Органы исполнительной власти

Оглавление статьи

Основные подходы к изучению административно-правовой теории

В данном параграфе мы коснемся лишь самых основных подходов, задающих последовательность изучения административного права. Один из подходов использует аксиому о различии правовых отраслей по предмету и методам правового регулирования. Предметом правового регулирования является система однородных общественных отношений, которые регулирует та или иная отрасль права. Под методами правового регулирования понимается система приемов и способов юридического воздействия на конкретную сферу общественных отношений в целях их упорядочения и защиты.

Однако прежде чем приступить к анализу предмета административного права и методов его правового регулирования, целесообразно рассмотреть «практическую основу» административного права, которая обусловливает важнейшие черты регулируемых административным правом общественных отношений, т. е. систему государственно-управленческих отношений. С данной точки зрения административное право можно охарактеризовать как управленческое право, право управления, так как оно регулирует общественные отношения, складывающиеся при организации и функционировании исполнительной власти, отношения в сфере государственного (публичного) управления.

Административному праву принадлежит особая роль в механизме правового воздействия. Оно неразрывно связано с публичным (государственным) управлением и является необходимым и важным инструментом управления социальными процессами.

Рассмотрению главнейших понятий административного права (сущность, административно-правовые нормы и отношения, материальное и процессуальное административное право, его субъекты, органы государственного управления, государственная служба, административное принуждение) предшествует анализ таких категорий, как управление, социальное и государственное управлении, разделение властей и исполнительная власть. Теории управления и социального управления составляют основу для выявления характерных признаков государственного управления как вида социального управления. Указанные понятия в совокупности формируют базовый подход к анализу теории административного права и его институтов. Следовательно, управление вообще и государственное управление в частности — это «организационная сущность» и «содержательная основа» административно-правовой теории; данные категории обусловливают логику рассмотрения административно-правового материала.

Действие административного права весьма масштабно. Непосредственное административно-правовое воздействие распространяется на две большие сферы общественных отношений:

  1. деятельность органов государственной власти и уполномоченных должностных лиц (органов исполнительной власти, государственных и муниципальных служащих) по реализации функций государственного управления и местного самоуправления. Административно-правовой режим подобной деятельности в различных областях (например, в государственной службе (служебном праве), милицейском праве, муниципальном праве, строительном праве, школьном и таможенном праве) устанавливается отраслевыми правовыми средствами и методами. Это так называемое управленческое право (включающее управление в отраслях и межотраслевых сферах), которое посредством регулятивной функции защищает права и свободы граждан, обеспечивает административное нормотворчество и устанавливает ответственность в государственном управлении;
  2. обеспечение общественного порядка и безопасности, борьба с правонарушениями, совершенными в сфере, подконтрольной органам исполнительной власти (строительство, статистика, торговля, налогообложение, таможенное дело и т. д.). Это так называемое административно-деликтное право, осуществляющее административно-юрисдикционные функции и контрольно-надзорные полномочия.

Административное право изучает административное законодательство (т. е. законодательство, действующее в сфере государственного управления), регулирующее деятельность органов государственной исполнительной власти и других субъектов права, причастных к осуществлению функций государственного управления.

Итак, содержание административного права раскрывается в анализе таких понятий, как управление, социальное управление, государственное управление. Подробное рассмотрение данных вопросов целесообразно предварить кратким изложением теории разделения властей и исполнительной власти.

Специальные полномочия Правительства РФ по осуществлению исполнительной власти

Полномочия Правительства РФ в сфере экономики: осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации; управляет федеральной собственностью.

Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчет о его исполнении; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы.

Полномочия Правительства РФ в социальной сфере: обеспечивает единую государственную социальную политику, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых споров граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает единую миграционную политику.

Полномочия Правительства РФ в сфере науки, культуры, образования: разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющей общегосударственное значение, приоритетных направлений прикладной науки; обеспечивает единую государственную политику в области образования.

Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными деяниями.

Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения обороны и государственной безопасности: осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности России; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил и воинских формирований.

Полномочия Правительства РФ в сфере внешней политики и международных отношений: осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений России с иностранными государствами, международными организациями; обеспечивает представительство в иностранных государствах и международных организациях; заключает международные договоры.

Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды: обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия.

Признаки исполнительной власти

Под исполнительной властью понимается совокупность полномочий ряда органов по управлению государственными делами. В ее задачи входит организация исполнения конституционных положений и законов на практике. Управленческая деятельность должна быть направлена на удовлетворение нужд, интересов и запросов граждан. Понятие трактуется с двух позиций, юридической и политологической. В первом случае под исполнительной властью понимается возможность и право ряда руководителей управлять кем-либо, издавать властные акты, во втором – комплекс правовых и политических явлений, система публичных административных органов и их деятельность, компетенции служащих. В отличие от законодательной и судебной исполнительная власть организационно едина, подразделяется на иерархические уровни. В ст. 72 Конституции РФ определяется, какие сферы общественно-экономического и государственного устройства относятся к сфере внимания исполнительных властных органов.

Данная категория власти характеризуется следующими признаками:

  • в некоторой степени подчиненное положение по отношению к законодательной;
  • организующий характер (фактически преобразует политические задачи и указания в плоскость практической деятельности);
  • универсальность (эта форма власти реализуется на нескольких уровнях и в самых разнообразных социально-экономических и общественных сферах);
  • наличие в ведении значительных ресурсов (правовых, информационных, технических) без возможности их прямого использования.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.   

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

3) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

4) Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

5) назначение выборов Президента Российской Федерации;

6) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

7) Назначение на должности:

              а) Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;

              б) Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации.

8) Проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность:

             а) Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;

             б) руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

9) Прекращение по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя,  Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителей и ряд других судей (см. статью целиком);

10) Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Утверждение по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ;

2) Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

3) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

4) Заслушивание ежегодных отчетов:

              а) Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой

              б) Центрального банка РФ.

5) Назначение на должность и освобождение от должности:

              а) Председателя Центрального банка РФ

              б) заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты

              в)  Уполномоченного по правам человека

7) Объявление амнистии;

8) Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности. 

Обзор документа

Утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти.

Минздравсоцразвития России преобразовано в Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты РФ. Определены полномочия новых органов. Так, координация деятельности ПФР и ФСС России возложена на Министерство труда и социальной защиты России, а ФФОМС — на Министерство здравоохранения РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития переименована в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения. Роструду переданы функции по надзору в сфере соцзащиты населения.

Установлено, что в ведении Министерства здравоохранения России находятся Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и ФМБА России, в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ — Роструд.

Образован новый орган — Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Заново создано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (ранее оно было упразднено).

Министр РФ по развитию Дальнего Востока одновременно является полномочным представителем Президента нашей страны в ДФО.

Указанному Агентству переданы полномочия Минрегиона России по оказанию госуслуг, управлению госимуществом в сфере строительства, градостроительства и ЖКХ. Оно подчиняется Минрегиону России, координирует деятельность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства и госкорпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Минспорттуризм России преобразован в Министерство спорта РФ. Его функции по выработке и реализации государственной молодежной политики, созданию условий для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации ее профвозможностей переданы Минобрнауки России. Что касается полномочий Минспорттуризма России по координации деятельности по реализации приоритетных направлений госрегулирования туристской деятельности в нашей стране, они переданы Минкультуры России.

Росмолодежь переподчинено Минобрнауки России, а Ростуризм — Минкультуры.

Минсельхозу России переданы полномочия по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота и др.

Деятельностью Росрыболовства теперь руководит Минсельхоз России, Роспатента — Минэкономразвития России, Рослесхоза — Минприроды России. Росфинмониторинг подчиняется Президенту, а не Правительству нашей страны.

Определено, что деятельностью Росстата, ФМС России, Роспотребнадзора, Рособоронзаказа руководит Правительство РФ.

Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Признаки

Государственно-правовую природу исполнительных органов федерального значения определяет конституционное разделение госвласти. Присутствие их в общегосударственной сфере является следствием юридического закрепления указанной дифференциации. Исполнительные органы выступают в качестве внешней формы выражения власти. Они формируются с целью реализации ее задач на практике. Это обуславливает государственное управление в социальной и культурной, экономической, административной и политической областях общественной жизни. У каждого органа есть свое наименование. Нормативными актами определяются порядок образования, ликвидации и реорганизации каждого института.

В чем специфика исполнительной ветви власти?

В большинстве современных государств политическая система выстроена по принципу разделения власти на 3 ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Первая отвечает за разработку норм, регулирующих различные процессы: социальные, экономические, устанавливает технологические, экологические и иные стандарты.

Исполнительные органы также обладают правом издавать нормативные акты, однако по юридической силе они, как правило, ниже, чем те НПА, которые принимаются на уровне законодательной ветви. Основное назначение соответствующих структур — практическая реализация действующих в государстве законов и иных НПА. Судебная власть, в свою очередь, отвечает за применение норм, принятых законодательной или исполнительной властью на практике.

Все 3 типа государственных органов юридически независимы. Однако в конституции государства и иных нормативных актах может быть закреплено, что деятельность исполнительных органов является подотчетной законодательным структурам, и наоборот. В первом случае страна будет, скорее всего, являться парламентской республикой, во втором сценарии — президентской.

Что представляют собой исполнительные органы власти? Их специфика во многом зависит от политических традиций, сложившихся в конкретном государстве.

Так, в России главным исполнительным органом является правительство. Аналогично — во многих других странах мира.

Но, к примеру, в США правительство как отдельная структура не учреждено. Его функции распределены между секретарями, формирующими Кабинет США, который иногда неофициально рассматривается как аналог правительства, но, строго говоря, им не является.

Секретари США имеют полномочия по принятию решений в сферах, за которые они отвечают. В России они иногда именуются министрами — по аналогии с соответствующими должностями в РФ, которые предполагают выполнение схожих функций.

Как в России, так и в США исполнительные и законодательные органы независимы, и в этом смысле политическая традиция в обоих государствах предполагает следование принципу разделения властей.

Но, к примеру, в КНР подобная классификация ветвей власти не практикуется. Исполнительные и законодательные структуры в КНР входят в состав общего органа — Всекитайского собрания народных представителей. В СССР юридическое разделение властей также не было реализовано.

Изучим особенности российских структур государственной власти, которые относятся к исполнительным. В чем особенности их работы и полномочия?

Нормативные акты

Правительство России вправе издавать распоряжения и постановления. Оно также обеспечивает их реализацию. Распоряжения и постановления подписываются председателем. Эти нормативные акты обязательны на всей территории государства. Все постановления, которые издает правительство, должны быть опубликованы в официальном государственном издании. Исключение составляют те нормативные акты, в которых присутствует информация, относящаяся к гостайне. Опубликование должно быть произведено не позднее 15 дней с даты принятия. В случае необходимости незамедлительного обнародования среди населения постановления должны быть доведены до всеобщего сведения безотлагательно через СМИ. Нормативные акты правительства не могут противоречить Конституции. В случае несогласованности распоряжений и постановлений с положениями Основного закона, ФЗ и указов президента они отменяются главой государства. Правительство обладает полномочиями принимать заявления, обращения и прочие акты, не обладающие правовым характером.

Понятие местного самоуправления

Местное самоуправление в Российской Федерации – это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций.

Функции местного самоуправления:

  • обеспечение участия населения в самостоятельном решении местных вопросов;
  • обеспечивает социально-экономическое развитие территории;
  • управление муниципальной собственностью;
  • обеспечение потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других важных услугах;
  • осуществление защиты интересов и прав местного самоуправления;
  • обеспечение охраны общественного порядка, реализации законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования.

Принципы местного самоуправления – обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление делами.

В рамках этих принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Федерации с учетом исторических и местных традиций.

Принципы делятся на общие и специальные.

Общие:

  • верховенство Конституции РФ, федеральных законов;
  • самостоятельность решения населением вопросов местного значения;
  • наделение органов местного самоуправления определенными полномочиями;
  • соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
  • многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • законность в организации деятельности местного самоуправления;
  • гласность деятельности местного самоуправления;
  • коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;
  • государственная гарантия и поддержка местного самоуправления.

Специальные:

  • принцип компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений органов государственной власти;
  • принцип получения органами местного самоуправления платы за пользование на их территории природными ресурсами и т. д.

Конституционно-правовые основы местного самоуправления закреплены в ст. 130 Конституции РФ, которая устанавливает право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также право самостоятельно осуществлять управление местными делами путем прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Система органов местного самоуправления – совокупность негосударственных, имеющих статус самостоятельных представительных и исполнительных органов, через которые на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131– ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

показать содержание

Органы местного самоуправления как субъекты административного права

Местное самоуправление — гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления (ОМС) вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления — это выборные и иные органы местного самоуправления, образуемые в городских и сельских поселениях и на других территориях (собрания представителей, глава местного самоуправления). Создание ряда органов местного самоуправления обязательно в силу указания закона, другие же могут создаваться в соответствии с уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Представительные органы — выборные органы местного самоуправления, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения. Работают на непостоянной основе, созываются главой муниципального образования.

Исключительная компетенция представительных органов:

  • принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом;
  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • установление местных налогов и сборов, порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
  • контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц.

Глава муниципального образования – выборное должностное лицо, которое возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на муниципальной территории. Избирается гражданами, проживающими на соответствующей территории, или представительным органом, которым он подотчетен.

Иные органы местного самоуправления образуются на основании устава муниципального образования.

Правовой статус органов местного самоуправления (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»):

  • не входят в систему органов государственной власти;
  • могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых материальных и финансовых средств;
  • основы статуса, полномочия, структура установлены законом;
  • могут вступать в различные, в том числе административно-правовые, отношения;
  • принимают по вопросам своего ведения правовые акты;
  • наделяются правом самостоятельного решения вопросов местного значения;
  • общие принципы, гарантии МС не могут быть произвольно ограничены каким-либо органом государственной власти;
  • решения органов местного самоуправления могут быть отменены только принявшими их органами или признаны недействительными по решению суда (обязанность отменить данный акт возлагается на субъектов, их принявших).

Предусматривается возможность участия населения в осуществлении местного самоуправления в форме территориального общественного самоуправления (на территориях, не являющихся муниципальными образованиями).

показать содержание