Статья 60.1. ротация гражданских служащих

Оглавление статьи

Ротация кадров на государственной гражданской службе

А что такое ротация кадров на госслужбе? Ротация гражданского служащего представляет собой перемещение работника в соответствии с трудовым контрактом и выполняемое в соответствии с планом проведения ротации.

Основной целью осуществления кадровой ротации на госслужбе является повышение результативности гражданской службы, а также противодействие коррупции.

Действующее законодательство предусмотрело, что ротация гос. работников должна осуществляться в соответствии с такими условиями:

  • Процедура осуществляется внутри органа гос. управления, а также между органами гос. управления;
  • Процедура требует согласованных решений управляющих соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Основными положениями процедуры ротации на гос. гражданской службе являются:

  1. С того времени, как в силу вступили положения о ротации, все ротируемые должности должны быть замещены на основании срочного трудового контракта. Его срок составляет от 3-х до 5-и лет.
  2. За три месяца до того, как контракт истечет, служащему будет предложено заключение нового контракта на новую должность гражданской службы.

Классные чины для гражданских служащих

Согласно ФЗ №99 от 01.05.2019, который вступит в силу в августе 2019 года, будет изменена статья №11 ФЗ №79 от 27.07.2004: речь в ней теперь будет идти не только о классных чинах гражданской службы, а также о классных чинах юстиции и дипломатических рангах.

Так, федеральный гражданский служащий может получить классный чин госслужбы РФ (Администрация Президента, Правительство РФ, Госдума, Совет Федерации и т. д.), классный чин юстиции (сотрудники Министерства юстиции, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний и т. д.) или дипломатический ранг (сотрудники Министерства иностранных дел, консульских учреждений РФ). Служащим, занятым на территории субъектов РФ, присваиваются классные чины этих субъектов.

Классные чины гражданской службы РФ назначаются госслужащим, которые занимают должности, не предусматривающие назначение классных чинов юстиции или дипломатических рангов.

Классные чины юстиции назначаются госслужащим, работающим в федеральных и территориальных органах и аппаратах федеральных судов, которые определены Президентом РФ. Для работы на этих должностях требуется юридическое образование. А дипломатические ранги назначаются госслужащим, согласно ФЗ №205 от 27.07.2010.

Классные чины назначаются госслужащим в индивидуальном порядке, соблюдая последовательность, основываясь на профессиональном уровне служащего, продолжительности работы в предыдущем чине и на должности в целом.

Президент РФ единолично присваивает такие чины, как:

  • действительный госсоветник РФ 1-3 классов;
  • действительный госсоветник юстиции РФ 1-3 классов.

В органах исполнительной власти федерального уровня такие чины, как госсоветник 1-3 классов, назначаются Правительством РФ, в иных случаях это является обязанностью руководителя организации. Чины, которые положены служащим ведущих, старших и младших должностей, также назначаются руководителями соответствующих организаций.

Классные чины присваиваются на основании результатов квалификационных экзаменов, за исключением таких должностей, как:

  • руководители высшей группы;
  • помощники или советники, назначенные Президентом РФ;
  • служащие высшей и главной групп, назначенные Правительством РФ.

Квалификационный экзамен проводится в течение трех месяцев с момента написания служащим заявления на повышение чина (изменится статья №49 ФЗ №79 от 27.07.2004).

Чины назначаются на основании Указа Президента РФ №113 от 01.02.2005. За особые достижения в службе госслужащие могут получить чины в качестве награды по иной схеме:

  1. Чин выше до истечения необходимого срока службы в текущем чине (не ранее, чем через полгода работы), но не выше чина, которой соответствует занимаемой должности.
  2. Чин на одну ступень выше положенного при истечении необходимого срока работы в текущем чине.

Порядок назначения и формирования чинов гражданской службы высших должностей, их соотношения со званиями и должностями устанавливаются на основании указов Президента РФ, для органов федеральной исполнительной власти эту работу выполняет Правительство РФ, для иных случаев издается акт конкретного госоргана, а в субъектах РФ – закон данного субъекта. Порядок назначения и формирования чинов юстиции, их соотношения со званиями и должностями устанавливаются на основании указов Президента РФ.

Понятие и сущность ротации кадров на государственной службе

Определение 1

Ротация кадров на государственной службе – это перемещение государственных служащих из одного органа государственной власти в другой или из одного структурного подразделения органа государственной власти в другое.

Ротация кадров на государственной службе выступает в качестве внутреннего кадрового резерва, она призвана решать проблемы кадрового обеспечения при отсутствии подходящих кандидатур на рынке труда.

В качестве основного принципа ротации кадров на государственной службе можно обозначить осуществление горизонтального перемещения государственного служащего с одной должности на другую, из одного структурного подразделения в другое.

Замечание 1

Под ротацией кадров на государственной службе можно понимать перевод служащего временно или постоянно на другую должность в системе государственной службы.

Ротацию кадров в государственной службе следует отличать от карьерного роста. Карьерный рост подразумевает вертикальное перемещение государственных служащих в системе государственной службы. Ротация государственных служащих не подразумевает их перемещение в должностной иерархии, но подразумевает изменение спектра решаемых им задач в отличие от должностей, которые служащие занимали ранее.

Ротация кадров на государственной службе направлена на достижение следующих целей:

  • обучение государственного служащего профессиям, смежным по своему содержанию, но различающихся по сути;
  • осуществление проверки государственного служащего на предмет его гибкости и универсальности;
  • обеспечение создания кадрового резерва на периоды временной нетрудоспособности или отпусков служащих;
  • ознакомление государственных служащих с целями и задачами функционирования органов государственного управления в полном объеме;
  • смена трудовой обстановки;
  • закрытие вакансий за счет внутренних резервов;
  • повышение универсальности и взаимозаменяемости государственных служащих.

Ротация кадров на государственной службе направлена в первую очередь на достижение следующей цели: обеспечение роста эффективности государственной службы и противодействие коррупции.

Обязательными условиями осуществления ротации государственных служащих в соответствии с действующим законодательством выступают следующие:

  • во-первых, осуществление процедуры ротации допускается либо внутри органов государственного управления, либо между органами государственной власти;
  • во-вторых, процедура ротации должна быть согласована решениями соответствующих органов государственной власти.

На осуществление процедуры ротации кадров на государственной службе налагаются следующие ограничения:

  • во-первых, ротируемые должности могут быть замещены только в соответствии с условиями срочного трудового контракта, срок которого находится в пределах от 3 до 5 лет;
  • во-вторых, за 3 месяца до истечения трудового контракта служащему предлагается заключение нового контракта на соответствующую должность государственной службы.