Оглавление статьи
Обучение по индивидуальному учебному плану
Обучение по индивидуальному учебному плану — это академическое право обучающегося и оно предоставляется независимо от формы обучения в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Задача перехода на обучение по индивидуальному учебному плану — учесть особенности и образовательные потребности обучающихся, выбрать оптимальный уровень реализуемых программ, темпов и сроков их освоения.
Обучение по индивидуальному плану организуется:
- для детей с ограниченными возможностями или устойчивой дезадаптацией в коллективе
- для детей, имеющих академическую задолженность
- для одаренных детей, которые усваивают программу в ускоренные сроки или заинтересованы в углубленном изучении предметов
- по иным основаниям, которые определяет школа (для тех кто имеет много пропусков, вынужденно пропускает занятия из-за соревнований, тренировок, иной внешкольной занятости)
Очная форма
Обучение по ней является стандартным, так учится большинство школьников России. Очная форма получения образования предполагает посещение школы по расписанию, установленному администрацией заведения, прослушивание уроков, выполнение заданий и общение с одноклассниками. Этот тип является самым благоприятным для ученика, так как развивает коммуникативные навыки ребенка, приучает его к жизни в коллективе и общению с самыми разными людьми.
Но у очной формы обучения есть и свои минусы, к которым можно отнести трудный для малыша режим. Не каждый ребенок способен заставить себя лечь в 9 часов вечера спать, чтобы в 6 часов утра встать в школу. Чаще всего режим контролирует мама. Также соблюдение расписания тяжело и для подростков. Кроме этого, к минусам очной формы можно отнести взаимоотношения со сверстниками в коллективе. Ведь не всегда они складываются так, как хотелось бы ребенку или его родителям. Для школьника большим стрессом является и смена обстановки, и именно этот фактор перевешивает порой все остальные в пользу домашнего обучения или экстерната, о котором и пойдет речь в следующем абзаце.
Порядок перехода на самообразование
<<Форма демодоступа>>
Собрать семейный совет
Всем, кто участвует в принятии решения, следует собраться вместе и взвесить за и против. Если инициатором выступает подросток, ему или ей нужно объяснить взрослым, почему переход на самообразование — хорошая идея. Ниже мы перечислим наиболее распространённые причины перехода, возможно, кто-то узнает в них себя.
<<Перелинковка>>
Решить юридические вопросы
Семейный совет завершился положительным вердиктом? Переходите к делу. Чтобы перейти на самообразование, нужно выполнить несколько действий:
- Уведомите органы управления образования. Для этого родителям нужно написать заявление.
- Отчислитесь из текущей школы. Будьте готовы к возможному давлению со стороны педагогов или администрации. К сожалению, самообразование всё ещё окружено мифами и стереотипами. Но закон на вашей стороне.
- Выберите учебное учреждение для аттестаций. Хоумскулеру необходимо зачислиться в аккредитованную школу, имеющую лицензию на образовательную деятельность, чтобы регулярно сдавать аттестации. Подберите школу с комфортным графиком аттестаций и направьте туда заявление.
- Подпишите договор об их сдаче. Договор о порядке проведения аттестаций определит права и обязанности сторон, периодичность и форму экзаменационных испытаний на самообразовании. Его подписывают родители и директор образовательной организации. Вы можете составить собственный договор.
<<Перелинковка2>>
Организовать учёбу на дому
Самообразование даёт свободу выбора. Можно взять готовую программу или разработать свою. Можно читать учебники и заниматься с репетиторами, а можно подключить онлайн-школу. Можно за год проходить программу сразу нескольких классов, а можно двигаться вперёд не торопясь, последовательно.
Критерии выбора онлайн-школы для самообразования:
Интересы подростка
Если старшеклассник уже знает, что собирается сдавать на ЕГЭ и на какое направление поступать, важно найти онлайн-школу, которая обеспечит качественную подготовку, чтобы углублённо изучать любимые дисциплины и готовиться к олимпиадам.
Педагогический состав. Лучше, если преподавателями будут эксперты и специалисты в своей области
Так, в «Экстернате Фоксфорда» преподают учителя из МГУ, МФТИ и ВШЭ, члены жюри Всероссийской олимпиады, действующие эксперты ОГЭ и ЕГЭ.
Отзывы. Узнайте, что говорят об организации ваших знакомые и друзья.
Развитие системы образования
Концепция изложена Правительством РФ в Постановлении от 23.05.15 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».
Программа направлена на формирование ряда условий для эффективного развития образования в России, направленных на обеспечение доступного качественного образования, которое будет отвечать современным требованиям социально ориентированного общества в целом.
Задачами для достижения поставленной цели являются:
- Формирование и интеграция инноваций структурного и технологического характера в среднем профессиональном и высшем образовании.
- Разработка и внедрение комплекса мер по развитию эффективной и привлекательной системы дополнительного обучения детей, научной и творческой среды в образовательных заведениях.
- Формирование такой инфраструктуры, которая бы обеспечила условия для подготовки высококвалифицированных кадров в условиях современного рынка.
- Формирование востребованной системы оценки качества самого образования и его образовательных результатов.
Реализация Программы разбита на 2 этапа:
- 2016-2017 – апробация и внедрение мер, начатых с момента старта Федеральной реформы образования.
- 2018-2020 – изменение структур образования, распространение новых образовательных программ, внедрение новых технологий и многое другое.
Что такое колледж, техникум, училище. Виды профессионального образования в России
Какое образование получают в колледже, а какое образование после техникума?
- СПО, или среднее профессиональное образование. В процессе обучения подготавливаются специалисты среднего звена, которые обладают углубленными знаниями в определенной профессиональной сфере.
- НПО. Аббревиатура расшифровывается так: начальное профессиональное образование. Поступить на обучение можно на базе 9-ти или 11-ти классов. Специалисты выпускаются с начальным уровнем квалификации.
Освоив программы первого типа, выпускники ссузов получают квалификацию «специалист», второго – «специалист начального уровня».
Техникумы и колледжи дают начальное и среднее профессиональное образование, а большинство училищ – только начальное профессиональное образование..
* Студенты технического колледжа на занятиях
СПО и НПО
Программы СПО направлены на подготовку специалистов, которые будут обладать углубленными, качественными навыками и знаниями по своему профилю. В рамках обучения расширяются базовые знания по общим предметам из школьной программы и добавляются новые.
Надо отметить, что большой популярностью среди молодых людей пользуются специальности технической и электронной направленности. Например, “монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов“. В перечень компетенций данного направления входит все связанное с электронным оборудованием – от контрактного производства печатных плат до наладки радиоэлектронного оборудования.
К примеру, обладатель СПО медицинского профиля может работать медбратом или фельдшером, а «потолок» для тех, у кого есть лишь НПО, – работа нянечки.
Колледж
– Учреждения этого типа более перспективны, выше ценятся работодателями и предлагают широкий перечень специальностей. Качество обучения в них приближено к вузовскому уровню. Зачастую колледжи являются административными подразделениями университетов или институтов, что дает возможность выпускникам поступать на второй или третий курс вуза, к которому «прикреплен» их колледж.
Обучение в колледже построено по типу институтского или университетского. Процент выпускников колледжей, поступивших в вузы, значительно выше, чем окончивших техникум или училище.
Не в последнюю очередь это обусловлено льготами (иногда негласными) и приоритетом, которыми обладают абитуриенты, отучившиеся в колледже.
Для поступления в колледж необходимо предоставить аттестат об окончании 11-ти или 9-ти классов, а также при наличии диплом о СПО или НПО.
Обучение длится в среднем три года, но на базе 9-ти классов – не менее 4-х лет, а по некоторым специальностям даже больше.
Техникум
Техникум дает среднее специальное образование.
Автоно́мная некомме́рческая организа́ция — не имеющая членского состава некоммерческая организация, учреждённая гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, жизнеобеспечения, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Поступить в техникум можно на базе оконченных 9-ти и 11-ти классов общеобразовательной школы на основании достаточно высоких результатов ГИА и ЕГЭ.
https://youtube.com/watch?v=ZQMTps7rmtM
Обучение занимает около 3 лет, некоторые специальности осваиваются и за два. С недавних пор учащимся техникумов предоставляется отсрочка от армии. Образовательный процесс в техникумах проходит в формате, приближенном к школьному.
Профтехучилище.
– В училищах обычно реализуются программы НПО. Поступают в училище на базе 11 или 9 классов общеобразовательной школы. Длится обучение в училище от 6 до 36 месяцев.
Срок зависит от специальности, которую получает студент. В рамках образовательной реформы ПТУ массово реорганизуются в ВПУ, ПЛ и ПУ (лицеи и разновидности училищ). На качество образования и процесс обучения переименование учреждений не оказывает особого влияния.
Законодательство и правовое регулирование образования
Право на получение образование гражданам нашей страны гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст. 43), а все вопросы, связанные с этим, находятся в ведении государства и его субъектов.
Основным документом, регулирующим систему образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно документу, указы, распоряжения, постановления и прочие документы в образовательной сфере могут приниматься не только на федеральном, но также и на региональном и муниципальном уровнях, как дополнения к основным общегосударственным законам.
В чем разница между семейным образованием, заочным обучением и обучением на дому?
Заочное обучение может быть отчасти похоже на семейное образование, ребенок приходит в школу только на сессии и для прохождения промежуточной аттестации. В остальное время готовится самостоятельно.
Дети на семейном образовании также приходят в школу только для прохождения аттестации, иногда школы предусматривают для них дополнительные консультации. Но школа не контролирует как именно ребенок осваивает программу, она лишь оценивает результат на промежуточной аттестации.
Обучение на дому или надомное обучение возможно только по медицинским показателям. Этот вариант обучения предусмотрен для детей-инвалидов и длительно болеющих детей, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. При надомном обучении к ребенку на дом приходят учителя и занимаются с ним индивидуально. Учебная нагрузка устанавливается ниже обычной, часть материала ребенок может осваивать самостоятельно.
Главное различие — за ребенка на заочном обучении или за ребенка обучающегося на дому несет ответственность школа, она устанавливает правила, объем нагрузки, график обучения, образовательную программу. За обучение ребенка на семейном образовании отвечают родители. Они имеют право выбрать любую школу для аттестации, в том числе частную, график аттестации — это также предмет договоренности со школой, аттестацию нужно проходить только по обязательным предметам. Родители могут выбирать учебники и программы обучения, независимо от того, по какой программе и по каким методикам ведется обучения в школе.
Важные моменты
Выпускники данной программы получают квалификацию «техник с дополнительной подготовкой в конкретной области».
Регламентируется содержание образовательных программ профессионального среднего образования Государственными образовательными стандартами (сокращенно ГОС СПО). Документ состоит из двух частей: федерального компонента, который определяет государственные требования к минимальному уровню подготовки, а также национально-регионального компонента.
Реализуется данный вариант обучения в нескольких формах: очной, заочной, очно-заочной на основе девятилетнего общего образования.
Поступление в учебные заведения среднего специального образования осуществляется на конкурсной основе (учитывается средний балл в аттестате).
Срок обучения составляет 2-3 года с учетом профиля подготовки учебного заведения.
Педагог профессионального образования данной ступени — это преподаватель колледжа или техникума (училища).
В техникуме осуществляется реализация основных образовательных программ базового уровня. Колледж функционирует не только на базовых, но и на обучающих схемах повышенного уровня.
Деятельность всех учебных заведений данного звена осуществляется на основе Типового положения об образовательном учреждении профессионального среднего образования (2001 г.)
В РФ данная ступень представлена 300 специальностями в социальной, информационной, туристической сферах.
Лица, которые получили такое образование, имеют право на прохождение дальнейшего обучения того же профиля по ускоренным (сокращенным) программам (год при базовом профессиональном среднем образовании, 2 года при повышенном уровне).
Новая школа в России
В 2012 году был принят действующий закон «Об образовании». Он считается одним из самых демократичных в мире, поскольку выделяет такую форму получения образования как семейное обучение. Это очень важный этап в истории образования в России, который определил его дальнейшее развитие. В наши дни ребёнок абсолютно легально может не посещать обычную школу с её классно-урочной системой, а осваивать программу самостоятельно или в онлайн-школе.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» обучаются дети из 47 стран мира. Занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ. Уроки можно просматривать в режиме «реального времени» или в записи.
Как перейти на заочное обучение в школе
Перевод на заочное обучение в школе осуществляется по договорённости с администрацией. Обычно родители пишут заявление на заочное обучение в школе на имя её директора.
Для заявления нет жёстко регламентированного законодательством образца, но многие образовательные учреждения предоставляют свой. Уточните у администрации школы, есть ли такой. Если нет, пишите произвольно.
В тексте важно указать:
- кому оно адресовано;
- от кого исходит;
- ФИО ученика и класс, в котором он обучается;
- просьбу перевести на заочную форму;
- дату перевода;
- перечень предметов, по которым необходим перевод;
- подтверждение ознакомления с образовательной программой, учебным планом и порядком аттестации;
- дату подачи и подпись.
Если локальными актами организации не запрещено заочное обучение, администрация школы рассмотрит заявление родителей и издаст приказ о смене формы обучения для конкретного ученика. В теории можно перейти на заочку и по отдельным предметам, но это лучше обсудить с администрацией школы.
<<Форма с консультацией>>
Виды систем образования и формы обучения
Современная система образования в России подразделяется на несколько видов.
- Система дошкольного образования (ясли, детский сад).
- Начального (детский сад, школа).
- Основного (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса).
- Среднего (школы, гимназии, лицеи, кадетские корпуса) .
Профессиональное:
- Система среднего специального образования (профессиональные училища, колледжи, техникумы);
- Система высшего образования – бакалавриат, специалитет, магистратура и подготовка кадров высшей квалификации (ВУЗы, академии).
Дополнительное подразумевает:
- Специализированное обучение для взрослых и детей (дворцы детского творчества, школы искусств для взрослых и детей).
- Профессиональное образование (институты повышения квалификации). Осуществляется, как правило, научными организациями, учреждениями.
Образование подразделяется на 3 основные формы обучения: очная, или дневная форма; очно-заочная (вечерняя) и заочная.
Помимо этого, образование возможно получить по форме экстерната, то есть самообучения и самообразования, и семейного образования. Эти формы также дают право обучающимся на прохождение итоговых аттестаций в учреждениях образования.
К новым формам обучения, появившимся вследствие реформ, относятся: сетевая система образования (получение образования с помощью сразу нескольких учебных заведений), электронное и дистанционное обучение, которое возможно с использованием удаленного доступа к учебным материалам и прохождению итоговых аттестаций.
Роль и значение дополнительного образования
Ошибочно думать, что организации, предоставляющие услуги дополнительного обучения, выполняют только образовательные функции. Помимо всего прочего они отвечают за:
-
духовное, патриотическое и трудовое воспитание детей;
- профессиональную ориентацию подростков;
- развитие детского творческого потенциала;
- организацию детского досуга;
- повышение квалификации, переподготовку и стажировку специалистов;
- получение новых знаний и развитие профессиональных навыков в определенной сфере всех категорий населения.
На данный момент дополнительное образование в России можно получить в таких формах обучения как:
- очная (дневной, вечерний формат или школа выходного дня);
- дистанционная;
- заочная.
Ну а теперь давайте вернемся к основной теме нашей статьи и перечислим наиболее востребованные сегодня в нашей стране формы дополнительного обучения.
Актуальность самообразования
В отличие от прежнего столетия, сейчас, в эпоху технологического и инновационного развития, не учить что-то новое – это не успевать за тенденциями, что равно упущению шанса достичь успеха. Поэтому в наше время актуальность самообразования как никогда кстати – век живи, век учись. Для того, чтобы процесс самообразования был максимально полезным и продуктивным, мы советуем пройти нашу программу «Лучшие техники самообразования», которая за 5 недель поможет вам научиться правильно ставить цели и планы, эффективнее читать книги и запоминать информацию, а также применять различные техники мышления для решения жизненных задач.
Главные отличия между онлайн- и офлайн-образованием
Современное обучение – это массовое обучение миллионного населения, которое с развитием технологий приобрело онлайн- и офлайн-формы. В отличие от очного образования, главное преимущество онлайн-образования – это нацеленность на человека. Благодаря технологическим инновациям оно позволяет не только генерировать множество информации и достаточно быстро обновлять актуальную базу знаний, но и выстраивать систему обучения с учетом индивидуальных предпочтений каждого человека, включая такие особенности как:
- интерес;
- наличие личного опыта;
- целенаправленность;
- использование разных способов восприятия;
- временные ограничения.
Главные приоритеты и преимущества онлайн-образования над офлайн следующие:
- можно подстраивать процесс образования под ученика;
- можно быстро обновлять систему знаний, следя за актуальностью;
- можно интегрировать разные практические подходы и развивать творчество;
- можно превратить обучение в привычку .
Таким образом, можно понять, что хотя образование и является четко стандартизированной системой передачи знаний с целью социализации человека, оно также является очень динамичным процессом
Поэтому главная проблема большинства образовательных систем заключается в том, что они не учитывают такого важного аспекта в процессе обучения как индивидуальность каждого ученика в соответствии с его когнитивными и интеллектуальными способностями
Поэтому в результате обучения могут возникнуть проблемы в том, что если вам знания дали, это еще не факт, что вы сможете их использовать. Хотя в современной системе образования существуют несколько методик оценки усвоения знаний, все они очень условны, ибо, как показывает опыт, никто не отвечает за результат и компетенцию ученика по окончании процесса обучения.
Школа советского периода
Становление советской системы образования можно разделить на следующие этапы:
- В 1918 году были приняты «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд.
- В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование.
- В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах.
- В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным.
- С 1980 года дети стали обучаться 11 классов. Введена система поощрения в виде медалей.
Педагогика советского периода складывалась в тяжёлые времена для народа, но шла по восходящей линии. Именно в советское время сложилась система обучения, которой мы пользуемся по большей части до сих пор.
Понятие и регламентация заочного обучения
Заочное обучение в школе — форма обучения, при которой ребёнок находится в контингенте школы, но не посещает её каждый день. При этом за успеваемость обучающегося ответственна администрация образовательной организации.
Заочное обучение регламентировано в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», по которому родители школьников вправе выбрать форму получения образования и заочную форму обучения как один из вариантов обучения в школе.
<<Блок перелинковки>>
Кроме того, возможность учиться заочно должна быть зафиксирована в локальных актах школы. Найти эти документы можно на сайте образовательной организации.
В 2021 в силу вступят новые федеральные образовательные стандарты, согласно которым обучение по некоторым программам бакалавриата в заочной форме допускается только при получении второго или последующего высшего образования. Но регулирование заочного обучения в школе по новому закону никак не изменится.
Права и обязанности школьников на заочном обучении
Заочникам предоставляются учебные материалы, а преподаватели школы, в которой числится ребёнок, могут проводить для него консультации. Ежедневные занятия можно не посещать, либо посещать их выборочно, например, приходить только на лабораторные работы.
Ученик на заочном обучении должен сдавать контрольные, проверочные и другие работы по программе и учебному плану своей школы. А также он обязан участвовать в ВПР, МЦКО и прочих проверочных работах, которые проводит образовательная организация.
<<Форма демодоступа>>