Оглавление статьи
Здравствуйте! Возник такой вопрос. У вас на сайте есть модель положения обучения по иупhttp://xn--273—84d1f.xn--p1ai/modeli/polozhenie-o-poryadke-obucheniya-po-individualnomu-uchebnomu-planu . Она носит лишь рекомендательный характер для школ? Дело в том
Вопрос — ответ
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. Положение, представленное на сайте, является типовым локальным актом, в котором определен порядок перехода обучающегося на индивидуальный учебный план, регламентирует вопросы прохождения промежуточной и итоговой государственной аттестации таких обучающихся, конкретизирует порядок взаимодействия образовательной организации с обучающимися при обучении по индивидуальному учебному плану.
Порядок осуществления обучения по ИУП определяется школой самостоятельно в соответствии с образовательной организацией. Чаще всего на индивидуальный учебный план переходят определенныекатегории обучающихсяв следующих целях:
—ускоренного освоения образовательной программы (по одному или нескольким предметам);
—ликвидации имеющейся академической задолженности;
— а также в других случаях, предусмотренных локальным актом школы.
Таким образом, Закон наделяет полномочиями по поводу перехода на ИУП сами образовательные организации.
Вместе с тем, исходя из статьи 34 закона об образовании, обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, причем право это не ограничивается определенными категориями обучающихся. Образовательная организация должна урегулировать порядок реализации данного права, однако не может лишать такого права те или иные категории обучающихся.
Данный ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ А. Ражаповой.
В нашем колледже реализуются программы базовой и углубленной подготовки по специальности «Медицинская оптика). У ряда выпускников есть потребность в получении второго диплома СПО по программе углубленной подготовки той же специальности (на платной основе)
Вопрос — ответ
Да, возможно, если это предусмотрено локальными актами образовательной организацией, которые созданы в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно ч. 1 п. 3 статьи 34 ФЗ “Об Образовании”обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы возможно в порядке, установленном локальными нормативными актами, то есть, если такая возможность предусмотрена и регламентирована локальными актами образовательной организации (например, уставом), то закон не запрещает перевод абитуриента сразу на 4-й курс. П. 7 части 1 статьи 34 этого же Закона закрепляет в качестве академического права обучающегося на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Следовательно, перевод абитуриента возможен, если учебный план совпадает и зачет дисциплин возможен.
Таким образом, принять студента на углубленную образовательную программу и перевести его на 4 курс с зачетом 1-3 курсов образовательной программы, пройденных ранее на основной программе обучения возможно.
Данный ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права НИУ ВШЭ А. Ражаповой.
ПМПК, очно-заочная форма обучения
Вопрос — ответ
Первый вопрос:
Для понимания необходимости разработки адаптированной программы следует внести ясность во все обозначенные моменты вашего вопроса. В пункте 23 Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» указано, что заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей
Также необходимо обратить внимание, что заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания
Вопрос по поводу модели положения обучения по иуп
Вопрос — ответ
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. Положение, представленное на сайте, является типовым локальным актом, в котором определен порядок перехода обучающегося на индивидуальный учебный план, регламентирует вопросы прохождения промежуточной и итоговой государственной аттестации таких обучающихся, конкретизирует порядок взаимодействия образовательной организации с обучающимися при обучении по индивидуальному учебному плану.
Порядок осуществления обучения по ИУП определяется школой самостоятельно в соответствии с образовательной организацией. Чаще всего на индивидуальный учебный план переходят определенные категории обучающихся в следующих целях:
— ускоренного освоения образовательной программы (по одному или нескольким предметам);
— ликвидации имеющейся академической задолженности;
— а также в других случаях, предусмотренных локальным актом школы.
Однако, Закон наделяет образовательные организации лишь правом определить порядок перехода на ИУП, который, действительно, устанавливают сами образовательные организации. Закон закрепляет право на обучение по ИУП как право любого обучающегося и не уполномочивает школы определять те категории обучающихся, которым такое право будет предоставлено, определять случаи, когда обучающийся может перейти на обучение по ИУП. Если Уставом или иным локальным актом предусмотрена возможность перехода на ИУП только этих двух категорий обучающихся, такое положение локальных нормативных актов противоречит закону.
Школа была лишена государственной аккредитации
Вопрос — ответ
Право на осуществление образовательной деятельности у образовательной организации возникает с момента получения лицензии. (ст.91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (далее — №273-ФЗ). Оформлять учащихся в особом статусе не нужно.
Государственная аккредитация же дает право образовательной организации на проведение государственной итоговой аттестации (п.2 ч.12 ст.59 №273-ФЗ) и на выдачу своим выпускникам документа об образовании. (ч.6 ст.60 №273-ФЗ)
В данном случае школа была лишена государственной аккредитации, что говорит о том, что она не может выдавать аттестаты, однако вести образовательную деятельность может.
Согласно ч.3 ст.34 №273-ФЗ лица, обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
Для того чтобы пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, необходимо подать заявление об участии в ГИА до 1 февраля включительно в образовательную организацию по выбору экстернов. (Глава II Приказа Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»)
Ключевые функции 273-ФЗ об образовании
- определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
- законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
- гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
- формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
- определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
- дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
- описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
- определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
- полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
- правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
- регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания
Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.
Контрольные цифры приема
Вопрос — ответ
Контрольные цифры приема (КЦП) – количество мест в вузе, на которые будут принимать абитуриентов. Устанавливаются цифры бюджетных и платных мест по каждому направлению на разные формы обучения.
В соответствии с п. 6 «Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» (утв. Приказом Минобрнауки России от 13.06.2013 N 455), обучающийся в период нахождения его в академическом отпуске освобождается от обязанностей, связанных с освоением им образовательной программы в организации, и не допускается к образовательному процессу до завершения академического отпуска.
Таким образом, образовательная организация, предоставляя обучающемуся академический отпуск, имеет сведения о длительности этого отпуска. Следовательно, в случае, если по окончании академического отпуска студент своевременно предоставляет образовательной организации заявку о допуске к учебному процессу, образовательная организация обязана обеспечить ему продолжение обучения:
— либо для этих целей принять на бюджетные места 1 курса меньшее количество студентов,
— либо использовать оставшиеся не занятыми бюджетные места на других курсах, если это допустимо в соответствии с локальными актами образовательной организации.
При этом, в случае желания обучающегося продолжить обучения до окончания предоставленного ему академического отпуска образовательная организация вправе отказать при отсутствии бюджетных мест.
Существуют ли гарантии, что после академотпуска студента восстановят на той же форме и основе обучения?
В силу п. 7 «Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся», академический отпуск завершается по окончании периода времени, на который он был предоставлен, либо до окончания указанного периода на основании заявления обучающегося. Обучающийся допускается к обучению по завершении академического отпуска на основании приказа руководителя организации или уполномоченного им должностного лица.
Дополнительные права
С статье напоминается о наличии у обучаемых общих конституционных прав человека в РФ: на свободу совести, информации, на свободное высказывание и изложение собственных взглядов и любых убеждений (думается, в пределах, установленных законом), уважение личности и достоинства, охрану частной жизни.
Также согласно ст. 34 обучаемым предоставлено право на:
- академический отпуск,
- перевод в другую образовательную организацию, на курс по другой профессии или специальности (при этом, согласно судебной практике не допускается перевод из системы высшего образования, даже с бакалавриата, в систему среднего и наоборот);
- восстановление в образовательной организации после отчисления в порядке, установленном Уставом такой организации;
- участие в управлении организацией по установленным правилам;
- ознакомление с информационной базой организации, включая свидетельство о госрегистрации организации, Устав, локальные нормативные акты и т.д.;
- бесплатное пользование информационными и библиотечными фондами, ресурсами, инфраструктурой, необходимыми для учебы и отдыха, развития творческих способностей;
- поощрение и награды;
- совмещение учебы с работой, если это не отражается на результатах освоения учебного плана.
Права совершеннолетнего обучающегося общего образрвания
Вопрос — ответ
Досрочное отчисление из школы возможно только по основаниям, перечисленным в статье 61 Закона «Об образовании в РФ»:
1) по инициативе обучающегося или его родителей, например при переводе в другую школу;
2) по инициативе школы, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
3) в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию.
Первая группа включает в себя случаи, когда сам обучающийся или его законные представители хотят добровольно прекратить образовательные отношения.
Момент, когда возможность такого выбора переходит к обучающемуся от его законных представителей, определен как альтернатива – или получено основное общее образование, или достигнут возраст 18 лет. То есть, при наступлении любого из этих двух условий, заявление будет писать уже сам обучающийся, а не его законные представители.
В этом случае они обращаются в образовательную организацию с соответствующим заявлением. Оснований, по которым они могут принять такое решение, Закон № 273-ФЗ не устанавливает, граждане решают эти вопросы свободно, исходя из своих интересов. Право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, отнесено Законом № 273-ФЗ к числу основных академических прав любого обучающегося (п. 15 ч. 1 ст. 34).
Досрочное завершение курсов
Вопрос — ответ
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Таким образом, на сегодняшний день не существует единых норм и правил по индивидуальной программе обучения. Каждым ВУЗом такие нормы устанавливаются самостоятельно.
Прочтите Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану Вашего ВУЗа. Можно попробовать найти его на официальном сайте организации. Такое положение регламентирует вопросы прохождения итоговой государственной аттестации обучающихся, конкретизирует порядок взаимодействия образовательной организации с обучающимися при обучении по индивидуальному учебному плану.
Согласно положениям Приказа Минобрнауки России от 29.06.2015 N 636 (ред. от 28.04.2016) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» (п. 10) Государственная итоговая аттестация обучающихся организаций проводится в форме: государственного экзамена; защиты выпускной квалификационной работы (далее вместе — государственные аттестационные испытания). Конкретные формы проведения государственной итоговой аттестации устанавливаются организациями самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными стандартом (при наличии таких требований).
Согласно ч. 6 ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план.
Кому важно знать закон
Знание положений закона «Об образовании» позволяет чётко определиться с тем, какие права или гарантии относятся к учащимся и их родителям. Что именно может ожидать от них администрация учебных заведений любого типа, а какие требования выходят за рамки закона. Знание структуры системы образования на законодательном уровне позволяет выбрать тот вариант обучения, который будет наиболее подходящим учащемуся, разумно оценивая все последствия этого выбора.
Закон также позволяет определить, в какой степени в учебный процесс или деятельность образовательных организаций могут вмешиваться государственные структуры
Это может быть важно для защиты интересов учащегося или работников образовательной сферы
Для стимулирования учебного процесса предусмотрено множество гарантий, о которых идёт речь в этом законе. Это и стипендиальное обеспечение, и образовательное кредитование, и специальные программы обучения.
Тем не менее, большая часть положений закона требует специального регулирования особыми актами правительства. Поскольку законодательный акт устанавливает только общие правила, детальное регламентирование производится соответствующей исполнительной структурой.
Зная, что федеральный закон предусматривает то или иное право, гарантию или обязательство, следует найти правительственный акт, который определяет порядок их реализации. Только потом, уже зная полный механизм, можно быть уверенным в получении всех законных прав и гарантий.
Досрочное завершение курсов
Вопрос — ответ
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Таким образом, на сегодняшний день не существует единых норм и правил по индивидуальной программе обучения. Каждым ВУЗом такие нормы устанавливаются самостоятельно.
Прочтите Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану Вашего ВУЗа. Можно попробовать найти его на официальном сайте организации. Такое положение регламентирует вопросы прохождения итоговой государственной аттестации обучающихся, конкретизирует порядок взаимодействия образовательной организации с обучающимися при обучении по индивидуальному учебному плану.
Согласно положениям Приказа Минобрнауки России от 29.06.2015 N 636 (ред. от 28.04.2016) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» (п. 10) Государственная итоговая аттестация обучающихся организаций проводится в форме: государственного экзамена; защиты выпускной квалификационной работы (далее вместе — государственные аттестационные испытания). Конкретные формы проведения государственной итоговой аттестации устанавливаются организациями самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными стандартом (при наличии таких требований).
Согласно ч. 6 ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план.
Обзор документа
Прописаны правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Речь идет о программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
К освоению указанных программ допускаются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное или высшее образование. Между слушателем (лицом, оплачивающим его обучение) и образовательной организацией заключается договор об образовании.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы. Приведены требования к их структуре и содержанию.
Для определения трудоемкости программы может использоваться система зачетных единиц.
Установлены минимально допустимые сроки освоения программ. При повышении квалификации — 16 ч, профпереподготовке — 250 ч.
Дополнительные профессиональные программы могут реализовываться в форме стажировки (как частично, так и полностью). Допускаются также модульные, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Разрешены сетевые формы обучения.
Предусмотрен широкий спектр видов учебных занятий и работ (лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, тренинги, выездные занятия и др.).
При обучении по дополнительным профпрограммам возможен зачет ранее освоенных предметов (курсов, дисциплин).
По окончании обучения проводится итоговая аттестация. Ее форму образовательная организация определяет самостоятельно. Успешно прошедшим аттестацию выдают документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке. Эти документы дают право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции.
Те, кто не прошел аттестацию, получают справку об обучении.
Для оценки качества освоения программ проводятся внутренний мониторинг и внешняя независимая оценка качества образования. На добровольной основе могут применяться процедуры профессионально-общественной аккредитации дополнительных профпрограмм и общественной аккредитации организаций.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Экстерн – лицо, зачисленное в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. Таким образом, обучающийся не з
Вопрос — ответ
Экстерн – лицо, зачисленное в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Таким образом, обучающийся не зачислен в образовательную организацию на постоянной основе, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.
Аттестация экстернов подразделяется на промежуточную (по всем предметам учебного плана для обучающиеся, получающих образование в форме семейного образования или самообразования) и государственную итоговую за курс основного или среднего общего образования. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации экстерном, а также формы прохождения промежуточной аттестации устанавливаются образовательной организацией.
Для прохождения промежуточной аттестации обучающийся должен быть зачислен в образовательную организацию. При этом он получает статус «экстерн» и включается в контингент обучающихся образовательной организации на период прохождения промежуточной аттестации. Экстерн, принятый в образовательную организацию для прохождения промежуточной и (или) итоговой аттестации, является обучающимся и имеет все академические права, предоставленные обучающимся в соответствии с ч.3 ст. 34 Федерального закона.
Ребенок 2 класса с ограниченными возможностями здоровья обучается вместе с классом. Ввиду болезни (менингит) ребенок находился в больнице, абсолютно постельный режим, рекомендации врача не позволяли ребенку дополнительно в больнице заниматься, в итоге пер
Вопрос — ответ
Промежуточная аттестация предполагает контроль за освоением учащимися образовательной программы, отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины, при этом форма и порядок ее проведения определяется учебным планом образовательной организации. (п.1 ст.58 Федерального закона № 273-ФЗ).
Болезнь учащегося является уважительной причиной пропуска аттестации. Согласно п.8 ст. 58 ФЗ № 273-ФЗ если у учащегося были уважительные причины, которые препятствовали прохождению аттестации, то такие учащиеся могут быть переведены в следующий класс условно (п.8 ст.58 Федерального закона № 273-ФЗ).
По смыслу ст.58 Федерального закона № 273-ФЗ прохождение промежуточной аттестации является обязанностью учащегося. Следовательно, аттестацию ребенку будет необходимо пройти, однако ее сроки должны быть перенесены.
Стоит учитывать и тот факт, что ребенок имеет ограниченные возможности здоровья. В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ обучающийся вправе требовать предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции, в том числе путем организации обучения по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.