Особенности и правила земельных отношений

Оглавление статьи

Содержание земельных правоотношений

Это взаимообусловленные субъективные права и юридические обязанности участников земельных правоотношений.

Замечание 5

От категориальной принадлежности земель зависит содержание прав и обязанностей. Также на содержание правоотношений влияют особенности целевого назначения и разрешительного использования земельных участков по градостроительным документам, экологическим требованиям.

Возникают, изменяются, прекращаются земельные правоотношения при наступлении фактов юридического характера. В ряде случаев для возникновения земельных правоотношений событий или действий не предусматривается, а правоотношения возникают по прямому указанию закона. Примером может служить конструкция общего природопользования.

В основном земельные правоотношения связаны с принятием административных актов, заключением договоров, сделок или решениями суда. Юридические факты могут сочетаться. Например, орган публичной власти продает земельный участок, выпуская при этом административный акт, а покупатель (победитель торгов) заключает договор купли-продажи. Распространен административный акт органа местного самоуправления о выделении земельного участка для жилищного строительства семьям с тремя и более детьми. С вынесением судебного решения могут возникнуть права на земельные участки в спорных ситуациях или при установлении земельного сервитута.

Земельные отношения изменяются в случаях волеизъявления субъектов и по другим причинам.

Например, внесение изменений в договор аренды по желанию сторон, деление участка, его приватизация и т.д. К иным случаям можно отнести: образование в зоне участка особо охраняемой территории, резервирование земельного участка и др. Тогда владельцы земельных участков правомерно ограничиваются в возможностях по использованию.

Прекращение земельных правоотношений наступают в связи с событиями подобного рода: смерть собственника, истечение срока договора, уничтожение земельного участка. После совершения определенных действий правоотношения могут быть прекращены. Например, неисполнение условий договора.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Понятие и виды объектов земельных отношений

Одним из элементов правоотношений, возникающих в сфере использования земли, является их объект. В соответствии со статьей 6 ЗК РФ, к этой категории относятся:

  1. Земля как природный объект (ресурс). Может выступить в качестве объекта отношений в целом. В качестве природного объекта она выступает в правоотношениях, связанных с соблюдением требований по охране и рациональному использованию.
  2. Наделы земли. Земельный участок как объект земельных отношений признается недвижимостью, которая является частью поверхности земли, имеющей определенные характеристики. Законодательство Российской Федерации предусматривает требования по оформлению наделов. Участок в обязательном порядке должен иметь установленные границы, определенные и закрепленные в соответствии с требованиями законодательства в правоустанавливающих документах. Правовой статус земельного участка включает в себя такие важные понятия, как целевое назначение, форму разрешенного использования и способ владения. Вся эта информация вносится в его кадастровый паспорт.
  3. Части земельных участков. Законодательством РФ предусмотрено, что наделы могут быть делимыми и неделимыми. К первой категории относятся участки, которые могут быть разделены на самостоятельные наделы, используемые без предварительного перевода земли в другую категорию. Понятие неделимости разъясняется в статье 133 . В соответствии с этой нормой неделимой признается вещь, разделение которой невозможно без изменения назначения.

То, что земля может выступать в качестве объекта соответствующих отношений, закреплено в ЗК РФ. В данном законодательном акте описываются правоотношения, связанные с разделением земли на категории, ее охраной и использованием.

Земельные отношения (понятие и особенности)

Общественные отношения — это многообразные связи, возникающие между индивидуумами, социальными группами, классами, нациями (а также внутри них) в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Земля становится объектом земельных отношений (как разновидности общественных отношений) не из-за того, что она — объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие ее использования людьми, присвоения продуктов земли и использования ее полезных свойств

Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений

Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

Особенности земельных отношений:

    1. непосредственно связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства;
    2. являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли;
    3. являются сложными, комплексными отношениями, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства.

Земли населенных пунктов

Земли населенных пунктов (поселений) – это земли, используемые и предназначенные для застройки населенных пунктов. В зависимости от градостроительного плана участки земли в составе одного и того же населенного пункта могут быть предназначены как для сельскохозяйственного использования, так и для жилищного строительства. Дома в населенных пунктах могут быть построены как на землях, предназначенных под личное подсобное хозяйство (ЛПХ), так и под ИЖС.

Управление землями населенных пунктов осуществляется местными администрациями через свои отделы и службы. Можно выделить управление общее и оперативное. Функции управления землями населенных пунктов и пределы компетенции органов управления четко разграничены Земельным кодексом (ст. 83–86) и Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении» (ст. 55, 57).

К основным функциям по управлению землями населенных пунктов относятся:

предоставление земельных участков юридическим лицам и гражданам в собственность, пользование и аренду и их изъятие;

регистрация права конкретных субъектов на землю;

организация и проведение работ по земельному кадастру и землеустройству.

Значительное место в управлении землями населенных пунктов играет перспективное и текущее планирование их использования. Планирование отражено в градостроительной документации, поскольку главное назначение этих земель – строительство на них промышленных, культурных, жилых и иных объектов. Органы государственной власти и управления устанавливают в пределах своей компетенции порядок осуществления градостроительной деятельности на своих территориях и обеспечивают защиту прав и охраняемых законом интересов ее участников. Вопросы развития и благоустройства города (поселка), улучшения окружающей среды решается в соответствующих планах и проектах, являющихся основными градостроительными документами. По заданию заказчика могут выполняться другие виды градостроительной документации.

Особенности земельных отношений в современной России

После проведения земельной реформы (1990 г.) в стране начал формироваться новый порядок, касающийся земли. Результатом проведенной реформы стала ликвидация государственной монополии на данный вид ресурса. Итогом стал переход на разные виды землепользования, появление большого количества разновидностей аграрной собственности. Эффективно прошло введение платного землепользования. Стало возможным разделение государственной собственности, что повлекло развитие рынка аграрных территорий. Как следствие, наземная поверхность стала востребованным объектом недвижимости (хотя ее традиционные особенности при этом никуда не исчезли), активным участником правоотношений граждан.

Подобная позиция может привести к некоторым нежелательным последствиям. Например, когда формирующийся земельный рынок станет рассматривать наземную территорию как элемент только товарных взаимоотношений. Нарастающие темпы рыночного оборота послужат поводом к потере главного достоинства земли как основного природного ресурса, как главного средства для производства сельскохозяйственной продукции. Разрешение свободного приобретения территорий приведет к покупке площадей со скрытой сверхприбылью. Например, покупка пригородных участков с целью возведения новых коттеджей (например, для многодетных семей), колледжей или производственных помещений.

Мировое сообщество в последнее время все больше склоняется к тому, что введение частной собственности на наземный ресурс было большой исторической ошибкой. Земля – это объект хозяйствования, поэтому разумно, целесообразно государством ограничить права частного собственника в пользу самого общества, арендатора, любого, кто эту почву будет возделывать. Положение нашло отражение в перспективах развития экономики государства до 2020 года.

Частные случаи земельных отношений: основные виды

Земли используются постоянно в качестве объектов для строительства недвижимых объектов, для ведения хозяйства, для личных нужд граждан или органов власти. Рассмотрим наиболее часто встречаемые земельные правоотношения с их законодательными особенностями.

Образование земельных участков

Земля разделена на определенные территории, границы и элементы, каждый из которых может принадлежать разным собственникам и использоваться по различным назначениям.

На 2021 год существуют следующие виды образования земли:

  • объединение;
  • раздел;
  • выдел доли;
  • перераспределение площадей смежных участков.

При этом каждый земельный участок должен быть зарегистрирован и идентифицирован в Росреестре, границы участков не должны иметь наложений, но должны быть в установленных границах минимальных или максимальных размеров наделов.

Новые земли могут быть использованы владельцами только в рамках целевого назначения изначальной территории.

Действия по отношению к земле

Как правило, стандартными процедурами в рамках земельных отношений выступают приватизация и межевание земли.

Межевание включает в себя ряд этапов:

  1. Сбор необходимой документации.
  2. Проведение геосъемки.
  3. Оформление межевого дела и плана.
  4. Согласование границ.
  5. Получение кадастрового паспорта.
  6. Регистрация права собственности.

Занимает процедура обычно не более 2 месяцев. Осуществляют геодезические съемки кадастровые инженеры.

Приватизация – это переход земли из государственной собственности в частную. Приватизировать землю могут лица, владеющие ей на праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Собственность на землю

Земля может находиться в государственной, муниципальной или частной собственности. Государственными землями распоряжается государственный аппарат, он планирует их дальнейшую эксплуатацию и возможность передачи в пользование муниципалитетам.

Государственную собственность можно разделить на федеральные участки и региональные земли. Юридические лица и граждане используют земельные наделы обычно на праве собственности. Приобретают его они через юридические сделки – куплю-продажу, дарение, мену, наследование.

Пользование чужой землёй

Владеть и пользоваться землёй можно и без получения права собственности на неё. Есть разрешённые способы владения чужими наделами:

  • аренда участков;
  • эксплуатация в порядке сервитута;
  • использование на основании бессрочного или безвозмездного пользования;
  • пожизненно наследуемое владение.

Арендные отношения носят временный и возмездный характер. Регистрировать отношения до года нет необходимости.

Сервитут – это вид использования земли, при котором подразумевается эксплуатация его части с целью обеспечения свободного доступа, прохода, выполнения работ или иных действий. Владелец земли может взимать плату с тех, кто пользуется ей в качестве сервитута.

Участки, которыми граждане владеют на основании бессрочного пользования или пожизненно наследуемого владения, можно приватизировать по упрощенной процедуре.

Земельные отношения предполагают взаимодействия в части выделения земель, установления за ними владельцев, осуществления контроля за их сохранностью и состоянием окружающей среды.

Законодательные нормативы

Земельный кодекс РФ определяет, что главная цель законодательства заключена в процессе контроля, управления земельно-имущественными отношениями. Такие понятия, как сущность и содержание (смысл) аграрных отношений прописаны в ст.3 ЗК РФ. Поэтому особый интерес представляют земельно-имущественные связи, проявляющиеся при пользовании участков. Акцент делается на охране территории, являющейся основой жизнедеятельности народов, коренных жителей данных площадей.

На законодательном уровне приоритетом выступает эксплуатация аграрных угодий как объекта недвижимого имущества.

Участники (субъекты) земельных отношений

По Земельному Кодексу, участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии c Кодексом и федеральными законами.

Собственники земельных участков – это лица, являющиеся собственниками земельных участков.

Землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.

Землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

Арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.

Обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

По закону Российской Федерации тот, кто приобретает недвижимость, получает право пользоваться землей, которая требуется для ее правильной эксплуатации. Этой недвижимостью может быть и дачный летний домик, и всесезонная резиденция – по законодательству это не принципиально и все равно придется собирать весь пакет документов.

Если же перед вами стоит вопрос оформления в собственность земельного участка без строения, задача усложняется. Как и любое другое юридическое оформление права собственности, это сложный и долгий процесс согласований и подготовки документов.

В первую очередь необходимо узнать категорию участка и то, как этот участок разрешено использовать – в районной администрации или органе местного самоуправления должны дать эту информацию. От вида разрешенного использования зависит сама возможность приобретения участка земли. Нельзя купить или оформить в собственность земли лесного фонда, территорию с историческими памятниками и охраняемыми объектами либо изъятые из оборота территории – например, заповедники и заказники. Всего в Земельном Кодексе прописано около тридцати категорий земельных участков, часть из них попадает под полный запрет продажи и оформления в собственность, для другой существуют жесткие ограничения, и только треть оформлена в качестве допускающей жилые строения земли.

Земли сельхозназначения

находятся за границей земель поселений и предназначены, главным образом, для нужд сельского хозяйства. По виду использования земли сельхозназначения могут быть предназначены для огородничества; для ведения личного подсобного хозяйства; для садоводства; для ведения дачного хозяйства или строительства; для ведения крестьянско-фермерского хозяйства. Земельные участки, выделенные под дачи из земель сельскохозназначения, имеют наибольшую инвестиционную привлекательность земель для ведения дачного хозяйства и строительства, потому что расходы по их содержанию существенно меньше по сравнению с землями других категорий из-за низких ставок земельного налога.

Самые большие площади земель сельскохозяйтвенного назначения сегодня находятся в Сибирском, Дальневосточном и Приволжском федеральных округах. При этом наиболее плодородными являются земли Южного, Приволжского и южной части Сибирского федерального округа.

Земли предприятий

Земельный Кодекс РФ предоставил право переоформить право бессрочного пользования землей под приватизированными предприятиями в собственность или в долгосрочную аренду. Собственники расположенных на земельных участках зданий, строений и сооружений также вправе приобрести в собственность эти земельные участки в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Однако лишь после принятия Федерального закона от 24.07.07 г. N 212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» (Федеральный закон от 24.07.07 г. N 212-ФЗ) можно сказать, что сформировалась нормативная база, необходимая для реализации права на приватизацию земельных участков предприятий через выкуп земли.

В Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах с численностью населения свыше 3 млн. человек выкупная цена земли определяется в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, то есть до 45% от кадастровой стоимости земельного участка.

Собственники зданий, строений и сооружений, которыми заключен договор аренды земельного участка, имеют право приобрести находящиеся у них на праве аренды государственные или муниципальные земельные участки в собственность независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков — до или после дня вступления в силу Земельного кодекса РФ. Тем самым устранена проблема, существовавшая до последнего времени в отношении арендаторов земельных участков.

В отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена между Российской Федерацией и субъектами РФ, порядок определения их цены, а также порядок оплаты этих земельных участков устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. Цена выкупа земли не может превышать их кадастровую стоимость. До установления Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

В Московской области порядок оформления земли в собственность установлен в статье 7 Закона Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области».

Понятие земельного права. Предмет, система и структура земельного права

Российское право имеет сложную структуру. Оно подразделяется на отрасли, институты, юридические нормы, дефиниции и иные структурные элементы.

Отрасль — наиболее крупное структурное подразделение российского права. Земельное право выступает его традиционной, относительно обособленной частью. Как отрасль права оно представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли как национального богатства России.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти отношения земельный кодекс именует земельными. В этом понимании объектом использования и охраны выступают земли всех категорий и на значений, относящиеся к территории, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок. Ее пределы определены в Конституции Российской Федерации.

Если следовать нормативной концепции, земельное право можно определить как систему юридических норм (и соответственно правовых нормативных актов — законов, указов, постановлений, решений, распоряжений, правил, положений и др.), предназначенных для регулирования земельных отношений. Земельное право — самостоятельное направление правового регулирования, которое сформировалось в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию. Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества.

Методы регулирования земельных отношений

  • Метод правового регулирования земельных отношений с учетом природного происхождения земли и ее общечеловеческой значимости.
  • Метод договорного регулирования земельных отношений.
  • Метод обязательности государственного контроля и надзора за охраной и рациональным использованием земель.

Система земельного права

Под системой земельного права понимается совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.

По распространенному правилу в теории права институты земельного права объединяются в общую и особенную части.

Институты общей части содержат нормы, имеющие общее для всей отрасли значение.

Критерием выделения институтов особенной части признается принадлежность земельного участка к той или иной категории земель.

Институты, содержащие отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, составляют в своей совокупности общую часть земельного права.

Особенная часть земельного права имеет конкретизирующую функцию. В ней группируются правовые институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель.

Многие специалисты различают также специальную часть учебного курса земельного права, которая включает порядок рассмотрения разрешения земельных споров и законодательно предписанные виды юридической ответственности за нарушение сложившегося земельного порядка в Российской Федерации и правила их применения.

Структура отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права, обладает внутренней структурой. Земельному праву присуща сложная внутренняя структура. Основной структурной единицей земельного права является правовая норма, или принятое в установленном порядке и обязательное для соблюдения правило поведения соответствующих субъектов по отношению к земле. Совокупности правовых норм объединяются и образуют правовые институты по признаку однородности регулируемых общественных отношений. Однородны, к примеру, отношения землепользования. Соответственно нормы права, устанавливающие виды землепользования, субъектов и объектов землепользования, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения прав землепользования, образуют институт права землепользования.

Классификация отношений

Земля как объект земельных отношений может быть рассмотрена с различных позиций осуществления прав и обязанностей участников земельных правоотношений. Отсюда и существует большое количество классификаций последних.

По основным институтам земельные правоотношения делятся на:

  1. Правоотношения собственности. Возникают они при купле-продаже земли или иных сделках, при реквизиции и конфискации участков, при приватизации наделов.
  2. Правоотношения землепользования. Землепользование может иметь место при эксплуатации собственником своего участка, а также при передаче собственником земли в пользование другому лицу. Тут землепользование может быть срочным или бессрочным, пользованием землями сельскохозяйственного назначения или лесным фондом и т.д.
  3. Правоотношения государственного земельного управления. Это деятельность государственных или местных органов по землеустройству, контролем и охраной за использованием земель, привлечением нарушителей закона к юридической ответственности.
  4. Правоотношения в области охраны земли. Это отношения, которые нацелены на сохранение полезного потенциала земли, на восстановительные мероприятия на территориях, загрязнённых или заброшенных.
  5. Правоотношения юридической ответственности. Возникают, когда нарушаются нормы земельного права, права и обязанности собственников или владельцев земель.

По назначению земель различают следующие правоотношения:

  • населенных пунктов;
  • сельскохозяйственного назначения;
  • лесного или водного фонда;
  • запаса;
  • особо охраняемых объектов и территорий;
  • промышленности, энергетики, обороны, транспорта и иных специальных назначений.

Например, на землях населенных пунктов могут быть территории под строительство ИЖС. Использование земли не по целевому назначению является правонарушением.

По функциональному назначению земельные правоотношения могут быть регулятивными и правоохранительными.

Также по виду норм права отношения бывают материальными и процессуальными, по степени правомерности – правомерными и неправомерными, по степени взаимной обязанности участников – отношениями равноправия и отношениями подчиненности.

Особенности земельных правоотношений в РФ

К особенностям данных правоотношений относят не только специфику объекта данного вида отношений, правовой статус субъектов, но и комплексный характер. Земельные правоотношения могут быть как публичными, так и частноправовыми. Как уже отмечалось, земельные правоотношения – общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

Одной из особенностей земельных правоотношений является то, что РФ, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в двух качествах.

  • Во-первых, как регуляторы данного вида отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на подведомственной им территории. В этих случаях нормативные акты имеют властный характер – обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонировании земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др. 
  • Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками правоотношений: гражданами и юридическими лицами (ч. 2 ст. 9, ст. 10 и 11 ЗК РФ).

С другой стороны, являясь одним из видов правоотношений, земельные правоотношения обладают общими для всех правоотношений чертами: общественный характер; основываются на законе, то есть они выступают как результат регулирования. Перечень и содержание конкретных прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений определяются:

  1. в сфере землепользования –  в зависимости от титула права пользования. Так, титул собственника позволяет располагать самыми широкими правами не только по владению и пользованию, но и по распоряжению земельным участком. Наименьший объем прав предоставлен субъекту права на титуле земельного сервитута;
  2. в сфере управления правомочия находятся в зависимости от уровня и значения органа государственной власти и управления. Наибольший круг правомочий имеют федеральные органы общей компетенции и федеральные органы специальной компетенции; меньший предоставлен общим и специальным территориальным органам управления субъектов РФ;
  3. в зависимости от целей и видов пользования земельными ресурсам.

Несмотря на то, что использование земельных участков в разных правоотношениях может осуществляться на различных правовых основаниях – титулах, использующие их субъекты обладают схожими правами и обязанностями. Так, к общим правам и обязанностям всех собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов следует отнести:

  • право самостоятельно хозяйствовать на земле,
  • право на проведение оросительных, осушительных и иных мелиоративных работ,
  • обязанность не нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц,
  • обязанность не наносить ущерба окружающей среде и др.

Помимо общих прав и обязательств  собственник, землепользователь, землевладелец и арендатор имеют и специальные права и обязанности, которые определяются на основании индивидуального административного акта о предоставлении земельного участка или договора, особенностей земельного участка.

Поделиться с друзьями

Ссылки по теме: