Система образования в россии: особенности, понятие, структура и характеристики

Оглавление статьи

Система и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования и науки

Государственное управление в области науки и образования осуществляют Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, а также Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральное агентство по делам молодежи, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:

  • общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;
  • профессионального обучения;
  • дополнительного образования детей и взрослых;
  • воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан;
  • социальной поддержки и социальной защиты обучающихся.

Министерство также осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах:

  • высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования;
  • научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности;
  • социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики.

Министерство также осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регламентации образовательной деятельности, функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, а также функции по признанию образования и квалификации, полученных в иностранном государстве.

Государственное управление в данной сфере также осуществляет Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей.

Контрольные вопросы

  1. Правовые основы государственного управления в области образования и науки.
  2. Система и компетенция положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования и науки.

показать содержание

Понятие «Система образования»

Система образования – это целенаправленно разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих конкретному обществу, его потребностям и требованиям, предъявляемым к социализированной личности. Для более глубокого понимания структуры системы образования необходимо разобраться в каждом из ее компонентов по отдельности.

Для начала следует понять, какое понятие вкладывается в термин «образование». В узком смысле — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение. Если брать более широкий смысл определения, то образованием является среда социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия, необходимые для гармоничного развития личности в процессе познания культурных ценностей, норм и моделей поведения. Другая формулировка определяет образование как синтез процессов обучения, учения, воспитания, самовоспитания, развития и социализации. Из чего выходит, что образование – это многоуровневое пространство, способствующее созданию условий для развития и саморазвития личности. На 20 сессии Генеральной конфедерации ЮНЕСКО было сформулировано следующее понятие: образование – это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. Нередко под определением образования понимают формирование духовного образа человека, происходящее под влиянием нравственных и духовных ценностей, взятых за эталон в конкретном обществе. Образование – это также процесс воспитания и совершенствования личности, в котором играет значимую роль не столько объем приобретенных знаний, навыков и умений, сколько грамотное сочетание их с качествами личности, умением самостоятельно распоряжаться своими знаниями, направляя деятельность на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.

Система образования в России и мире определяется как многообразие конкретных компонентов, находящихся в определенных отношениях и связях и образующих целостную, единую концепцию. Поэтому, рассматривая образование с позиции системы, чаще всего дается определение: «совокупность образовательных учреждений страны, а именно дошкольных, начальных, средних, средне-специальных, высших и послевузовских образовательных организаций, а также внешкольных учреждений». Довольно часто систему образования рассматривают как модель, объединяющая институциональные структуры, основной целью которых является создание оптимальных условий для обучения, как активной деятельности субъектов воспитательного процесса.

Определение 1

Таким образом, система образования – это структура учебно-воспитательных учреждений, существующая в масштабах страны. В систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учреждения, специализированные и профессиональные школы, колледжи, техникумы, внешкольные организации, ВУЗы. Часто в данную систему также входят образовательные учреждения для взрослых и культобразовательные заведения.

Базой образовательной системы является тип образования, которых существует несколько:

  • Дошкольное образование. Его функции выполняют ясли и детские сады.
  • Элементарное (начальное) образование, длительность которого, в зависимости от государства, составляет от 5 до 9 лет. В России к начальному образованию относится девятилетнее обучение.
  • Среднее. Школы с 4-6 летним сроком обучения.
  • Высшее образование. В категорию входят институты, академии, университеты, высшие технические училища, некоторые колледжи. Срок обучения может достигать 7 лет.

Управление педагогическими кадрами

Важным вопросом обновления образования является вопрос изменения структуры управления, что предполагает перераспределение многих прав, полномочий и ответственности между низшими уровнями управления (образовательными учреждениями) и высшими (органами управления и иерархии) и наоборот. В основе распределения этих отношений лежит принцип готовности того или иного уровня выполнить свою задачу (права, полномочия и ответственность).

Каждая отдельная педагогическая система (детский сад, средняя школа, техникум, профессионально-техническое училище, университет) сложна и реальна, так как включает в себя подсистемы в виде групп, классов, кафедр, факультетов и так далее. В то же время сама система является частью или подсистемой системы высшего образования: дошкольного образования, общего среднего образования, профессионально-технического образования, среднего профессионального образования и высшего образования. Совокупность педагогических систем образует единую целостную систему образования в нашей стране.

Благоприятные условия для развития образовательных учреждений заключаются в создании атмосферы реального сотрудничества между ними и органами власти различных уровней образования.

Одной из особенностей менеджмента на современном этапе является отход от традиционных форм организационной структуры и перестройка структур в соответствии с требованиями высокой эффективности в решении вопросов управления образовательными учреждениями.

Устранение существующих противоречий в системе «органы управления — органы образования» означает приведение в действие значительного резерва повышения эффективности управления.

Это предполагает создание необходимых организационных и педагогических условий в каждом регионе:

создание для команд ОУ подлинно демократической возможности вовлечения каждого из своих членов в подготовку, принятие и реализацию управленческих решений.

повышение профессиональных навыков и лидерских компетенций всех участников управления.

Современные предпосылки развития управления системой образования

В настоящее время в РФ идет становление новой системы образования – совокупности образовательных программ и стандартов, сети образовательных организаций и органов управления, а также комплекса принципов, определяющих функционирование системы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. 1). Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. 2). Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. 3). Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. 4). Особая роль отводится духовному-нравственному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. 5). Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. 6).  Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. 7). В Российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам образовательных организаций выбирать и конструировать процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важен своего рода диалог различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим, политическим строем, культурно-историческими, национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики.  В настоящее время в основу модернизации системы образования РФ положены такие принципы:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
  • единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
  • общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
  • светский характер образования в государственных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

Эти принципы определяют основные направления, приоритеты образовательной политики и, следовательно, характер образования и специфику образовательных организаций в стране.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Регулирование деятельности образовательного учреждения

Органами управления образованием осуществляются процессы выдачи лицензий, аккредитация и аттестация образовательных учреждений (рис. 3).

Рисунок 3. Процессы в работе образовательных учреждений

Право на осуществление образовательной деятельности и льготы в соответствии с законодательством РФ, могут возникнуть у учреждений образования с момента его лицензирования (выдача разрешения или лицензии). Лицензия на осуществление образовательной деятельности может быть выдана органом управления образованием государства или органом местного самоуправления, который наделен этими полномочиями. Это происходит на основе заключения экспертных комиссий. Лицензия на право вести образовательную деятельность религиозных организаций (объединений) выдается по представлению руководства определенной конфессии.

Содержание и предмет экспертизы состоит в определении соответствия между условиями ведения процесса образования и местными требованиями в области строительных правил и норм, нормами санитарии и гигиены, охраны здоровья, степенью оснащенности учебного процесса, образовательным цензом педагогов и укомплектованностью штата.

Предметом экспертизы не считается содержание, организация и методика процесса образования, а лицензия, выдаваемая образовательному учреждению, фиксирует контрольные нормативы, предельную численность контингента обучающихся лиц, сроки действия лицензии. Контроль соблюдения условий работы образовательного учреждения, вне зависимости от его организационно-правовой формы, должен обеспечиваться государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, который выдает лицензии. При нарушении данных условий лицензия изымается.

С помощью свидетельства о государственной аккредитации подтверждается государственный статус образовательных учреждений, включая реализуемые образовательные программы, соответствующие содержание и качество подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов государства, а также право выдавать выпускникам документов государственного образца о полученном образовании и право организации на включение в систему централизованного финансирования государства.

Государственную аккредитацию проводят ведомственные и федеральные государственные органы управления образованием, основываясь на заявление образовательного учреждения и заключение его аттестации. Осуществление государственной аккредитации высших учебных заведений происходит с помощью аттестации и в порядке, который установлен Правительством России.

Проведение аттестации учреждений образования осуществляется на основе их заявлений в адрес государственной аттестационной службы, по ее поручению или в соответствии с доверенностью органами государственной власти. Для этой цели могут быть привлечены ведущие образовательные организации и общественность. Аттестацию проводят раз в 5 лет, если другое не предусматривает законодательство, при этом все издержки по ее осуществлению ложатся на образовательное учреждение.

Цель и содержание аттестации состоит в установке соответствия между содержанием, уровнем и качеством подготовки учащихся и требованиями государственных образовательных стандартов. Важнейшее условие аттестации представляет собой положительный результат завершающего этапа аттестации не менее чем половиной выпускников в течение 3 лет последовательно. Лишение образовательного учреждения государственной аккредитации может осуществляться в соответствии с результатами аттестации. Учреждение имеет право запросить повторную аттестацию не раньше, чем через год с момента отказа.

Системный подход к управлению образованием

Система образования призвана осуществлять свои преобразовательные функции по отношению к широко понимаемой социальной практике. Все звенья системы образования находятся во взаимодействии и во взаимосвязи друг с другом. Это объективно способствует целостности системы, её единству, что, однако, не означает единообразия в работе образовательных организаций. Целостность образовательной системы означает, что в её структуре нет более или менее важных звеньев. Все они вносят свой вклад в решение общих задач воспитания, обучения, развития подрастающего поколения и всего народа.

Целостность системы образовательных организаций подтверждается тем, что возможные «сбои» в функционировании любого компонента системы неизбежно сказываются на работе других компонентов системы в целом. Например, несовершенство профориентационной работы в общеобразовательной школе – одна из причин диспропорции в подготовке разных профессий. Ошибки в прогностических расчетах количества выпускников образовательных организаций и рынка труда может привести нарушению реальной престижности профессий и специальностей, нарушению преемственности ступеней профессионального образования и безработице и т.п.

В современных условиях особое значение приобретает внутренне ориентированная адаптивность системы, её удовлетворение развивающимся запросам не только общества, но и личности, также имеет место некоторый разрыв между разработанностью методологических проблем управления и конкретной системой управления в обществе. Для его преодоления необходим специальный инструмент, метод построения таких систем, их составных элементов: организационной структуры управления, функций отдельных составляющих органов, способов их взаимодействия и т.п., наиболее полно удовлетворяющих задаваемым целям. В качестве такового инструмента выступает системный подход к управлению образовательными системами. Системный подход позволяет установить уровень целостности адаптивной образовательной системы, степень взаимосвязи и взаимодействия её целесодержащих элементов, соподчиненность целевых ориентиров в деятельности подсистем различного уровня. В общую схему системного подхода необходимо вложить конструктивность, аналитичность, обозримость  и сравнимость вариантов и функций органов управления .

В нынешних условиях возникает необходимость новых подходов к управлению образованием, они становятся той движущей силой, которая может перевести педагогическую систему из функционирующей в развивающую и развивающуюся. Направленность всей системы педагогического менеджмента на модернизацию предполагает не только особую мотивационно-целевую ориентацию руководителей образования, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности. При этом развивающая и развивающаяся система должна постоянно работать в поисковом режиме. Управление в этом случае носит инновационный характер, здесь преобладают процессы принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам. Переход к ситуационному управлению по результатам означает радикальное изменение подходов к управлению образовательным процессом, и прежде всего его участниками. Иначе говоря, процесс управления должен быть не чем иным, как развертывание механизма управления в динамике по своим технологическим параметрам . Он замыкает в одно целое процессы функционирования и развития педагогических систем и таким образом, интегрирует действия всех механизмов управления на конечные цели.

Найдено научных статей по теме — 15

Кризис управления в системе образования

Владимир Дунаев

Диспропорции белорусской образовательной системы и низкое качестве человеческого капитала не являлись новостью и раньше, но лишь в последнее время представители власти вслед за независимыми экспертами начали говорить об этом вслух

Системное управление педагогическим образованием

Жилина Алла Ивановна

В статье исследуются понятия системного управления педагогическим образо-ванием с современных позиций теории систем.

О роли рейтингов в управлении системой образования

Тарасенко Феликс Петрович

На примере образовательных систем обсуждаются трудности, возникающие в практике управления социальными системами на основе рейтингового оценивания состояний управляемых объектов.

Управление качеством в системе высшего образования

Семченко Анжелика Ахмеджановна

The article defines the basics of quality management in higher education in our country, given the opinions of scholars about the definition of quality in higher education, analyzes the main trends in the development in the area.

Вопросы инноваций в системе управления образованием

Шендерей Павел Эдуардович, Романова Ираида Николаевна, Шендерей Евгений Эдуардович, Климова Ольга Владимировна

В настоящей работе рассматриваются вопросы, возникающие в процессе реализации систем управления инновационным образованием.

Системный подход к управлению качеством образования

Бегимкулова Вилоят Каландаровна

В данной статье рассматривается системный подход к управлению качеством образования.

Проблемы управления системой образования Азербайджана

Алиева Севиндж Надир Кызы

Перемены, происходящие в нашей республике, в том числе и в системе образования, заставляют по-новому взглянуть на задачи социологии образования.

Корпоративная система управления качеством образования

Поляков Владимир Михайлович

Представлены основные методологические принципы создания интегрированной системы управления университетом и качеством образовательных услуг.

Управление качеством в системе высшего образования США

Гугелев Александр Владимирович, Семченко Анжелика Ахмеджановна

В научной статье рассмотрены основные современные теории и проблемы, связанные с управлением качеством в системе высшего профессионального образования США.

Социальные технологии в управлении системой образования

Дусенко Светлана Викторовна

Рассматриваются актуальность и значимость использования в образовательном процессе соци-альных технологий, способствующих изменению социальных ситуаций или социальных систем, азначит, совершенствованию управления системой российск

Модели управления многоуровневыми системами образования

Алпатов Юрий Михайлович, Молчанов Сергей Валерьевич, Грудцына Людмила Юрьевна

В статье приводится анализ моделей управления многоуровневыми системами образования в современном российском законодательстве об образовании

Структура образовательной системы в России

Структура системы образования – это совокупность взаимодействующих составляющих, среди которых выделяют:

  • Преемственные программы образования.
  • Федеральные госстандарты и требования.
  • Сеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих данные стандарты, требования и программы.
  • Лица, осуществляющие педагогическую деятельность, родители, законные представители учащихся, сами учащиеся и т.д.
  • Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности.
  • Органы, контролирующие реализацию госстандартов, требований планов и производящие оценку качества образования.
  • Органы, управляющие образовательной сферой, подведомственными организациями и учреждениями.
  • Объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, которые осуществляют свою деятельность в образовательной сфере.

Сегодня Российская образовательная система считается одной из самых лучших и входи в десятку мировых образовательных систем. И если ранее в образовательную систему России входили только государственные учреждения, то сегодня – это также коммерческие и частные учебные организации.

Образовательная система обеспечивает реализацию права на непрерывное обучение для каждого гражданина страны, что позволяют обеспечить разные уровни образования в России. Более подробная их структура представлена в таблице ниже:

Образование Уровни/виды
общее
  • дошкольное;
  • начальное общее;
  • основное общее;
  • среднее общее.
профессиональное
  • среднее профессиональное;
  • высшее (бакалавриат);
  • высшее (специалитет и магистратура);
  • высшее (подготовка кадров высшей квалификации).
дополнительное
  • дополнительное образование детей;
  • дополнительное образование взрослых;
  • дополнительное профессиональное образование.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Формы взаимодействия ОУ с участниками образовательного процесса

Механизм управления современным образовательным учреждением меняет характер управленческих функций и порождает совершенно новые формы взаимодействия ОУ со всеми участниками образовательного процесса.

Структура этих отношений выглядит следующим образом:

  • ОУ — среда;
  • администрация — сообщество;
  • руководитель — подчиненный;
  • учитель — учитель;
  • учитель — родитель;
  • учитель — ученик;
  • ученик — ученик.

Проблема формирования организационной структуры управления требует, прежде всего, понимания развития ОУ как сложной социально-педагогической системы, учета объективных факторов ее демократизации, требует системного видения объекта управления, понимания его специфики.

Решение проблемы формирования организационной структуры управления видится в дальнейшем развитии демократических принципов в менеджменте.

Основными ролевыми участниками (субъектами) в процессе управленческого взаимодействия являются законодатели, учредители, клиенты, пользователи, представители властных структур, партнеры и конкуренты.

Основным заказчиком образовательных учреждений сегодня является государство и его ведомства, создающие образовательную политику. Эти департаменты регистрируют, лицензируют, сертифицируют, аккредитуют учебные заведения: определяют государственные образовательные стандарты: проводят аудит учебных заведений, находящихся под их юрисдикцией.

Однако следует отметить, что количество клиентов образовательных учреждений растет. Это не только родители и дети их учеников, но и педагоги образовательных учреждений, регионов и сообществ, этнических групп и т.д.

Учредителями образовательных учреждений, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 11), могут быть органы государственной власти и регионального (местного) самоуправления; отечественные и зарубежные организации всех форм собственности, их объединения (фонды, ассоциации, союзы); общественные и религиозные организации, зарегистрированные в Российской Федерации. Учредители образовательных учреждений наделены широкими правами и полномочиями. Поэтому основные вопросы жизнедеятельности учреждений обязательно согласовываются с учредителями (например, устав общеобразовательного учреждения, изменение статуса, программы развития и т.д.).

Основополагающим вопросом является распределение прав, полномочий и ответственности между высшим уровнем управления образованием — Министерством образования Российской Федерации — и комитетами и управлениями образования в краях и областях, а также отделами и управлениями образования в городах (районах, поселках).

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» центральные органы (министерства) должны направлять свою деятельность, прежде всего, на разработку идеологии и стратегии развития системы непрерывного образования, определение его приоритетов, создание масштабных социально-педагогических экспериментов, анализ общественного мнения и постоянное просвещение общественности о состоянии, проблемах и перспективах развития образования. При этом органы власти на федеральном уровне отвечают за финансирование отрасли, материально-технические и кадровые ресурсы, формирование системы переподготовки и повышения квалификации.

Министерство отвечает за подготовку и издание нескольких вариантов адаптированных учебников и пособий по всем предметам; разработку рекомендаций и требований к документам, регулирующим организационно-педагогическую, хозяйственную и финансовую деятельность образовательных учреждений на основе закона; осуществление и финансирование социально-педагогических экспериментов государственного значения; контакты с зарубежными образовательными учреждениями для обмена опытом.

Выводы

Именно такая ориентация управления образовательной деятельности позволяет выделить ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе многоплановой, длительной и трудоемкой перестройки всех звеньев управления образовательной организацией. К числу наиболее важных следует отнести:

  • принцип гуманизации, основывающийся на переориентации учебно-воспитательного процесса на личность, её гармоничное развитие, усиление внимания к жизненным интересам, мотивам поведения человека как высшей ценности общества;
  • принцип индивидуализации, требующий учета различий в интеллектуальной, эмоциональной, потребностно-волевой сферах личности, особенностей физического состояния, уровня психического развития каждого учащегося, возможностей его включения в групповые и коллективные формы учебно-воспитательной работы, в систему межличностных отношений;
  • принцип дифференциации, ориентированный на создание необходимых условий для наиболее полного проявления способностей каждого учащегося и обеспечивающий возможность и свободу выбора индивидуального пути развития каждой личности с учетом её интересов, мотивов, ценностных установок;
  • принцип гуманитаризации, предполагающий усиление внимания к учебным дисциплинам гуманитарного цикла, обогащение естественнонаучных и технических дисциплин материалом, раскрывающим борьбу научных идей, человеческие судьбы ученых-первооткрывателей, зависимость социально-экономического и научно-технического прогресса от личностных, нравственных качеств человека, его творческих способностей, профессиональной компетенции;
  • принцип демократизации, создающий предпосылки для развития активности, инициативы, творчества педагогов и учащихся, широкого участия общественности в управлении образованием;
  • принцип интеграции, основывающийся на объединении всех воспитательных сил общества, органическом единстве школы, семьи, общественности, культуры, средств массовой коммуникации .