Статус военнослужащих. федеральный закон «о статусе военнослужащих»

Оглавление статьи

Кто может рассчитывать на статус военнослужащих

Итак, на основании действующего законодательства к военнослужащим можно отнести мичманов, прапорщиков, офицеров, тех, кто является курсантом профессиональных военных образовательных организаций, в том числе и высшего уровня. В эту категорию попадают также матросы, солдаты, старшины и сержанты, равно как и те военнослужащие, которые проходят службу по контракту.

Граждане, в том числе и иностранные, приобретают статус военнослужащих лишь тогда, когда начинают проходить военную службу. По ее окончании они утрачивают данный статус. Тем, кого призвали на военные сборы, или находящимся в мобилизационном резерве гражданам присвоение статуса производится лишь в случаях, обозначенных действующим Федеральным законом.

Что касается тех, кто служил еще во время СССР, таким военным предоставляются социальные гарантии и компенсации. Этот принцип справедлив и по отношению к организациям других государств, которые ранее входили в состав сил СССР, но лишь при том условии, что были заключены и ратифицированы международные договоры РФ.

Другие льготы бывшим военным

Льготы для бывших военнослужащих, вышедших на пенсию:

Покупка недвижимости

Квартирный вопрос, который волнует множество граждан РФ, затронул и служащих армии. Однако для них правительство предусмотрело особенный порядок получения жилья.

Основным условием для получения жилой площади считается выслуга лет. Она должна равняться минимум 20 годам. Если гражданин перестал служить из-за возраста, здоровья, сокращения штата, то для использования льготных условий хватит и 10 лет службы.

Коммунальные платежи

Имеющуюся жилплощадь нужно содержать, и в первую очередь это относится к плате за коммуналку.

Мнение эксперта
Кузьмин Дмитрий Северинович
Консультант в области права с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Имеет опыт в разработке юридической документации.

Льготы по оплате услуг ЖКХ могут получить лишь те военные пенсионеры, которые обладают статусом ветерана. Для этого нужно прослужить минимум 20 лет, получить за этот период награды, звания, другие отличительные знаки.

Ст. 23 федерального закона номер 5 передает полномочия по финансированию данной льготы региональным структурам. Ввиду этого в каждом регионе применяется отдельный закон, который регулирует порядок возмещения расходов на коммунальные платежи для ветеранов труда. Стандартная скидка на оплату коммуналки составляет 50 процентов.

Лечение

Отслужившие больше 25 лет, как и те, кто имеет выслугу 20 лет и уволился из-за возраста/здоровья/сокращения штата, получают возможность:

  • бесплатно обслуживаться в военно-медицинских заведениях, бесплатно получать медикаментозные средства, в том числе рецептурные;
  • бесплатно делать зубопротезирование в стоматологических клиниках;
  • покупать путевки в ведомственные санаторные учреждения по скидке 75 процентов (для себя) и 50 процентов (для родственников).

Транспорт

Возмещение расходов на проезд в муниципальном транспорте возлагается на местную власть населенного пункта. Это может быть полностью бесплатный проезд, частичное возмещение, проездные по скидке.

Труд, образование

Бывшие военнослужащие могут поступать на льготной основе в вузы и колледжи. При поиске работы через центр занятости военные пенсионеры имеют приоритет перед другими кандидатами.

Если в фирме, где трудоустроен военнослужащий в отставке, имеющий инвалидность, осуществляется сокращение штата, то он получает преимущественное право остаться в штате предприятия, соответственно со статьей 179 Трудового кодекса Российской Федерации.

Обязанности

Мнение эксперта

Кузьмин Сергей Ярославович

Адвокат с 8-летним стажем. Специализируется в области гражданского права. Эксперт в области права.

Каждый военнослужащий наделён должностными обязанностями. Эти функции определяют объемы и пределы выполнения порученных ему задач, согласно его профессии и должности. Используются эти обязанности только в интересах службы.

Круг обязательств по службе определяется воинскими уставами. Но наряду с высшими армейскими нормативами обязанности регулируются приказами руководства, различными письменными наставлениями, разработанными положениями, инструкциями прямых начальников, но применительно к требованиям настоящего Устава.

Военнослужащие, которые находятся на боевом дежурстве (службе), а также в суточном и гарнизонном нарядах могут выполнять спецзадания. К этим особенностям также относится привлечение для ликвидации последствий стихийных бедствий и других ЧП.

В этих случаях обязанности и алгоритм их реализации устанавливаются определёнными законодательными актами и носят временный характер.

Отбор для службы

Отбор военнослужащих для службы на контрактной основе состоит из нескольких этапов:

  1. Начальный. На данном этапе проводится оценка профессиональных, социальных, гражданских и психологических качеств посредством тестирования на сайте Министерства и в передвижном отборочном пункте.
  2. Предварительный. Этот этап отбора посвящен сбору информации и проверке данных по кандидатуре будущего военного по контракту: профессиональная ориентация, благонадежность и психологический портрет, предварительное заключение медицинской комиссии.
  3. Углубленный. Это завершающий этап отбора, при котором проводят углубленных анализ данных, полученных ранее, и дополнительно устанавливают уровень физической подготовки, проводят комплексное обследование состояния здоровья.

При соответствии качеств кандидата требованиям будущей профессии на него формируют личное дело и при необходимости допуск к государственным сведениям.

Для призывников, после окончания срока службы принявших решение продолжить военную карьеру по контракту, порядок отбора сокращается. Начальный и предварительный этапы проходят по месту службы с отправкой соответствующей информации в пункты отбора для рассмотрения целесообразности заключения контракта с данным военнослужащим.

Общие положения закона

Федеральный закон N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в мае 1998 года. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, настоящий федеральный закон призван определить права, свободы, обязанности и ответственность лиц, находящихся в статусе военнослужащих, а также основы политики государства в области правовой и социальной защиты действующих служащих, граждан России, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Также читайте о ФЗ №79 в новой редакции здесь:

Структурно закон о статусе военнослужащих состоит из трех глав. Рассмотрим основные аспекты, прописанные в законе.

  • Общие положения: понятие статуса военнослужащих и лица, находящиеся в этом статусе. Гарантии государства в области правовой и социальной защиты семей военных. Правовая база данного статуса.
  • Права и свободы военнослужащих и членов их семей, а также граждан, уволенных с военной службы: защита свободы, чести, достоинства. Право на свободное передвижение и выбор места жительства. Свобода слова, право участия в массовых мероприятиях (митинги, демонстрации). Свобода совести и вероисповедания. Порядок регулирования графика: служебное время и право на отдых. Денежное довольствие и отдельные выплаты. Проезд в транспорте и почтовые отправления. Обеспечение продовольствием, вещами и т.д. Право на жилье, медицинское обслуживание. Страховые гарантии. Право на образование и культурное просвещение. Возможность обжалования неправомерных действий и право на получение юридической помощи. Увольнение со службы. Право на труд и на трудоустройство. Социальная защита семей, потерявших кормильца, бывшего в статусе военнослужащего. Дополнительные социальные гарантии для военных, находящихся в «горячих точках» в условиях чрезвычайного положения или вооруженного конфликта.
  • Обязанности и ответственность. Производство, связанное с дисциплинарными проступками: общие и должностные обязанности, ограничения и запреты, связанные с военной службой. Ответственность. Основания для привлечения к дисциплинарной ответственности. Права привлекаемого лица. Дисциплинарное взыскание и обстоятельства, учитываемые при его назначении. Сбор и оценка доказательств. Разбирательство. Исполнение взысканий.

Невозможно отрицать тот факт, что повышение престижа современной российской армии в обществе во многом связано с дальнейшими перспективами в материальном плане и не только: особый статус гражданина даже после увольнения со службы, высокие пенсии, возможность приобретения жилья и многое другое.

О последних изменениях в ФЗ №294 в последней редакции можно узнать здесь:

Разъясним несколько важных аспектов закона о статусе военнослужащих, касающихся денежного довольствия и дополнительных денежных выплат.

На военных возложены обязанности по вооруженной защите Российской Федерации и подготовке к ней. При этом от состава требуется беспрекословное выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером возлагаемых обязанностей, государство предоставляет им многочисленные льготы, гарантии и компенсации. Прописаны в настоящем законе о статусе военнослужащих.

Вам будет интересно:25 ФЗ о муниципальной службе с изменениями на 2018 года. Подробности тут:

Статья 12 закона о статусе военнослужащих прописывает обязанность Правительства Российской Федерации повышать оклад денежного содержания в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда (МРОТ).

ФЗ о полиции. Статья 23 в новой редакции тут:

Закон о статусе военнослужащих закрепляет возможность получения дополнительных денежных выплат и надбавок в виде:

  • Премий за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания;
  • Материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания;
  • Ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере до 50 процентов оклада по воинской должности;
  • Процентная надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания (колеблется в пределах от 5 до 40 процентов);
  • Подъемного пособия на супруга военного, выплачиваемого при переезде семьи на новое место жительства в размере одного оклада;
  • Ежемесячная доплата в случае, когда во время прохождения контрактной службы лицо, помимо собственных обязанностей, выполняет обязанности по должностям, неукомплектованным личным составом, в размере 50 процентов от оклада и др.

Военнослужащие и приравненные к ним категории граждан в системе пенсионного обеспечения России

История развития законодательства свидетельствует о том, что со времени укрепления централизованного российского государства военная служба стала рассматриваться как особый вид государственной службы. Ее особенности заключались в том, что, выполняя обязанности по защите Отечества, военнослужащие рискуют своей жизнью; их деятельность, уклад жизни и быта детально регламентированы; на них возлагается повышенная юридическая ответственность за несение воинских обязанностей; ограничены в политических, социально-экономических и других правах.

В связи с этим Российское государство разрабатывало и проводило политику социальной защиты «воинов», «служивых людей». Среди государственных мер поддержки военных были законодательно закрепленные возможности продвижения по службе за выслугу лет и отличия, государственное страхование жизни и здоровья, гарантированное пенсионное обеспечение по ранению, болезни, старости1Мельников В.П.. Холстова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. М.. 2004. С. 222. 223..

Современное российское законодательство продолжает эти традиции, предоставляя повышенную социальную защищенность лицам, проходящим военную службу.

Военнослужащие — это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов или военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ или Объединенных Вооруженных силах СНГ, Федеральной пограничной службе РФ и органах и организациях Пограничной службы РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ и Железнодорожных войсках РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности, пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки РФ и других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с российским законодательством.

К военнослужащим законодательство относит лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службе, органах по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Условия пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей определяются Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Этот Закон предусматривает три вида пенсионного обеспечения для военнослужащих и членов их семей: пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца.

Эти правовые нормы распространяются на:

  • сотрудников таможенных органов и членов их семей в соответствии со ст. 50 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;
  • прокуроров и следователей, научных и педагогических работников, имеющих классные чины, и членов их семей в соответствии со ст. 44 Закона РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, регламентировано Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», который предусматривает для призывников и членов их семей два вида пенсий — по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Основные статьи закона

Служащие в ВС получают соответствующие бумаги, которые способны удостоверить их личность, гражданство и правовой статус. Порядок выдачи этих бумаг определён Правительством РФ. Военные люди имеют право хранить, носить и применять выданное им оружие.

ФЗ «О статусе военнослужащих» регламентирует наделение военнослужащих и их семей жильём. А также порядок его приобретения за счёт средств госбюджета. Такой возможностью они наделяются даже после окончания службы. Этим вопросам посвящена статья 15.

Закреплены гарантии соцзащиты защитников Отечества, которые были взяты в плен или интернированы (в нейтральных странах). Законом установлено, что за этими лицами остаются ДД, матобеспечение, которые выдаются близким членам семьи. Происходит это до окончательного выявления обстоятельств события, произошедшего с военным.

Установлен алгоритм наделения армейцев льготами.

Регламентирован порядок задержания военных вне расположения ВЧ, к которой они закреплены и служат. На основании законодательства о прецеденте немедленно уведомляются органы военного управления и профильной прокуратуры.

Законом устранено ограничение на участие служащих в армии в политических собраниях, митингах или демонстрациях. Однако введен запрет на участие в подобных мероприятиях, на территории ВЧ.

Законом предусмотрена статья, определяющая религиозные предпочтения армейца. Также отдельным подпунктом выделено право проведения религиозного обряда на местности расположения ВЧ. Проводиться они могут за счет личных средств инициатора, но с обязательным одобрением командира.

Закреплено право на создание и работу профсоюзов служащих в армии лиц (Статья 9).

Прописана система получения денежного довольствия и начисления дополнительного поощрения в виде денежных выплат. Законодательно закреплена обязанность повышать ДД по принципу — пропорционально увеличению минималки. Закреплены надбавки и дополнительные выплаты.

Продобеспечение защитников Родины согласно ФЗ№76 осуществляется по нормам, которые установило Правительство РФ, также как и регламент этого обеспечения.

Согласно нормативам определён такой порядок:

  • Воины-срочники и граждане, призванные на сборы, питаются по месту службы.
  • Армейцы-контрактники, которые работают за границей или в районах КС обеспечиваются продовольственным пайком. Но происходит это только по их просьбе.
  • На время нахождения в дороге к месту прохождения отпусков, или же в период пребывания в местах командировок, воинам выплачивается продовольственно-путевое довольствие.
  • Все служащие в армии, обеспечиваются вещевым имуществом. Разновидность выданных вещей зависит от условий прохождения службы. Порядок распоряжения выданными вещами, также как и сроки пользования ими определяется разработанными правилами.
  • Контрактники, правомочны заменить получение предметов личного имущества денежным эквивалентом.
  • Все армейцы обеспечиваются банно-прачечным обслуживанием.

Охрана здоровья защитников Отечества также охвачена законодательством. Описание прав на медпомощь можно найти в ст.16. Важным моментом этой статья является то, что законом забота о сохранении здоровья солдат возлагается на их командиров. Для этого им необходимо обеспечивать ТБ при проведении учений, также при эксплуатации военного имущества и оружия и всех моментов, связанных с прохождением воинской повинности.

Обязанности военнослужащих

Действующий ФЗ№76 в большей степени разработан как стимул для защитника Отечества, однако, наряду с правами и привилегиями, в нормативе регламентированы и обязанности армейцев.

У военных существуют должностные повинности, специальные, а также разработана статья 27.1 «Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы». Но обязательства, касающиеся всех лиц в погонах, собраны в главе «Общие обязанности» и выглядят следующим образом:

  • быть верными данному Родине обязательству;
  • беззаветно служить народу своей страны;
  • мужественно и умело защищать государство;
  • соблюдать Конституцию и законы РФ, требования уставов и приказы непосредственных командиров;
  • дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;
  • совершенствовать армейское мастерство;
  • содержать в постоянной боевой готовности вооружение и технику;
  • беречь вверенное военное имущество;
  • быть дисциплинированными и бдительными;
  • хранить государственную и военную тайну;
  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права.

Защита обозначенной категории граждан в правовом аспекте – это главная функция государства. Именно Правительство взяло на себя обязательство закреплять в издаваемых ими актах определённые права, соцгарантий и компенсаций предназначенные защитникам Родины и членам их семей, а также разработало механизм их претворения.

Роль стимулирования, как материального, так и морального, направлена государством, для непосредственного обеспечения деятельности военного эффективностью. К группе общих прав в нормативах о воинской службе и статусе военнослужащих, обеспечивающих этот стимул, разумно отнести те, которые имеют отношение к матобеспечению, различным преференциям, поощрениям, продвижением по службе и правовой защите. Также немаловажным фактором являются предоставленные широкие возможности для членов семьи военнослужащего.

Права военнослужащих

Защитники Родины наделены правами, имеющими некоторые особенности, которые возникают из-за индивидуальности статуса этого человека. Такой же подход и к наделению военных свободами. Все их действия регламентируются законами и должны чётко коррелироваться с установленными регламентами, даже если армеец находится в запасе.

Права военнослужащих можно распределить на три группы:

  • социально-экономического характера;
  • политического контекста;
  • личные права и свободы.

В служебную деятельность армейцев вмешиваться не вправе никто. Делается исключение только для лиц, имеющих полномочия в этом вопросе.

Любые деяния третьих лиц, направленные на оскорбление военных, насилие, и даже угроза его применения влекут ответственность по законодательным нормативам. Все действия или бездействия, связанные с исполнением долга, а также те, что рассматриваются как нарушение прав армейца, имеют последствия.

Каждое возможное действие военнослужащего прописано в законодательных актах. Так, например, передвижение армейцев регламентировано следующими законами:

  • Уставом внутренней службы ВС РФ.
  • Уставом гарнизонной и караульной служб и войск Национальной гвардии .
  • Дисциплинарным уставом ВС, который утвержден Указом №1495 Президента РФ.
  • Строевым уставом, введенным в действие приказом № 111 Минобороны РФ.

Для полного понимания своих прав и ответственностей армеец должен полностью изучить все разработанные государством нормативные документы

Важно знать, что для этой особенной категории граждан существует юридическая помощь

Согласно закону, она оказывается всем действующим военнослужащим, а также лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей. Такая помощь предоставляется:

  • уполномоченными военного управления;
  • органами военной юстиции в пределах их должностных обязанностей;
  • работниками предварительного следствия;
  • прокурором и судом, если в их производстве находится уголовное дело, где фигурирует армеец.

Защитники Родины в осуществлении своего права на свободу слова, на выражение собственного мнения, и имея доступ к получению и распространению определённой информации, не правомочны разглашать государственную и военную тайну, а также обсуждать и критиковать приказы начальства.

Права, обязанности и ответственность

Таблица 1. Виды военно-служебных прав, полномочий и обязанностей

Вид Характеристика
Общие Относятся ко всем служащим. Помимо ФЗ «О статусе военнослужащих» закреплены в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Должностные Военные получают их в соответствии с занимаемыми должностями. Они зафиксированы в должностных регламентах и общевоинских уставах.

Права военнослужащих

Рамки поведения и действия, направленные на удовлетворение собственных интересов, прописаны на законодательном уровне. Все права классифицируют на 3 группы.

Таблица 2. Группы прав военнослужащих

Группа Описание
Общегражданские, закрепленные в Конституции Они описывают статус военнослужащего в качестве гражданина страны. Делятся на юридические, гражданские, культурные, персональные, экономические, социальные и политические. Часть из них может быть лимитирована.
Общие и должностные Зависят от специфики воинской службы. Права дифференцируются в зависимости от должности, чина, принадлежности к определенному составу, условий выполнения воинской повинности и иных факторов.
Специальные права, временно предоставляемые служащим при чрезвычайных ситуациях Возникают во время боевых действий, прохождения пограничных нарядов или несении боевого дежурства. Обусловлены осуществлением деятельности, выходящей за рамки первоначально возложенных полномочий. Они регулируются законодательными актами, выпускаемыми в связи с конкретной ситуацией или отдельными нормами. Примеры дополнительных обязанностей — применение силы либо оружия.

Улучшению правовых отношений между государством и служащими уделяется много внимания

Среди общих гарантий выделяют следующие:

  • духовные;
  • экономические;
  • социальные;
  • политические.

Наиболее существенным считается юридический аспект, прорисованный в виде системы правовых норм. Они нацелены на определение круга обязанностей, полномочий, их реализации и защиты.

Часть прав во время прохождения службы ограничивается на законодательном уровне. Это делают для защиты следующих аспектов:

  • конституционного строя;
  • состояния здоровья;
  • проблем нравственного характера;
  • безопасности государства.

Помимо перечисленных понятий в федеральном законе рассматриваются следующие преимущества:

  1. Льготы. Предоставление конкретных материальных преференций, не предусмотренных для рядовых граждан.
  2. Компенсации. Денежные выплаты, зафиксированные в нормативных актах. Например, отдых в санатории, вещевое имущество или оплата съемного жилья.
  3. Гарантии. Зафиксированные законодательно обязательства государства перед военнослужащими выполнить конкретное действие в его пользу.

Понятия льгот, компенсаций и гарантий считаются составляющими правового статуса военных наряду с обязанностями, ответственностью, полномочиями и правами

Обязанности и ответственность

Прописаны общие, должностные и специальные. Под обязанностью понимают возложенные на служащего полномочия. Они делятся на 2 вида:

  1. Активные — направленные на осуществление определенных действий.
  2. Пассивные — предполагающие уклонение от ряда поступков.

Служащие обязаны выполнять поставленные руководством задачи и тренировать армию для защиты Отечества. Под этим постулатом подразумевается готовность рисковать собственной жизнью.

Таблица 3. Виды ответственности

Тип Описание
Уголовная 1. За совершение воинских преступлений (по специальным основаниям).
2. За остальные злодеяния (по общим).
Дисциплинарная Дисциплинарные проступки, перечисленные в общевоинском уставе, либо за неподчинение командиру.
Административная За правонарушения, указанные во II ч. ст. 2.5 КОАП РФ.
Материальная За порчу воинского имущества. Регламентируется ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».

КоАП РФ Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

Военным отведена самая важная роль в решении вопросов обороны

Запреты и ограничения прав

Правовая основа — ст. 55 Конституции РФ, ч.3 и федеральные законы. Другими правовыми актами запрещено регламентировать ограничения прав.

Конституция РФ Статья 55

Таблица 4. Основные аспекты лимитирования

Разновидность Характеристики
Ограничения Прописанная на законодательном уровне невозможность полного выполнения общегражданских полномочий: выезд за пределы страны или гарнизона;
ограничения права на отдых и труд.
Обусловлена спецификой воинской службы.
Запреты Воздержание от осуществления действий, которые негативно отразятся на выполнения служебных предписаний.
Виды запретов:на забастовку;
на ведение предпринимательской деятельности;
антикоррупционный.