Должностные инструкции

Оглавление статьи

Одинаковое заполнение

Поскольку должностной регламент – это нормативный документ, то второе условие рекомендует при достижении целей пользоваться единообразным подходом к заполнению и оформлению документации. Необходимо обеспечить максимальную содержательность и сопоставимость проектируемой нормы для любой организации.

Реализация последнего требования тесно связана с рядом трудностей по причине того, что в современном законодательстве РФ нет четкой и понятной, легко воспринимаемой и качественной, методической рекомендации, позволяющей максимально точно и правильно разработать такие документы. Ввиду этого, государственные служащие часто вынуждены отрабатывать структурные фрагменты указаний акта, регламента самостоятельно. Это может приводить к снижению полноты и конкретизации различных норм.

При составлении рассматриваемого документа важно знать о его связи с особым статутом. Это — ряд прав и норм, которые позволяют использовать себя как самостоятельный источник информации, посредством которого можно определять разнообразие жизненных отношений между субъектами структуры

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ

Статья 47. Должностной регламент

1. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.
2. В должностной регламент включаются:
1) квалификационные требования для замещения должности гражданской службы;
2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
3. Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
4. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.
5. Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

Основные недостатки создаваемых регламентов

Первый опыт широкого внедрения должностных регламентов показывает, что основными их недостатками являются:

  • неполное определение обязанностей, прав и ответственности гражданских служащих, а также их взаимосвязей, что ведет к их несбалансированности и несогласованности;
  • недостаточно четкое отражение государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям;
  • как правило, слишком общее отражение квалификационных требований к уровню и характеру знаний, умений и навыков;
  • неотработанность показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

Эти и некоторые другие встречающиеся недостатки указывают на формальный подход к столь ответственному делу, каким является разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную служебную деятельность гражданских служащих.

Несовершенные должностные регламенты не выполняют в должной мере своей регламентирующей и регулирующей роли. В силу чего уместны следующие рекомендации:

во-первых, важно точно разграничивать и юридически закреплять, какого типа действия выполняются гражданскими служащими каждой конкретной категории — руководителями разных уровней, помощниками (советниками), функциональными специалистами и обеспечивающими специалистами;

во-вторых, большое значение имеет научно обоснованное или эмпирически взвешенное распределение прав по уровням управленческой иерархии, обеспечивающее возможность должностным лицам выполнять возлагаемые на них обязанности максимально эффективно, оперативно и самостоятельно, без боязни «переступить черту недозволенности и быть наказанным за инициативное право»;

в-третьих, столь же необходима четкая и в правовом отношении квалифицированная формулировка подраздела регламента об ответственности конкретного должностного лица; основной акцент здесь должен быть сделан на максимально адекватную разработку фактических оснований ответственности гражданского служащего, то есть на характеристике служебных упущений и нарушений, за которые тот может понести реальную ответственность (административную, дисциплинарную, уголовную и др.);

в-четвертых, ясная и понятная система отработанных общих показателей и конкретных критериев качества и эффективности выполнения служебных обязанностей позволяет как самому должностному лицу, так и тем, кто оценивает его деятельность, сопоставлять полученные итоги с запрограммированными результатами;

в-пятых, полезность действия должностного регламента только повышается, если в нем дополнительно к обязательным разделам предусматривать отражение таких вопросов, как обязанности по соблюдению этико-психологических правил поведения служащего и др.

Главные проблемы

Должностной регламент – это документ, который довольно сложно составить. При его создании, как правило, в конечном итоге обнаруживается множество ошибок, среди которых самые частые:

  • неполная трактовка и перечень ряда прав и обязанностей, которые лежат на плечах гражданского служащего, что в конечном итоге может привести к их общей несбалансированной и несогласованной деятельности, создавая тем самым большое количество проблем;
  • нечеткое отражение всех услуг, которые может предоставить гражданину государство;
  • наличие слишком общего отражения требований к квалификационным параметрам;
  • слабый показатель результативности деятельности профессионального характера.

Несовершенный тип регламента не сможет выполнить свою роль во всей мере и ввиду этого был создан некоторый список рекомендаций:

необходимо максимально точно разграничить и закрепить юридическим путем все типы выполняемых действий гражданскими служащими для каждой категории;
необходимо иметь научное обоснование или эмпирически проанализированные перечни распределения прав, в соответствие с уровнями иерархии управления;
важно составить квалифицированную формулировку всех подразделов регламента о несении ответственности определенного субъекта за несоблюдение собственных обязанностей;
следует составлять ясную и понятную систему, в соответствие с которой общие показатели будут четко конкретизироваться и, следовательно, выполняться;
повысить показатели полезного действия регламентов можно путем внесения разделов, предусматривающих отражение вопросов об обязанностях этико-психологического характера служащего.

Образец должностной инструкции слесаря по ремонту автомобилей

1. Общие положения

  1. Слесарь по ремонту автомобилей отвечает за плановый, оперативный и профилактический ремонт автопарка компании.
  2. В ходе исполнения должностных обязанностей слесарь по ремонту автомобилей подчиняется руководителю транспортного цеха.
  3. Слесарь по ремонту автомобилей принимается на свою должность и увольняется с неё директором компании, по представлению руководителя транспортного цеха.
  4. Лицо, претендующее на данную должность, обязано отвечать нижеперечисленным требованиям:
    • среднее профильное образование;
    • рабочий стаж по техническому обслуживанию автомобилей от 1 года.
  5. Слесарь по ремонту автомобилей обязан владеть навыками в следующих областях:
    • правилах безопасности по проведению ремонтно-технических работ;
    • алгоритмах проведения всего спектра ремонтных работ с автомобилем;
    • принципах работы автомашин, особенностях их конструкций и агрегатов;
    • стандартах, применяющихся при осмотрах автотранспорта;
    • принципах работы с технической документацией по машинам;
    • критериях, по которым оценивается его работа;
    • технологиях, инструментах и оборудовании, применяющиеся при ремонте автомашины;
    • принципах взаимодействия с шоферами ремонтируемых автомобилей;
    • правилах замены неисправных деталей и агрегатов требуемых машин;
    • критериях тестирования автомобиля и его агрегатов;
    • специфических особенностях работы с автомобилями разных марок и классов;
    • способах выявления неисправностей автомобиля и его составляющих;
    • правилах подбора и установки запасных частей и агрегатов;
    • принципах использования электронных систем автомобиля;
    • правилах, регулирующих пользование предоставленными работодателем инвентарем, спецодеждой и инструментами.
  6. Слесарь по ремонту автомобилей руководствуется при работе:
    • соответствующими нормативами, стандартами, ПДД;
    • документами компании;
    • положениями этой инструкции.
  7. Во время отсутствия слесаря по причине болезни, отпуска или командировки его функции переходят к другому слесарю, выбранному руководителем транспортного цеха.

2. Функции

В компании на слесаря по ремонту автомобилей возлагаются следующие функции:

  1. Проведение необходимых ремонтных мероприятий по указанию своего руководителя.
  2. Применение специальной аппаратуры для выявления проблем в функционировании автомашин.
  3. Проведение мероприятий по профилактике, тестированию и испытаниям автомобилей и их агрегатов.
  4. Слесарная обработка составляющих автомашины.
  5. Чистка необходимых деталей машин и их разбраковка.
  6. Балансировка узлов и деталей ремонтируемых автомобилей.
  7. Контроль за заменой изношенных и неисправных составляющих автомашины.
  8. Поддержание порядка на месте работы.
  9. Бережное обращение с инструментами, спецодеждой и инвентарем.
  10. Взаимодействие с коллегами по транспортному цеху для решения текущих рабочих вопросов.
  11. Донесение до руководства информации о проблемных моментах в сфере своей ответственности.
  12. Отслеживание ситуации с наличием необходимых запчастей и агрегатов.
  13. Соблюдение установленных стандартов по технологической и пожарной безопасности.
  14. Ведение необходимого документооборота по правилам компании.

3. Ответственность

Слесарь по ремонту автомобилей несет ответственность в следующих случаях:

  1. Неисполнение своих рабочих функций — в пределах, закрепленных в документах компании и трудовом законодательстве.
  2. Совершение правонарушений на рабочем месте — в тех пределах, которые прописаны в соответствующих статьях законодательства.
  3. Нанесение ущерба работодателю по причине некомпетентных действий — в соответствии с нормами действующего законодательства.

4. Права

Слесарь по ремонту автомобилей наделяется компанией следующим комплексом прав:

  1. Внесение предложений руководителю транспортного цеха по возможным мерам для улучшения своих рабочих процедур.
  2. Получение от сотрудников компании информации, нужной для выполнения своих должностных обязанностей.
  3. Получение премий и доплат по мере выполнения плановых показателей, установленных в соответствующих документах компании.
  4. Получение от компании рабочей спецодежды, а также части инструментов и инвентаря, необходимых в своей работе.
  5. Участие в собраниях сотрудников структурного подразделения по текущим рабочим вопросам.

Файлы

0.28MB

Должностной регламент заместителя начальника отдела (2 департамент, отдел анализа систем оплаты труда педагогических работников)

0.24MB

Должностной регламент советника (2 департамент, отдел стратегического планирования государственной политики в сфере образования)

0.21MB

Должностной регламент главного специалиста-эксперта (2 департамент, отдел мониторинга, статистики и прогноза развития системы образованияотдел мониторинга, статистики и прогноза развития системы образования)

0.24MB

Должностной регламент референта (3 департамент, отдел нормативно-правового обеспечения и сопровождения проектов и программ)

0.32MB

Должностной регламент референта (3 департамент, отдел учебной литературы)

0.27MB

Должностной регламент советника (3 департамент, отдел учебной литературы)

0.32MB

Должностной регламент советника (3департамент, отдел стандартов и содержания в сфере общего образования)

0.23MB

Должностной регламент советника (3 департамент, отдел развития инфраструктуры общего образования и взаимодействия с регионами)

0.24MB

Должностной регламент консультанта (3 департамент, отдел развития русского языка, этнокультурной специфики и особых форм образования)

0.23MB

Должностной регламент заместителя начальника отдела (4 департамент, отдел национальных и международных исследований качества общего образования)

0.23MB

Должностной регламент ведущего советника (4 департамент, отдел национальных и международных исследований качества общего образования)

0.22MB

Должностной регламент советника (4 департамент, отдел сопровождения региональных программ и региональной политики)

0.23MB

Должностной регламент консультанта (4 департамент, отдел нормативно-методического и аналитического сопровождения)

0.23MB

Должностной регламент советника (5 департамент, отдел нормативно-методического регулирования и сопровождения новых технологий в профессиональном образовании)

0.2MB

Должностной регламент главного специалиста-эксперта (5 департамент, отдел нормативно-правового обеспечения среднего профессионального образования и ДПО)

0.22MB

Должностной регламент главного специалиста-эксперта (4 департамент, отдел содержания, процедур и технологий оценки качества общего образования)

0.25MB

Должностной регламент советника (6 департамент, отдел по развитию региональной политики в сфере воспитания детей)

0.22MB

Должностной регламент главного специалиста-эксперта (6 департамент, отдел развития сферы организации отдыха и оздоровления детей)

0.26MB

Должностной регламент главного спациалиста-эксперта (7 департамент, отдел нормативного регулирования в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан)

0.32MB

Должностной регламент советника (7 департамент, отдел образования детей с особыми образовательными потребностями)

0.19MB

Должностной регламент консультанта (14 департамент, отдел мониторинга законопроектной деятельности)

0.19MB

Должностной регламент советника (14 департамент, отдел мониторинга законопроектной деятельности)

0.21MB

Должностной регламент главного специалиста-эксперта (13 департамент, отдел контроля и регистрации обращений граждан и организаций)

0.23MB

Должностной регламент консультанта (13 департамент, отдел делопроизводства)

0.25MB

Должностной регламент заместителя начальника отдела (13 департамент, отдел подготовки документов и контроля исполнения поручений)

0.22MB

Должностной регламент главного специалиста-эксперта (10 департамент, отдел загранкомандирования и конгрессно-выставочной деятельности)

0.22MB

Должностной регламент ведущего советника (10 департамент, отдел загранкомандирования и конгрессно-выставочной деятельности)

0.31MB

Должностной регламент ведущего советника (9 департамент, отдела государственного заказа)

0.34MB

Должностной регламент консультанта (9 департамент, отдел бюджетных инвестиций и капитального ремонта)

0.32MB

Должностной регламент референта (9 департамент, отдел реализации региональных инвестиций)

0.29MB

Должностной регламент консультанта (8 департамент, отдел координации ведомственной информации и развития технических средств обучения)

0.25MB

Должностной регламент консультанта (8 департамент, отдел развития педагогических кадров)

0.27MB

Должностной регламент ведущего советника (8 департамент, отдел развития педагогических кадров)

0.35MB

Должностной регламент ведущего советника (8 департамент, отдел ведомственного контроля и профилактики правонарушений)

0.32MB

Должностной регламент советника (8 департамент, отдел внутреннего финансового аудита)

Понятие и цели составления должностного регламента

Согласно ст. 47 ФЗ № 79 от 27.07.04 (ред. 11.12.18 г.), работа гражданского служащего регламентирована должностным регламентом, который выступает составляющей административного документа госоргана. Он определяет требования к квалификации, права, функции, ответственность сотрудника, взаимоотношения с коллегами и иными предприятиями. Помимо этого, регламент содержит список госуслуг, правила их предоставления. Он также выступает непременной составляющей служебного контракта (ст.24 ФЗ №79). Похожей документацией считаются должностные регламент муниципального сотрудника и инструкция.

Статья 24. Содержание и форма служебного контракта (Фз № 79)

Положения документа опираются на действующее законодательство РФ, при его составлении важно соблюдать определенные правила. Должностной регламент применяется в сфере госслужбы для оптимального подбора кадров, оценки уровня их профессиональных качеств

То есть основными целями документа выступают:

  • организация нормативно-правовой основы работы служащих;
  • усиление ответственности сотрудников за выполнение поставленных задач с опорой на контракт о прохождении госслужбы;
  • гарантия объективной оценки при конкурсном отборе на замещение вакантной должности или причислении сотрудника в кадровый резерв, при аттестационных мероприятиях, квалификационном экзамене, премировании.

Обобщая позиции

Перечислив и рассмотрев эти позиции, можно сказать, что должностной регламент – это документ, обладающий значительной юридической силой и полномочиями. Его указания являются набором разделов, которые нужно выполнять в обязательном порядке. Следование данным установкам позволит отразить порядок внутри различных организаций, сделать выводы о ходе службы граждан, конкретно и точно распределять меры поощрения или наказания.

Согласно нормам действующей законодательной силы, было создано понятие примерного должностного регламента. Он утверждается определенным органом управления гос. службами. Этот документ является формой и примером того, как следует выполнять свои обязанности всем служащим. До момента внесения на обозрение такой информации, ее функцию выполняет существующий орган гос. власти, входящий в федеральные уровни.

Составленный типовой регламент, применяемый к набору групп должностных служб, не исключает наличия разработок других, конкретных по теме документов, актов, применимых к определенным должностям. Однако все они должны базироваться на основе типовой разработки.

Является ли должностной регламент обязательным документом на государственной гражданской службе

Особенно это проявилось при разработке должностных регламентов гражданских служащих. Законодательно переход на должностные регламенты осуществлен с 01.02.2005. Однако зачастую имеющиеся разработки практически мало отличаются от действовавших ранее должностных инструкций. Словарь кадрового делопроизводства.

Статуты играют роль самостоятельных источников права вследствие невозможности для центральной законодательной власти объять своими определениями все разнообразие жизненных отношений.

Первый опыт широкого внедрения должностных регламентов показывает, что основными их недостатками являются: неполное определение обязанностей, прав и ответственности гражданских служащих, а также их взаимосвязей, что ведет к их несбалансированности и несогласованности; недостаточно четкое отражение государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям; как правило, слишком общее отражение квалификационных требований к уровню и характеру знаний, умений и навыков; неотработанность показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Эти и некоторые другие встречающиеся недостатки указывают на формальный подход к столь ответственному делу, каким является разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную служебную деятельность гражданских служащих.

Является ли должностной регламент обязательным документом на госслужбе?

Внимание

В значительной части должностных регламентов отсутствуют даты их утверждения и ознакомления с ними гражданских служащих.

В большинстве случаев утверждение должностных регламентов осуществляется по истечении определенного времени после заключения служебного контракта, иногда до нескольких месяцев, несмотря на то, что должностной регламент является существенным условием служебного контракта.

В ряде случаев ознакомление служащего с должностным регламентом может происходить как после утверждения должностного регламента, так и до этого момента.

Между тем согласно ч. 6 ст. 24 от гражданского служащего запрещается требовать исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом. 2.

An error occurred

Что это — должностной регламент? В данной статье мы постараемся ответить именно на этот вопрос. А также ознакомимся с особенностями его трактовки, общими положениями, требованиями к составлению и т. д. Введение Должностной регламент – это нормативный документ, создание которого нацелено на оптимизацию и улучшение эффективности работы всех подразделений управленческого аппарата.

Важная и ценная бумага, обуславливающая четкое определение, балансировку и согласование всех фрагментов цепи главной системы. Общие данные Должностной регламент требует ряд квалификационных требований и применяется в системе управления муниципальными и государственными структурами. Это документ, обладающий локальными и правотворческими полномочиями.

Составление актов, условия которых должны соблюдаться, обязаны соответствовать законодательству РФ, которое действует в конкретный момент времени.

Должностной регламент государственной службы

РФ, в соответствии с которой важность и содержательность рассматриваемого документа можно повысить и оценить при помощи наличия выполнения некоторых условий. Деятельность профессионального типа, для гражданского ряда лиц, может осуществляться лишь при полном соответствии с конкретным документом

Все указания и нормы должны утверждаться представителем организации-нанимателя

Деятельность профессионального типа, для гражданского ряда лиц, может осуществляться лишь при полном соответствии с конкретным документом. Все указания и нормы должны утверждаться представителем организации-нанимателя.

Должностной регламент обязан включать в себя ряд квалификационных требований, которым должен соответствовать уровень и характеристика знаний и умений нанимающегося гражданского лица.

Важно