Защита прав детей. комитет по защите прав ребенка. международная защита прав детей

Оглавление статьи

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

Основанием возникновения прав и особенностей родителей и детей является происхождение детей от родителей, удостоверенное в предусмотренном законом порядке. Это относится к детям, рожденным в браке, так и лицам, не состоявшими в зарегистрированном браке. Государственная регистрация рождения ребенка осуществляется в органах загса по месту рождения ребенка или по месту жительства его родителей (одного из них) в порядке, предусмотренном законом.

На основании п. 1 ст. 14 Закона об актах гражданского состояния регистрация рождения ребенка производится при предъявлении:

  • документа установленной формы о рождении, выданного медицинской организацией, в которой проходили роды;

  • документа установленной формы о рождении ребенка, выданного медицинской организацией,

  • врач который оказывал помощь при родах, либо частнопрактикующим врачом, если роды проходили вне медицинской организации;

  • заявления лица, присутствовавшего при родах, если роды проходили без оказания медицинской помощи.

При отсутствии указанных документах регистрация ребенка производится на основании вступившего в силу решения суда об установлении юридического факта рождения ребенка конкретной женщиной.

В добровольном порядке отцовства устанавливается в органах загса. Основанием для этого могут быть:

  • совместное заявление отца и матери, поданное после рождения ребенка или во время беременности матери, если имеются основания предполагать, что после рождения ребенка подача совместного заявления по каким-либо причинам станет невозможной.

  • заявления отца ребенка при наличии согласия органов опеки и попечительства, если мать ребенка умерла, признана недееспособной, лишена родительских прав или ее местонахождение невозможно установить.

Под родительскими правоотношениями понимается совокупность личных и имущественных отношений между родителями и их ребенком. Родительское правоотношение складывается между каждым родителем с каждым из его детей.

Наделяя родителей правами в отношении детей, государство возлагает на них обязанности не осуществлять родительские права в ущерб интересам детей, т.е. права родителей одновременно являются их обязанностями. Права и обязанности родителей и детей неотчуждаемы, например, родитель не может отказаться от принадлежащего ему права на воспитания ребенка, переложить на какое-либо третье лицо свою алиментную обязанность и т.д. Однако абсолютный характер родительских прав ни в коем случае не означает беспредельных прав и власти над ребенком. Родители не имеют права причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию и препятствовать им в осуществлении своих прав, а методы должны исключать жестокое, пренебрежительное и унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Право детей сирот на образование

В соответствии с ФЗ №159-ФЗ дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на обучение за счет средств федерального бюджета в госучреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Законом предусмотрены следующие моменты в вопросах образования:

  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на прохождение курсов по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные учебные учреждения на бесплатной основе, при этом они должны иметь оконченное основное общее или среднее общее образование;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное получение второго начального профобразования;
  • предоставление академического отпуска в случаях медицинских показаний за данной категорией лиц полное гос.обеспечение сохраняется весь период отпуска с выплатой стипендии в полном объеме;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатный (льготный) проезд на некоторых видах транспорта;
  • дети, получающие образование в другом городе, имеют право на возмещение оплаты проезда к дому и обратно 1 раз в год;
  • выпускники в лице детей сирот, за исключением тех, кто продолжает обучение по очной форме, обеспечиваются единовременным денежным пособием, одеждой, оборудованием (либо компенсацией) за счет средств образовательного учреждения, в котором они обучались.

В свою очередь, полное государственное обеспечение предполагает бесплатное питание, бесплатное проживание в общежитии и медицинское обслуживание, бесплатная одежда и обувь, повышенная стипендия независимо от оценок, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и всех необходимых принадлежностей, а также получение в полном размере заработной платы, которая начисляется в период прохождения производственной практики. В случаях, когда возраст вышеназванных лиц достиг 23 лет в период получения профессионального образования, за ними сохраняется право на полное гос.обеспечение и дополнительные меры социальной поддержки до конца обучения.

Восстановление нарушенных прав

К сожалению, практика показывает, что права ребенка в РФ достаточно часто подвергаются ущемлению. Часто это происходит со стороны родственников малолетних пострадавших. В каждом случае нарушения есть способы добиться помощи.

Если нарушены права в сфере трудового права следует писать:

  • в комиссию по трудовым спорам;
  • в суд.

Если нарушены права в семье следует писать:

  • в суд;
  • в органы опеки и попечительства с просьбой о лишении нерадивых родителей их прав и определении пострадавшего в социальный приют.

Если права ущемляются в сфере образования, следует обращаться:

  • в вышестоящее образовательное учреждение;
  • в суд.

Административная и уголовная ответственность

Закон о защите детей гарантирует, что гражданам, признанным по суду виновными в ущемлении прав несовершеннолетних, грозит ответственность. Тяжесть этой ответственности зависит от проступка и может быть как административной, так и уголовной.

Административная ответственность будет грозить тем членам семьи, которые не исполняют соответствующим образом свои обязательства перед малолетними подопечными. К таким случаям можно отнести нежелание тратить на них денежные средства.

Уголовная ответственность наступает для граждан, которые занимались вовлечением детей в уголовную деятельность. Наказание за этот вид правонарушения – лишение свободы.

Уголовная ответственность может наступить в следующих случаях:

  • вовлечение детей в преступную деятельность;
  • принуждение к аморальным занятиям;
  • принуждение к занятиям, вредным для их жизнедеятельности;
  • за вовлечение к употреблению наркотиков;
  • за продажу спиртосодержащей продукции.

Человек, появившийся на свет, с рождения получает собственные права. Каждый ребенок имеет право на защиту от неправильного, несправедливого обращения и причинения вреда со стороны нерадивых взрослых. Казалось бы, для успешной защиты сделано все, что можно было желать. К сожалению, часто этого бывает недостаточно, чтобы сделать детство каждого счастливым и гармоничным.

Все психологические и физические травмы, которые люди получают в детстве, обязательно отзовутся в будущем, будут тормозить развитие и вредить успехам

Поэтому так важно не оставаться равнодушными и не ждать, что помощь придет сама по себе. Не нужно бояться заявлять о проблеме, если она существует

Конституционно-правовой статус малолетних

В РК и малолетний возраст ребенка, и несовершеннолетний четко прописаны. Юридическое значение понятия «малолетний» подразумевает причастность к отдельной категории субъектов с особенным специальным конституционно-правовым статусом. Понимание необходимости особенного отношения к малолетним детям осуществлялось на протяжении тысячелетий: начинаясь с отождествления ребенка с вещью, красной нитью проходя через насилие над ним, приводящее зачастую к необратимым последствиям. Наконец, постепенно привело к пониманию того, что только гуманное отношение к детям может сформировать в них лучшие человеческие качества, а соответственно, приведет к прогрессивному развитию всего человечества. Наделение малолетних специальным конституционно-правовым статусом, их определение в особенную группу, находящуюся под защитой государства, относится к созданию специального вида общественных отношений по защите прав, свобод и законных интересов малолетних и несовершеннолетних детей. Ими занимается ювенальная юстиция.

Инициативы

Постинтернат

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – одна из самых уязвимых категорий несовершеннолетних, поэтому они всегда остаются в центре особой заботы Института уполномоченных по правам ребенка

Пристальное внимание уделяется не только качеству их проживания в организациях для детей-сирот, также остро стоят вопросы последующего жизнеустройства и социализации выпускников детских домов.В настоящее время практически не проработана тема постинтернатного сопровождения детей-сирот

В мае 2019 года Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова направила в Государственную Думу законодательные инициативы по совершенствованию мер поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, детский омбудсмен предлагает детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнести к категории граждан, которые нуждаются в социальном обслуживании, и одновременно наделить их правом получения услуг, которые бы способствовали социализации, улучшению условий жизнедеятельности, расширению возможностей самостоятельного обеспечения жизненных потребностей.

Также в письме детского омбудсмена говорится о необходимости расширения дополнительных гарантий прав детей-сирот на образование. Ранее действовавший закон РФ «Об образовании» устанавливал, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при условии успешного прохождения вступительных испытаний принимаются в учреждения среднего профессионального обучения вне конкурса, но в 2012 году указанная норма утратила силу. Учитывая, что ранее действующая государственная гарантия по-прежнему актуальна и востребована, а возможность получить конкурентоспособную профессию является основным фактором успешного трудоустройства и социализации детей-сирот, Уполномоченный по правам ребенка предлагает внести соответствующие изменения, которые обеспечивали бы детей-сирот дополнительной гарантией преимущественного приема на обучение по программам среднего профессионального образования.

Важной остается проблема реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья из числа детей-сирот на получение профессионального образования. Обучаясь по адаптированным образовательным программам, дети на выходе получают лишь свидетельство об обучении, которое не позволяет им в дальнейшем получить среднее профессиональное образование

Уполномоченный по правам ребенка предлагает внести соответствующие законодательные изменения, которые бы позволяли детям-сиротам с ограниченными возможностями здоровья, имеющими свидетельство об обучении, получать дальнейшее образование по программам профессиональной подготовки.

Также есть вопросы по предоставлению льгот детям-сиротам при приеме в кадетские и суворовские военные училища. Действующее законодательство предусматривает право преимущественного приема в указанные образовательные учреждения, но на практике дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, пользуются преимуществом при приеме в училища только при условии равного количества баллов с другими кандидатами, что значительно снижает доступность кадетского образования для сирот. Следует учитывать, что родители, как правило, осуществляют дополнительную подготовку детей к вступительным испытаниям, а дети-сироты далеко не всегда имеют такую возможность. В письме Уполномоченный предлагает предоставить дополнительные преимущества детям-сиротам при подготовке к военной или иной государственной службе.

Как показывает практика, крайне неудовлетворительно сегодня выполняются права выпускников сиротских учреждений на труд и социальную защиту от безработицы. По данным Роструда, количество детей-сирот, обратившихся в службы занятости за содействием в поисках подходящей работы, в 2018 году составило 31 446 человек, из них трудоустроено 8 345 человек, что составляет лишь 26,5%.

Учитывая это, детский омбудсмен предлагает внести законодательные изменения в части осуществления разработки и реализации региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости и организации временного трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Конвенция о правах ребенка

Становление общемировой практики защиты детских прав началось еще в 1946 году, когда Организация Объединенных Наций создала Детский Фонд. По истечении 2 лет Всеобщая декларация, сообщающая о всех человеческих правах, начала действовать. В 1966 году вышли пакты, которые подтвердили, что ребенок тоже имеет права и, более того, нуждается в особо сильной защите.

Результатом всех этих документов стала сначала принятая в 1959 году декларация, провозглашающая список прав несовершеннолетних, а затем в 1990 начала действовать Конвенция по правам, которую приняли к 1995 году все мировые государства. А 20 ноября, когда и была принята Конвенция о правах ребенка, считается Днем детей. И по сей день ведется работа над Конвенцией, мировые комитеты и отделы по защите прав несовершеннолетних постоянно предлагают все новые поправки.

Защита прав детей в сфере образования.

Защита прав ребенка в школе может быть осуществлена в несколько этапов. Для начала, родителям, защищающим интересы своего отпрыска, нужно обращаться непосредственно к директору школы с письменной жалобой. По возможности, это нужно сделать лично, причем, потребовать поставить отметку о получении жалобы на своем экземпляре. При необходимости, жалоба направляется заказным письмом с уведомлением. Директор, в свою очередь, должен дать письменный ответ.

Если ответ директора школы дан не был, либо же он не удовлетворил родителей, ФЗ по защите детей предусматривает необходимость дальнейшего обращения в вышестоящие уполномоченные органы. Туда помимо заявления желательно представить доказательства нарушения прав. Ходатайство данного типа рассматривается в течение 30 календарных дней с момента его подачи (статья 12 Федерального Закона № 59-ФЗ). Решение уполномоченного органа может быть также обжаловано посредством обращения в районный суд по месту жительства заявителя.

Органы, осуществляющие защиту прав и интересов детей

В России права и интересы детей защищает далеко не один государственный орган. Их несколько:

  1. Прокуратура.
  2. Органы внутренних дел.
  3. Органы опеки и попечительства.
  4. Комиссия по делам несовершеннолетних.
  5. Отделы по защите прав детства.

Каждую из вышеуказанных инстанций необходимо рассмотреть в отдельности.

Прокуратура

Для защиты интересов несовершеннолетних прокурор применяет следующие методы:

  1. Предъявляет иск о лишении родительских прав.
  2. Подает в суд заявление, в котором говорится о восстановлении прав малыша, нарушенных ранее.
  3. Является на судебные заседания, где необходимо защитить интересы ребенка.

Органы внутренних дел

Сотрудники органов внутренних дел предпринимают следующие действия для защиты интересов детей:

  1. Изымают отпрыска у безответственных родителей.
  2. Беседуют с родителями, которые не выполняют свои обязанности по отношению к детям.
  3. Принимают участие в раскрытии фактов посягательств на права несовершеннолетнего.

Органы опеки и попечительства

Для защиты интересов несовершеннолетних органы опеки предпринимают следующие действия:

  1. Выявляют несовершеннолетних, которые потеряли родителей.
  2. Помогают детям, оставшимся без родителей, обрести новую семью.
  3. Следят за тем, чтобы отпрыск воспитывался, содержался и учился в хороших условиях.
  4. Подают в суд иск о лишении безответственных родителей прав на детей.
  5. Воплощают в жизнь судебные постановления по делам, касающимся воспитания детей.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Если говорить о полномочиях комиссии по делам несовершеннолетних, то их несколько:

  1. Судебная защита прав ребенка.
  2. Подача в суд заявления о лишении родителей прав на детей.
  3. Осуществление защитных мер, которые способствуют восстановлению прав несовершеннолетних.

Отделы по защите прав детства

Такие отделы есть далеко не во всех регионах страны. Организация занимается выполнением следующих задач:

  1. Рассмотрение жалоб, поступивших от заявителей.
  2. Оказание консультации для граждан.
  3. Осуществление экспертной оценки вынесенных актов.
  4. Внесение предложений, которые позволят улучшить законодательство в рамках функционирования организации.

Право детей сирот на трудовую деятельность

В сфере труда дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают следующими правами:

  • право на получение пособия по безработице в период 6 месяцев в размере, равном среднему уровню заработной платы в конкретном регионе, при этом вышеназванные лица должны искать работу впервые, быть зарегистрированными в органах службы занятости и иметь статус безработного;
  • право на необходимое дополнительное профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет средств работодателя в случаях ликвидации организации, в которой работали лица из числа детей сирот и оставшихся без попечения родителей.

Кто защищает права

Основные учреждения, защищающие права детей в РФ:

  • прокуратура;
  • прав;
  • детский омбудсмен.

В административном порядке решаются вопросы об обжаловании решений или бездействия чиновников. Этим занимаются органы опеки, прокуратура и детский омбудсмен, различные правозащитные учреждения.

В судебном порядке институтом мировых судей рассматриваются вопросы нарушений, связанных с семейными взаимоотношениями.

Конституционный Суд разрешает жалобы о нарушении основных прав, данных гражданину Конституцией.

Прокуратура

Для прокурора охрана детского права является невозможностью, а обязанностью.

Основными задачами прокурора в деле правовой защиты детей являются:

  • защита от плохого обращения;
  • защита от потенциально вредной информации;
  • вопросы ограничения, лишения родителей их прав или их восстановления;
  • сохранение права на жилплощадь, если кто-то пытается это право ущемить.

Прокурор защищает права не достигших совершеннолетия граждан в суде и может сам быть истцом.

Комитет по защите прав ребенка

Это специально сформированный орган, созданный для защиты прав детского населения и имеющий подразделения в каждом регионе страны. В составе Комитета – независимые специалисты. Его деятельность осуществляется под полномочиями международного Комитета.Цель его работы — в исполнении норм, перечисленных в .

Задачи комитета:

  • помощь юному гражданину, оказавшемуся в трудной ситуации;
  • привлечение к ответственности виновных;
  • выявление, учет и помощь детям без родителей, детям в сложной ситуации;
  • социальное обеспечение и гарантии хороших жизненных условий для детей — сирот;
  • обеспечение права на жизнь в семье;
  • рассмотрение обращений о нарушениях прав.

Уполномоченный по правам ребенка

Одним из действующих способов защиты детей является создание в России должности уполномоченного. Этот государственный служащий назначается указом Президента и решает вопросы защиты и благополучия несовершеннолетних в разных регионах страны. Другое неофициальное название этого поста — детский омбудсмен. Такая должность предусмотрена во всех регионах страны.

К целям омбудсмена относятся:

  • соблюдение прав ребенка и их защита, помощь в их восстановлении;
  • создание мероприятий для улучшения информированности о правах;
  • составление запросов в организации;
  • получение информации на всех уровнях;
  • привлечение специалистов и направление прошений от лица малолетнего потерпевшего об ущемлении его прав.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Это орган, который занимается реализацией законов о защите детей в России и ведет свою деятельность в регионах страны.

Цели комиссии:

  • мероприятия по искоренению безнадзорности среди детей;
  • реабилитация малышей, попавших в тяжелые жизненные ситуации.

Конвенция о правах ребёнка.

Согласно статье 15 конституции, если нормы законодательства России противоречат международному акту, то применяются нормы международного права, то есть имеют высшую юридическую силу, приоритет над законами нашей страны. Исключением является конституция. Значит, и роль первостепенного документа будет играть Конвенция о правах ребёнка. Появляется вопрос: в чём заключается сущность этого акта?

Конвенция ООН о правах ребёнка – международный правовой документ, принятый в ноябре 1989 года, определяющий права детей, живущих на территории стран, ратифицировавших данный документ. Является основополагающим актом и подлежит обязательному исполнению всеми государствами, которые его ратифицировали.

Конвенция разделяется на 54 статьи. В них закреплены индивидуальные права детей, а именно – их особенности, начиная с момента его появления на свет, и до совершеннолетия. В акте закреплены основы, необходимые для реализации ребёнком прав и законных интересов, что реально осуществить только если третьи лица не оказывают негативного влияния или воздействия на них (проявление жестокости, агрессия, применение насилия, попытки принуждения и так далее).

Конвенция была принята всеми странами-участниками Организации Объединённых наций. Кроме того, в число принявших вошли Святой Престол и Палестина. Единственная страна, не ратифицировавшая акт – США.

В российской системе законодательства конституция закрепляет основополагающие принципы, которые находят распространение и расширение в законодательстве: ФЗ, ФКЗ, кодексы. Касаемо этой темы, Семейный кодекс играет основную роль. В статье 56 закреплены основные положения защиты несовершеннолетних, детей с ограниченными возможностями, приёмных детей, детей, проживающих в неполной семье; указаны обязанности для родителей, нацеленные на воспитание и образование детей. Конечно, это не единственная норма, содержащаяся в данном акте и касаемая этой темы. Некоторые нормы прописывают основы благополучия детей, другие нормы имеют свои особенности. Но у всех их общая цель – защита прав и интересов детей.

Уполномоченный по правам при президенте

Ранее такая структура отсутствовала на территории Российской Федерации, однако с появлением острой необходимости контролировать иные органы власти, а также заниматься решением вопросов касательно детей, было принято решение на высшем уровне ввести уполномоченного представителя по правам несовершеннолетнего. Это состоялось в 2009 году, когда был принят Указ Президента РФ. Рассмотрим основные полномочия, которыми наделяется данная вертикаль власти:

  1. Эти лица могут запрашивать все необходимые материалы и сведения от федеральных органов власти, а также местного самоуправления муниципальных поселений и иных структур государства.
  2. Представители могут свободно и беспрепятственно посещать органы федерального значения, инстанции муниципальных образования, частные и коммерческие организации и иные структуры РФ.
  3. Также проводятся необходимые проверки относительно деятельности государственных органов власти, местных аппаратов власти и инстанции субъектов страны. Дополнительно могут проводиться разъяснения, в случае несоответствующего исполнения действующего законодательства.
  4. Помощник уполномоченного лица по правам ребенка, либо непосредственно должностное лицо, имеют полное право направлять жалобы в случае выявления некорректных действий или вовсе бездействий государственных аппаратов власти, местных инстанций и структур субъектов Российской Федерации.
  5. Также уполномоченный наделен привилегиями привлекать государственных деятелей к специальным мероприятиям, которые имеют непосредственное отношение к вопросам, связанным с защитой возможностей несовершеннолетних детей в целом по стране, в отдельном регионе или муниципальном образовании.

Региональный уполномоченный по правам ребенка, а также должностное лицо федерального значения занимаются обеспечением исполнения действующего законодательства касательно всех не достигших совершеннолетия граждан, а кроме того обеспечивают надлежащее разбирательство или проверку, в случае поступления определенной жалобы уполномоченному лицу по правам ребенка. Наличие этих специалистов в России, гарантирует, что все предусмотренные привилегии для юных представителей страны будут исполняться в надлежащем порядке.

Немного об ответственности

Ответственность – это желание и способность принимать на себя такие обязательства, которые позволяют самостоятельно проживать свою жизнь, заботиться о себе. Ответственность бывает:

  • гражданская;
  • административная;
  • уголовная.

Никакой вид ответственности нельзя отождествлять друг с другом, у каждого из них своя специфика. Зная, до какого возраста дети малолетние по УК РФ, можно судить о том, какие у них обязанности перед государством и обществом. По мере взросления объем прав ребенка увеличивается, ответственность за их соблюдение возрастает. Родительская ответственность обратно пропорциональна его взрослению, то есть чем старше ребенок, тем меньше за него и его поступки отвечают родители.