Жилищное законодательство

Оглавление статьи

Основы понятий жилищного права и законодательства

Необходимо понимать, что в основе любого законодательного акта лежат не предметы, объекты или явления (например, движимое, недвижимое имущество, различные ресурсы, порядок их пользования или распоряжения). Целью законов является регулирования прежде всего человеческой жизнедеятельности, различных взаимоотношений людей, их действий или бездействия по отношению к определенным объектам. Понятия права и законодательства отличаются, но в совокупности определяют отношения между гражданами, организациями и государственными структурами в различных сферах деятельности, включая жилищную проблематику.

Если понятие законодательства охватывает все юридические документы, регулирующие аспекты жилищных отношений, то определение права в данной области представляет собой развернутые описания правовых возможностей, предоставленных гражданам Конституцией и законами.

Базовой единицей жилищного законодательства является жилище

Основные термины, определения, нормативы жилищной сферы содержатся в профильном Кодексе. Этот свод правил из 12 разделов и 21 главы обязателен к применению на всей территории российского государства. Кодекс призван реализовывать и защищать гражданские права на жилье посредством следующих возможностей:

  • совместных или индивидуальных имущественных прав собственности на недвижимость жилого назначения;
  • переводов помещения по разным группам категорий;
  • капитального ремонта, переоборудования помещений;
  • социального найма или аренды;
  • создания специализированного фонда;
  • организации различных форм объединений собственников жилья;
  • оплаты коммунально-хозяйственных услуг;
  • управления многоквартирными жилыми сооружениями.

В Кодексе установлены нормы оплаты коммунальных услуг, проведения капремонта и проч.

Наиболее актуальны при этом вопросы оформления и распоряжения собственностью, качественного функционирования многоквартирных зданий, прилегающей инфраструктуры.

Права на жилье позволяют реализовывать такие принципы, определенные статьей 1 профильного Кодекса:

  • все участники этого вида отношений несут одинаковую ответственность перед законом, равны в своих правах;
  • на государственную власть возложены обязанности по созданию условий, необходимы для реализации гражданских прав на жилище;
  • возможность оспаривать нарушения прав, восстанавливать их в надлежащем объеме;
  • необходимость пользования помещениями исключительно по назначению.

Статья 1 ЖК РФ

Структура ЖК РФ

Основной документ, регулирующий жилищные
правоотношения, состоит из десяти разделов и девятнадцати глав, которые содержат более двухсот
статей.

  • закрепляет основные термины и положения;
  • очерчивает рамки прав и обязанностей субъектов жилищного права;
  • дает разъяснения определениям «жилой фонд», «жилое помещение»;
  • регламентирует процесс присвоения статуса помещению: жилое/нежилое, переустройства.
  • закрепляет право собственности и прочие вещные права на жилище: пользования, сдачи в наем;
  • определяет круг прав лиц, не являющихся владельцами (членов семьи, проживающих вместе и т.
    п.).

Третий
раздел описывает порядок передачи и эксплуатации жилья по договору
социального найма: заключение, дополнение, прекращение договора, а также права и обязанности
сторон (например, ремонт за счет нанимателя).

Раздел IV рассматривает порядок предоставления сотрудникам служебных квартир и жилья из
специализированного фонда.

Разделы пятый и шестой регулируют правила создания, деятельности, реорганизации и роспуска жил. товариществ,
строительных кооперативов: права и обязанности участников; порядок набора членов организации,
схемы распределения жилых помещений между участниками.

Раздел VII определяет обязанности, порядок и размер оплаты за жилье и коммунальные услуги.

Раздел VIII посвящен многоквартирным домам:

  • выбор способа управления домом;
  • требования к совету дома;
  • различия между управлением дома, находящегося в государственной или городской (сельской)
    собственности.

Девятый
раздел определяет порядок выполнения капитального ремонта в многоквартирных
домах: общие положения, формирование соответствующих фондов, порядок выполнения ремонта крыш,
подвалов, коммуникаций.

Раздел
X, добавленный в 2014 году и имеющий огромное значение для регулирования
жилищных взаимоотношений, называется «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными
домами
». Теперь предприятия, желающие управлять активами и счетами многоквартирного фонда,
обязаны пройти аттестацию и получить лицензию.

Жилищное право и Конституция

Российская Конституция является основополагающим правовым документом, закрепляющим главные принципы гражданских правоотношений и государственного устройства РФ. При этом высшим приоритетом провозглашаются гарантии прав и свобод человека. Согласно конституционным положениям, определяется структура, функции, полномочия государственной власти, устанавливаются формы взаимодействия органов управления, общества и гражданина.

В качестве основного закона государства Конституция обладает высшей юрисдикцией на всей территории страны. Вся законодательная база, источники правоотношений, различные нормы и правила, разработанные и утвержденные органами законодательной, исполнительной власти РФ и ее субъектов, должны соответствовать конституционным положениям.

Конституция обладает высшей юрисдикцией на всей территории РФ

Среди установленных российской Конституцией прав и норм, непосредственно регулирующих отношения жилищного характера, можно выделить следующие статьи:

  • 40-я статья – провозглашает защиту прав каждого человека на жилье, гарантирует реализацию данного права;
  • 27-я статья – гарантирует право на свободный выбор гражданином своего места жительства;
  • 25-я статья – закрепляет нормы о неприкосновенности и защите жилищ.

Статьей 71 регулирование гражданских правоотношений, к которым по своей сути относится жилищная сфера (право каждого на жилье, владение жилой недвижимостью, возможность ею распоряжаться, условия договоров по найму помещений, порядок организации объединений собственников жилья, правил их деятельности), закреплено исключительно за Российской Федерацией.

В Конституции указаны права граждан на жилье, выбор места жительства и проч.

Вместе с тем в 72-й статье предусматривается совместное ведение законодательства в области жилищных отношений как федеративными субъектами, так и РФ. При этом законы федерального значения имеют приоритет над региональными правовыми актами. Если законы или нормативные документы субъекта РФ противоречат федеральному законодательству, необходимо руководствоваться положениями соответствующего федерального закона. Это правило в полной мере действует по отношению к жилищному праву.

Конституцией утверждена неприкосновенность частной собственности

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство

Статья 1 Жилищного кодекса РФ. Основные начала жилищного законодательстваСтатья 2 Жилищного кодекса РФ. Обеспечение условий для осуществления права на жилищеСтатья 3 Жилищного кодекса РФ. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишенияСтатья 4 Жилищного кодекса РФ. Жилищные отношения. Участники жилищных отношенийСтатья 5 Жилищного кодекса РФ. Жилищное законодательствоСтатья 6 Жилищного кодекса РФ. Действие жилищного законодательства во времениСтатья 7 Жилищного кодекса РФ. Применение жилищного законодательства по аналогииСтатья 8 Жилищного кодекса РФ. Применение к жилищным отношениям иного законодательстваСтатья 9 Жилищного кодекса РФ. Жилищное законодательство и нормы международного праваСтатья 10 Жилищного кодекса РФ. Основания возникновения жилищных прав и обязанностейСтатья 11 Жилищного кодекса РФ. Защита жилищных правСтатья 12 Жилищного кодекса РФ. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношенийСтатья 13 Жилищного кодекса РФ. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношенийСтатья 14 Жилищного кодекса РФ. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений

Глава 2. Объекты жилищных прав. Жилищный фонд

Статья 15 Жилищного кодекса РФ. Объекты жилищных правСтатья 16 Жилищного кодекса РФ. Виды жилых помещенийСтатья 17 Жилищного кодекса РФ. Назначение жилого помещения и пределы его использования. Пользование жилым помещениемСтатья 18 Жилищного кодекса РФ. Государственная регистрация прав на жилые помещенияСтатья 19 Жилищного кодекса РФ. Жилищный фондСтатья 20 Жилищного кодекса РФ. Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контрольСтатья 21 Жилищного кодекса РФ. Страхование жилых помещений

Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение
и нежилого помещения в жилое помещение

Статья 22 Жилищного кодекса РФ. Условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещениеСтатья 23 Жилищного кодекса РФ. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещениеСтатья 24 Жилищного кодекса РФ. Отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение

Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения
в многоквартирном доме

Статья 25 Жилищного кодекса РФ. Виды переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном домеСтатья 26 Жилищного кодекса РФ. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном домеСтатья 27 Жилищного кодекса РФ. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном домеСтатья 28 Жилищного кодекса РФ. Завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном домеСтатья 29 Жилищного кодекса РФ. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки помещения в многоквартирном доме

Особенности управления многоквартирными жилыми домами

Общие помещения, а также прилегающие к многоквартирным домам территории находятся в общей собственности владельцев жилищ в долях, пропорциональных площадям их квартир. Соответственно, они несут ответственность за их функциональное состояние. С целью управления такими домами, помещениями и территориями собственники квартир делегируют соответствующие полномочия управляющим организациям. Для поддержания комфортных условий проживания эти компании осуществляют сбор коммунальных платежей, необходимых для хозяйственных нужд или ремонта средств.

Отдельным 9-м разделом ЖК устанавливаются правила проведения капитального ремонта многоквартирных жилых сооружений. Здесь дается определение такой процедуры, условия, нормы ее осуществления, предусмотрено формирование соответствующего фонда.

Существуют определенные правила проведения капитального ремонта

Федеральные правовые акты жилищной сферы

К основным правовым источникам, регламентирующим различные аспекты области жилищных отношений, относятся следующие законы и нормативные акты федерального значения.

  1. Жилищный кодекс от 2004 года (в ред. 2019 г.).
  2. Положения Гражданского кодекса, регулирующие имущественные права собственности граждан на жилье, порядок оформления сделок по купле, продаже, получение в дар или наследство жилых помещений, условия договорных отношений по аренде жилья. Статьи ГК, определяющие понятие квартиры в качестве объекта собственности, а также регламентируют права на владение помещениями многоквартирных жилых домов, деятельность различных объединений собственников жилой недвижимости.
  3. Различные нормы Земельного кодекса о земельных участках, используемых или предназначенных к застройке объектами жилищного фонда.

  4. Правила и нормы Градостроительного кодекса, обеспечивающие реализацию прав граждан на качественное жилье, инфраструктуру, благоприятную среду места жительства, другие аспекты, связанные со строительством объектов жилой недвижимости.
  5. Статьи КоАП, устанавливающие виды и меру ответственности за совершение различных нарушений правил использования жилья или охраны жилой недвижимости.
  6. Положения закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 1991 года, определяющие принципы, порядок осуществления приватизации жилой недвижимости государственного или муниципального фонда, права граждан при проведении приватизации.
  7. Нормы закона «О государственной регистрации недвижимости» от 2015 года, закрепляющие процедуру проведения обязательной регистрации прав собственности на жилую недвижимость.

В различных законах можно узнать аспекты жилищных отношений

Помимо этого, различные федеральные законы могут прямо или косвенно регулировать отдельные моменты правоотношений жилищного характера.

Жилищное право и законодательство

Любой закон посвящён не земле, имуществу, строениям или ресурсам. Он посвящён человеческим взаимоотношениям относительно какого-либо объекта или явления. Регулировать нужно действия или бездействия людей, а не состояние объектов или динамику явлений.

Жилищное законодательство – это вся совокупность законодательных актов разного уровня, которые посвящены взаимоотношениям людей относительно элементарной единицы – жилища. Кодекс как сборник всех необходимых правил федерального уровня содержит все базовые определения и нормативы, которые обязательны и приоритетны для исполнения на всей территории российской юрисдикции.

Жилищем считаются изолированные помещения, пригодные для проживания в нём людей и признанные таковыми на официальном уровне (ст. 15). Жилище должно быт отнесено к соответствующей категории помещений и числиться в таком качестве в органах госрегистрации.

Существуют два понятия – жилищное законодательство и право. Первое понятие представляет собой всю совокупность юридических документов, посвящённых реализации конституционного права на жильё. Второе понятие является развёрнутым описанием такого права.

Конституционное право на жилище реализуется с помощью соблюдения следующих принципов (ст. 1 ЖК РФ):

  • равных прав для всех участников данного вида отношений;
  • ответственности органов власти за формирование условий для обеспечения людей жильём;
  • восстановления нарушенных прав;
  • использования помещений только по назначению;
  • допущения ограничений жилищных прав только в исключительных ситуациях.

Жилищный кодекс РФ выполняет функцию защиты прав человека на жильё и главного юридического документа жилищного законодательства. Он состоит из 12 разделов, 21 главы, 236 статей, которые посвящены темам:

Наиболее актуальными являются темы собственности, а также обеспечения функционирования многоквартирных домов и прилегающих к ним территорий.

Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги

Статья 153 Жилищного кодекса РФ. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услугиСтатья 154 Жилищного кодекса РФ. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услугиСтатья 155 Жилищного кодекса РФ. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услугиСтатья 156 Жилищного кодекса РФ. Размер платы за жилое помещениеСтатья 156.1 Жилищного кодекса РФ. Плата за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использованияСтатья 157 Жилищного кодекса РФ. Размер платы за коммунальные услугиСтатья 157.1 Жилищного кодекса РФ. Ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услугиСтатья 157.2 Жилищного кодекса РФ. Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходамиСтатья 158 Жилищного кодекса РФ. Расходы собственников помещений в многоквартирном домеСтатья 159 Жилищного кодекса РФ. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услугСтатья 160 Жилищного кодекса РФ. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

Законодательные акты в жилищной сфере, действующие на территории РФ

Перечислим акты федерального уровня:

  • федеральные законы;
  • указы Президента РФ и положения, утверждаемые указами;
  • постановления Правительства РФ.

Если не отменены постановления, принятые предыдущими правительствами, они продолжают свое действие. Правительство РФ утверждает также правила, положения, касающиеся норм жилищного сектора.

Документы министерств, ведомств федерального значения, комитетов издаются на основании законов и носят отраслевой и межотраслевой характер.

Субъектами РФ принимаются свои НПА, касающиеся жилищных норм. Их издают законодательные органы и органы исполнительной власти. Сюда входит регулирование отношений по вопросам содержания жилых домов, ремонта, оплаты жилищно-коммунальных услуг, порядка учета нуждающихся в жилье. Законодательные акты не должны вступать в противоречие с федеральными законами.

Замечание 3

НПА по вопросам жилья принимают органы местного самоуправления.

В некоторых случаях мы продолжаем пользоваться законодательными актами Советского Союза, которые действуют до сих пор, если они не противоречат Конституции и законодательству РФ.

Статья 42. Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире

1. Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты.

2. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника комнаты в коммунальной квартире, находящейся в данном доме, пропорциональна сумме размеров общей площади указанной комнаты и определенной в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире этого собственника площади помещений, составляющих общее имущество в данной квартире.

3. Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире следует судьбе права собственности на указанную комнату.

4. При переходе права собственности на комнату в коммунальной квартире доля в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире нового собственника такой комнаты равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такой комнаты.

5. Собственник комнаты в коммунальной квартире не вправе:

1) осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире;

2) отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанную комнату.

6. При продаже комнаты в коммунальной квартире остальные собственники комнат в данной коммунальной квартире имеют преимущественное право покупки отчуждаемой комнаты в порядке и на условиях, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 42 ЖК РФ

1. Аналогично доле в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома в комментируемой статье устанавливается и наличие доли в праве общей собственности каждого собственника изолированного жилого помещения в коммунальной квартире в праве на общее имущество в данной квартире. Эта доля пропорциональна размеру принадлежащего собственнику на праве собственности жилого помещения в квартире. Исходя из размера доли в праве собственности на общее имущество в коммунальной квартире, собственники жилых помещений в такой квартире несут бремя расходов на содержание общего имущества в данной квартире (см. комментарий к ст. 43 ЖК).

2. Настоящий Кодекс устанавливает такую же конструкцию перехода права собственности на долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество является неотъемлемой частью помещения и всегда следует судьбе права собственности на него. При смене собственника помещения доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме у нового собственника помещения всегда равна доле предшествующего собственника этого помещения.

Собственник изолированного жилого помещения в коммунальной квартире также имеет долю в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме у собственника изолированного жилого помещения в коммунальной квартире пропорциональна размеру принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения и размеру общего имущества коммунальной квартиры в соответствии с его долей в праве собственности на общее имущество в коммунальной квартире.

4. Аналогично правилам в отношении общего имущества многоквартирного дома и долей в праве общей собственности на него должны применяться правила и для общего имущества коммунальной квартиры и доли в праве общей собственности на нее. Это обусловлено назначением и специфической особенностью объектов, являющихся общими для жильцов коммунальной квартиры.

5. При продаже изолированного жилого помещения в коммунальной квартире остальные собственники жилых помещений в этой квартире имеют право преимущественной покупки в порядке и на условиях, которые предусмотрены ГК РФ. Гражданский кодекс устанавливает только один случай осуществления права преимущественной покупки — это приобретение доли в праве общей собственности другими участниками долевой собственности (ст. 250). Но в данном случае было бы лучше, если бы в комментируемой статье порядок и условия продажи изолированных жилых помещений в коммунальной квартире были расписаны.

5. Применяя аналогию ст. 250 ГК РФ, собственник изолированного жилого помещения в коммунальной квартире обязан известить в письменной форме остальных собственников изолированных жилых помещений в этой квартире о своем намерении продать принадлежащее ему на праве собственности помещение с указанием цены и других условий, на которых продает его. Если остальные собственники жилых помещений в квартире откажутся от покупки или не приобретут продаваемое жилое помещение в течение месяца со дня извещения, то собственник изолированного жилого помещения в коммунальной квартире вправе продать его любому лицу.

При продаже жилого помещения в коммунальной квартире с нарушением преимущественного права покупки любой другой собственник жилого помещения в данной квартире имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.

В случае отказа остальных собственников жилых помещений в коммунальной квартире от приобретения жилого помещения должника кредитор вправе требовать по суду обращения взыскания на жилое помещение должника путем продажи этой доли с публичных торгов.

Жилищное и гражданское законодательство: соотношение

Основная часть жилищного законодательства до 70-х гг. XX в. входило в состав гражданского законодательства, пока не были приняты специальные жилищные законы — Основы жилищного законодательства и жилищные кодексы.

В течение 1983—1995 гг. жилищное и гражданское законодательство России развивались отдельно друг от друга.

Сегодня ГК РФ содержит наиболее важные нормы, связанные с осуществлением прав на жилое помещение (главы 18 и 35). Согласно ст. 288 ГК РФ собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Предусматривается, что жилые помещения предназначены для проживания граждан и что гражданин — собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов своей семьи. Одновременно ГК РФ устанавливает, что жилые помещения их собственники могут предоставлять другим гражданам для проживания на основании договора.

Вторая часть ГК РФ включает главу 35 «Наем жилого помещения», посвященную общему регулированию найма жилого помещения, при этом ГК РФ «исходит из подразделения такого найма на наем жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования и наем жилого помещения в домах (квартирах) граждан и организаций, осуществляемый, как правило, на коммерческих началах (коммерческий наем)».

Вместе с тем в ГК РФ прямо признается самостоятельное существование жилищного законодательства как отрасли законодательства.

Это вытекает из Конституции РФ, в которой упоминаются отдельно гражданское (п. «о» ст. 71) и жилищное (п. «к» ст. 72) законодательство.

Так, в ст. 288 ГК РФ закрепляется, что «перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством». В соответствии со ст. 292 ГК РФ «члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользоваться этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством».

Из этого следует, что гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями лишь тогда, когда жилье является предметом гражданского оборота. Отношения собственности, вещные отношения в жилищной сфере — это области, регулируемые гражданским законодательством.

Отношения, связанные с использованием жилища, и целый ряд других вопросов регулируются жилищным законодательством. Кроме того, в силу Конституции РФ гражданское и жилищное законодательства имеют различные компетенции.

Гражданское законодательство, согласно ст. 71 Конституции РФ, относится к исключительному ведению Российской Федерации, а жилищное (ст. 72 Конституции РФ) — входит в совместную компетенцию России и ее субъектов. Поэтому отношения по эксплуатации и пользованию жилыми помещениями могут регулироваться как Российской Федерацией, так и её субъектами.

В статье 672 ГК РФ дается определение договора найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования. Одновременно указывается, что «договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством». По правилам жилищного законодательства определяются, например, пригодность жилого помещения для проживания. Следовательно, наём жилого помещения социального использования и другие аспекты жилищных отношений — это в основном предмет регулирования жилищного законодательства.

К этому договору применимы ст. 674, 675, 678 ГК РФ и некоторые другие. Что касается иных положений ГК РФ, то они «применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством» (п. 3 ст. 673 ГК РФ), т.е. в субсидиарном (восполнительном) порядке.

Изменения ЖК РФ от 01.01.2019

Изменения, вступающие в силу в январе:

  1. уточнение случаев, позволяющих снять человека с учета, как нуждающегося в жилье: так,
    предоставление физ. лицу садового участка под строительство, теперь не будет считаться
    поводом для прекращения его прав на улучшение жилья;
  2. дополнение информации, касающейся принудительного обмена жилья детей-сирот и детей,
    находящихся под опекой родственников: например, если ребенок проживает в квартире с
    бабушкой-опекуном и матерью, лишенной родительских прав;
  3. расширены полномочия субъектов (регионов) РФ, касающиеся компенсации средств, затраченных на
    капитальный ремонт многоквартирного дома, собственникам, достигшим 70 (50%) 80 лет (100%).

Понятие «жилищное законодательство» и его значение

Нормы по жилью могут быть определены в документах, не относящихся к жилищному законодательству, таких как Конституция, федеральные законы, подзаконные акты, включающие нормы разной отраслевой принадлежности. Если говорить о полном объеме нормативов по жилью, то следует иметь в виду жилищное право, а не жилищное законодательство.

Определение 1

Жилищное законодательство – это система НПА, регулирующая отдельную область общественных отношений, связанную с жильем.

Эти отношения носят название жилищных. Другими словами, жилищное законодательство можно назвать самостоятельной отраслью законодательства России, состоящую из отраслевых нормативно-правовых актов, специально принимающихся для регулирования жилищных отношений и содержащих нормы по жилью.

Замечание 2

В Советском Союзе базой жилищных норм были Основы жилищного законодательства СССР и союзных республик 1981 г. Этот документ утратил силу. Сегодня жилищное законодательство находится в ведении РФ и субъектов РФ, поэтому следует опираться на документы федеральных органов и государственных органов субъектов РФ.

Если рассматривать буквально понятие «жилищное законодательство», то сюда должны входить законы и другие акты жилищного законодательства, принятые законодательными органами государственной власти

Но на практике мы видим, что термин используется более широко и вбирает в себя совокупность всех НПА, их вид и юридическая сила здесь не принимаются во внимание

Рассмотрим термин «законодательство» по отношению к жилью. В Конституции термин применим только для документов федерального и регионального уровней. Термин «жилищное законодательство» включает в себя акты всех уровней власти, в том числе и местные. Подход регулирования жилищных отношений актами местного самоуправления соответствует ст. 132 Конституции, где местные власти могут быть наделены отдельными государственными полномочиями.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Действие жилищного законодательства во времени

По общему правилу акты жилищного законодательства вступают в действие со дня их опубликования, если в самом акте не указан данный срок.

Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы, т.е. применяются к тем правоотношениям, которые возникли после введения их в действие. Иногда им придается обратная сила, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Предоставление субсидий и компенсаций расходов на оплату жилого помещения и услуг ЖКХ

В новой редакции статьи 159 ЖК РФ предусмотрено, что субсидии и компенсации не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта РФ или управомоченное им учреждение получает из ГИС ЖКХ.

ВАЖНО!
Требовать от граждан документы, содержащие сведения об отсутствии задолженности, запрещено.

Орган исполнительной власти субъекта РФ или управомоченное им учреждение самостоятельно запрашивает в порядке, установленном Правительством РФ, сведения, получение которых возможно в рамках межведомственного информационного взаимодействия и которые необходимы для принятия решения о предоставлении субсидий.

Применение жилищного законодательства по аналогии

Согласно ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

В качестве примера можно привести возможность применения положений о проведении общего собрании собственников жилых помещений в многоквартирном доме к общему собранию членов жилищного кооператива, членов товарищества собственников жилья (ТСЖ)

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Надо учитывать, что принцип аналогии может быть применен исключительно к частноправовым отношениям и не может применяться к публичным правоотношениям (например, административным), так как это может привести к произволу со стороны органов публичной власти.

На общеправовой принцип действия законодательства во времени (акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие, за исключением, когда это прямо предусмотренных этим актом) указано в постановлении Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

показать содержание

Президентские указы и правительственные постановления

Конституция предоставляет Президенту РФ полномочия устанавливать определенные нормы, правила в различных отраслях правоотношений и государственной деятельности, включая жилищную сферу. Такая нормотворческая компетенция, предусмотренная статьей 90 российской Конституции, выражается в форме президентских распоряжений и указов. Этим правовым подзаконным актам присущи отсутствие персонифицированного адресата, многократность применения, формирование общих правил и моделей поведения в тех или иных сферах жизнедеятельности.

Указы Президента РФ обладают юридической силой на всей территории страны

В соответствии с установленной иерархией правовых актов, основанной на разделении властей и делегировании полномочий, правительственные распоряжения по своему рангу находятся ниже законов, а также указов главы государства. Положения 115-й статьи Конституции наделяют российское Правительство правом разрабатывать и утверждать различные постановления, нормативные документы лишь в рамках реализации конституционных положений, федерального законодательства, президентских указов.

Соответственно правительственные правовые источники жилищной сферы принимаются в случаях, когда такие действия предусматриваются в законах или распоряжениях Президента. Например, Правительство может устанавливать порядок оплаты, расчеты коммунальных услуг и ресурсов, необходимых для содержания жилых, общих помещений, придомовых территорий.

Правительственные постановления должны соответствовать положениям Конституции, федеральных законов и президентских указов. Если правовые акты Правительства противоречат вышестоящим источникам права, они могут быть отменены соответствующими решениями главы государства или судебных инстанций.

Правительственные постановления должны соответствовать Конституции