Наше право на защиту от насилия

Оглавление статьи

Краткое содержание основных положений

По статьям Конвенции содержание распределяется следующим образом:

  1. в первой статье определяется кто такой ребенок;
  2. в 2-12-ой закреплены перечисленные выше принципы;
  3. в 13-31-ой указываются права и позитивные свободы, а именно свобода выражения мнения, вероисповедания и ассоциаций.

Среди перечисленных статей выделяют две: 22 и 23, которые касаются обязанности общества и государства обеспечить особую заботу детям-беженцам и детям-инвалидам.

Далее статьи 32-37 — в них классифицируются государственные гарантии, дающиеся детям: защита от принудительного и опасного труда, сексуального насилия, работорговли и экономической эксплуатации, похищения и пыток, а также недопущение употребления несовершеннолетними нелегальных наркотических веществ.

Также частично 37 и 40-41 статьи регламентирует применения мер уголовного преследования и лишения свободы несовершеннолетних за совершенные правонарушения, а статья 39 гарантирует ребенку, перенесшему указанное обращение, необходимый восстановительный период повышенного внимания и ухода, для лечения, социальной и психологической адаптации.

В 38 статье даются гарантии неучастия несовершеннолетних в войнах, уважения их прав и интересов в периоды военных действий. Вторая часть документа (статьи с 42 по 45) посвящена созданию, составу и регламенту деятельности отдельного комитета, который отслеживает выполнение государствами-участниками положений конвенции.

Наконец, еще один раздел документа (представленный с 46 по 54 статьи) — это заключительные административно-технические положения.

СОДЕРЖАНИЕ

Конвенция касается особых потребностей и прав ребенка. Он требует, чтобы «страны, ратифицировавшие эту конвенцию, были связаны с ней международным правом». Ратифицирующие государства должны действовать в наилучших интересах ребенка.

Во всех юрисдикциях реализация Конвенции требует соблюдения законов об опеке и опеке над детьми, поскольку каждый ребенок имеет основные права, включая право на жизнь , свое имя и идентичность, право на воспитание своими родителями в рамках семьи или культурной группы и отношения с обоими родителями, даже если они разлучены .

Конвенция обязывает государства разрешать родителям выполнять свои родительские обязанности. Конвенция также признает, что дети имеют право выражать свое мнение и на то, чтобы эти мнения были услышаны и в соответствии с ними принимались меры, когда это необходимо, на защиту от жестокого обращения или эксплуатации , а также на защиту их частной жизни . Это требует, чтобы их жизнь не подвергалась чрезмерному вмешательству.

Конвенция также обязывает подписавшие ее государства разделять юридическое представительство ребенка в любом судебном споре, касающемся ухода за ним, и просит, чтобы точка зрения ребенка была выслушана в таких случаях.

Конвенция запрещает смертную казнь для детей. В своем Замечании общего порядка № 8 (2006 г.) Комитет заявил, что «все государства-участники обязаны незамедлительно принять меры для запрещения и отмены всех телесных наказаний и всех других жестоких или унижающих достоинство видов наказания детей». Статья 19 Конвенции гласит, что государства-участники должны «принимать все соответствующие законодательные, административные, социальные и образовательные меры для защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия», но не упоминает телесные наказания . Толкование Комитетом этого раздела как включающего запрет на телесные наказания было отклонено несколькими государствами-участниками Конвенции, включая Австралию , Канаду и Соединенное Королевство .

Европейский суд по правам человека сослался на Конвенцию при толковании Европейской конвенции о правах человека .

Глобальные стандарты и культурный релятивизм

Глобальные стандарты прав человека были оспорены на Всемирной конференции по правам человека в Вене (1993 г.), когда правительства ряда стран (в первую очередь Китая, Индонезии, Малайзии и Ирана) высказали серьезные возражения против идеи универсальных прав человека. Существуют нерешенные противоречия между «универсалистским» и «релятивистским» подходами к установлению стандартов и стратегий, направленных на предотвращение или преодоление злоупотреблений трудоспособностью детей.

Детские браки и рабство

Некоторые ученые связывают детские браки с рабством и схожими с рабством обычаями. Детские браки как рабство прямо в Конвенции не рассматриваются.

В каких странах ратифицирована?

Зарегистрировав конвенцию в секретариате ООН в 1989 году, первыми ее подписали 20 стран, которые разрабатывали проекта статей. На ее основе был создан специализированный орган ООН по правам ребенка.

За прошедшие десятилетия к конвенции присоединились практически все страны и ряд международных организаций — всего 196 участников. Соединенные Штаты Америки конвенцию не ратифицировали.

Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам:Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Об основных гарантиях прав ребенка

Комитет по правам ребенка, который следит за соблюдением КПР, проводит расследования нарушений, контролирует исполнение распоряжений, располагается Женеве. Каждая страна, ставшая участницей Конвенции, должна один раз в 5 лет представить в Комитет доклад, в котором освещаются вопросы использования прав в данной стране, их нарушения, меры по исправлению положения для защиты прав детей.

В статьях 42-45 КПР установлены требования по представлению докладов странами, а так же о том, что:

  • участники Конвенции должны информировать население о правах детей;
  • утвердить состав Комитета по контролю над соблюдением и защитой детских прав;
  • предпринимать шаги по международному сотрудничеству в реализации КПР.

  Молодежь стран, участвующих в Конвенции, дети, взрослые, заинтересованные в ее соблюдении, могут представить в Комитет ООН свой доклад, если они считают, что доклад уполномоченного не дает правильной картины в реализации и защите прав детей их страны.

В нашем законодательстве права ребенка охраняются Конституцией РФ, а так же Семейным кодексом и Федеральным законом, принятым Госдумой в июле 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с поправками, введенными в 2013 году ФЗ №58.

Федеральный закон устанавливает цели, которых придерживается государственная политика нашей страны, действующая в интересах подрастающего поколения (ст.1):

  • осуществлять права, укреплять защиту прав детей и их интересов, восстанавливать права, если они нарушены;
  • содействовать воспитанию у детей патриотизма, всестороннего развития, реализации его личности через традиции народа, достижения культуры и искусства;
  • защищать детей от негативных факторов, которые могут повлиять на их нормальное развитие.

В законе отмечено (ст.2), что защита детей, охрана их прав, воспитание и обучение являются главным направлением политики нашего государства, и строится на следующих принципах:

  • права детей должны обеспечиваться законом;
  • для того, чтобы дети могли полноценно развиваться, учиться, отдыхать, оздоравливаться, государство оказывают поддержку семьям, имеющим детей;
  • за нарушение прав или нанесение вреда ребенку, все виновные лица должны нести ответственность;
  • организации, созданные для защиты прав детей, пользуются поддержкой государства.

Закон РФ «Об образовании» (ст.5), гарантирует детям бесплатное образование в рамках среднего и профессионального. Высшее образование получить бесплатно могут дети, прошедшие конкурс.

Закон РФ об охране здоровья (ст.24)гарантирует детям бесплатное лечение, консультации, реабилитацию, оздоровление и другие услуги, связанные с сохранением или восстановлением здоровья.

Образование, лечение, досуг детей организуется лицами, отвечающими за данные направления, не ущемляя прав и интересов детей.

Европейская Конвенция об осуществлении прав детей в кратком изложении

В 1996 году под эгидой Совета Европы была принята Европейская конвенция об осуществлении прав детей. После периода присоединений и обсуждения поправок она вошла в силу в июле 2000 года. Конвенция имеет своей целью предоставить несовершеннолетнему процессуальные права или обеспечить ему иные возможности участия в судебных делах, которые касаются его «прав и наилучших интересов».

Перед ратификацией или передачей ратификационных грамот, государство-участник, согласно тексту само называет не менее 3 категорий судебных дел, затрагивающих интересы ребенка и семьи, при решении которых судьи будут обязаны опираться на положения данной конвенции.

К рекомендуемым относятся 3 категории:

  1. лишение отца и/или матери ребенка родительских прав или о восстановлении их в таковых;
  2. наложение/ снятие ограничений родительских прав на/с родителя/лей ребенка;
  3. возвращение ребенка родителям, усыновителям, осуществляющим опеку/попечительство от других лиц, державших его у себя на нелегальных основаниях или делавших это, не имея постановления суда.

К 2018 году конвенцию ратифицировали 20 государств. Российская Федерация является участником договора с февраля 2001 года.

С какого времени ребенок обладает правами?

Согласно установленным в конвенции нормам, дети признаются самостоятельными субъектами права.

Текст документа регламентирует обязанность государства, в лице его служб и специальных органов, а также непосредственно родителей или лиц, на которых возложено осуществление функций опекуна, признавать и способствовать реализации отраженных в конвенции прав и интересов несовершеннолетнего, с момента его появления на свет и вплоть до того, как наступит совершеннолетие.

Период совершеннолетия, который зафиксирован в документе — 18 лет, но при этом делается поясняющая оговорка. Она закрепляет приоритет внутреннего законодательства страны гражданства несовершеннолетнего по этому вопросу — так согласно ему, момент приобретения полной право- и дееспособности может наступать в отдельных странах на несколько лет раньше или позже.

Конвенция о защите прав ребенка

Защита прав ребенка должна осуществляться государством, родителями, другими людьми, получившими полномочия быть их защитниками.

Каждый ребенок в стране, участвующей в Конвенции, имеет право на защиту:

  • от всех видов насилия;
  • от эксплуатации труда детей, если он мешает их развитию и учебе;
  • от применения или распространения наркотиков;
  • от похищения, а также от торговли детьми;
  • от жестоких наказаний;
  • на защиту при совершении преступлений. В соответствии с договором детей нельзя осуждать на смертную казнь, а так же на заключение пожизненно;
  • на защиту во время войны. Участие в войне возможно только после 18 лет;
  • информации, наносящей вред развитию ребенка.

В Конвенции указывается на необходимость борьбы с детской смертностью, болезнями, на оказание помощи матерям во время беременности и после рождения детей, на работу по обучению планированию семьи.

Для соблюдения статей Конвенции в ООН каждые четыре года избирается Комитет по защите прав ребенка, который получает сообщения о нарушениях договора. В Комитет входят 10 человек из числа стран, принимающих участие в Конвенции.

  Сообщения о нарушениях прав детей не должны быть анонимными. Когда комитет получает подобные известия, он предлагает государству принять меры по исправлению положения и представить отчет.

Если речь идет о торговле детьми или об их участии в войне, Комитет должен провести расследование. У страны, в которой произошло нарушение, спрашивают разрешения на присутствие и проведение расследования членами комитета. После окончания расследования уполномоченный член комитета дает рекомендации по ликвидации нарушения и следит за его выполнением.

С 2014 года сообщения о нарушении прав, указанных Конвенцией, Комитет принимает и непосредственно от детей.

Любая страна, участвующая в Конвенции, может заявить о выходе в любое время, но перестанет быть участницей договора только через год.

Конвенция о правах ребенка кратко формулирует все возможные права детей и защиту детских интересов в статьях 1-42, остальные статьи посвящены правилам подписания и ратификации этого договора.

Все государства, ставшие участниками договора, обязаны широко освещать Конвенцию среди народа.

Основные инструменты защиты

  1. Юнисеф — детский фонд ООН. Главной направленностью этого фонда является оказание помощи детям и их родителям, оказавшихся в зонах военных конфликтов, беспорядков и стихийных действий/, путём предоставления необходимых товаров, лекарственных средств и питьевой воды. При этом поддержку фонд оказывает обеим сторонам конфликта, призывая к тому, что «дети — это зона мира».
  2. Жестокое обращение с детьми (child abuse), включающая в себя целую систему законов и актов, а также службы, отвечающие за их реализацию. Это, пожалуй, одна из наиболее глобальных проблем. При этом под насилием следует понимать не только физическое воздействие, нанесение ему ударов, действия сексуального характера, но и психологическое давление, а также нанесение оскорблений. Стоит вспомнить США — страна, в которой принято огромное количество законов, защищающих детей и нанесение обычной пощечины дерзкому подростку может обернуться огромными проблемами для родителя и даже угрозой для расселения семьи. Ещё одним из ярких примеров можно привести оставление ребёнка одного дома, в данном случае в целом ряде западных стран, если этот факт вскроется, родители будут арестованы и преданы правосудию. В России этот механизм защиты прав малолетних до конца не сформирован. Орган, отвечающий за соблюдение прав — социальная защита, прибегает на помощь только в случае, когда уже что-либо отменить же поздно. Таким образом, в нашей стране полностью отсутствуют профилактические меры, направленные на защиту прав детей.
  3. Ювенальная юстиция, которая представляет собой особое правосудие для несовершеннолетних, согласно чего государство выступает как основной представитель ребёнка и обязано его защищать от всякого насилия. Основой является приоритет правонарушителя над совершённым им правонарушением. Другими словами, согласно этим нормам предполагается, что подростки не способны действительно осознавать тяжесть своих поступков, их ещё можно перевоспитать и указать на ошибки. Проблема создания ювенальной юстиции в РФ носит довольно глубокий характер и своими корнями уходит далеко в начало ХХ века, когда существовали «детские суды». Этот период являлся расцветом ювенальной юстиции, но уже с 1918 года начались изменения и к 1935 году был снижен возраст ответственности, а также определена возможности применения всех видов наказаний к ребёнку. Названная система действовала до 1960 года. На сегодня ювенальная юстиция не возрождена в необходимом объёме.

Права, прописанные в акте

Условно все права, которыми обладают дети и которые закреплены в вышеуказанном документе можно разделить на 4 большие группы.


Основные права ребенка согласно Конвенции

Права, связанные с развитием

Указанная категория прав способствует и направлена на развитие как личности, способствует раскрытию его потенциала. В качестве примера можно привести следующие права на:

  • образование;
  • участие в массовых мероприятиях;
  • предпочтения вероисповедания;
  • получение информации.

Права, дающие защиту

Данная категория прав гарантирует детям защиту от насилия и эксплуатации. В качестве примера можно привести следующие права на:

  • защиту от насилия и телесных повреждений;
  • неучастие в вооружённых конфликтах;
  • недопустимость использования и эксплуатации;
  • защиту от трудовой эксплуатации.

Права, связанные с участием

То есть такие, которые закрепляют равноправие участия в жизни общества. Например, следующие права на:

  • формулирование собственного мнения;
  • участие в ассоциациях;
  • участие при решении проблем, касающихся решения вопросов, относящихся к их жизни и развитию.

Какие принципы устанавливает Конвенция о правах ребенка?

К базовым тезисам, на которые опирается данный международный документ, относятся:

равноправие. Все участники обязуются стремиться к предоставлению равных прав всем маленьким гражданам в пределах территорий их стран;
приоритет интересов. Во всех ситуациях, касающихся несовершеннолетних, государственные органы должны, прежде всего, исходить из соблюдения их прав, реализации их интересов и безопасности;
идентичность. Родившийся младенец автоматически становится вправе получить имя и подданство;
признание за несовершеннолетним базовых прав человека и их обеспечение;
участие в собственной судьбе

Во всех случаях, которые касаются ребенка, его интересов и личности, он имеет право выражать собственное мнение, которое должно приниматься во внимание;
забота о больных детях. Главная характеристика принципа: никакая дискриминационная практики не должна распространяться на детей-инвалидов, неполноценных физически или психически

Государству и обществу следует предусмотреть отдельные программы государственного обеспечения таких детей образованием и заботой;
родительская опека. Государству следует позаботиться, чтобы во всех возможных обстоятельствах ребенок рос под защитой родителей, ближайших родственников или любящего его и заботящегося о нем лица. Детей нельзя разлучать с матерью, если только для этого не сложились обстоятельства особой исключительности. Общество и государство несут особую ответственность за малолетних, оставшихся без семейного попечительства;
социальное и культурное обеспечение. Приоритет государства — образование, здоровье и социокультурное развития детей, которое способствует приспособлению к изменениям окружающего их мира и осознанию своей позиции. К таковым относится возможность получения образования: общедоступного хотя бы на начальном уровне, и высококачественной, современной медицины и т.д.;
родительская ответственность. На родителей ложится наибольшая ответственность за обеспечение, воспитание, адаптацию в обществе и реализацию иных интересов несовершеннолетних;
защита от жестокостей и эксплуатации. Государства-участники выступают гарантами прав ребенка и должны защищать его от недобросовестного, жестокого и незаконного обращения. Законодательство и правоприменительная практика призваны пресекать любые возможности насильственных действий и посягательств на честь и достоинство малолетних, трудовую эксплуатацию или торговлю ими.

Основные положения Конвенции

Суть положения заключается в невозможности ребенком самостоятельно отстаивать собственные права из-за его физической и умственной незрелости. Ребенок – индивид, который является субъектом права, ему необходима охрана, забота и правовая защита. Это распространяется на период до и после его рождения вплоть до достижения восемнадцатилетнего возраста. Это утверждено в статье под номером один. Последующая статья твердит, что государства Конвенции должны уважать и обеспечивать соблюдения прав детей. Исключение всевозможных дискриминаций также входит в перечень. Это дискриминации по:

  • Расовому признаку
  • Половому признаку
  • Языковому признаку и др.

Конвенция предусматривает обеспечение интересов детей в лучшем виде. Это одна из основных задач, которая должна быть реализована. Лица, несущие ответственность за ребёнка по закону, также должны быть услышаны, их мнения и права должны быть учтены.

Одной из важнейших статей Конвенции является раздел под номером шесть, где указано, что каждый ребенок имеет право на жизнь, которое никто не может оспорить. За этим следует обеспечение его базовыми вещами для выживания и развития как личности. Таким образом происходит подготовка ко взрослой самостоятельной жизни в социуме.

Чтобы ребенок вырос сознательным человеком, должно быть обеспечено соблюдения прав не базовые вещи: от здравой семейной и школьной жизни, возможности своевременного лечения, права на жилье и др. Каждый в силах выбирать как и о чем ему думать, какую выбрать религию и т.д. Это подкреплено соответствующими статьями в законодательстве.

Соблюдены и гражданские права и свободы:

  • Право на имя и гражданство
  • Защиту личной и семейной жизни
  • Неприкосновенность жилища
  • Конфиденциальность
  • Защиту посягательств на честь и репутацию

Логичным является утверждение о том, что ребенок не может подвергаться жестоким способам наказания и проявлению насилия в любом виде.

Большая ответственность лежит и на семейном окружении. За родителями закрепляется право руководить ребенком, содержать его, нести ответственность за воспитание и развитие его как личности. Статья 28 делает акцент на нобходимости образования, чтобы искоренять безграмотность и развивать новое молодое поколение. В этот аспект входит и профессиональная подготовка. Право на любой творческий досуг, искусство, участие в мероприятиях также закреплено за каждым человеком в обязательном порядке.

Для выхода из чрезвычайных ситуаций действуют особые меры. Это относится к экономической эксплуатации, к незаконному употреблению наркотиков, к сексуальной эксплуатации, похищению, торговле и к прочим непредвиденным вещам.

14 лет

Четырнадцатилетний гражданин:

  • дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями;
  • может выбирать себе место жительства (с согласия родителей);
  • вправе с согласия родителей совершать любые сделки;
  • вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
  • осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
  • имеет право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав.
  • имеет право на получение паспорта.

Законом субъекта Федерации может быть разрешено вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность).

Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.

Имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе.

Несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Может обучаться вождению мотоцикла.

Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.

Может вступать в молодежные общественные объединения.

Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.).

Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

Может быть исключен из школы за нарушения.

Основные положения

Перечислим основные принципы Конвенции по правам ребёнка:

  1. Недопустимость дискриминации.
  2. Обеспечение интересов детей наилучшим образом.
  3. Закрепление права на жизнь и развитие.
  4. Уважение взглядов и прав.

Всё содержание акта сводится к нормам, которые обеспечивают защиту прав малышей: достойная жизнь, развитие, активное участие в общественной жизни и защита.

Конвенция о правах ребенка

Кроме этого, документом утверждается целый ряд правовых принципов, основным назначением которых является признание детей полноценными личностями и их обладание собственными правами, а не придаточными правами своих родителей либо иных членов семьи.

Конвенцией провозглашена приоритетность интересов детей над интересами всего государства, общества, семьи и даже религии. В указанном документе охвачен сразу весь спектр прав, которые могут существовать у гражданина.

Другими словами, всё что необходимо для нормального развития способностей человека как моральных, так и духовных должно сопровождаться не только безопасным окружающим миром, нормой питания, качественным здравоохранением, но и предоставляться всегда в приоритетном порядке детям.

Основные положения документа можно перечислить следующие:

Нерушимое право на имя и подданство определённой стране.
Пристальное внимание, прежде всего, к защите интересов детей со стороны всех учреждений этой сферы.
Недопустимость наличия различий и дискриминации по какому-либо признаку.
Недопустимость разлучения детей с родителями, за исключением ситуаций, рассматриваемых компетентными органами в интересах детей.
Содействие со стороны государств по вопросам воссоединения семей.
Несение основной ответственности родителями за своих детей при содействии государства, которое, в свою очередь, обязуется развивать сеть детских учреждений.
Наличие защиты со стороны государства по вопросам недопустимости насилия, психологического ущерба, совершения сексуальных действий в отношении малолетних.
Дети с особыми способностями либо с особенностями развития обладают правом на особую заботу, помощь, образование.
Обеспечение бесплатной медициной, а также начальным образованием.
Обеспечение защиты со стороны государства по вопросам, касающимся оборота наркотиков.
Недопустимо назначение смертной казни или пожизненного заключения в отношении лиц, не достигших 18 лет.
До достижения 15 лет ни один малыш не должен привлекаться к военным действиям.
Дети, подвергшиеся насилию, должны проходить особую реабилитацию.
Возможность пользоваться национальным языком и достояниями собственной культуры для детей из национальных меньшинств.

2010–2019 годы

2015 год HTML PDF
Парижское соглашение итоговой документ 21-й Конференции сторон Рамочной конвенции — Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКООНИК)   155 KB
Новая редакция руководящих принципов Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей 439 KB
Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы)   803 KB
Итоговый документ совещания высокого уровня Генеральной Ассамблеи, посвященного общему обзору хода осуществления решений Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества   324 KB
Итоговый документ саммита Организации Объединенных Наций по принятию повестки дня в области развития на период после 2015 года: Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года   80 KB
Сендайская рамочная программа по снижению риска бедствий на 2015–2030 годы — итоговый документ Третьей Всемирной конференция Организации Объединенных Наций по уменьшению опасности бедствий   155 KB
Аддис-Абебская программа действий — итоговый документ третьей Международной конференции по финансированию развития   466 KB
2014 год HTML PDF
Конвенция Организации Объединенных Наций о прозрачности в контексте арбитражных разбирательств между инвесторами и государствами на основе международных договоров   235 KB
«Венская программа действий для развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, на десятилетие 2014–2024 годов» – итоговый документ второй Конференции Организации Объединенных Наций по развивающимся странам, не имеющим выхода к морю   442 KB
«Программа действий по ускоренному развитию малых островных развивающихся государств («Путь Самоа»)» – итоговый документ третьей Международной конференции по малым островным развивающимся государствам   482 KB
Итоговый документ пленарного заседания высокого
уровня Генеральной Ассамблеи под названием
«Всемирная конференция по коренным народам»
  18 KB
2013 год HTML PDF
Договор о торговле оружием (ДТО) итоговый документ – итоговый документ Заключительной конференции Организации Объединенных Наций по договору о торговле оружием (18–28 марта 2013, Нью-Йорк). Договор вступил в силу 24 декабря 2014 года. 155 KB
2012 год HTML PDF
Токийская рамочная программа взаимной подотчетности – итоговый документ Токийской конференции по Афганистану (8 июля 2012 г.) 155 KB
«Будущее, которого мы хотим» – итоговый документ Конференции ООН по устойчивому развитию РИО+20 803 KB
2011 год HTML PDF
Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка,
касающийся процедуры сообщений
48 KB 155 KB
2010 год HTML PDF
Протокол, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 43 KB 264 KB
Конвенция о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации 66 KB 236 KB
Нагойский протокол регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии 2.2 MB
Глобальный план действий Организации Объединенных Наций по борьбе с торговлей людьми 55 KB 199 KB
Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся обращения с женщинами-заключенными и мер наказания для женщин-правонарушителей, не связанных с лишением свободы (Бангкокские правила) 99 KB 235 KB
Итоговый документ Совещания высокого уровня для обзора хода реализации Маврикийской стратегии по дальнейшему осуществлению Программы действий по обеспечению устойчивого развития малых островных развивающихся государств 235 KB

Опасные ситуации: защита детства

Труд не запрещается, но гарантируется, что ребенок не будет привлечен к вредным и опасным работам. При этом труд не должен мешать образованию.

Их необходимо беречь от употребления наркотиков, сексуальной эксплуатации и иных форм эксплуатации. То есть государство защищает ребенка от вредного воздействия. Не должны подвергаться пыткам, аресту и лишению свободы.

Если это произошло, несовершеннолетний имеет право получить правовую помощь и судебную защиту. Если с несовершеннолетним жестоко обращались, необходимо сделать все для реабилитации несовершеннолетнего. Конвенция установила, что вплоть до 15 лет не должны вступать в армию или участвовать в войнах.

Роль Конвенции о защите прав несовершеннолетних трудно переоценить. Она фактически способствовала созданию института защиты прав. Также она способствовала развитию во всем мире образования и здравоохранения. Она перевела в разряд запрещенного то, что до этого считалось нормой во многих странах мира: бедность, голод, эксплуатация, участие их в боевых действиях. Несовершеннолетним стали уделяться больше внимания, по всему миру стали осуществляться гуманитарные проекты, нацеленные именно на помощь.

Основные положения

На территории России Конвенция вступила в силу в сентябре 1990 года. Рассмотрим ее основные положения. Конвенция определяет, что ребенком является существо до 18 лет, если национальные законы не определяют более ранний возраст наступления совершеннолетия. Таких стран на земле немного: это Фарерские острова, где совершеннолетними становятся в 14 лет, Куба (в 16 лет) и КНДР (в 17 лет).

Не должен подвергаться дискриминации. Его права гарантированы в независимости от цвета кожи, пола, религии. Государство должно гарантировать ребенку обеспечение его интересов, заботу и защиту. Кроме того, оно должно осуществлять все права ребенка – этому посвящена отдельная статья под названием «Реализация прав». Между тем государство должно учитывать права, обязанность и ответственность родителей.

Декларация гарантирует, что ребёнок имеет право на жизнь, а государство должно обеспечивать его психическое, умственное и культурное развитие. Его не должны забирать от родителей. Единственное исключение – если это делается в целях соблюдения интересов ребенка. Конвенция гарантирует, что разделенные государственными границами несовершеннолетние и родители должны иметь возможность пересекать эти границы и поддерживать отношения. Документ запрещает их вывоз из страны, который нарушает законы

Важно учитывать, что многие международные вопросы регулируются конвенцией ООН по морскому праву

На видео – основные положения конвенции ООН о правах несовершеннолетнего:

Конвенция о правах ребенка, статьи

Конвенция о правах ребенка включает 54 статьи.

В первой статье ребенком признается любой гражданин государства до 18 лет, если он не был признан достигшим совершеннолетия раньше по законам своей страны. В статьях перечислены права ребенка на:

  • жизнь;
  • имя;
  • гражданство;
  • родителей;
  • здоровье: дети должны получать все нужное для лечения, включая информацию о процедурах и лекарствах, здоровых привычках и образе жизни;
  • образование: каждое государство, подписавшее Конвенцию, должно обеспечивать своим детям обязательное бесплатное начальное образование, делать доступным среднее образование;
  • еду, одежду, жилье;
  • получение и распространение информации: запрещается передавать детям и помогать в распространении информации, которая может нанести вред ребенку или противоречит основным моральным, законодательным и др. нормам государства. Поощряется: появление в СМИ полезной для детского развития информации, выпуск детской литературы;
  • развитие способностей и талантов;
  • семью: дети должны жить с родителями, если поведение родителей по отношению к ним не содержит угрозы для их здоровья и жизни, если родители достойно заботятся о детях, не оставляют их без помощи;
  • если ребенок лишен родителей, государство должно позаботиться о новой семье, опеке или устройстве ребенка в детское учреждение;
  • свободу;
  • помощь со стороны взрослых и государства;
  • игры и проведение досуга;
  • дети, возможности которых ограничены, должны пользоваться особой заботой, что бы они могли жить в хороших условиях, получать необходимое лечение и помощь;
  • у детей должна быть возможность говорить на родном языке, пользоваться культурным и религиозным наследием своего народа.