Источники земельного права

Оглавление статьи

Конституция

Это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. На его основе принимаются все остальные законы и правовые акты. В Конституции содержатся и положения, касающиеся земельного права. Так, в ст. 72 указано, что соответствующие отношения регулируются регионами страны. Но есть и вопросы, которые находятся в совместном ведении. К таковым относится:

  • Владение и распоряжение природными ресурсами, относящимися к ЗП.
  • Разграничение госсобственности.
  • Природопользование.
  • Охрана внешней среды и нормы, обеспечивающие безопасность экологическую.
  • Законодательство.

По этим вопросам принимаются законы федерального и регионального уровня. Если действие первых распространяется на всю страну, то вторых – только в определенном субъекте РФ. Если в отношении вопросов совместного регулирования федерального закона нет, то регионы вправе издавать свои законодательные акты.

Конституция содержит информацию о полномочиях госорганов по земельным отношениям. В ст. 114 говорится о том, что правительство проводит единую политику в экологической сфере, управляет собственностью, принадлежащей государству.

Международный договор

В Конституции говорится о том, что международные договоры РФ входят в национальную систему права. Таким образом, они такие же источники земельного права. Более того, главным законом страны закреплен приоритет международных норм над национальными. То же относится и к земельному законодательству. Например, в ст. 4 Земельного кодекса говорится о том, что если международным договором, который Россия подписала, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в ЗК РФ, то будут использоваться нормы соответствующего договора. Информация том, как регулируются международные источники земельного права, содержится в одноименном законе № 101-ФЗ.

Виды

Согласно представленной классификации источники подразделяют на определенные виды по юридической силе, по предмету управления и по характеру правового управления. По юридическому критерию источники делят на законы и подзаконные нормативные акты.

В эту группу входят следующие основы земельного правового процесса:

  • Основной закон (конституция РФ);
  • Особые законодательные акты – их задача заключается в регулировании земельного сотрудничества;
  • Законодательные акты, осуществляющие управление в области пользования природных ресурсов и защиты окружающей природы;
  • Нормативные указы главы государства;
  • Законные нормы и акты федеральных органов исполнительной власти и органов самоуправления;
  • Нормативные соглашения.

Особая роль в представленной классификации отведена именно нормативным договорам. Сюда стоит отнести все соглашения, которые были подписаны и утверждены РФ. В первую очередь это федеративной договор, который был подписан 31 марта 1992 года между органами власти и федеральными органами государственной власти России. Суть этого соглашения, являющегося источником (ЗП), заключается том, что он занимался управлением вопросов пользования природными богатствами, защиты окружающей природы.

По способу управления источники могут быть общими и особенные. К общим стоит отнести источники, которые осуществляют регулирование отношений не только в области (ЗП), но и во всем обществе. Особенные – это акты, которые занимаются регулированием только тех отношений, которые были сформированы в области (ЗП).

По характеру правового управления источники подразделяют на материальные и процессуальные. Первые предусматривают вещественные права и обязанности, которыми наделяются стороны (ЗП). Процессуальные же занимаются управлением земельных отношений относительно использования земельных богатств и их охраны.

Определение обычая

В российском законодательстве не закреплено определение правового обычая. Но в ст. 5 кодекса сказано, что под обычаем понимается сложившееся и используемое в предпринимательской деятельности правило поведения вне зависимости от того, закреплено оно документально или нет. Кроме того, в законах можно встретить такие термины, как «местный обычай», «морского порта», «международные морские», «признаваемые в России», «торговые». Но их суть не объясняется. Входят ли они в понятие источников земельного права? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть, что они собой представляют на практике.

Понятие и виды источников земельного права

Источниках права в юридическом смысле, представляют собой внешнюю форму выражения права, т. е. нормативно-правовой акт, нормативный договор, юридический прецедент, правовой обычай, общие принципы права, идеи и доктрины, религиозные тексты. Не все эти источники права действуют одновременно и с одинаковой силой — на их действие влияют специфические черты правовых систем той или иной страны, периоды развития, традиции. Хотя для России характерно главенствование нормативных актов в большинстве отраслей права, но в последнее время начинают приобретать значение общие принципы, договоры и обычаи.

Так, в ст. 15 Конституции РФ обозначено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В условиях федеративного устройства государства приобретают значение соглашения (договоры) между государственными органами Федерации и ее субъектов.

К настоящему времени такие соглашения заключены между центром и частью субъектов Федерации и во всех присутствуют нормы по вопросам земельных отношений, так как в Конституции РФ эти вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, например, «Соглашение о взаимодействии в рамках реализации подпрограммы “Создание системы кадастра недвижимости (2006–2011 годы)” Федеральной целевой программы “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002–2007 годы)” между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и Новосибирской областью» (заключено 6 июля 2006 г. № С-12/50, действует до момента полного выполнения мероприятий Подпрограммы).

Кроме того, примером нормативных договоров в земельном праве являются договоры об общих и специальных земельных сервитутах. Что касается правового обычая, то в земельном праве он занимает наибольшее место по сравнению с другими отраслями права, что можно объяснить наибольшей длительностью, актуальностью и во многом неурегулированностью земельных общественных отношений. Примером включенного в земельное право обычая можно считать правило раздела земельного участка между собственниками расположенного на нем строения не только пропорционально долям права собственности на строение, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком, оправдавшему себя обычаю.

Нередко включаются сформировавшиеся и устоявшиеся правила пользования землей в договоры сервитутов, в распределении конкретных земельных долей при акционировании крестьянских коллективных хозяйств, при выделении из них отдельных членов. Наиболее характерным для России способом правового регулирования всегда являлся нормативный акт, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения. Нормативные акты имеют определенные преимущества перед остальными источниками права и составляют иерархическую систему, или пирамиду соподчиненных звеньев, где их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт. Среди нормативных актов различают законы и подчиняющиеся им подзаконные акты.

Судебная практика

Важная роль в вопросе отводится и судебной практике. Часто при этом используются Постановления ВС РФ, а также решения ВАС РФ. Соответствующие правовые акты являются указанием для применения судами в конкретных делах. В данном качестве – это такие же источники земельного права РФ. Однако они не могут использоваться как регуляторы правоотношений.

В то же время при рассмотрении дела в суде данные акты имеют юридическую силу. Поэтому судебные органы принимают решения, основываясь на них. Данная система нормативных актов находится в постоянном совершенствовании с целью лучшего исполнения земельных реформ.

Как применяются обычаи

В первую очередь речь идет о местных обычаях и обычаях коренных народов. Так, в законе № 104-ФЗ говорится о том, что решения по организации общины малочисленных народов и их отношений могут приниматься на основе обычаев, которые не противоречат законодательству страны и регионов. В законе № 82-ФЗ указано, что традиционный образ жизни малочисленных народов – это сложившийся метод жизнеобеспечения, который основан на историческом опыте предков в отношении природопользования, организации социальной жизни, культуры и сохранения обычаев.

В ст. 13 АПК РФ, где указаны виды нормативных правоприменительных актов, говорится и об обычаях делового оборота. То же самое можно найти в ст. 11 ГПК РФ, где сказано, что суд разрешает подобные дела на основе обычаев делового оборота, если эта возможность предусмотрена соответствующими нормативными актами. Аналогичные положения встречаются в законе «О третейских судах» № 102-ФЗ, а также «О международном коммерческом арбитраже» № 5338-1.

Соответствующие нормы определяют те источники, которыми разрешаются конфликты в суде. К таковым относятся акты и обычаи делового оборота. Обычаи как таковые не включаются в него. О том, как суды разрешают споры, которые связаны с использованием местных обычаев и коренных народов, они не решают. Поэтому говорить о том, что источниками земельного права являются обычаи, будет неправильно.

Нормативный акт

В данном случае есть 2 группы, на которые подразделяются правовые акты. Это:

  • Нормативные.
  • Индивидуальные.

К первым относятся такие источники российского земельного права, которые устанавливают, меняют и отменяют соответствующие нормы. Данные акты должны быть властными, а также нормативными (то есть способными применяться в многократном порядке). Кроме того, адресаты не должны относиться к определенным субъектам и являться обязательными для выполнения.

Определение нормативного правового акта содержится в Постановлении ГД № 781-11 от 11.11.96 г. В соответствии с ним, это официальный документ, который издан в соответствующей форме уполномоченным органом в рамках его компетенции и устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы.

При этом нужно разобраться и со следующим понятием. Правовая норма – это государственное предписание, обязательное для всех, может иметь постоянный или временный период действия, используется для многократного применения.

В Постановлении Пленума ВАС № 48 говорится о признаках, которыми отличаются эти источники российского земельного права. Они издаются в порядке, установленном уполномоченным госорганом или органом местной власти, и содержат правовые нормы.

Индивидуальные акты носят правоприменительный характер. В них содержится властное изъявление воли уполномоченных органов. Индивидуальность заключается в персонификации (т. е. это факты, основания для появления определенных правоотношений), а также в том, что благодаря им разрешаются вопросы конкретного характера. Они являются источником прав и обязанностей тех лиц, которые указаны в актах. Примерами могут служить решения о назначении на должность, премировании и прочее. Непосредственно в земельном праве это могут быть акты о предоставлении участка земли, резервировании и так далее.

Нормативные и индивидуальные акты имеют разную правовую форму. К примеру, в законе «О Правительстве РФ» № 2-ФКЗ говорится о том, что данный орган издает распоряжения и постановления. При нормативном характере издаются постановления, а при не нормативном – распоряжения.

Источники

Система источников земельного права выглядит следующим образом:

  • Конституция.
  • Международные договоры.
  • Федеральные законы, регулирующие земельные правоотношения.
  • Федеральные законы, регулирующие правоотношения в области природопользования и охраны внешней среды.
  • Другие ФЗ.
  • Указы Президента.
  • Акты федеральных исполнительных органов.
  • Акты регионов РФ.
  • Акты органов местных властей.

Юридическая сила определяется, исходя из компетенции госоргана и роли акта в законодательной системе.

Нормативный правовой договор также может быть отнесен к этой системе. В Конституции сказано, что полномочия между госорганами страны и регионов разграничиваются в соответствии с Конституцией, а также соответствующими договорами федеративного и регионального уровня. Те договоры, которые были заключены до 1992 года, продолжают свое действие и в настоящее время. Сегодня практически не заключаются соответствующие договоры. Единственным примером может являться лишь договор, подписанный в 2007 г., о разграничении полномочий между госорганами России и Республики Татарстан.

Понятие нормы земельного права

Нормы права, как и другие социальные нормы, устанавливают, определяют границы, рамки возможного, дозволенного, обязательного поведения индивида и коллективных образований — от государства до различных социальных групп. Норма права — это масштаб, мера свободы личности, разграничение этих свобод между индивидами, ряд возможностей при выборе тех или иных вариантов поведения.

Норма земельного права — установленные и санкционированные государством общеобязательные формально-определенные правила поведения, регулирующие отношения субъектов права по поводу использования и охраны земельных ресурсов.

Занимая центральное место в правовом механизме земельного права и обеспечивая связь и взаимодействие всех его элементов, правовые нормы выступают средством правового регулирования земельных отношений, ориентируя деятельность их участников на обеспечение рационального использования земель и санкционированные государством правила поведения субъектов земельных правоотношений.

Земельно-правовые нормы характеризуются теми же признаками, что и другие виды норм права:

    1. общеобязательностью (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);
    2. формальная определенностью (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);
    3. связью с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием);
    4. предоставительно-обязывающим характером (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);
    5. системностью (она имеет внутреннюю структуру и состоит из таких взаимосвязанных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Структура земельно-правовой нормы

Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т.е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием.

Структура земельно-правовой нормы включает:

    • гипотезу,
    • диспозицию,
    • санкцию.

Подробнее

Диспозиция указывает, каким должно быть поведение людей (организаций, предприятий, учреждений) при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого (гипотеза), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях — ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.

Санкция  — это элемент правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителям земельного законодательства, т.е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы. Санкция может быть не только наказывающей (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.