Оглавление статьи
Институт мировых судей
В контексте общей юрисдикции судебной системы, особо нужно отметить компетенцию мировых судей, она отличается от прочих судов предельно возможной санкцией по рассматриваемым ими делам, а также размером взысканий и видом посягательств. В судебной системе РФ мировые суды действуют уже более 20 лет и существенно снижают нагрузку на городские и областные федеральные суды, повышая эффективность судебной системы. Создание судов иной юрисдикции не предусмотрено законом, за исключением ювенальных судов.
Непосредственно в юрисдикции мирового суда могут находиться как уголовные дела (до 3 лет лишения свободы), так и гражданские (где исковые требования не превышают размера 500 МРОТ на момент подачи), а также все административные дела. МРОТ — это регулярно устанавливаемый федеральным законом минимальный размер оплаты труда (его величина постоянно растет и зависит от экономической стабильности страны). Все законные акты, обращения, вызовы, требования исходящие от мирового суда обязательные для исполнения на всей территории РФ.
Мировые судьи избираются на пять лет, на основании решения законодательного органа местных властей на уровне субъекта РФ. Местные муниципальные власти городов и районов не имеют таких полномочий. В качестве альтернативы избрания на должность, существует выборность населением мирового судьи для соответствующего судебного участка, за которым закреплена жилая территория. Однако такая законодательная инициатива пока не получила фактического применения.
Смотрите также:
- Гражданство Российской Федерации
- Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
- Права и обязанности налогоплательщика
- Право в системе социальных норм
Таможенная служба и национальная гвардия
Федеральная таможенная служба производит надзор в области таможенного дела и валютного контроля. Однако ее основная функция – бороться с контрабандой и другими преступлениями, совершенными на подведомственной территории (таможне) или относящимися к сфере таможенного законодательства. Федеральная таможенная служба входит в состав Министерства финансов РФ и тщательно следит за международными финансовыми операциями и перемещением товаров за границу.
Также важная миссия возложена и на национальную гвардию. Хотя ее редко отмечают как отдельный орган правоохранительной системы, она тоже вносит свой вклад в соблюдение общественного порядка. Национальная гвардия – это компонент исполнительной власти, который управляет военизированными подразделениями, выполняющими задачи внутри страны. Их основные цели — защищать целостность страны, помогать в обороне России, обеспечивать общественный порядок и безопасность.
Функции правоохранительных органов
Функции правоохранительных органов — это основные направления их деятельности. Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, прокурорский надзор.
Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность.
Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности, и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.
Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.
История развития правоохранительных органов показала, что сосредоточение в одном органе нескольких правоохранительных функций отрицательно сказывается на законности его деятельности. Поэтому в последние годы наблюдается процесс рассредоточения правоохранительных функций между различными органами. Так, функция исполнения судебных решений по уголовным делам, по которым назначено наказание в виде лишения свободы, передана из ведения МВД РФ в Министерство юстиции РФ. Неоднократно ставился вопрос о выделении следственного аппарата из прокуратуры, МВД, ФСБ и ФСНП и создании самостоятельного ведомства, занимающегося только предварительным следствием.
Милитаризованная служба: понятие, признаки
Несмотря на то, что работники правоохранительных органов не являются военнослужащими, они имеют много общего с военной структурой, поскольку также являются «людьми в погонах», призванными с оружием в руках защищать закон, порядок и обеспечивать внутреннюю и внешнюю безопасность гражданского населения. Это даёт повод говорить об объединении военнослужащих и ряда правоохранительных органов в единую милитаризованную службу.
Подразделение государственной службы на гражданскую и милитаризованную, включающую военную и правоохранительную службы, является общепризнанным.
Определение 2
Милитаризованная служба – это государственная служба, объединяющая должности во всех силовых ведомствах: в органах государственного управления, внутренних дел и госбезопасности, налоговой полиции, федерального агентства правительственной связи и информации, федеральной пограничной службы и вооружённых силах.
Основными признаками милитаризованной службы являются:
- Профессиональная обязанность, связанная с защитой жизни и здоровья людей, обеспечением порядка, безопасности и законных интересов граждан, а также материальных ценностей.
- Несение службы, связанной с риском для жизни или угрозой здоровью.
- Наличие специальных званий и внешних знаков отличия, влияющих на правовое положение служащего.
- Наличие специальных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных полномочий (умение обращаться с различными видами оружия, взрывчатыми веществами, владение приёмами самообороны и т. д.).
- Наличие особых дисциплинарных правил.
- Наличие множества ограничений (в том числе по возрасту, состоянию здоровья, образованию и т. д.) при приёме на службу, а также при её прохождении.
- Обязательное принятие присяги.
- Особые условия привлечения к ответственности за различного рода должностные нарушения и поступки.
- Возможность применения огнестрельного оружия не только в качестве средства самообороны, но и в качестве меры государственного принуждения.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС)
Эмблема МЧС
Основная статья: МЧС России
6ф еЕ34К3еу
Министерство по чрезвычайным ситуациям осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Данное министерство частично относиться к правоохранительным органам.
В состав МЧС РФ входят:
- Департамент оперативного управления.
- Департамент гражданской защиты.
- Департамент готовности сил и специальной пожарной охраны.
- Департамент надзорной деятельности и профилактической работы.
- Департамент международной деятельности.
- Департамент гражданской обороны и защиты населения.
- Департамент авиационно-спасательных технологий и беспилотной авиации.
- Прочие департаменты и вспомогательные управления.
Условия изменения контракта или прекращения его действия
Изменить условия контракта сотрудника, находящегося на постоянной службе в правоохранительных органах (например, перевести на другое место службы или на другую должность), возможно только с его согласия. Согласие сторон на изменение контракта не требуется, если сотрудник является временно исполняющим обязанности на данной должности. В этом случаев ротация кадров осуществляется в установленном порядке.
Служба в правоохранительных органах может быть прекращена в случае, если:
- сотрудник исключён из списков органа или его подразделения по причине увольнения (расторжения контракта по обоюдному соглашению сторон), либо его гибели, либо признания его в судебном порядке пропавшим без вести или умершим;
- сотрудник уволен из органов правоохранительной службы;
- истёк срок контракта, который не может быть продлён в связи с достижением сотрудником предельного возраста, допустимого для занятия соответствующей должности.
Существует множество иных причин, по которым контракт может быть расторгнут. Наиболее распространёнными причинами является увольнение (расторжение контракта):
- по собственному желанию;
- из-за отказа сотрудника продолжать службу в органах в связи со значительными изменениями в условиях контракта;
- по выслуге лет с правом выхода на пенсию;
- по состоянию здоровья;
- за регулярное нарушение дисциплины, а также совершение действий или поступков, несовместимых со службой в правоохранительных органах;
- в связи с несоответствием занимаемой должности, в т. ч. на основании заключения аттестационной комиссии;
- на основании сокращения численности сотрудников органа (отдела) либо ликвидации должности;
- в связи с восстановлением в должности работника, ранее занимавшего данную должность;
- в связи с нежеланием сотрудника занять нижестоящую должность, перевод на которую вызван дисциплинарным взысканием;
- по причине несоблюдения условий контракта.
Контракт между сотрудником (с его увольнением) и правоохранительным органом должен быть расторгнут в обязательном порядке в случаях, если:
- состояние здоровье работника не позволяет выполнять возложенные государством правоохранительные функции;
- сотрудник признан полностью или частично недееспособным;
- сотрудник отказывается проходить курсы переподготовки или повышения квалификации, необходимые для дальнейшего прохождения службы или перевода на другую должность;
- сотрудник отказывается от гражданства РФ или приобретает гражданство иного государства (даже с условием сохранения гражданства РФ);
- результаты аттестационных испытаний признаны неудовлетворительными;
- сотрудник достиг пенсионного возраста либо предельного возраста, допустимого для занятия данной должности (обычно 65 лет).
Прокуратура
Эмблема прокуратуры РФ
Прокуратура РФ, независимо от других органов государственной власти, обеспечивает надзор за соблюдением законодательства России органами исполнительной власти, муниципальными образованиями и т. п., в том числе и за предварительным расследованием уголовных дел. Прокуроры, в частности, руководят дознанием и могут возбуждать дела о административных правонарушениях.
Стоит уточнить, что прокуратура не может самостоятельно возбуждать уголовные дела, но лишь передаёт материалы о предполагаемом преступлении в уполномоченный следственный орган. Наиболее известное в обществе направление деятельности прокуратуры — поддержка обвинения в суде.
Генеральным Прокурором в настоящее время является Юрий Яковлевич Чайка. При этом не следует считать всю систему прокуратуры Генеральной Прокуратурой — это грубая фактическая ошибка. Прокурорам присваиваются классные чины (например, юрист третьего класса).
В Прокуратуру РФ входят:
- Генеральная прокуратура.
- Прокуратуры субъектов Российской Федерации.
- Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры).
- Военная прокуратура.
- Специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, пенитенциарные, на особо режимных объектах).
Функции правоохранительных органов
Система правоохранительных органов предусматривает функции, производные от ряда внутренних и внешних функций механизма государства. Правоохранительные органы включены в аппарат, с помощью которого происходит реализация государственной власти. По этой причине соответствующим органам характерны определенные направления деятельности в виде функций.
Замечание 3
Функции представляют собой основные направления работы органов, обусловленные их общим социальным назначением и конкретизированные их компетенцией и полномочиями.
Общая концепция формирования функций различных правоохранительных органов характеризуется их направленностью на охрану прав и свобод личности, государства и общества от противоправных посягательств.
Если рассматривать конкретный правоохранительный орган, то вначале на государственном уровне происходит выработка его общей направленности, а затем формирование функций и конкретных полномочий, которые включены в состав правового статуса. Основная часть правоохранительных органов работает по направлениям, прямо обозначенным в действующих законах. По этой причине, чем больше эти направления совпадут с понятиями основных функций, тем более определенным будет правовой статус соответствующего правоохранительного органа.
Исследование действующих законов дает возможность выделить следующие функции правоохранительных органов:
- конституционный контроль;
- судебный надзор и контроль, правосудие;
- прокурорский надзор;
- выявление и предварительные расследования преступлений;
- организационное обеспечение судебной работы, включая исполнение решений суда;
- оказание юридической помощи, включая защиту по уголовным делам;
- предупреждение преступления и прочих правонарушений;
- охрана конституционного строя и государственная безопасность РФ;
- обеспечение экономической безопасности;
- охрана порядка в обществе, обеспечение его безопасности;
- охрана прав, свобод и законных интересов лиц.
Основные направления (функции) правоохранительной деятельности
По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии конкретных направлений (функций), из которых она слагается.
Направления (функции) правоохранительной деятельности:
- конституционный контроль (устранение нарушений предписаний Конституции РФ);
- правосудие (разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях);
- организационное обеспечение деятельности судов (создание условий для нормальной деятельности судов);
- прокурорский надзор (выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования);
- выявление и расследование преступлений (раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде);
- оказание юридической помощи (предоставление всем, кому это необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности, а равно оказание других юридических услуг).
Все названные направления (функции) взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Правосудие — функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Реализации задач, стоящих перед ним, так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций.
Конституционный контроль в не меньшей мере оказывает активное влияние на осуществление других направлений (функций) правоохранительной деятельности. Его реализация — это прежде всего обеспечение претворения в жизнь конституционных предписаний, в том числе тех, что напрямую связаны с надлежащим осуществлением как правосудия, гарантиями его законности, обоснованности и справедливости, так и прокурорского надзора, организационного обеспечения деятельности судов, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи.Поэтому о правосудии и конституционном контроле, не умаляя ни в коей мере значения других правоохранительных функций, можно говорить как о сердцевине, центральном звене их системы в целом и т.п.
Признаки
Когда речь заходит о правоохранительных органах РФ, стоит обратить внимание на признаки, согласно которым они осуществляют свою деятельность:
- Чтобы осуществлять правоохранительную деятельность, государственные органы имеют законные полномочия.
- Деятельность осуществляется согласно букве закона, в рамках установленных процедур и правил, а не в произвольной форме.
- В процессе деятельности правоохранительные органы могут применить меры принуждения к лицам, совершившим правонарушение.
- Все законные решения, принятые правоохранительными органами РФ, должны быть исполнены должностными лицами и гражданами.
Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
В основе изучения любой юридической дисциплины лежит определенная отрасль права, например, конституционного, административного, гражданского процессуального права и др. Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. Особенность данного курса состоит в том, что это комплексная юридическая дисциплина, в рамках которой изучаются устройство, организация и функционирование различных правоохранительных органов. Поэтому правовую базу курса составляют не одна, а многие отрасли права, которые и определяют предмет этой дисциплины.
Предмет (любой учебной дисциплины) — те общественные отношения, круг вопросов и проблем, которые изучаются в ее рамках и составляют ее содержание.
Предмет дисциплины «Правоохранительные органы» — устройство, организация и наиболее существенные направления деятельности органов и организаций, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, укрепление законности и правопорядка.
Дисциплина «Правоохранительные органы» — вводная юридическая дисциплина, которая призвана дать студентам исходные данные о системе правоохранительных органов в Российской Федерации, в том числе о судебной системе России, прокуратуре, органах внутренних дел, органах юстиции, а также об основных направлениях их деятельности по защите права. Поэтому вопросы устройства, организации и деятельности правоохранительных и судебных органов изучается в этом курсе лишь в той степени, в какой это относится непосредственно к выполнению возложенных на них правоохранительных функций.
Например, в соответствии с Положением о Минюсте России, Минюст и его органы осуществляют свыше 50 полномочий. Однако дисциплина «Правоохранительные органы» изучает полномочия органов юстиции только по обеспечению: прав и законных интересов личности и государства; единства правового пространства РФ; установленного порядка деятельности судов; исполнения актов судебных и других органов; исполнения уголовных наказаний.
Предмет и содержание учебной дисциплины «Правоохранительные органы» находится в подвижном состоянии. В настоящее время в рамках этой дисциплины стали изучать правоохранительные органы, которые ранее не изучались (например, государственные органы обеспечения безопасности — СВР, ФСО и др.). Кроме того, в последние годы в Российской Федерации появились новые правоохранительные и судебные органы, призванные осуществлять правоохранительные функции. В их числе можно назвать Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, арбитражные суды, Уполномоченного по правам человека в РФ, Службу войск национальной гвардии, частные детективные и охранные службы и некоторые другие.
Предмет учебной дисциплины «Правоохранительные органы» определяет ее содержание, которое включает совокупность взаимосвязанных между собой проблем и вопросов, относящихся к устройству и функционированию правоохранительных и судебных органов. Эти проблемы рассматриваются в определенной системе, обеспечивающей последовательное и логически выдержанное изучение этой дисциплины.
Система учебной дисциплины «Правоохранительные органы» включает 8 разделов. Условно их можно разделить на Общую и Особенную (специальную) часть. В Общей части изучаются основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», дается общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах, анализируется понятие судебной власти, ее признаки и полномочия. Особенная (специальная) часть учебной дисциплины посвящена организации, компетенции и основным направлениям деятельности правоохранительных органов, правовому статусу сотрудников правоохранительных органов.
Состав правоохранительных органов в РФ
Все правоохранительные органы, которые создаются и действуют в Российской Федерации, представляет система правоохранительных органов РФ в качестве единой системы. Системность является таким уровнем интеграции, где происходит взаимное сочетание и усиление полномочий каждого элемента. Это способствует росту эффективности работы государственного механизма в целом.
Схема правоохранительных органов состоит из нескольких элементов:
- органы прокуратуры РФ;
- ОВД РФ;
- ФСБ, ФСКН;
- СВР;
- ФТС России;
- органы предварительного расследования и др.
Вместе с этим в нашей стране сформированы и работают негосударственные структуры, также включенные в схему правоохранительных органов. Сюда можно отнести адвокатуру; нотариат; частные детективные и охранные компании.
Замечание 1
В определенных случаях государственные органы можно считать правоохранительными не в полной степени, а только в рамках исполнения ими соответствующих полномочий.
Так, органы ФСБ России в соответствии со своим основным назначением предназначены для обеспечения стабильности государства. Но в некоторых ситуациях в своей деятельности они способны обеспечивать охрану и защиту личности, которая вовлекается в соответствующие правоотношения. Органы ФТС в нашей стране осуществляют фискальную деятельность, но вместе с этим занимаются и правовой охраной. Помимо этого, структура таможенных органов включает и специализированные подразделения дознания, относящиеся к органам предварительного расследования.
Органы предварительного расследования и оперативно-розыскные органы можно отнести к блоку силовых государственных структур. Наряду с этим их возможности, главным образом, концентрируются на обеспечении прав, свобод и законных интересов различных лиц. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 6 УПК РФ уголовное судопроизводство (включая предварительное расследование) предназначено для защиты прав и законных интересов предприятий и лиц, которые потерпели от преступлений, защиты личности от незаконных и необоснованных обвинений, осуждения, ограничений ее прав и свобод.
Статья 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» закрепляет, что подобная деятельность должна вестись для защиты жизни, здоровья, прав и свобод лиц, обеспечения общественной и государственной безопасности от преступного посягательства.
Замечание 2
Государство непрерывно занимается совершенствованием своей деятельности в различных социально значимых сферах, поэтому система правоохранительных органов, включая их полномочия, также может меняться.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Министерство внутренних дел и Следственный комитет
Как уже было сказано, к правоохранительным органам относятся более десяти самостоятельных структур. Особенности каждой из них стоит рассмотреть отдельно, чтобы иметь представление, чем занимается конкретный орган правопорядка.
Итак, МВД, или Министерство внутренних дел, – это федеральный орган исполнительной власти, который занимается нормативно-правовым регулированием в среде внутренних дел, а также реализует государственную политику. В состав МВД входят полиция, управление по контролю за оборотом наркотиков и управление по вопросам миграции.
Следственный комитет (СК) осуществляет установленные государством полномочия в среде уголовного судопроизводства. Это относительно молодая структура, что относится к правоохранительным органам, так как была основана на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ в 2011 году. СК России в основном занимается досудебным расследованием тяжких и особо тяжких преступлений.
Министерство чрезвычайных ситуаций
МЧС – это служба, которая должна осуществлять функции выработки и реализации национальной политики, производить нормативно-правовое регулирование, контролировать сферу гражданской обороны, защищать население и территории от непредвиденных, опасных ситуаций природного и техногенного характера. Также сотрудники МЧС должны отвечать за пожарную безопасность и безопасность людей на водных объектах. Частично это министерство относят к правоохранительным органам.
В состав Министерства чрезвычайных ситуаций входят департаменты:
- Оперативного управления.
- Гражданской защиты.
- Специальной пожарной охраны и готовности сил.
- Профилактической работы и надзорной деятельности.
- Международной деятельности.
- Гражданской обороны и защиты населения.
Основные принципы работы Министерства внутренних дел РФ
Определение 3
Министерство внутренних дел Российской Федерации — это исполнительный орган власти, чья деятельность направлена на разработку и реализацию политики государства, нормативно-правовое регулирование внутренних дел, а также выработку политики государства касательно вопросов миграции (это означает, что миграционные службы подведомственны МВД).
Деятельность этого органа базируется на Положении «О министерстве внутренних дел РФ», которое действует с 1 марта 2011 года.
МВД РФ решает следующие задачи:
- разработка государственной политики в области внутренних дел, а также миграции с последующей ее реализацией;
- нормативно-правовое регулирование внутренних дел;
- обеспечение защиты граждан страны, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- противодействие правонарушениям, охрана собственности и общественного порядка, поддержание общественной безопасности;
- управление органами внутренних дел и внутренними войсками;
- обеспечение соцзащиты и защиты прав сотрудников, входящих или входивших в структуру МВД.
Министерством внутренних дел Российской Федерации руководит Президент РФ.
В систему МВД входят органы внутренних дел (а также полиция) и войск, организаций/подразделений, решающих задачи, относящиеся к министерству внутренних дел.
Основные законы, регламентирующие организацию правоохранительных органов
Организация каждой из систем правоохранительных органов (суда, прокуратуры, ФСБ и др.) регулируется специальными законами федерального уровня. Важнейшими законами, регламентирующими организацию судебной системы, основные начала ее деятельности, являются, помимо Конституции РФ, Закон “О статусе судей в Российской Федерации”, Закон “О судоустройстве РСФСР”, Федеральный закон “О судебной системе Российской Федерации”. Два последних закона взаимодополняют друг друга, поскольку, хотя Закон о судебной системе был принят в 1996 году, а Закон о судоустройстве — в 1981 году, часть положений, закрепленных Законом о судоустройстве, не вошла в новый закон, не была им изменена и, следовательно, продолжает действовать в настоящее время.
Закон “О судебной системе РФ” закрепил понятие “судебная власть”, раскрыл его содержание, дал понятие и содержание основных принципов правосудия. В Законе определена судебная система Российской Федерации, компетенция судов, входящих в эту систему, их структура. В нем также указано, как, в каком порядке назначаются судьи и на кого возлагается организационное обеспечение деятельности судов.
Как уже указывалось, часть норм Закона “О судоустройстве РСФСР” продолжает действовать и в настоящее время. Это прежде всего относится к разделу 5 Закона, посвященному присяжным заседателям. В нем определяются требования, предъявляемые к присяжным заседателям, их правовой статус. Действует и часть норм, подробно регламентирующих структуру судов общей юрисдикции, организацию их работы.
Закон “О статусе судей в РФ” закрепляет требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности, порядок отбора кандидатов, права и обязанности судей, гарантии их независимости и неприкосновенности. В нем также определены органы судейского сообщества, их задачи, предусмотрены меры социальной защиты судей.
Помимо названных законов следует указать Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” и Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации”. Первый определяет задачи, полномочия Конституционного Суда РФ, принципы деятельности, статус судей Конституционного Суда РФ. В нем закреплен порядок образования Конституционного Суда РФ, его структура, особенности производства по отдельным категориям дел. Второй определяет компетенцию арбитражных судов, их систему, устанавливает структуру арбитражных судов всех звеньев, порядок работы, их организационное обеспечение.
Организация и деятельность прокуратуры регламентируется Законом “О прокуратуре Российской Федерации”. Следует учесть, что в 1995 году в него были внесены настолько серьезные изменения и дополнения, что, пo существу, был принят новый закон. В Законе определены задачи и роль прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, закреплена система органов прокуратуры РФ, структура каждого органа, установлен порядок назначения прокуроров, их компетенция, правовой статус, меры материального и социального обеспечения работников прокуратуры.
Организация органов безопасности определяется федеральными законами: “О безопасности”, который дает понятие безопасности, перечисляет объекты безопасности и органы, которые обеспечивают безопасность, “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”, “О внешней разведке”, “О федеральных органах правительственной связи и информации”, “О государственной охране”. Каждый из этих законов определяет цели и задачи, стоящие перед соответствующим правоохранительным органом, его структуру и компетенцию.
Задачи, компетенция, система и структура органов налоговой службы и налоговой полиции определяются законами “О государственной налоговой службе в РСФСР” и “О федеральных органах налоговой полиции”. Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает понятие таможенного дела, систему таможенных органов, их структуру, полномочия.
Нет специальных законов, регламентирующих организацию органов предварительного расследования. Эти органы наделяются полномочиями Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР.
Организация и деятельность органов внутренних дел и входящих в них подразделений регулируется рядом законов. В первую очередь это Закон “О милиции”, определяющий ее задачи, разделение на милицию общественной безопасности и криминальную, подразделения, входящие в каждую из них, права и обязанности работников милиции. Организация, задачи и компетенция других подразделений регламентируется законами “О пожарной безопасности”, “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации” и некоторыми другими.
показать содержание