Судебная власть и органы, ее осуществляющие в российской федерации

Оглавление статьи

[править] История конституционного судопроизводства

Причина возникновения конституционного судопроизводства состоит в том, что законодатель не способен предусмотреть всех возможных вариантов применения принятого им закона. Как следствие, многие юридические правила нуждаются в проверке и толковании.

В науке предлагают исследовать конституционную юстицию начиная с периода становления и развития государственных органов в странах древних цивилизаций. В частности, древнейшим предшественником современного института конституционной юстиции называют совет старейшин (герусия), который существовала в греческих полисах в течение IX—VIII веков до нашей эры и имел право приостанавливать решения Народного собрания в случае «отклонения народа от прямого пути». На народном собрании раз в год избирали коллегию эфоров, которая имела право отменять вердикты царей, если они не соответствовали «установленным законам», то есть естественному праву.

Также ученые делают попытки положить начало конституционного контроля со времен Римской империи или старого Германского Рейха (1180 г.), когда судебные органы рассматривали споры между правителями. Упоминается и о существовании предыдущих форм конституционного рассмотрения в Франции с середины XIII в. В Португалии судебно-конституционное рассмотрение было введено Кодексом Филиппа в XVII в.

Как пример начальной формы конституционной юстиции традиционно приводится деятельность Тайного совета в Великобритании в XVII в., которая признавала законы законодательного собрания (легислатур) американских колоний недействительными, если они противоречили законам английского парламента или общему праву.

В деле Марбери Верховный Суд США постановил, что поскольку Конституция или федеральный закон возлагают определенный долг на исполнительную власть, суд может потребовать его осуществления в принудительном порядке. В таком случае нет вмешательства во власть, предоставленную Президенту, а имеет место лишь проверка законности его действий. Таким образом:

  • во-первых, действия исполнительной власти является предметом судебного контроля в соответствии с Конституцией и законами США,
  • во-вторых, федеральная судебная власть может требовать от исполнительной власти соблюдения этих принципов.

Проблема правовой защиты конституции стала актуальной с момента появления первых конституционных актов. Так, достоверно известен судебный прецедент по делу Холмса-Уолтона, который имел место в 1780 году в североамериканском штате Нью-Джерси, когда закон штата был признан не соответствующим конституции штата. В 1803 году Верховный Суд США впервые принял решение в деле Мэрбери о неконституционности общефедерального закона.

Этот прием позднее был заимствован латиноамериканскими государствами (Бразилией в 1891 году, Уругваем в 1917 году и др.). До Первой мировой войны таким путем пошли некоторые европейские страны: Норвегия, Греция, частично Швейцария.

На следующем этапе возникает принципиально новый подход к конституционного судопроизводства, концепция которого была разработана австрийским ученым Г. Кельзеном. Главное отличие от американской системы заключается в том, что конституционное судопроизводство выделяется из общего судопроизводства и осуществляется не судами общей юрисдикции, а специализированным органом — Конституционным Судом, или квазисудебными органом (конституционным советом или конституционной палатой высших судебных органов общей юрисдикции).

На конец XIX в. в ряде европейских стран (Дания, Норвегия, Франция, Швейцария и др.) утверждается практика судебного и парламентского контроля за соблюдением конституции, а уже в начале XX в., после Первой мировой войны, появляются первые специализированные органы правовой охраны конституции — конституционные суды.

Широкое распространение институт конституционного судопроизводства приобретает после Второй мировой войны. Он закрепляется практически во всех странах Западной Европы, многих новых государствах Азии, Африки, Латинской Америки. Вне общей тенденцией оставались социалистические государства: время там устанавливался «политико-идеологический» контроль. Но если конституционного строя в таких странах нет, то о каких-либо формы конституционного контроля также говорить не приходится.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

3.4.6. Органы, осуществляющие судебную власть

  • Ответы к экзамену по курсу Правоохранительные органы России | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.26 Мб

    1.Понятие и основные признаки правоохранительной деятельности 2.Задачи и цели правоохранительной деятельности 3.Основные направления (функции) правоохранительной деятельности. 4.Понятие

  • Права человека | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.19 Мб

    сущности прав и свобод человека 2. Историки вносят свою лепту в проблематику гуманизации общества 3. Права человека носят естественный и неотчуждаемый характер. 4.Права человека Права гражданина 6. В

  • Судоустройство Республики Беларусь | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Беларусь | docx | 0.15 Мб

    1.Предмет, система и значение курса «Судоустройство». 2.Соотношение курса «Судоустройство» с другими юридическими дисциплинами. 3.Понятие о правоохранительной деятельности, правоохранительных органах

  • Ответы к госэкзамену по уголовному праву РФ | Ответы к госэкзамену | 2013 | Россия | docx | 1.65 Мб

    Уголовное право. Общая часть. 1. Понятие УП, его задачи, система. Принципы УП. § 1. Понятие уголовного права, его предмет, метод и система. § 2. Задачи уголовного права. § 3. Принципы уголовного

  • Ответы на вопросы Контроль и ревизия | Ответы к зачету/экзамену | | Россия | docx | 0.4 Мб

    Виды контроля. Функции и задачи контроля. Правовое регулирование контроля. Внешний финансовый контроль, органы его осуществляющие. Задачи финансового контроля. Ревизия как форма экономического

  • Ответы по Междисциплинарному экзамену (УП; УПП; Криминалистика и др.) РФ | Ответы к госэкзамену | 2016 | Россия | docx | 0.59 Мб

    Уголовное право России: понятие, задачи, принципы, система. Понятие и значение уголовного закона, порядок его принятия и отмены. Действие уголовного закона во времени. Обратная сила уголовного

  • Вопросы к экзамену по курсу «Гражданское процессуальное право» | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.22 Мб

    Содержание Понятие, предмет, метод гражданского процессуального права. Источники гражданского процессуального права. Аналогия в гражданском процессуальном праве. Международные договоры Понятие, виды

  • Историческое развитие органов и учреждений прокуратуры в России | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.36 Мб

    История развития российской прокуратуры. 3) Советская прокуратура была создана 28 мая 1922 г. 4) Распад СССР приводит к ликвидации прокуратуры СССР и образованию единой системы .. Сущность

  • Ответы к экзамену по уголовному праву России | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.19 Мб

    Понятие, система и значение Особенной части уголовного права. Понятие и значение квалификации преступлений. Убийство без смягчающих и отягчающих обстоятельств. Убийство при отягчающих

Понятие местного самоуправления

Местное самоуправление в Российской Федерации – это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций.

Функции местного самоуправления:

  • обеспечение участия населения в самостоятельном решении местных вопросов;
  • обеспечивает социально-экономическое развитие территории;
  • управление муниципальной собственностью;
  • обеспечение потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других важных услугах;
  • осуществление защиты интересов и прав местного самоуправления;
  • обеспечение охраны общественного порядка, реализации законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования.

Принципы местного самоуправления – обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление делами.

В рамках этих принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Федерации с учетом исторических и местных традиций.

Принципы делятся на общие и специальные.

Общие:

  • верховенство Конституции РФ, федеральных законов;
  • самостоятельность решения населением вопросов местного значения;
  • наделение органов местного самоуправления определенными полномочиями;
  • соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;
  • многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • законность в организации деятельности местного самоуправления;
  • гласность деятельности местного самоуправления;
  • коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;
  • государственная гарантия и поддержка местного самоуправления.

Специальные:

  • принцип компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений органов государственной власти;
  • принцип получения органами местного самоуправления платы за пользование на их территории природными ресурсами и т. д.

Конституционно-правовые основы местного самоуправления закреплены в ст. 130 Конституции РФ, которая устанавливает право населения самостоятельно решать вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, а также право самостоятельно осуществлять управление местными делами путем прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Система органов местного самоуправления – совокупность негосударственных, имеющих статус самостоятельных представительных и исполнительных органов, через которые на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131– ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

показать содержание

Правовое государство и законодательство

Выражается правовое государство как господство права и его важным атрибутом является принцип разделения властей. Исходя из этого, господство права в свой черед предоставляет отграничение властей друг от друга. Правовым именуется непосредственно то государство, в котором судебная и правительственная власти связаны и повинуются только закону. Для того, чтобы они подчинялись правилам, необходимо разделить их от законодательной власти, а также и друг от друга.

Замечание 5

Было необходимо передать исполнение судебной и правительственной власти разным органам, которые не объединялись с законодательной деятельностью.

Касаемо качеств принципа разделения судебной власти, изначально нужно заострить внимание на сотрудничестве законодательной и судебной властей. Смысл разделения властей подчиняется требованию о том, что законодательная власть не должна участвовать в системе правосудия, потому что законодательная власть создает законы, а судебная – должна в своих процессах действовать только по законам

Пример 1

Для достижения создается законодательный запрет содействия органов законодательной власти или их уполномоченных в функционирование судов, а также невозможность осуществлять на судебные акты влияния (их модификации или отмены).

Понимание запрета для органов законодательной власти принимать участие в судебных процессах можно расценивать достаточно обширно, так как санкция распределяется на исполнение судами правосудия и на другой функционал ветвей власти. В Законе «Об органах судейского сообщества» п. 8 ст. 11 сказано, что чиновникам законодательных органов власти не дозволяется участвовать даже в виде представителя общества в органах судейского сообщества.

Судебная система

Характеристика судебной власти была бы неполной без рассмотрения судебной системы.

Судебная система устанавливается Конституцией (гл. 7) и Законом о судебной системе.

Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции.

К судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.

Военные суды также относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. К ним относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям. Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:

  1. мировые судьи;
  2. районные суды (основное звено);
  3. краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);
  4. Верховный Суд РФ (высшее звено).

Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство дел. Поэтому это звено и именуется основным.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть вышестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную систему:

  1. военные суды гарнизонов;
  2. военные суды округов (флотов);
  3. Верховный Суд РФ (в его составе действует Военная коллегия).

Система арбитражных судов тоже состоит из четырех звеньев:

  1. арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ;
  2. арбитражные апелляционные суды;
  3. федеральные арбитражные окружные суды;
  4. Высший Арбитражный Суд РФ.

Кроме разделения судов по звеньям возможна их группировка по инстанциям.

Суд первой инстанции – это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела – вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского – о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

показать содержание

Осуществление правосудия только судом

1. Осуществление правосудия только судом.
Судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых (в
установленных законом случаях) к осуществлению правосудия представителей
народа. Никакие другие государственные структуры власти не вправе осуществлять
функции судебных органов. Создание чрезвычайных судов и судов, не
предусмотренных законом, не допускается. Судебная власть осуществляется
посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного
судопроизводства.

Правосудие
осуществляется в строго определенном законом процессуальном порядке,
характерном лишь для судопроизводства.

Признание за судом исключительного права на
осуществление правосудия означает, в частности, что только он может вынести как
обвинительный, так и оправдательный приговор, принять решение по
рассматриваемому от имени государства делу.

Функции государственной власти

Перед государственной властью стоит разнообразие задач и целей. Поэтому для продуктивного их исполнения необходимо разделение процессов деятельности органов власти. Самым успешным в доктрине такого разделения процессов является критерий функций государства.

Замечание 4

Г. Еллинек написал, что нужно отличать формальные и материальные направления, то есть главные функции государственной деятельности и подобных групп органов. Материальные направления объясняются тем, что функционирование государства нацелено на достижение целей. Закрепление и охрана прав являются задачей правовой части государства.

По соображениям Г. Еллинека, направление государства, адресованное на закрепление и охрану права, может исполняться во всяческих конфигурациях. Установленные государством абстрактные законы не образовывают фактической действительности, а имеют потребность в самостоятельности, которая мотивируется данными правилами. Делается это для того, чтобы реальное состояние, на достижение которого направлены законы, соответствовало их требованиям. Или же государство само исполняет поставленные перед ним задачи, исходя из абстрактных норм и вершины поставленных ими границ.

Исходя из этого соображения выделяются две обязанности государства:

  • введение норм;
  • исполнение особых характерных задач, посредством направленной на них деятельности.

На основе решений исполняется защита права. Такие намерения устанавливаются путем регламентированного производства непонятного или неоднозначного права. Защита права выступает как определенная функция, отличающаяся от другой государственной деятельности этой категории.

В итоге получается три материальные функции государства: управление, суд и законодательство. Законодательство образовывает абстрактные правовые порядки, которые стабилизируют разные случаи или отдельные состояния. Суд устанавливает правовые потребности или сомнительное право в каждом случае. Управление решает определенные задачи в соответствии с правовыми нормами, либо же в пределах утвержденных ими границ.

Согласно таким функциям ветви одной государственной власти делятся на судебную, исполнительную и законодательную. Такое разделение ветвей власти не указывает на полную изоляцию друг от друга. Грань имеет довольно абстрактный и относительный характер, так как все три ветви все время контактируют между собой.

Раскрытие принципа осуществления правосудия только судом

Исследуя содержание этого принципа, нужно и необходимо раскрывать и вторую, «внутреннюю» его сторону, прямо связанную с реализацией гражданами и организациями права на судебную защиту и потому не менее значимую.

Право на осуществление правосудия закон закрепляет не только за каждым из указанных в ст. 4 ФКЗ «О судебной системе» судов, понимаемых в качестве самостоятельных и сложных по составу систем, но и за каждым конкретным судом, составляющим эту систему, за каждой инстанцией того или иного суда, конкретным судьей, уполномоченными законом на рассмотрение возникшего спора. Каждый суд системы судов общей юрисдикции, каждая его инстанция, судья той или иной инстанции характеризуются особым порядком наделения полномочиями на осуществление правосудия, специфическим содержанием этих полномочий, имеют установленную законом компетенцию, объект и установленную законом процессуальную форму деятельности. Например, порядок назначения на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации и требования, предъявляемые законом к лицу, претендующему на эту должность, отличаются от порядка назначения на должность судьи суда субъекта Российской Федерации или районного судьи и требований, предъявляемых законом к ним. Порядок рассмотрения дел в первой инстанции существенно отличается от порядка их рассмотрения Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации не вправе вместо районного судьи рассматривать по первой инстанции дело, отнесенное законом к ведению районного суда, а судья районного суда — дело, подсудное Верховному Суду Российской Федерации. Суд кассационной инстанции не вправе рассматривать апелляционные жалобы на решения мировых судей, а суд апелляционной инстанции — кассационные жалобы на решения районных судов. Рассмотрение и разрешение дела некомпетентными судом системы судов общей юрисдикции, судебной инстанцией, судьей — основание для отмены решения, определения.

Закрепленный в законе принцип осуществления правосудия только судом общей юрисдикции гораздо богаче по содержанию и характеризуется не только признаками (субъектом, объектом и спецификой процессуальной формы деятельности суда общей юрисдикции и др.), позволяющими разграничить компетенцию суда общей юрисдикции и органов исполнительной и представительной власти, суда общей юрисдикции и других указанных в Конституции Российской Федерации судов, но и признаками, позволяющими определить компетентный на рассмотрение конкретного дела суд общей юрисдикции, судебную инстанцию, судью «внутри» системы судов общей юрисдикции, и процессуальную форму рассмотрения дела «внутри» судебной системы.

Вторая, «внутренняя» сторона принципа осуществления правосудия только судом общей юрисдикции в практическом отношении не менее значима и является надежной гарантией судебной защиты прав граждан и организаций в гражданском процессе. В законодательстве и в практике она проявляет себя через институт подсудности, правила, закрепляющие невозможность рассмотрения дела судебной инстанцией, созданной с нарушением федерального закона, недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении того же дела, недопустимость рассмотрения дела судьей нижестоящего суда дел, отнесенных к компетенции вышестоящего, недопустимость рассмотрения дела судьей, чьи полномочия истекли, через установленные в законе запреты на принятие решения судьями, которые не входили в состав суда, рассматривающего дело, и на подписание решения судьями, которые не указаны в решении.

Не нашли ответ на свой вопрос? Задайте его юристу по телефону!

Москва: +7 (499) 391-94-20

Санкт-Петербург: +7 (812) 565-33-70

Вся Россия: 8 (800) 550-82-94 (с 9.00 до 21.00 по Москве)

Общая характеристика полномочий судебной власти на современном этапе

Судебная власть представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий:

  • по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом;
  • по обязательному толкованию норм права (напр., Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США);
  • нормотворческих (создание прецедентов судебных судами в англо-саксонских странах);
  • контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.

 Полномочия судебных органов власти включают:

  1. основные (исключительные):
    • осуществление правосудия;
    • конституционный контроль;
  2. вспомогательные:
    • контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, обще­ственных объединений, должностных лиц;
    • обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
    • дача разъяснений по вопросам судебной практики;
    • участие в формировании судейского корпуса и содействие орга­нам судейского сообщества.

Полномочия судебной власти материализуются вовне в результате дея­тельности состоящих в судах профессиональных судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представи­телей населения.

Закон о судебной сис­теме дает общую характеристику полномочий каждого из судов (ст. 17-28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отно­шению к мировым судьям (ст. 21)