Приказ минобрнауки рф от 30.08.2013 n 1015

Оглавление статьи

Основные образовательные программы

                     Основные образовательные программы
       Основные      общеобразовательные      программы     
    Основные профессиональные        образовательные программы    
 Основные программы    профобучения
 - дошкольное        образование;        - начальное общее   образование;        - основное общее    образование;        - среднее общее     образование        
     Среднее      профобразование 
     Высшее      образование  
- профессиональнаяподготовка попрофессиям рабочих,должностямслужащих;- переподготовкарабочих, служащих;- программыповышенияквалификациирабочих, служащих
- подготовка     квалифицированныхрабочих,         служащих;        - подготовка     специалистов     среднего звена   
- бакалавриат; - специалитет; - магистратура;- подготовка   научно-        педагогических кадров в       аспирантуре    (адъюнктуре);  - ординатура;  - ассистентура-стажировка     

Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и (или) профессиональной квалификации обучающихся. К дополнительным образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные программы (общеразвивающие, предпрофессиональные — это новые виды программ), дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации, профессиональной переподготовки).

Нововведением Закона об образовании является регламентация профессионального обучения по некоторым важным направлениям. В частности, отдельными статьями оговорено получение медицинского и фармацевтического образования (ст. 82), обучение в области искусств (ст. 83), физической культуры и спорта (ст. 84).

Другие грядущие изменения

Шахматы в начальной школе

Увеличится количество школ, в которых занятия шахматами станут обязательными для начальных классов по новому стандарту образования. Они заменят третий урок физкультуры. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год, для остальных учеников — 34 часа. Учителя проходят дополнительную подготовку.

Второй иностранный язык

Помимо шахмат, обязательным предметом во многих школах станет второй иностранный — он вводится в рамках реализации новых ФГОС. Сейчас школы решают эту задачу поэтапно. За один день повсеместно ввести второй иностранный не получится. 

ЕГЭ по иностранному языку

В 2020 иностранный язык не будет обязателен для сдачи на ЕГЭ, но по новому стандарту образования его планируется включить в перечень обязательных предметов с 2022 года. Экзамен будет разделён на два уровня: базовый и профильный. Возможно, в 2021 году будет проведена первая массовая апробация. Скорее всего, обязательным иностранным станет английский — язык международного общения. 

ЕГЭ по истории

Вопреки опасениям школьников и родителей, обязательного ЕГЭ по истории в 2020 году не будет. Более того, нет ни одного документа или стандарта нового поколения, предполагающего включение этого предмета в число обязательных и в более отдалённой перспективе. Подобное изменение в части любого предмета потребует несколько лет для разработки и обсуждения экзаменационной модели для обязательного экзамена, её апробации и доработки. Такая работа не ведётся в настоящее время ни по одному из предметов, кроме иностранного языка.

Модернизация

В школах 50 регионов России в следующем году планируют открыть более 2000 классов с современной техникой: 3D-принтерами, интерактивными панелями, конструкторами по робототехнике и VR-очками. Планируется, что к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч.

Кто осуществляет образовательную деятельность

«Организации, осуществляющие образовательную деятельность» — это новое понятие, введенное Законом об образовании. К этой категории относятся не только образовательные организации (некоммерческие, осуществляющие лицензированную образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана), но и организации, осуществляющие обучение, то есть юридические лица, лицензированная образовательная деятельность которых не является основной. Таким образом, Закон расширяет круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закрепляет правовые возможности доступа необразовательных организаций к образовательной деятельности (ст. 2 Закона об образовании).

Полномочия органов власти

Закон об образовании перераспределяет полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по обеспечению госгарантий на получение образования.

В соответствии с п. 13 ст. 108 Закона об образовании до 01.01.2014 органы государственной власти субъекта РФ в сфере образования осуществляют:

а) обеспечение госгарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего начального, основного и среднего образования, а также допобразования в общеобразовательных организациях посредством выделения субвенций местным бюджетам. Субвенции выделяются в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда, на учебники и пособия, техсредства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых за счет средств местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ;

б) финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, общего начального, основного и среднего образования в аккредитованных частных общеобразовательных организациях. Обеспечение выделяется в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда, расходов на учебники и пособия, техсредства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных организаций субъектов РФ и муниципальных образовательных организаций.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в рамках решения вопросов местного значения в сфере образования до 01.01.2014 осуществляют:

а) организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего, начального, основного, среднего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса органов государственной власти субъектов РФ;

б) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных детских садах в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда, пособия, техсредства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных организаций.

Особое внимание в Законе об образовании уделено формам участия представителей общественности и работодателей в управлении образованием. В качестве одного из инструментов оценки качества образования ст

96 вводится их профессионально-общественная аккредитация.

Похожие термины:

  • программа, которая утверждается Министерством образования РФ, является базисной в работе по данному профилю и может быть рекомендована в качестве примерной по той или иной образовательной напра

  • образовательная программа, составленная конкретным автором или группой авторов, направленная на реализацию оригинальной концепции в области обучения и воспитания.

  • учебно-методическая документация, определяющая объем и содержание образования определенного уровня и (или) направленности, требования к условиям образовательного процесса и планируемые результ

  • нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса. Образовательная программа учреждения показывает, ка

  • образовательная программа, на основании которой в общеобразовательном учреждении разрабатываются или реализуются иные, чем это принято в массовой (традиционной) практике: философско-педагогиче

  • программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизического развития, индивидуальности и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушени

  • общеобразовательная или профессиональная образовательная программа (по конкретной профессии, специальности) определенного уровня и направленности, содержание которой не предусмотрено соответ

  • программа, измененная с учетом особенностей организации и формирования детских объединений, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результат

  • программа, целью которой является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.

  • учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), опре

  • комплексная программа, определяющая идеологию, ценности, цели, организацию, содержание, средства и методы образования в конкретном образовательном учреждении. О.п. является составной частью прог

  • Совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и ка

  • (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) – дополнительная образовательная программа, направленная на удовлетворение познават

  • комплекс учебно-методической документации, определяющей основные характеристики (цели, содержание, объем, организационно-педагогические условия, формы аттестации, планируемые результаты) получ

Этап 2. Проектирование

При проектировании программ не обойтись без интервью с экспертом или экспертной группой — из числа представителей рынка труда, то есть возможных будущих работодателей и опытных коллег студентов нашей образовательной программы. Компетентностный подход, о котором было сказано выше, предполагает, что выпускник программы будет обладать нужными работодателю компетенциями.

Результатом этого исследования должна стать карта компетенций будущего выпускника.

Вопросы экспертам для составления карты компетенций

  • В чём будет главная ценность сегодняшнего студента, когда он станет специалистом в компании?
  • Что сделает его ценным сотрудником — прибыль для компании, креативность, возможность создавать новое, менять компанию или соответствовать традициям и сохранять их?
  • Что будущий специалист должен уметь делать, чтобы обеспечить эту ценность? Как его деятельность должна отличаться от работы коллег, чтобы компания сочла его конкурентоспособным?
  • Что входит в обязанности будущего специалиста? Какие типы задач он должен уметь выполнять, чтобы достичь хорошего результата?
  • Какие знания, навыки, способности ему нужны, чтобы справиться с этими задачами?
  • Какими инструментами он для этого должен владеть?
  • Что будущий специалист должен понять про специфику профессии, чтобы самостоятельно справляться с другими задачами?
  • Какими гибкими навыками («софт-скиллами») он должен обладать?

Во время работы с экспертами не забываем обращаться к ФГОС, чтобы сопоставить компетенции, прописанные в стандарте, с теми, которые удалось выделить в результате исследований.

Согласно ФГОС, компетенции делятся на:

  • универсальные (УК);
  • общепрофессиональные (ОПК);
  • профессиональные (ПК).

УК и ОПК устанавливаются ФГОСом, а вот ПК — вузом. В образовательной программе прописывается перечень компетенций (то есть навыков, которыми будет обладать выпускник после освоения программы) с их характеристиками.

Формы обучения

Также в Законе об образовании уточнены существовавшие ранее терминологические противоречия в отношении форм получения образования и форм обучения. С учетом международной практики, различающей понятия формального, неформального, информального образования, Закон об образовании устанавливает, что образование может быть получено как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций (в форме семейного образования и самообразования) (ст. 17).

Получение образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме

Обратите внимание, что экстерн не вошел в этот список. Экстернат рассматривается в новом Законе не как форма обучения, а как форма прохождения промежуточной и итоговой аттестации в образовательных организациях, а также получения документа об образовании лицами, получившими образование вне образовательных организаций (ст

34 Закона об образовании).

Программа домашней онлайн-школы «Фоксфорда»

Мы работаем по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Путь к успеху».

Обучение строится на персонализации. Мы хотим, чтобы каждый ребёнок нашёл своё место в жизни, научился адекватно реагировать на изменения в мире и принимать осознанные решения. Для этого мы проектируем для наших учеников индивидуальные образовательные маршруты и организуем сопровождение наставниками. 

Мы ориентируемся на требования ФГОС. В настоящее время преподаватели свободны в выборе учебно-методического комплекса (УМК) и вносят личностный вклад в образовательный процесс. Учитель на своё усмотрение может подавать материал циклично или последовательно, в хронологическом порядке или группируя вокруг отдельной темы. Это повышает ответственность и вовлечённость педагога. 

Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» стремится к тому, чтобы дети проходили промежуточные аттестации в максимально комфортных условиях. Поэтому мы сотрудничаем с аккредитованными школами и сообществами семейного обучения. Познакомиться с нашими партнёрами можно в соответствующем разделе сайта.

«Перспективная начальная школа»

Традиционная программа обучения для начальных классов

Эта программа для детей начальных классов разрабатывалась в 2006 году  вместе с первыми ФГОС. Как и в программе «Планета знаний», весь процесс обучения строится на желании ребёнка учиться. Для простоты рассуждений придуманы постоянные книжные герои — Миша и Маша. Так дети в начальной школе усваивают материал наглядно.  

<<Форма курс 1-4>>

В УМК заложено изучение четырёх иностранных языков: английского, испанского, немецкого, французского. Программа рассчитана исключительно на началку — в средней школе дети переходят на программу, выбранную администрацией. 

Отзывы родителей сильно разнятся. Так, многие утверждают, что программа непоследовательна и сложно даётся. В УМК есть моменты, идущие вразрез с привычными школьными программами. Например, дети не считают в столбик, а раскладывают числа, расписывая пример на половину листа. Дома родители объясняют, что легче посчитать в столбик, — и у ребёнка начинается переутомление от поступающей разрозненной информации. 

Типы образовательных организаций

Одной из новаций Закона об образовании является упорядочение типологии образовательных организаций. Типы образовательных организаций разграничены более четко, снято избыточное дробление на типы и виды, создающее дополнительные административные барьеры, трудности при лицензировании и государственной аккредитации.

К сведению. В Законе N 3266-1 перечень типов образовательных учреждений был закреплен в п. 4 ст. 12. Однако при его формировании были использованы различные основания для выделения соответствующих типов: по уровню реализуемых образовательных программ, по категории обучающихся в нем лиц и др. Такой подход не позволял однозначно определить тип той или иной образовательной организации, поскольку одна и та же образовательная организация могла одновременно относиться к нескольким типам. Например, специальные (коррекционные) образовательные организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, выделенные в самостоятельный тип, одновременно могли рассматриваться и как общеобразовательные организации в соответствии с уровнем реализуемых образовательных программ.

Кроме того, закрепленная Законом N 3266-1 типология образовательных организаций в настоящее время стала препятствием для развития современных форм организации образовательной деятельности, в том числе с использованием дистанционных технологий, выстраивания индивидуальных образовательных программ, расширения спектра образовательных услуг и т.д. Законодательно не были предусмотрены возможности реализации образовательной программы совместно несколькими образовательными организациями различных типов, образовательными и научными организациями, с участием промышленных предприятий, что тормозило создание и работу многофункциональных образовательных и научно-образовательных центров (комплексов), социокультурных комплексов, комплексных учебных центров профессиональных квалификаций, развитие социального партнерства в сфере образования.

С учетом этого в Законе об образовании закреплено деление образовательных организаций на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

Статьей 23 устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольные, общеобразовательные, профессиональные, высшего образования.

Образовательные организации перечисленных типов имеют право осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности. Эти программы перечислены в п. 4 ст. 23 Закона об образовании. Согласно данной статье наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип.

При этом виды образовательных организаций в рамках типа, на которые ссылалась ст. 12 Закона N 3266-1, упраздняются — в Законе об образовании ссылки на виды нет.

Взамен этого п. 6 ст. 23 Закона об образовании предусматривает возможность использования в наименовании образовательной организации наименований, указывающих на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграцию различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).