Оглавление статьи
Необходимый пакет документов при обращении лично
Перечень документов, требующихся при самостоятельном обращении за получением выписки из реестра земель, регулируется нормами Федерального закона № 218 от 13.07.2015. Для предоставления в Росреестр потребуются:
- паспорт гражданина;
- форма запроса на предоставление информации, грамотно заполненная в установленном законом порядке;
- чек, констатирующий факт оплаты госпошлины, при заказе данных о собственниках недвижимого имущества;
- доверенность, если действия осуществляет представитель физического лица или организации.
Полученную выписку необходимо заверить. Действительность документа ограничивается 1 месяцем.
Стоимость услуги и способы оплаты
Для случаев, связанных с оспариванием кадастровой стоимости земельного участка в суде, собственник может бесплатно заказать выписку. При запросе детальной информации о существенных характеристиках объекта недвижимости взимается пошлина.
Срок предоставления информации
Выписка о кадастровой стоимости земельного участка формируется моментально при обращении через интернет. На получение дополнительных платных сведений потребуется большее количество времени: от 3 рабочих дней.
Каким образом можно снизить стоимость земельного участка
Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка целесообразно, когда она завышена не объективно, с превышением рыночного уровня. Законодателем предусмотрены два варианта решения проблемы:
- в досудебном порядке – через комиссию о рассмотрении споров;
- в районном суде.
Основанием для проведения разбирательства является нарушение гражданских прав собственников при пользовании землей на законных основаниях.
Физические лица для защиты своих интересов и обязательств сразу обращаются к суду, юридические – предварительно решают проблему в комиссии. Стоимость земельного участка оспаривается муниципальными организациями в отношении собственного земельного фонда, находящегося в пользовании арендаторов.
Для обращения в комиссию Росреестра, уполномоченную решать споры по стоимости земельного участка, нужно подготовить:
- заполненную заявительную форму;
- свидетельство или выписку, подтверждающие право на землю;
- выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта;
- экспертное заключение оценщика.
Передача заявления и документов производится лично владельцем земли или уполномоченным лицом на основании законного права представительства интересов в государственных органах. Пересылку материалов можно осуществить почтовым отправлением.
По итогам изучения прилагаемых документов и вопроса по существу комиссия выносит решение. Если исход не устраивает собственника надела, дальнейшее разбирательство производится в суде.
https://youtube.com/watch?v=nE041EjVHWo
Переоценка стоимости земельного участка
В отличие от рыночной стоимости, величина которой может меняться и редактироваться по усмотрению ее владельца, кадастровая требует веских оснований для коррекции. Основные причины переоценки:
- существенное завышение значений;
- неоправданное занижение показателя;
- ошибки при проведении расчетов.
Провести переоценку стоимости земельного участка вправе только заинтересованное лицо – собственник земли. Владельцем может выступать физическое лицо, организация или орган власти.
Если инициатором проверки обнаружена ошибка в расчете, следует обращаться в учреждение, проводившее проверку, или в МФЦ. К заявлению прилагаются необходимые документы и подтверждения допущенной неточности.
Выписка из ЕГРН
Единый государственный реестр недвижимости – это огромная всероссийская база данных, где можно найти информацию о любой квартире, доме, жилом, нежилом объекте, земельном участке. Подать запрос туда может любое физическое или юридическое лицо. Там, среди прочей информации, указывается и кадастровая стоимость объекта.
Выписку из ЕГРН можно получить тремя способами:
- в электронном виде онлайн на сайте Росреестра;
- запросом по почте в территориальное отделение Росреестра;
- в территориальном .
Через МФЦ брать выписку менее удобно, к тому же времени на ее подготовку уйдет больше. Есть специальные проверенные службы, в которых можно заказать сбор необходимой информации.
За небольшую плату частные сайты в короткие сроки предоставят выписку любому желающему. Это вполне легальная услуга: организации выкупают доступ к открытым сведениям по API на постоянной основе и продают собственникам или иным лицам с хорошей скидкой.
Так например мы заказываем пакетно по 75 рублей за штуку выписки из ЕГРП на проверенном сервисе.
Переоценка стоимости и ее оспаривание в будущем
Наше законодательство одно из самых динамичных в мире. И законодательство в области налогообложения является ярким примером нестабильности в законодательстве. Так, в настоящее время принят во втором чтении Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
В 2018 году при исчислении налога за 2017 год на территории 28 субъектов Российской Федерации применяется коэффициент 0,6, на территории 21 субъекта Российской Федерации – коэффициент 0,4, на территории 15 субъектов Российской Федерации – коэффициент 0,2. В остальных субъектах Российской Федерации коэффициент не применяется, поскольку решение о переходе к налогообложению по кадастровой стоимости не принято и налог исчисляется по инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента-дефлятора.
Применение такого порядка исчисления налога на имущество физических лиц привело к существенному увеличению налоговой нагрузки на граждан, прежде всего, из-за резкого роста кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В связи с этим законопроектом предусматривается отказ от применения указанного выше коэффициента начиная с исчисления налога за четвертый налоговый период применения кадастровой стоимости (коэффициент 0,8).
Таким образом, поправка является положительной и не должна привести к резкому росту кадастровой стоимости.
Одновременно законопроектом вводится новый коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом. Это тоже приведет к уменьшению случаев оспаривания стоимости для целей налогообложения.
Законопроектом также предусматривается:
1) возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода.
2) исключение возможности перерасчетов сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц, уплаченных налогоплательщиками на основании ранее направленных налоговых уведомлений за прошедшие налоговые периоды, за исключением случаев уменьшения суммы налога в результате такого перерасчета.
3) применение для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости с даты начала применения ошибочной (оспоренной) стоимости, а не с года подачи заявления об оспаривании.
То есть можно будет не платить за ошибки чиновников, как предусмотрено в настоящее время. Данная поправка позволит снизить риски налогоплательщиков, которые связаны с длительными процедурами оспаривания стоимости.
Кроме того, законопроектом предусмотрен также ряд уточняющих изменений, направленных на разрешение неурегулированных вопросов, возникающих при применении глав 31 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации, среди которых необходимо выделить следующие:
1) в настоящее время к льготной категории граждан по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу отнесены инвалиды с детства. Между тем к данной категории граждан относятся только лица, достигшие возраста 18 лет, имеющие группу инвалидности с определением причины инвалидности «инвалид с детства». При этом дети-инвалиды составляют самостоятельную категорию.
2) в отношении физических лиц — собственников жилых домов, квартир и комнат Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает ряд налоговых преимуществ по налогу на имущество физических лиц в виде налоговых вычетов, налоговых льгот и пониженных налоговых ставок. Между тем в отношении таких жилых помещений, как части жилых домов и части квартир, налоговые преимущества не применяются, поскольку они не выделены как самостоятельные объекты налогообложения.
3) в отношении физических лиц – собственников гаражей и машино-мест Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает налоговые преимущества в виде налоговых льгот и пониженных налоговых ставок. Между тем установленные налоговые преимущества не применяются в отношении объектов, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, включенных в перечень, утверждаемый субъектами Российской Федерации.
предлагается распространить установленные Налоговым кодексом налоговые преимущества в отношении любых гаражей и машино-мест вне зависимости от их включения в соответствующий перечень субъекта Российской Федерации.
Это тоже является положительной тенденцией и снизит риски в части обжалования стоимости.
Основания для проведения оценки ЗУ
По регламенту, ревизия земель с установлением кадастровой стоимости, в массиве проведения инвентаризации, проводится один раз в 5 лет. Допускаются некоторые вариации в сроках, но без превышения обозначенного законодательным нормативом периода. Если срок проведения инвентаризации сокращается – он не может быть менее, чем 3,5 года после проведения очередной переоценки.
Основанием проведения оценки в данном случае являются:
- соблюдение установленных сроков;
- издание специального регионального акта;
- утверждение акта на федеральном правительственном уровне.
В промежутках между деятельностью ревизионной комиссии, переоценка допускается на основании поданного собственником ЗУ заявления, написанного на имя начальника местного отделения ГКН. Причины, которые могут вызвать потребность в проведении оценки ЗУ внепланово, следующие:
- кадастровые и технические ошибки;
- не учтённые при переоценке особенности ЗУ;
- уничтожение земель в результате стихийных бедствий;
- повреждение плодородного слоя почвы;
- заболачивание почв;
- разрастание прилегающего к ЗУ оврага;
- изменение русла реки и т.п.
Если администрация Росреестра ответит официальным отказом – заинтересованное лицо вправе добиваться переоценки судебным решением.
Понятие кадастровой стоимости
Кадастровая стоимость земельных участков определяется в результате комплекса действий по кадастровой оценке земель или по итогам судебных споров об оспаривании такой стоимости.
Основной целью является определение стоимости конкретных участков земли в для целей учета в сфере кадастра. Для земель каждой категории (земли сельских и городских поселений, сельскохозяйственные угодья вне черты поселений, иные категории) сформированы критерии и методы проведения оценки, которые основываются на классификации земель по цели назначения и типу функционального использования.
Перечни целевого назначения земель и виды их использования находятся в открытом доступе в земельном кадастре, а также в публичной карте на официальном сайте Росреестра.
Оценка земель для кадастровых целей осуществляется уполномоченным органом – Федеральным агентством кадастра в лице его региональных органов. Для выполнения конкретных работ Агентство имеет право привлекать оценщиков, обладающих полномочиями по оценке земель. Работа оценщиков оформляется путем размещения заказа на выполнение работ для государственных нужд в рамках контрактной системы.
Соотношение кадастровой и рыночной стоимости земли
Кадастровая и рыночная стоимость земли не совпадает по своим значениям, хотя эта разница постепенно снижается ввиду применения рыночных значений стоимости земельных участков при кадастровой оценке земли. Так как рыночная стоимость формируется по взаимной договоренности сторон, она в меньшей степени зависит от показателя кадастровой стоимости. Тем не менее, при подготовке условий будущей сделки стороны вправе учитывать данные о кадастровой стоимости в качестве отправной точки для переговоров. Как правило, кадастровая стоимость земли превышает рыночную, вследствие чего размер земельного налога рассчитывается по значительно большей налоговой базе.
Методика определения кадастровой стоимости
Как указывалось выше, оценкой земель для расчета кадастровой стоимости занимается Федеральное агентство кадастра. После завершения процедуры оценки земель, субъект РФ формирует итоговый отчетный документ об определении кадастровой стоимости участков, при этом сведения о стоимости вносятся в государственный земельный кадастр.
Данный документ устанавливает следующие универсальные методы оценки: затратный, сравнительный и доходный. Выбор метода оценки зависит от достаточности и достоверности представленной на рынке информации, а также исходя из особенностей разрешенного вида пользования объекта оценки. Для массовой оценки выбираются объекты, имеющие схожие характеристики на основании выбранного оценщиком метода.
Среди указанных вариантов приоритет отдается сравнительному методу, который позволяет учесть информацию о максимальных, минимальных и средних ценах сделок, а также о предложениях на рынке купли-продажи земельных участков.
Кто устанавливает кадастровую стоимость земли
Вопросы, связанные с определением кадастровой стоимости участков, вызывают много споров не только среди их собственников, но и среди специалистов, занимающихся этими вопросами. Данные об оценке всех земельных участков содержатся в базе данных (ГКН) и подлежат обновлению каждые пять лет.
Многие землевладельцы, ознакомившись с оценкой своего участка, начинают сомневаться в ее объективности.
Прежде чем принимать такое решение следует ознакомиться каким образом проводится оценка земли и из каких этапов она состоит:
- кто уполномочен определять стоимость участков;
- из каких действий состоит весь процесс оценки.
Установлением кадастровой стоимости занимаются следующие лица:
- оценщики, имеющие соответствующие лицензии;
- государственные служащие, в должностные обязанности которых входит установление средних показателей и коэффициентов;
- органы государственной власти, принимающие постановления по земельным вопросам.
Государственная оценка земли проводится в случаях, предусмотренных действующим законодательством или по решению органов местного самоуправления или власти. Для выбора конкретных исполнителей проводится конкурс по закупке оценочных работ, в котором могут принять участие только лица, имеющие право заключать такие договора.
Деятельность оценщиков урегулирована Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», специальными актами уполномоченных органов, положениями, регулирующими принципы и порядок осуществления данной оценочной деятельности.
Завершающим документом является отчет об оценке, который утверждается соответствующими органами исполнительной власти. После чего он подлежит опубликованию.
Исходные данные об установлении средней стоимости одного квадратного метра земли в определенной местности предоставляются инженерами и утверждаются органами власти. Сведения об оценке конкретных земельных участков после внесения в базу данных недвижимости могут быть обновлены только спустя пять лет.
В случае несогласия с установленной в отчете стоимостью земельных участков заинтересованные лица могут оспорить ее в судебных органах или в комиссиях по рассмотрению споров (ст. 24.18 закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Это право предоставлено в целях защиты ими своих нарушенных прав и интересов. Такие комиссии создаются при территориальных управлениях Росреестра. В их полномочия входит рассмотрение споров на основании заявлений землевладельцев, в которых указываются их реквизиты и полные данные об участках. Также обязательно укажите, что послужило основанием для подачи заявления и почему считаете кадастровую стоимость неверной.
В обоснование своих доводов приложите к иску следующие документы:
- выписку из ЕГРН касательно земельного участка с данными об его кадастровой стоимости;
- копии правоустанавливающих документов на участок;
- документ о рыночной стоимости участка. Дата этого акта и документа с указанием его кадастровой стоимости должны совпадать;
- документы, которые смогут опровергнуть установленную кадастровую стоимость и подтвердить доводы заявителя.
Указанные документы представьте в бумажном варианте и на электронном носителе. Поданное в комиссию заявление будет рассмотрено в течение одного месяца. При желании можете участвовать в заседании комиссии по рассмотрению поданного вами заявления.
Как оспорить кадастровую стоимость
Законные основания на которых можно оспорить кадастровую стоимость начисленную ошибочно
ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ Рассмотрение споров о неверных расчетах кадастровой стоимости
Подать заявление о пересмотре может не только нынешний собственник, но и любое другое лицо, чьи интересы, права, обязанности затрагивает данный ошибочный результат. Государство позволяет требовать изменения стоимости только в меньшую сторону. Для этого нужно обратиться в суд или в специальную комиссию при Росреестре, можно подать прошение одновременно в обе организации.
Основания для пересмотра кадастровой стоимости
Весомыми и законными могут выступать следующие доводы:
- Недостоверные сведения – показатель определен по данным другого объекта, с ошибками, с учетом неточных данных (здесь имеется ввиду площадь, материал стен, учет или исключение цокольного этажа, указание индивидуального отопления вместо централизованного и т.д.).
- Превышение рыночной стоимости – здесь необходимо предоставить отчет о кадастровой оценке и заказать частную оценку реальной стоимости квартиры. Даты должны быть актуальны на момент обращения гражданина с претензией.
Гораздо проще и быстрее оспорить результат оценки в комиссии Росреестра. Если запрос не будет удовлетворен, отказ можно оспорить в судебном порядке. Однако если обратиться сразу в суд, и там будет вынесен отрицательный вердикт, то больше обратиться в комиссию будет невозможно.
Возможность оспаривания кадастровой стоимости
Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» устанавливает, кадастровая стоимость может быть оспорена в суде. До 2014 года рассмотрением таких споров занимали арбитражные суды Российской Федерации. В настоящее время данная категория споров входит в компетенцию судов общей юрисдикции.
Суд принимает в качестве доказательств по делу отчеты о рыночной стоимости земельного участка, которые составляют оценщики. Если решением суда кадастровая стоимость признается равной рыночной, органы Росреестра обязаны внести соответствующие изменения в Государственный кадастр недвижимости. Также это решение будет являться основанием для изменения в меньшую сторону налоговой базы при расчете земельного налога.
Общее количество судебных решений, вынесенных в пользу заявителей, постоянно растет. Основной причиной такого роста является развитие методов и средств независимой оценки рыночной стоимости земельных участков. Квалификация оценщиков на данном рынке услуг также постоянно повышается, что позволяет готовить аргументированные отчеты с хорошей доказательной базой.
Кадастровая стоимость и налогообложение
Налоговые органы проводят исчисление земельного налога в отношении конкретных участков земли исходя из результатов проведения государственной кадастровой оценки земли. Для этих целей ФНС использует информацию, содержащуюся в ежегодном отчете субъекта РФ об утвержденном результате оценки.
Исчисление налога в отношении конкретного участка земли производится по формуле:
ЗН (Земельный налог) = Кст x Д x Cт x Кв, где
Кст – кадастровая стоимость участка земли;
Д – размер доли в праве на земельный участок;
Ст –ставка налога (различается в зависимости от конкретного региона);
Кв – коэффициент владения земельным участком.
По итогам начисления земельного налога в адрес субъектов налогообложения направляются налоговые уведомления, где содержится подробный расчет суммы налога. В случае несогласия с размером начисленного земельного налога, либо с базовым значением формулы расчета, налогоплательщик имеет право пожать жалобу в налоговый орган в порядке подчиненности либо обратиться в судебные органы.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДПИСАНИЮ АКТА ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ, К СОСТАВУ СИСТЕМАТИЗИРОВАННЫХ СВЕДЕНИЙ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ, А ТАКЖЕ К ФОРМАТУ ТАКОГО АКТА И ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ С НИМ ДОКУМЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
1. Настоящие Требования содержат правила подписания акта об определении кадастровой стоимости (далее — акт), определяют состав систематизированных сведений об определении кадастровой стоимости, а также формат акта и представляемых с ним документов (далее — приложения к акту) в электронной форме, формируемых бюджетным учреждением, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее — бюджетное учреждение).
2. В акт включаются сведения о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также сведения об объектах недвижимости, изменение сведений в Едином государственном реестре недвижимости о которых не влечет за собой изменение их кадастровой стоимости, в объеме, предусмотренном формой акта, утвержденной приложением N 1 к настоящему приказу.
3. Акт формируется в форме электронного документа (в виде электронной таблицы в формате ODS).
4. К акту прилагается упакованный (архивированный) электронный документ, включающий файлы в формате XML, содержащие систематизированные сведения об объектах недвижимости, кадастровая стоимость которых указана в акте, использованные при определении их кадастровой стоимости, и результаты определения кадастровой стоимости в объеме и в формате, предусмотренных требованиями к описанию и представлению систематизированных сведений об объектах недвижимости, установленными в соответствии с статьи 14 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4170; Официальный интернет-портал правовой информации, www.pravo.gov.ru, 31 июля 2020 г., 0001202007310085; далее — Закон о государственной кадастровой оценке).
5. Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, полученные в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости в соответствии со Закона о государственной кадастровой оценке (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4170; Официальный интернет-портал правовой информации, www.pravo.gov.ru, 31 июля 2020 г., 0001202007310085), подлежат включению в отдельный акт об определении кадастровой стоимости.
6. Акт, приложение к акту подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или иного уполномоченного лица бюджетного учреждения в формате, обеспечивающем просмотр и копирование подписанных электронных документов без использования специальных программных средств.
Где и как можно получить информацию?
И в том и в другом случае интересующую информацию можно получить:
- Через электронный сервис на сайте Росреестра;
- Через специальную кадастровую карту;
- В одном из отделений Росреестра или МФЦ.
Проверка по номеру
Чтобы проверить и узнать кадастровую стоимость, необходимо.
Перейти на сайт Росреестра.
Выбрать раздел «Электронные сервисы».
Выбрать одну из вкладок: «Получение информации онлайн» или «Кадастровая карта».
Если выбрана карта, необходимо нажать иконку поиска (в левом верхнем углу), ввести номер и нажать «Найти».
Система тут же покажет надел на экране и выведет всю имеющуюся информацию по нему.
Если выбрана вкладка получения справочной информации, в отведенную строку нужно ввести номер надела и нажать «Сформировать запрос».
Система выполнит поиск и отобразит все найденные участки по указанному номеру.
Если нужно получить официальный документ с указанием кадастровой информации, необходимо обращаться в одно из отделений Росреестра или в МФЦ. При этом с собой иметь гражданский паспорт.
Как найти с помощью адреса надела
Если гражданин знает адрес участка, но не знает его кадастрового номера, ему необходимо.
Перейти на сайт Росреестра и выбрать раздел «Электронные сервисы».
Выбрать одну из вкладок: «Получение справочной информации» или «Кадастровая карта».
Если выбран первый вариант, необходимо заполнить форму «Адрес», где указать точное местоположение участка и нажать «Сформировать запрос».
Система выполнит поиск и выведет нужную информацию на экран.
Если выбран второй вариант, можно выполнить поиск участка, постепенно приближая карту к нужной точке (приблизить можно двойным щелчком левой кнопки мыши, колесиком мыши, или специальным ползунком на самой карте).
В ином случае, нужно выбрать иконку поиска (слева сверху), ввести туда интересующий адрес и нажать «Найти».
Для получения официальной выписки с указанием кадастровой информации, гражданину необходимо обратиться в отделение Росреестра или МФЦ, написать заявление с указанием точного адреса и предоставить общегражданский паспорт.
Связь разрешенного использования с кадастровой стоимостью
Базовым документом, устанавливающим связь между разрешенным использованием и кадастровой стоимостью, являются . Данные устанавливают 17 видов разрешенного использования земельных участков. Величина кадастровой стоимости земельного участка зависит от значений удельных показателей, которые определяются для каждого из видов разрешенного использования.
Во время проведения государственной кадастровой оценки земельные участки разделяют на административно-территориальные единицы. Исходя из размеров и специфики в данных территориальных единицах выделяются кадастровые кварталы.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется умножением удельного показателя кадастровой стоимости (утвержденный для данного ВРИ, применительно к кадастровому кварталу, где расположен участок) на его площадь. Если для участка установлено несколько ВРИ, то в расчете кадастровой стоимости используется удельный показатель с наибольшим значением.
Таким образом, кадастровая стоимость участка складывается из трех составляющих:
- вида разрешенного использования земельного участка (по данным Росреестра);
- удельного показателя кадастровой стоимости, применительно к кадастровому кварталу;
- площади участка.
ВРИ земельного участка устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления и подчинено определенным правилам. В случаях, когда на земельном участке расположены законно возведенные объекты недвижимости, ВРИ должно соответствовать их функциональному назначению. Оно определяется записью в документах технической инвентаризации и должно соответствовать назначению, которое указывалось при вводе объекта в эксплуатацию. Пример: в техпаспорте находящегося на земельном участке здания в качестве назначения указывается «офис», то его будут относить к группе № 7 – «земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения». Если же на нем расположены одновременно офисные и производственные помещения, то участку может быть присвоено сразу два ВРИ: «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения» и «для размещения производственных и административных зданий».
В случае если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил.
Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения данным лицом платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (ч. 1 ст. 12.1 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 «»). Решение об изменении ВРИ земельного участка принимается уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы на основании градостроительного плана земельного участка в течение 45 рабочих дней со дня поступления заявления собственника земельного участка.
Законодательная база
Российское законодательство разработало ряд законодательных проектов на федеральном уровне, регулирующих вопросы по оценке земель поселений:
- Земельный кодекс РФ.
- Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ).
- ФЗ № 135 от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в РФ».
- ФЗ № 237 от 03.07.2016 «О государственной кадастровой оценке».
- ФЗ № 221 от 24.07.2007 «О кадастровой деятельности».
- ФЗ № 218 от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости».
- Приказ № 226 от 12.05.2017.
- Приказ № 358 от 07.06.2016.
- Постановление № 945 от 25.08.1999.
- Постановление № 316 от 08.04.2000.
- Федеральный стандарт оценки (ФСО № 1).
- ФСО № 2.
- ФСО № 3.
- ФСО № 4.
Как заказать кадастровую оценку земли — пошаговая инструкция
Неправильная кадастровая оценка земельного участка приводит к возникновению всевозможных проблем, связанных с излишней уплатой налогов или снижением доходов, получаемых от его коммерческого использования.
В связи с этим ФЗ, регулирующий кадастровую оценку недвижимости (читайте об этом подробнее в нашей специальной статье), позволяет проводить ее досрочно по заявлению собственника. Делаем это в следующем порядке.
Шаг 1. Выбираем оценочную компанию
До тех пор пока действует переходный период, мы имеем право провести независимую оценку в одной из коммерческих компаний. Кадастровая оценка земель, как и другой недвижимости, возможна и непосредственно в Росреестре.
Если вы остановились на коммерческой фирме, то подойдите к ее выбору серьезно. Ведь от качества проведенных работ и от порядочности оценщиков зависит целесообразность всего мероприятия.
Выбирайте известные компании, но с адекватной ценовой политикой. Наведите вначале справки. Честные оценщики сразу скажут о целесообразности проведения оценки и не будут за это брать с вас деньги. Ценную информацию узнавайте у родственников, друзей и знакомых. В крайнем случае зайдите на тематические форумы своего города.
Шаг 2. Указываем цель проведения оценки и заключаем договор
Выбранному оценщику нужно четко довести, с какой целью вы затеяли оценку и почему вас не устраивает кадастровая стоимость, определенная ранее. Опытный специалист сразу скажет, возможно ли ее изменить и в каких пределах. Если ответ вас устроит, заключайте договор.
Что надо прописать в договоре:
- цель оценки;
- используемую методику;
- сроки выполнения работ;
- ответственность оценщика за некорректные расчеты.
Шаг 3. Согласовываем дату проведения оценки
После подписания договора согласуйте с оценщиком дату и время выезда на объект и обеспечьте ему туда доступ. Учтите, что некоторые компании за выезд берут дополнительную плату. Уточните этот момент заранее.
Шаг 4. Предоставляем необходимый пакет документов
Кроме допуска на участок и проведения на нем необходимых замеров и осмотра, оценщику нужны правоустанавливающие документы и сведения о предыдущей кадастровой стоимости. В настоящее время свидетельство о собственности на недвижимость Росреестр не выдает. Его роль играет выписка из ЕГРН. Если у вас ее по какой то причине нет, то получить этот документ очень просто.
Сделать это можно непосредственно в Росреестре или на сайте этого ведомства в электронном виде. Кроме того, многие посреднические компании предоставляют такую услугу.
Например на сайте ЕГРП 365 есть возможность по адресу или кадастровому номеру получить бесплатно основную информацию об объекте. Если нужна электронная выписка или другой документ, оплатите небольшую сумму и получите требуемое на электронную почту.
Шаг 5. Приглашаем специалиста на объект для проведения осмотра
После предоставления документов специалист их изучит и в назначенное время приедет на объект. Он проведет необходимые измерения. Ваша задача — рассказать обо всех скрытых от беглого взгляда нюансах.
Здесь нужно учесть наличие различных неблагоприятных или наоборот полезных факторов, которые влияют на конечный результат. Плодородность почвы, наличие канав, болотистых участков и других объектов.
Шаг 6. Ожидаем проведения оценки
В большинстве случаев коммерческие компании планируют сроки кадастровой оценки земель с небольшим запасом. На деле после посещения участка оценщик сможет выполнить работу за 2-3 дня. Если вам нужно быстрее, то еще на этапе заключения договора оговорите эту возможность и заплатите за срочность.
Шаг 7. Получаем отчет о проделанной работе
В назначенное время нужно прийти за готовым отчетом. При получении результата внимательно прочитайте заключение.
На что обратить внимание в заключении оценщика:
- должны присутствовать технические характеристики участка и его вид;
- сведения о собственнике;
- примененная методика и обоснования ее использования;
- вывод с итоговой кадастровой стоимостью.
Помните об увеличении налогового потенциала в случае, когда кадастровая оценка земель позволила поднять стоимость при использовании земли в качестве залога.