№ 859-пп об утверждении правил регистрации и снятия граждан российской федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе москве

Оглавление статьи

Снятие с регистрационного учета

Снят с регистрации

Часто встречаются ситуации, когда у человека, выезжающего на постоянное место жительство не в Российской Федерации, появляется возможность официально пройти процедуру снятия с регистрационного учета. В заявлении, которое будет подаваться в орган миграционной службы, необходимо указать государство, куда выезжает человек.

Если проявилась необходимость провести процедуру снятия с учета по месту жительства на территории РФ, а сам гражданин в этот момент находится вне территории России, то тогда необходимо прямо обращаться в ФМС. Дополнительно можно заявить о таком желании в Генеральное консульство.

Это необходимо для того, чтобы засвидетельствовать, что подпись, указанная в документах, точно соответствует той, которой владеет заявитель. Когда отсутствует возможность личного обращения в консульство, тогда подлинность подписи можно удостоверить у местного нотариуса. В результате, останется только проставить на документах апостиль.

Основные способы снятия с учета

Специалисты юридического дела утверждают, что регистрационный учет можно снять, используя одну из двух методик. Это касается, как выполнения процедуры на новом месте жительства, так и на старом.

Главное во втором случае – точное следование инструкции. Для этой цели нужно сначала обратиться к уполномоченному лицу, которое является ответственным за оформление документов в специальные органы, что занимаются регистрационным учетом

Дополнительно важно грамотно составить полный пакет документов:

  • паспорт;
  • адресный листок убытия.

Важно учитывать, что если гражданин еще не достиг четырнадцати лет, то ему запрещается писать заявление самостоятельно. Вместо него этим занимается родитель или опекун, что представляет интересы ребенка

Только лицо, что занимается процедурой передачи документов в соответствующие органы, имеет право выдавать адресный листок убытия. Это право каждого гражданина, который правильно составил заявление.

В течение семидесяти двух часов после подачи документов, гражданину должны вернуть его паспорт. Там указывается пометка о том, что человек снят с учета. На протяжении следующих 3 дней должностное лицо обязано снять с учета, а за следующие двадцать четыре часа уже внести эту информацию в общую электронную базу информации.

После останется только встать на учет по новому месту жительства. Для этого дается семь дней с той даты, как гражданин прибыл на новое место жительство. Иначе при невыполнении этого требования, данному лицу грозит существенный штраф. В столице его размер не превысит пяти тысяч рублей. А для других городов России не больше 3000.

Если человеку будет более удобно оформить регистрацию уже на новом месте жительства, то инструкция не сильно отличается о той, как при первом случае снятия с учета. Разница заключается лишь в том, что вместо листка убытия, нужно получить в соответствующем органе такую же справку, но о прибытии, заполнив адресной лист прибытия.

Если следовать главным правилам от успешных юристов, применять знания, полученные на сайте УФМС России, то тогда при получении любой административной услуги не возникнет никаких проблем. Достаточно будет только тщательно ознакомиться с действующим законодательством, правильно собрать документы, а также не ошибиться при оформлении заявления и тогда обязательно гражданин получит утвердительный результат.

Судебная практика

В Верховном суде Республики Коми была рассмотрена жалоба человека на решение по делу об административном правонарушении.

В ходе изучения содержания обращения было установлено следующее. Человек привлечен к админ. ответственности за то, что проживал без соответствующей регистрации. Такое решение было вынесено уполномоченным должностным лицом регистрирующего органа. Однако с этим гражданин не согласился. Поэтому последний обратился в судебную инстанцию за аннулированием вынесенного решения. Однако просьба инициатора не была удовлетворена. Гражданин посчитал указанные решения не соответствующими требованиям законодательства и просил их аннулировать.

В процессе изучения представленных документов установили, что инициатор изменил место своего фактического проживания, однако не представил необходимых данных в регистрирующий орган, в установленный законом срок. По этой причине в отношении гражданина был составлен протокол об административном правонарушении. При этом на него был наложен минимальный административный штраф.

Изучив представленные материалы, суд пришел к выводу, что инициатор нарушил действующие законодательные нормы о порядке регистрации граждан. По этой причине в удовлетворении просьбы человеку было отказано полностью.

Решение от 15 ноября 2017 г. по делу № 21-948/2017

  • Смотреть
  • Скачать

https://youtube.com/watch?v=sxDTpeq5Nrc

Понятие регистрационного учета

Регистрационный учет представляет собой фиксирование официальными уполномоченными органами сведений о месте фактического проживания или нахождения человека. Такие данные вносятся в общую базу данных.

Установление информации о месте проживания имеет очень большое значение не только для реализации прав, но и для исполнения обязанностей. Определенный адрес играет важную роль для решения вопросов между кредитором и должником. Конкретное место жительства также необходимо для процедуры наследования материальных ценностей. Постановка на учет для улучшения бытовых условий неразрывно связана с регистрацией человека.

Основные параметры организации учета и кто этим занимается?

Организацией регистрационного учета в крупных городах и в небольших населенных пунктах занимаются территориальные органы МВД РФ. Кроме этого ведомства, некоторые обязанности на себя принимает ФМС РФ.

В своей работе сотрудники руководствуются тремя основными понятиями:

  1. Прописка по месту жительства.
  2. Регистрация по адресу пребывания.
  3. Снятие с регистрационного учета.

Постановка на учет по месту пребывания не является причиной для выписки с постоянного адреса и оформляется лишь тогда, когда человек находится по новому месту жительства свыше 90 дней. Объектом регистрации может стать гостиница, пансионат или турбаза, медцентр или УИС. Снятие с учета подразумевает проведение определенной процедуры по изменению адреса места жительства. Главным условием является осуществление новой регистрации в положенный срок. Если гражданин нарушил отведенное время, на него налагается существенный штраф.

https://youtube.com/watch?v=PzEQGR5jI1o

Общее описание

По закону вам нужно иметь регистрацию по месту жительства или по месту пребывания.

Регистрация по месту жительства («прописка») — это отметка в паспорте с указанием жилого помещения (квартиры, дома или комнаты), где вы преимущественно или постоянно проживаете.

Для того чтобы зарегистрироваться («прописаться») по месту жительства, вам понадобятся паспорт и документ, на основании которого проводится регистрация (например, свидетельство о государственной регистрации права собственности). Если квартира вам не принадлежит, понадобится согласие всех собственников (оно не требуется, если у вас есть доля в квартире).

Регистрация по месту пребывания («временная регистрация») нужна, если вы временно проживаете не по месту постоянной регистрации (например, в общежитии или съемной квартире). Ее подтверждает свидетельство, отметка в паспорте не ставится.

Временная регистрация не отменяет и не заменяет вашу «прописку». Но ее нужно оформить, чтобы избежать штрафа, если вы переехали в другой регион или сменили место жительство. На это дается 90 дней.

Если вы планируете снимать жилье и хотите зарегистрироваться по месту пребывания, вам нужно получить согласие:

  • всех собственников жилого помещения, если квартира находится в собственности;
  • нанимателей и членов их семей, если квартира находится в государственном или муниципальном жилом фонде;
  • правления ЖСК или ЖК, если члены кооперативов не являются собственниками жилья.

Регистрацию по месту пребывания можно оформить на любой срок, но он должен быть согласован с собственниками жилого помещения.

Вы также можете подать заявление в электронном виде, заполнив его на Едином портале государственных услуг, или лично в подразделениях ГУ МВД России по г. Санкт Петербургу и Ленинградской области.

Полное наименование:

Ответственность за проживание без регистрации

За нахождение на территории проживания без соответствующей регистрации виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности.

Меры такого характера предусмотрены статьей 19.15.1 КоАП РФ. В данном случае к наказанию привлекается не только сам проживающий, но также собственник недвижимости – как физическое, так и юридическое лицо.

Условия привлечения к ответственности

Ответственность наступает в следующих случаях:

  1. Проживание в помещении, если в другом жилье данного населенного пункта или субъекта РФ человек не зафиксирован. Это правило распространяется на находящихся в Москве, Санкт-Петербурге или их областях, а также в Севастополе, или на территории Республики Крым.
  2. Если проживающие совместно с собственником или имеющим регистрацию в данном помещении не являются его родственниками, членами семь или опекунами.

Человек не может привлекаться к ответственности в случае виновных действий должностного лица, которое является сотрудником регистрирующего органа, например, при несвоевременном оформлении необходимых документов.

Санкции за нарушение

Для граждан, проживающих без регистрации, предусмотрено наказание в виде наложения денежного штрафа. В таком случае человек обязан выплатить от двух до трех тысяч, владелец жилья – от двух до пяти, юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до семисот пятидесяти.

Если правонарушение было совершено на территории городов федерального значения, таких как Москва и Санкт-Петербург, то человек должен будет выплатить от трех до пяти тысяч, собственник жилья – от пяти до семи, юр. лицо – от трехсот до восьмисот.

Для регистрации по месту пребывания гражданина

— заявление о регистрации по месту пребывания по форме № 1, подписанное гражданином и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении;

— документ, удостоверяющий личность (предъявляется заявителем в целях идентификации получателя государственной услуги);

— документ, являющийся основанием для временного проживания в жилом помещении (договор найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение для временного проживания). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов.

При предъявлении договора, заверенного нотариально, данный документ специалистом многофункционального центра не заверяется, а подпись собственника (нанимателя) жилого помещения в заявлении не проставляется. Если предъявляется договор в простой письменной форме, подписи собственника (нанимателя) жилого помещения и заявителя заверяются специалистом многофункционального центра.

Особенности регистрации новорожденных и несовершеннолетних граждан

Законодательно определен порядок учета регистрации маленьких детей. Данное направление является очень важным, потому что сегодня россияне обязаны получать прописку для малыша сразу после рождения. Для этого родителям ребенка предоставляется три месяца. Кроме того, мама и папа малыша, проживающие по разным адресам или зарегистрированные в разных помещениях, могут самостоятельно выбрать, где будет прописан малыш.

Важным условием при оформлении прописки ребенка является то, что разрешение собственника квартиры для этого не требуется. Законом разрешено прописывать детей только по месту регистрации одного из родителей. Остальные варианты не допускаются. Прописка ребенка – это стандартная процедура, которая не имеет особых отличий от постановки на учет взрослого человека. Выписка – это более сложное мероприятия, и для ее проведения требуется разрешение службы опеки и попечительства, а также предоставление другого места проживания.

Законодательное регулирование

В РФ принят и утвержден ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют все вопросы, связанные не только с регистрацией граждан по месту фактического нахождения, но и проживанием их на территории страны вообще.

К основным законодательным актам в данном случае отнесены:

  1. Закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713
    «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».
  3. Приказ МВД России от 31 декабря 2017 года № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

Некоторые вопросы, касающиеся деятельности в данном направлении, отражены в нормах Гражданского, Жилищного и Семейного кодексов, а также в решениях Верховного и Конституционного судов.

Закон о праве граждан на свободу передвижения

Закон № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения» регулирует и закрепляет права каждого человека самостоятельно перемещаться в пределах страны и определять адрес фактического пребывания. Это распространяется также и на лиц, не имеющих паспорта РФ. Указанный нормативный акт дает определения всем понятиям, имеющим отношение к вопросам передвижения и выбора места жительства.

Правила регистрации и снятия с регистрации

Постановление Правительства № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» более конкретно, чем Закон № 5242-1 описывает все этапы и направления такой процедуры. Указанный нормативный правовой акт является своего рода инструкцией для должностных лиц в чьи обязанности входит выполнение соответствующих действий. Они обязаны неукоснительно соблюдать установленные в нем правила регистрации граждан.

Административный регламент

Приказ МВД России № 984 «Об утверждении Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ» определяет сроки и последовательность выполнения действий специалистами территориальных ОВД по вопросам миграции в отношении соответствующих лиц.

Нормативная база и основные понятия

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:

  • Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (далее — Закон о свободе передвижения);
  • Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее — Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
  • Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее — Регламент регистрации).

Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 — только территориальные органы ФМС).

Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Таким образом, понятия «органы регистрационного учета» и «ответственные за регистрацию граждан» не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Сроки постановки и снятия с учета

Для каждого из поводов регистрации установлены отдельные сроки постановки и снятия.

Если человек намерен проживать не в своем жилом помещении более девяносто суток, то он должен быть зафиксирован уполномоченной инстанцией. В данном случае срок зависит от собственника помещения. Если таковым является физическое лицо, то регистрация происходит в течение трех суток. Когда площадь предоставляется бюджетной инстанцией, срок составит восемь дней с момента подачи заявления.

Если человек регистрируется по новому месту проживания в собственное жилое помещение, то постановка на учет осуществляется в течение 3 суток.

Для снятия с учета определен единый срок. Он составляет три дня и исчисляется с момента поступления соответствующей документации в регистрирующий орган.

Какие формы используются для постановки людей на учет и что граждане получают в итоге?

Отдел регистрации и учета граждан – это место, где осуществляется фиксирование проведения всех процедур, связанных с изменением регистрации и с выпиской с определенного адреса. Чтобы провести необходимую процедуру, заявитель обязан подготовить специальную документацию, включая заполнение необходимой формы заявления. Для каждого случая предусмотрена собственная форма обращения:

  • форма № 3 – подается при получении временной регистрации;
  • форма № 6 – заполняется при оформлении постоянной прописки;
  • форма № 8 – заполняется и подается иностранными гражданами.

Каждый бланк можно найти на официальном сайте миграционной службы, скачать и заполнить. После выполнения всех необходимых процедур обратившиеся лица получают следующие подтверждающие документы:

  1. Подтверждением постоянной прописки является штамп, который проставляется в паспорте обратившегося гражданина. Данная отметка может быть сделана только сотрудником паспортного стола. В штамп вписывается адрес проживания человека.
  2. Временная регистрация удостоверяется специальным свидетельством, которое закрепляется печатью и подписью должностного лица.
  3. При оформлении прописки несовершеннолетних детей также выдается регистрационное свидетельство.
  4. Постановка на учет иностранного гражданина подтверждается свидетельством.
  5. В случае снятия с учета гражданин получает листок выбытия. Все бланки утверждены в законодательном порядке и заполняются по действующему образцу. При необходимости граждане могут оформить дополнительную справку о наличие у них прописки.