительная записка Основные характеристики программы Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Дошкольный возраст — это период активного…

Программа дополнительного образования по экологии для детей старшей группы
Программа дополнительного образования «Земля – наш дом» ОО «Познавательное развитие» дошкольников 5-6 лет Автор- составитель восп. 1 кв.категории Гусева И.Д 2021 — 2022 уч. год «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с…

Программа дополнительного образования для средней группы на тему «Лего-конструирование»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие….

Ежедневное планирование

Ежедневный план — это конкретизация видов и приёмов работы по всем образовательным областям на каждый день на этапах актуализации опорных знаний, ознакомления с новым материалом, его освоения и закрепления в рамках конкретной тематики. Составляя ежедневный план, педагог опирается на индивидуальные особенности детей в группе.

Таблица: схема написания ежедневного плана

Этап Цели Принципы работы
Утро Создание эмоционально комфортной атмосферы в группе.
  1. Все виды активности должны быть хорошо знакомы ребятам.
  2. Обязательная проработка комплекса утренней гимнастики.
  3. Виды деятельности планируются исходя из запросов детей (игры, общение, индивидуальная работы и пр.).
  4. Любой вид деятельности не должен длиться дольше 15–20 минут.
  5. Деятельность, требующая длительной подготовки, например, выполнение аппликаций, поделок, на утро не планируется.
  6. Длительные игры (сюжетно-ролевые, строительные) также не включаются в перечень видов работ.
  7. Трудовая деятельность с применением колюще — режущих предметов не включается в перечень видов деятельности с утра.
Занятия
  1. Краткая запись темы занятий.
  2. Развёрнутое описание триединой цели каждого занятия (обучающей, развивающей и воспитательной).
  3. Указание интегрируемых областей: первой пишется основная, а затем в скобках сопутствующие.
  4. Указание средств и оборудования для каждого занятия.
  5. Описание целей дидактических игр.
Прогулка
  • обеспечение активной, разнообразной деятельности;
  • снятие утомления.
  1. Если до прогулки было динамичное занятие (физкультура, хореография), то начинать нужно с наблюдения (за погодой, транспортом, деятельностью людей и пр.). Если перед выходом на улицу было статичное занятие (развитие речи, математика), то начинаем со спортивной игры.
  2. Обязательными элементами прогулки в средней группе являются подвижная игра, наблюдение, труд (в парах или малых группах), беседы по воспитанию нравственных качеств, а также индивидуальная работа.
Чтение художественной литературы
  • расширение кругозора;
  • воспитание литературного вкуса;
  • стимулирование желания научиться читать.
  1. Текст можно сочетать с отрывками из мультфильмов, если по конкретному произведению есть такая возможность.
  2. Отрывки для чтения не должны быть слишком объёмными.
  3. После завершения чтения детям предлагается 3–4 вопроса репродуктивного и проблемного характера.
Воспитание культурно-гигиенических навыков В этот блок входит:
  • мытьё рук;
  • правила поведения за столом;
  • раздевание, одевание;
  • самообслуживание.

Если в детском саду такая практика есть, то в этот блок включаются закаливающие мероприятия.

Вечер Дать положительный эмоциональный заряд на посещение сада завтра. Этот этап планирования включает такие виды деятельности, как:
  • все виды игр (дидактические, подвижные, театрализованные) с привлечением игрушек;
  • праздники и развлечения (проводятся один раз в неделю);
  • разучивание стихотворений, песен;
  • трудовая деятельность (к примеру, полив цветов, уборка игрушек);
  • индивидуальная работа;
  • чтение;
  • взаимодействие с родителями;
  • прогулка (является альтернативой какому-либо другому виду деятельности в вечернее время, так как возможна только в хорошую погоду).

Как оформить ежедневный план

По ФГОС план на каждый день включает:

  • титульный лист (с указанием названия ДОУ, имени воспитателя, а также лица, которое принимает и утверждает план);
  • список малышей группы;
  • перечень видов работы с родителями;
  • расписание занятий на неделю;
  • список занятий по дням с датами;
  • перечень совместной деятельности педагога с детьми;
  • список видов самостоятельной работы ребят;
  • план зарядок и физкультминуток, куда включаются дыхательные и пальчиковые упражнения.

В качестве образца можно использовать следующие планы:

  • для первой младшей группы;
  • для второй младшей группы;
  • для средней группы;
  • для старшей группы;
  • для подготовительной группы.

В ежедневном плане прописываются и планы отдельных занятий в конкретный день

Как написать рабочую программу

Составление рабочей программы вне зависимости от образовательного направления подчинено определённой структуре, установленной ФГОС:

  • титульный лист;
  • содержание документа;
  • раздел целевого компонента;
  • раздел содержания.

Две последние позиции, в свою очередь, также имеют определённый план оформления. С подробным описанием схемы составления рабочей программы можно ознакомиться здесь.

Особенности организации занятий по программам

Поскольку программы определяют лишь содержательную (!) сторону уроков, то есть выбор материала, приёмов работы, – структура их организации будет единой.

Таблица: схема организации занятий в ДОУ

Этап занятия (содержание) Хронометраж (минуты)
Младшая группа Средняя Старшая Подготовительная
Вводный (введение в тему, мотивация малышей) 2 минуты 3 минуты 2 минуты 3 минуты
Основной (разработка теоретической и практической сторон темы с обязательной физкультминуткой) 11 15 20 23
Заключение (оценка педагогом качества работы детей, в средней и старших группах добавляется рефлексия, по программам «Шаг за шагом» и «Вальдорфский детский сад» самооценка начинается с 3 лет). 2 2 3 4
Итог 15 20 25 30

Примеры занятий по программе «Сообщество»

Задачей программы «Сообщество» является формирование личности как субъекта того или иного вида активности. В плане (или «конструкте») занятия это отражается на форме организации практической деятельности основного этапа, когда каждый ребёнок может отработать знания по теме в наиболее близком ему виде активности. Как в примере конструкта по теме «Цветы» педагога О.А. Щербаковой.

Вводный этап может выстраиваться и на основе беседы с детьми, как это проиллюстрировано в конструкте «Вся семья вместе, так и душа на месте!» Ю.В. Поляковой.

На занятиях по программе «Сообщество» дети проявляют себе в том виде деятельности, который им ближе

Особенности составления рабочих программ для детей с ДЦП

Дети, имеющие отклонения в развитии, нуждаются в осуществлении специального подхода в организации учебно-воспитательного процесса. Это, в свою очередь, требует от педагога составления адаптированной рабочей программы, ориентированной на взаимодействие именно с такими детьми в условиях инклюзивного образования — обучения особенных малышей в группах обычных детей

При этом важно помнить, что у 80% ребят с ДЦП этот диагноз носит приобретённую форму, то есть паралич был получен в результате родовых травм, например. От остальных 20% с истинным ДЦП их отличает сохранённый интеллект

При составлении программы это важно учитывать, в частности, при выборе тем и форм реализации задач познавательного развития. Кроме того, в целевой раздел программы обязательно включается пункт о задачах коррекции. Ознакомиться с примером адаптированной рабочей программы для дошкольников с ДЦП можно здесь.

Основой программы для работы с особенными детьми является индивидуальный подход