Оглавление статьи
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ О РАЗРАБОТКЕ И УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛЖНОСТНОГО РЕГЛАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Распоряжения ФТС РФ )
В соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в целях определения основных требований к разработке и утверждению должностных регламентов государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации обязываю:
1. Начальников структурных подразделений ФТС России, таможенных органов обеспечить:
1) применение Методических рекомендаций о разработке и утверждении должностного регламента государственного гражданского служащего таможенного органа Российской Федерации (приложение);
2) доведение настоящего распоряжения до сведения подчиненных должностных лиц и осуществление организационных мер по его исполнению.
2. Заместителя руководителя ФТС России Ю.Ф.Азарова осуществлять контроль за исполнением настоящего распоряжения.
Руководитель генерал-полковник таможенной службы А.Е.ЖЕРИХОВ
Приложение к распоряжению ФТС России от 04.04.2005 N 139-р
Основные требования, которые предъявляются ГС
Существует целый ряд квалификационных требований, которые предъявляются служащему. Здесь выделяется профессиональное образование, соответствующий стаж службы, опыт работы по специальности и специализации, личные навыки и знания в определенных областях. Основным документом, который задает обязанности, считаются должностные инструкции.
Требования к квалификации предъявляются ко всем должностям и зависят от категорий и групп гражданской службы. В представленной сфере существует деление на руководителей, советников, специалистов различного типа.
Чтобы стать гражданским служащим, нужно иметь соответствующее образование
С течением времени многое меняется в структуре и особенностях государственной службы. Это связывается с развитием общества, культурных и прочих особенностей гражданского окружения. Сейчас в представленных сферах работают активные, амбициозные люди, которые готовы решать сложнейшие задачи управленческого характера. Это все делает нашу жизнь более оптимальной и комфортной.
Существуют и значительные ужесточения требований, которые повышают уровень ответственности за профессионализм и исполнение обязательств. Отдельного рассмотрения при назначении государственного служащего требуют личные качества.
Среди базовых личных качеств следует выделить уверенность в собственных силах и в принимаемых управленческих решениях, наличие целеполагания и понимания общей картины, тактичность ведения работы с другими людьми, в том числе гражданами отечественного государства, обладает интуиции и даже чувство юмора. Каждое качество считается важным.
Важны, конечно, и личные качества
Среди прочих важных позиций необходимо выделить высокий уровень работоспособности, устойчивость к нервным и иным перегрузкам, контроль за происходящим, обеспечение исполнения прямолинейной задачи. Отдельного рассмотрения заслуживает система «локус контроля», куда направлена деятельность человека. Это определяет достижения и выделяет деятелей среди прочих.
Права государственных служащих
Гражданский служащий имеет право:
- на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
- ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
- оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством РФ и со служебным контрактом;
- получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
- доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
- доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
- ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
- защиту сведений о гражданском служащем;
- должностной рост на конкурсной основе;
- профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном федеральными законами;
- членство в профессиональном союзе;
- рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с федеральными законами;
- проведение по его заявлению служебной проверки;
- защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
- медицинское страхование;
- государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
- государственное пенсионное обеспечение. Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
После увольнения с федеральной государственной гражданской службы гражданин не вправе:
В течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности государственного гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Главные проблемы
Должностной регламент – это документ, который довольно сложно составить. При его создании, как правило, в конечном итоге обнаруживается множество ошибок, среди которых самые частые:
- неполная трактовка и перечень ряда прав и обязанностей, которые лежат на плечах гражданского служащего, что в конечном итоге может привести к их общей несбалансированной и несогласованной деятельности, создавая тем самым большое количество проблем;
- нечеткое отражение всех услуг, которые может предоставить гражданину государство;
- наличие слишком общего отражения требований к квалификационным параметрам;
- слабый показатель результативности деятельности профессионального характера.
Несовершенный тип регламента не сможет выполнить свою роль во всей мере и ввиду этого был создан некоторый список рекомендаций:
необходимо максимально точно разграничить и закрепить юридическим путем все типы выполняемых действий гражданскими служащими для каждой категории;
необходимо иметь научное обоснование или эмпирически проанализированные перечни распределения прав, в соответствие с уровнями иерархии управления;
важно составить квалифицированную формулировку всех подразделов регламента о несении ответственности определенного субъекта за несоблюдение собственных обязанностей;
следует составлять ясную и понятную систему, в соответствие с которой общие показатели будут четко конкретизироваться и, следовательно, выполняться;
повысить показатели полезного действия регламентов можно путем внесения разделов, предусматривающих отражение вопросов об обязанностях этико-психологического характера служащего.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Гражданский служащий обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
КонсультантПлюс: примечание.
Об ответственности за разглашение государственной и иной тайны см. Федеральные .
7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным сведения о себе и членах своей семьи;
(п. 9 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
1.1. Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
(часть первая.1 введена Федеральным законом от 12.04.2007 N 48-ФЗ)
2. Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
4. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.
5. Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
Пенсия
В российском законодательстве предусмотрены следующие виды пенсий государственных гражданских служащих:
- по выслуге лет плюс страховые отчисления;
- по инвалидности (при наличии).
Пенсионные выплаты по выслуге лет предоставляются федеральным и муниципальным работникам, имеющим определенный стаж (в государственной службе) и возраст. Для работников в государственных органах субъектов пенсионные выплаты регламентируются законами на уровне субъектов РФ. Обязательное требования – достижение пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60).
Если служащий непрерывно проработал на государственной службе 16 лет, в 2018 году ему полагается пенсия, равная 45 % от среднемесячного заработка. Стоит отметить, что, в соответствии с изменениями в законе о пенсионном обеспечении в России, трудовой стаж с каждым годом увеличивается. Так, в 2026 году и в последующие годы работники могут получить пенсию по выслуге только при стаже, равном 20 годам на государственной службе.
Является ли должностной регламент обязательным документом на государственной гражданской службе
Особенно это проявилось при разработке должностных регламентов гражданских служащих. Законодательно переход на должностные регламенты осуществлен с 01.02.2005. Однако зачастую имеющиеся разработки практически мало отличаются от действовавших ранее должностных инструкций. Словарь кадрового делопроизводства.
Статуты играют роль самостоятельных источников права вследствие невозможности для центральной законодательной власти объять своими определениями все разнообразие жизненных отношений.
Первый опыт широкого внедрения должностных регламентов показывает, что основными их недостатками являются: неполное определение обязанностей, прав и ответственности гражданских служащих, а также их взаимосвязей, что ведет к их несбалансированности и несогласованности; недостаточно четкое отражение государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям; как правило, слишком общее отражение квалификационных требований к уровню и характеру знаний, умений и навыков; неотработанность показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Эти и некоторые другие встречающиеся недостатки указывают на формальный подход к столь ответственному делу, каким является разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную служебную деятельность гражданских служащих.
Является ли должностной регламент обязательным документом на госслужбе?
Внимание
В значительной части должностных регламентов отсутствуют даты их утверждения и ознакомления с ними гражданских служащих.
В большинстве случаев утверждение должностных регламентов осуществляется по истечении определенного времени после заключения служебного контракта, иногда до нескольких месяцев, несмотря на то, что должностной регламент является существенным условием служебного контракта.
В ряде случаев ознакомление служащего с должностным регламентом может происходить как после утверждения должностного регламента, так и до этого момента.
Между тем согласно ч. 6 ст. 24 от гражданского служащего запрещается требовать исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом. 2.
An error occurred
Что это — должностной регламент? В данной статье мы постараемся ответить именно на этот вопрос. А также ознакомимся с особенностями его трактовки, общими положениями, требованиями к составлению и т. д. Введение Должностной регламент – это нормативный документ, создание которого нацелено на оптимизацию и улучшение эффективности работы всех подразделений управленческого аппарата.
https://youtube.com/watch?v=1IH3KsYyM1U
Важная и ценная бумага, обуславливающая четкое определение, балансировку и согласование всех фрагментов цепи главной системы. Общие данные Должностной регламент требует ряд квалификационных требований и применяется в системе управления муниципальными и государственными структурами. Это документ, обладающий локальными и правотворческими полномочиями.
Составление актов, условия которых должны соблюдаться, обязаны соответствовать законодательству РФ, которое действует в конкретный момент времени.
Должностной регламент государственной службы
РФ, в соответствии с которой важность и содержательность рассматриваемого документа можно повысить и оценить при помощи наличия выполнения некоторых условий. Деятельность профессионального типа, для гражданского ряда лиц, может осуществляться лишь при полном соответствии с конкретным документом
Все указания и нормы должны утверждаться представителем организации-нанимателя
Деятельность профессионального типа, для гражданского ряда лиц, может осуществляться лишь при полном соответствии с конкретным документом. Все указания и нормы должны утверждаться представителем организации-нанимателя.
Должностной регламент обязан включать в себя ряд квалификационных требований, которым должен соответствовать уровень и характеристика знаний и умений нанимающегося гражданского лица.
Важно
Нормативная документация и законодательные акты
На текущий момент в РФ существует целый перечень документов, которые определяют деятельность служащих. Рассмотрим 2 основных закона:
- 79-ФЗ. Законодательный акт регулирует вопросы относительно организации службы, где работают государственные служащие, определяют экономические, финансовые и социальные аспекты;
- 58-ФЗ. Считается вторым законом федерального значения, из которого разрабатывался 79-ФЗ. Здесь представлен порядок осуществления деятельности ГС по всем видам деятельности. В представленном документе разобраны вопросы управления системой.
Статья 13 Федерального закона №79
Понятие и цели составления должностного регламента
Согласно ст. 47 ФЗ № 79 от 27.07.04 (ред. 11.12.18 г.), работа гражданского служащего регламентирована должностным регламентом, который выступает составляющей административного документа госоргана. Он определяет требования к квалификации, права, функции, ответственность сотрудника, взаимоотношения с коллегами и иными предприятиями. Помимо этого, регламент содержит список госуслуг, правила их предоставления. Он также выступает непременной составляющей служебного контракта (ст.24 ФЗ №79). Похожей документацией считаются должностные регламент муниципального сотрудника и инструкция.
Статья 24. Содержание и форма служебного контракта (Фз № 79)
Положения документа опираются на действующее законодательство РФ, при его составлении важно соблюдать определенные правила. Должностной регламент применяется в сфере госслужбы для оптимального подбора кадров, оценки уровня их профессиональных качеств
То есть основными целями документа выступают:
- организация нормативно-правовой основы работы служащих;
- усиление ответственности сотрудников за выполнение поставленных задач с опорой на контракт о прохождении госслужбы;
- гарантия объективной оценки при конкурсном отборе на замещение вакантной должности или причислении сотрудника в кадровый резерв, при аттестационных мероприятиях, квалификационном экзамене, премировании.
Направления
Если рассматривать государственную служба в общем, выделяют три типа (в соответствии с федеральным законом № 58):
- Гражданская служба – подразделяется на федеральную или субъекта России.
- Военная служба – может быть только на федеральном уровне. Основной задачей таких органов является оборона страны и охрана безопасности государства.
- Служба иных видов.
Как было сказано выше, законом о гражданских служащих установлено разделение службы на федеральном или уровне субъекта России. Исходя из этого, источники денежного вознаграждения за труд также различны: из федеральной или региональной казны.
В России сейчас действует 85 субъектов. Среди них республики, края, области и округа, а также три города, которые являются отдельными субъектами и имеют федеральное значение. К ним относят столицу России Москву, Санкт-Петербург, а также Севастополь. В каждом субъекте есть свои законодательные и исполнительные органы. Это министерства и ведомства, различные комитеты и региональные правительственные органы и администрации. Также в регионах действуют учреждения судебной власти.
Государственная служба и служащие: понятие и классификация должностей
Государственная гражданская служба РФ – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (ФЗ от 27.07.2004 г № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).
Гражданский служащий – это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Государственная гражданская служба РФ подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ.
Категории должностей гражданской службы:
- руководители – руководители и заместители руководителей государственных органов и их структурных подразделений, руководители и заместители руководителей территориальных органов ФОИВ и их структурных подразделений, руководители и заместители руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
- помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
- специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
- обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Группы должностей гражданской службы:
- высшие;
- главные;
- ведущие;
- старшие;
- младшие.
Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.
Гражданским служащим, замещающим должности: высшей группы присваивается классный чин – действительный государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса; главной группы – государственный советник РФ 1, 2 или 3-го класса; ведущей группы – советник 1, 2 или 3-го класса; старшей группы – референт 1, 2 или 3-го класса; младшей группы – секретарь 1, 2 или 3-го класса.
Советуем посмотреть также:
ПРИМЕРНЫЙ ДОЛЖНОСТНОЙ РЕГЛАМЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
I. Общие положения
1. ___________________________________________________________ (наименование должности в соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы Московской области, наименование структурного подразделения органа государственной власти Московской области, государственного органа Московской области и цель учреждения должности) 2. Категория должности _______________________________________ 3. Группа должности __________________________________________ 4. Должность руководителя, имеющего право давать поручения _____________________________________________________________________ 5. Перечень подотчетных должностей, которым государственныйгражданский служащий Московской области (далее — гражданскийслужащий) вправе давать указания _________________________________ 6. Порядок назначения на должность и освобождения от должности__________________________________________________________________ 7. Замещение должности в случае отсутствия гражданскогослужащего осуществляется в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 30Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ»О государственной гражданской службе Российской Федерации».
II. Квалификационные требования и требования к личностным качествам гражданского служащего
1. Уровень профессионального образования _____________________ 2. Стаж гражданской службы (государственной службы иных видов)__________________________________________________________________ 3. Стаж (опыт) работы по специальности _______________________ 4. Профессиональные знания и навыки __________________________ 5. Личностные качества _______________________________________
III. Должностные обязанности и показатели результативности__________________________________________________________________
IV. Права__________________________________________________________________
V. Ответственность__________________________________________________________________
VI. Перечень вопросов для самостоятельного решения
1. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправесамостоятельно принимать управленческие и иные решения:____________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.