Принципы разделения основного и среднего общего образования

Оглавление статьи

Профессиональное образование

Уровни профессионального образования следующие:

  • начальное
  • среднее;
  • высшее.

Первая ступень осваивается в учреждениях, где можно получить различные рабочие профессии. К ним относятся профессионально-технические учреждения. Они на сегодняшний день называются профессионально-техническими лицеями. Попасть туда вы можете, как после 9-го класса, так и окончив 11-й.

Следующая ступень – это техникумы и колледжи. В учреждениях первого типа можно освоить базовый уровень будущей профессии, в то время, как второй тип предполагает более углубленное изучение. Поступить туда также можно, как после 9-го класса, так и после 11-го. Однако, есть учреждения, которые оговаривают поступление только после одной определенной ступени. Если у вас уже имеется начальное профессиональное образование, вам предложат обучение по ускоренной программе.

И наконец, высшее образование готовит специалистов высшей квалификации в самых различных сферах. Данный уровень образования имеет свои подуровни.

Самообразование

В систему профобразования включают еще самообразование. Его называют видом дополнительного профессионального образования. При самообразовании человек управляет своей образовательной деятельностью, проектирует свое образовательное пространство. Данный вид ДПО осуществляется в тесной взаимосвязи с другими видами образования.

В заключение стоит отметить, что абитуриенты, спрашивая о том, сколько ступеней включает в себя профессиональное образование, даже не подозревают о том, что оно является многоступенчатым. У некоторых людей оно начинается в училищах и лицеях, а заканчивается в университетах, академиях и институтах. При этом все уровни профессионального образования пронизаны самообразованием.

Направления развития ребенка в ДОУ

В тексте ФГОС употребляется понятие «занятие», хотя дети дошкольного возраста воспринимают мир через игру, а не занятие в стандартном понимании. Так что в этом случае слово «занятие» употребляется в смысле «занимательное дело». Обучение должно проводиться через игру.

В рамках ДОУ приобретение ценного опыта необходимо обеспечить в таких направлениях:

  1. Физическая активность (спортивные игры, ходьба, лазание, прыжки, катание на самокате, велосипеде, бег и другие виды двигательной активности).
  2. Коммуникативная деятельность (общение, взаимодействие с другими детьми, со взрослыми, владение устной речью).
  3. Познание и исследование (исследование объектов окружающего мира, эксперименты).
  4. Элементарная трудовая деятельность (навыки самообслуживания, бытового труда, труда в природе).
  5. Художественное восприятие (восприятие художественной литературы и устного народного творчества).
  6. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка).
  7. Конструирование из различных материалов (строительство из конструктора, природного материала, бумаги, конструирование различных моделей).
  8. Музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, пение, хореография).

Российское школьное дополнительное образование

Система дополнительно образования в школе направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание устойчивого интереса к познавательному процессу, достижение высокого уровня саморегуляции и развитие творческих навыков. Дополнительное образование выступает как средство непрерывного познания нового и формирования цельной личности. В процессе воспитания детей мотивируют к образовательной деятельности и помогают определиться с будущей профессией.

В школе система дополнительного образования решает ряд специфических задач:

  • прививает ребенку желание целенаправленно использовать свое свободное время;
  • обогащает рутинное преподавание творческим образовательным процессом, основанным на нестандартных учебных программах;
  • дает подготовку для начала профессиональной деятельности;

служит почвой для расширения взаимодействия с педагогами.

Стандарты и государственные требования к образованию

Все стандарты по обучению принимаются на федеральном уровне и призваны обеспечивать:

Единый образовательный процесс на всей территории РФ.
Преемственность основных программ.
Разнообразие содержания программ на соответствующем уровне, формирование программ различной направленности и сложности, принимающих во внимание потребности и способности учащихся.
Гарантированный уровень и система качества образования в рамках единых обязательных требований образовательных программ – по условиям и результатам их изучения.

Помимо этого, они являются основой, исходя из которой оценивается качество образования учащихся, а также устанавливаются сроки обучения того или иного вида образования.

Исполнение стандартов и требований является обязательным условием при реализации основных программ образования в дошкольных и в других организациях, ведущих образовательную деятельность.

Государственные стандарты включают в себя, в том числе, и требования к основным образовательным программам:

  • К их структуре.
  • К условиям реализации, включая финансовые, кадровые и вопросы материально-технического характера.
  • К итоговым результатам по их освоению.

Для учеников с ограниченными возможностями предусмотрены специальные требования и стандарты, которые имеются и на уровне профессионального образования.

Количество заведений среднего профессионального образования

Теперь рассмотрим уровень среднего образования. Рассматривать количество ПТУ, количество институтов среднего образования и количество преподавателей в этих организациях мы будем на основании данных 2005-2018 годов, потому что более свежих данных нет:

Год 2005/2006 2010/ 2011 2015/2016 2016/2017 2017/ 2018
Число образовательных организаций 6297 5206 3638 3934 3956
Численность преподавателей в образовательных организациях, тыс. человек 151 149 133 135 138

Что касается учеников в организациях среднего специального образования, числа – следующие:

Год Численность, тысяч человек … из них – по программам подготовки квалифицированных работников, тысяч … из них – по программам подготовки специалистов среднего звена, тысяч
2016/2017 2851,9
2017/2018 2930,8 543,2 2387,6
2018/2019 3006,4 542,1 2464,3
2019/2020 3119,7 543,4 2576,2

Количество учеников, обучающихся на среднем специальном образовании, из года в год растет, но – за счет будущих специалистов среднего звена. Количество ежегодно выпускаемых квалифицированных работников из года в год практически не меняется. Вот как это выглядит на графике (красный – специалисты среднего звена, зеленый – квалифицированные работники):

Законодательство и правовое регулирование образования

Право на получение образование гражданам нашей страны гарантировано Конституцией Российской Федерации (ст. 43), а все вопросы, связанные с этим, находятся в ведении государства и его субъектов.

Основным документом, регулирующим систему образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно документу, указы, распоряжения, постановления и прочие документы в образовательной сфере могут приниматься не только на федеральном, но также и на региональном и муниципальном уровнях, как дополнения к основным общегосударственным законам.

Количество школьников

По данному показателю в последние 18–19 лет наблюдалась противоречивая динамика. На начало 2000/2001 учебного года в стране было 20553,5 тысяч школьников. На начало 2011/2012 учебного года их было 13737,8. После этого начинается их рост. На начало 2013/2014 учебного года в школах училось 13877,4 тысяч человек. В 2017 году количество школьников составило 15705,9 тысяч человек. В 2018 году школьников было уже 16137,3 тысяч.

Однако судя по динамике рождаемости, обольщаться не стоит. Имевший место рост объяснялся некоторым увеличением рождаемости из-за рождения детьми довольно многочисленным поколением второй половины 80-х годов, введением материнского капитала, некоторым улучшением уровня жизни, которое имело место в России в первое десятилетие XXI века. Сейчас специалисты отмечают новый спад рождаемости, который объясняется двумя факторами:

  • экономическими трудностями в стране и ухудшением уровня жизни за последние 5 лет;
  • вступлением в активный детородный возраст немногочисленного поколения второй половины 90-х годов.

В связи с этим, через несколько лет, количество школьников в России начнёт, скорее всего, сокращаться.

Образование в России

Во все времена в нашей стране образованию уделялось особое внимание. Однако, со сменой веков и политических режимов, оно также претерпело значительные изменения

Так, в советское время система образования работала под единым стандартом. Требования к учебным заведениям, планы, по которым проводилось обучение, и методы, применяемые педагогами, были едины и строго регулировались на государственном уровне. Однако переоценка ценностей, на сегодняшний день, привела к тому, что в системе образования идет демократизация, гуманизация и индивидуализация. Все эти термины, неприменимые в прошлом, стали обычными для современных участников образовательного процесса. Существует вариативность образовательных программ, что позволяет каждому учреждению, независимо от своего уровня, вырабатывать собственный план обучения, при условии, что он будет одобрен контролирующим органом.

Однако, несмотря на все новшества, современная российская система образования остается федеральной и централизованной. Уровни образования и его виды закреплены законодательно и не подлежат изменениям.

Специалитет

Форма обучения, которая функционировала в СССР и России до
введения европейских стандартов. Обучение длится пять лет.

По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается
диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации. Выпускники
специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить
образование в магистратуре или аспирантуре.

Бакалавриат

Ввели в 2011 году. Это законченное высшее образование. Учеба
длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.

Плюсы этого вида образования — возможность получения двойных
дипломов с иностранными вузами, возможность понять насколько по душе выбранная
профессия и выбрать в магистратуре более узкую или другую специальность.

По окончании бакалавриата студенты защищают квалификационную
выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением
квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает
право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Магистратура

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению.
На программы магистратуры можно поступать после бакалавриата и специалитета.
Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к
научно-исследовательской деятельности.

Если в магистратуру поступает бакалавр, он продолжает
обучение, поэтому может претендовать на бесплатное обучение. А специалист может
учиться в магистратуре только платно.

Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую
диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается
квалификация «Магистр». Выпускники магистратуры могут начать работать или
продолжить образование в аспирантуре.

Очное, заочное и дистанционное

Также абитуриент может выбрать учиться ему очно, заочно или
дистанционно. Главные плюсы очного обучения: отсрочка от армии, стипендия и
общежитие, меньший срок обучения, студенческая жизнь.

Главные плюсы заочного обучения: возможность совмещать с
работой, меньшая стоимость. Но не на всех специальностях в вузах есть заочное
обучение, например, в медицинских вузах его нет. 

Существует также очно-заочная форма обучения, которую раньше
называли вечерней. То есть студенты посещают пары по вечерам и не во все дни,
сессию сдают очно, но много времени учатся самостоятельно.

Главным плюсами будет совмещение работы и учебы, меньшая стоимость обучения и взаимодействие с преподавателями и сокурсниками.
Среди минусов — отсутствие отсрочки от армии и студенческих льгот, срок
обучения как на заочной форме.

Дистанционное обучение во
многом схоже с заочным, но главное преимущество — возможность учиться в любом
вузе страны или за рубежом.

Всеобщий доступ к образованию и финансирование

Продолжительность обязательного образования в России составляет примерно 11 лет (с 7 до 18 лет включительно), что соответствует средним значениям для ОЭСР, с  той лишь разницей, что в большинстве стран обязательное образование начинается с 6 лет и заканчивается в 16. Лидерами по продолжительности образования являются Бразилия и Нидерланды (по 14 лет), наименьшая продолжительность в Корее, Индонезии и ЮАР (по 9 лет).

Здесь важно отметить, что из-за особенностей отечественной статистики мы не можем точно сказать, какое именно количество школьников не завершают общего образования ни в одной его форме (9 или 11 классов). Но при этом необходимо отметить, что примерно половина выпускников 9 классов завершают свое общее образование в системе среднего профессионального образования

По доле ВВП, направляемой на развитие общего образования, Россия находится на среднем уровне среди других стран. Согласно данным ОЭСР, в 2014 году на одного учащегося в России было потрачено чуть менее 5 000 долларов США с учетом паритета покупательной способности, что почти в два раза меньше, чем в среднем по странам ОЭСР, и в четыре раза меньше, чем в Люксембурге, лидирующем по этому показателю.

Для сравнения, меньше, чем Россия, тратят на одного учащегося только Аргентина, Чили, Бразилия, Турция, Мексика, Колумбия и Индонезия. В то же время в два и более раза больше – Финляндия, Дания, Швеция, Корея, Ирландия, Япония, Австралия, Германия, Франция, Нидерланды, Великобритания, Канада, США, Бельгия. В три раза больше – Швейцария, Австралия, Норвегия. Феномен Люксембурга уже упоминался выше.

Важно обратить внимание на тот факт, что связь между уровнем финансирования и образовательным результатом не является прямой. Если затраты страны на образование одного ребенка в течение 10 лет составляют менее 50 000 долларов США, наблюдается линейная зависимость, но за пределами этой суммы зависимость между объемом затрат и результатами носит более сложный характер

В России указанные расходы составили 51 000 долларов США, и это говорит о том, что нам необходимо не только наращивать объем инвестиций, но и повышать результативность их использования.

Будет ли новый Закон способствовать интеграции российского и зарубежного образования?

Законопроект направлен на интеграцию российского и европейского об­
разовательных пространств.

Международному сотрудничеству в документе посвящена отдельная глава, которая, в
том числе, предполагает создание условий для развития мобильности студентов и
преподавателей, а также возможность реализации совместных образовательных
программ. Кроме того, закон значительно упрощает порядок признания
в России иностранных документов об образовании.

Обсуждение законопроекта:

  • большоеправительство.рф/debate/1992/
  • «Липецкая газета» / Закон об образовании: равнодушных нет
  • www.shevkin.ru / Вопросы и ответы с комментариями
  • YouTube.com / Пленарное заседание 17 октября

Учреждения дошкольного образования

Учебно-воспитательный процесс в рамках системы ДО реализует сеть ДОУ. Наиболее распространенным учреждением данного типа является детский сад. Кроме того, в России существуют и другие виды ДОУ:

Общеразвивающие ДОУ. Как правило, в общеразвивающих детских садах приоритетным выделяется одно или несколько направлений воспитания (например, интеллектуальное, физическое или художественное).
Детские сады компенсирующего типа. Такие учреждения предназначены для детей с какими-либо отклонениями в развитии.
ДОУ присмотра и оздоровления. В таких ДОУ приоритетно осуществляются оздоровительные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия.
Комбинированные учреждения. В состав комбинированного детского сада могут входить группы для детей с различными отклонениями, оздоровительные и общеобразовательные группы.
Центры дошкольного развития

Это ДОУ, где равное внимание уделяется оздоровлению, психическому и физическому развитию, коррекции возможных отклонений всех воспитанников.

В рамках дошкольного образования в России воспитывается 63 % (5,8 млн) детей соответствующего возраста. При этом еще около миллиона детей числятся в очереди на получение места в ДОУ.

Помимо привычных типов ДОУ, в настоящее время развитие получили группы кратковременного пребывания детей (интересно, что такие группы родители выбирают не вместо обычных детских садов, а параллельно с ними), дошкольные группы на базе школ или учреждений ДО, а также обучение детей в рамках семейного воспитания.

Уровни профессионального образования в РФ

Систем профессионального образования в России предполагает обретение учащимся каких-либо специализированных навыков в определенной сфере деятельности, которые позволили бы ему выполнять особые виды работ и заниматься особой деятельностью, для которой недостаточно знаний и умений, полученных в рамках общего образования. При этом есть несколько категорий и уровней профессионального образования.

В первую очередь оно подразделяется на среднее профессиональное образование и высшее образование. При этом длительность обучения, его стоимость, а также возможности по дальнейшему трудоустройству напрямую зависят от уровня профессионального образования. В частности, в отношении многих видов работ законодательство прямо устанавливает требования к имеющемуся образованию для занятия определенной должности или получения какого-либо конкретного разряда в рамках выбранной специальности.

Необходимо отличать между собой профессиональное образование и профессиональное обучение. Под образованием подразумевается непосредственно процесс первичного обретения какой-либо специализации. Профессиональное же обучение касается случаев повышения квалификации и иных методов расширения навыков и знаний в рамках уже имеющейся специальности.

Среднее профессиональное образование

Сейчас в Российской Федерации существует большое количество учреждений, которые обеспечивают получение среднего профессионального образования. Ранее такое образование предоставлялось исключительно в ПТУ, сейчас же формат учреждений среднего профессионального образования может быть самым разнообразным, включая в себя различные колледжи и иные наименования таких организаций. Однако в общем случае их всех объединяет их статус ССУЗов — средних специальных учебных заведений.

На текущий момент в Российской Федерации существует исключительно один уровень профессионального образования вне системы высшего образования. Это среднее профессиональное образование. Ранее же предусматривалась возможность обучения по двум направлениям — в рамках получения начального профессионального образования, или же среднего профессионального образования. Ранее полученный уровень начального профессионального образования сейчас с точки зрения законодательства приравнивается к среднему профессиональному.

Наличие определенного среднего профессионального образования является необходимым для осуществления многих видов работ и занятия определенной деятельностью. При этом начать получение среднего профессионального образования можно после прохождения ОГЭ и окончания 9-го класса. Также, в рамках обучения по программам среднего профессионального образования все равно можно получить аттестат и о получении среднего общего образования.

Высшее образование

В Российской Федерации высшее образование является непосредственно верхней ступенью образовательной системы. Обучение по программам высшего образования происходит в соответствующих заведениях — ВУЗах. Сами ВУЗы при этом могут иметь различные названия и именоваться институтами, университетами, академиями в том числе. При этом, высшее образование подразумевает получение человеком глубоких профессиональных знаний и навыков, необходимых для решения всех задач в рамках специальности, а также обретение теоретических знаний, в том числе касающихся ведения научно-исследовательской деятельности.

Система высшего образования предполагает наличие различной квалификации по диплому — так, предусматривается разделение его на отдельные ступени. Всего сейчас в РФ существует три ступени высшего образования — бакалавриат, специалитет и магистратура.

С точки зрения обретения необходимых навыков и знаний, а также ученых степеней, высшее образование не является окончательной ступенью. Далее человек может поступить в аспирантуру или ординатуру, а также получить звание кандидата или доктора наук.

Количество школ

Статистика ежегодно даёт ответ на вопрос – сколько школ в России? Для современной России характерно снижение числа школ. Особенно обвально оно происходило с 2000 года (68804) до 2010 года (50793). Но и сейчас эта тенденция, к сожалению, продолжается. В 2013/ 2014 учебном году школ было 45149. А сведения за 2018 дали уже всего 41349. Причём надо помнить, что в вышеуказанные числа входят данные о числе:

  • Начальных школ.
  • Средних и неполных средних общеобразовательных школ.
  • Частных школ.

Сокращение школ сейчас идёт под лозунгом оптимизации. Главными её жертвами стали малокомплектные сельские школы. Правда бывает и так, что школа не закрывается, а просто становится филиалом соседней более крупной школы. Но такая ситуация более характерна для городов.

Образование — Уровни образования

  • Образование

  • Уровни образования

  • О языках, на которых осуществляется образование (обучение)

  • Об учебных предметах, курсах, дисциплин (модулей), предусмотренных соответствующей образовательной программой. Образовательные программы

  • Учебные планы

  • Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы с приложением их копий (при наличии)

  • Календарный учебный график

  • Методические и иные документы, разработанные образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, в виде электронного документооборота

  • Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов Российской федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических или юридических лиц

  • Выписка из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности

  • Все страницы

Страница 2 из 10

Уровни образования

I уровень (прогимназия) — начальное общее образование (1-4 классы, нормативный срок обучения 4 года) обеспечивает развитие обучающихся, овладение чтением, письмом, счетом, основными умениями, навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

В прогимназии вводятся развивающие программы, которые позволяют подготовить обучающихся к успешному освоению учебных программ на последующих ступенях.

Начальное образование является базой для получения основного общего образования.

Основные результаты обучения и воспитания обучающихся прогимназии:

  • личностные — готовность и способность обучающихся к саморазвитию
  • метапредметные — освоение обучающимися УУД (познавательными, регулятивными, коммуникативными),
  • предметные — освоенный в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению новых знаний.

II уровень — основное общее образование (5-9 классы, нормативный срок обучения 5 лет) обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.

Основное общее образование включает два блока:

  1. 5-6 классы, основная цель — адаптация обучающихся к новым организационным формам обучения;
  2. 7-9  классы, основная цель — предпрофильная подготовка обучающихся.

Цели обучения на втором уровне образования:

  • формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;
  • повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, диагностика и развитие общих и специальных способностей;
  • выявление детей с высоким уровнем познавательных способностей и возможностей для последующего обучения в профильных классах за счет обучения по углубленным программам, сопровождаемого диагностикой и тестированием;
  • определение профиля последующего обучения, наиболее соответствующего личным качествам обучающегося.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования.

III уровень — среднее общее образование — (10-11 классы, профильное обучение, нормативный срок обучения 2 года) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающее дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам социально-гуманитарного, физико-математического, информационно-технологического, химико-биологического профилей, освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развития устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

Цели обучения на третьем уровне образования:

  • развитие оптимальных условий для получения полноценного среднего (полного) общего образования с углубленным изучением ряда профильных предметов и освоением навыков поисково-исследовательского характера;
  • профильная ориентация обучающихся; реализация индивидуальных образовательных программ.

Среднее общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования

В дополнение к обязательным предметам в рамках государственного образовательного стандарта вводятся предметы по выбору самих обучающихся (элективные курсы, факультативы) в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности. 

  • << Назад
  • Вперёд >>

Сколько заведений высшего образования в стране

Итак, переходим к высшему образованию. Количество ВУЗов и преподавателей в них:

Год 2013/2014 2014/2015 2015/2016 2016/2017 2017/2018
Количество ВУЗов 969 950 896 818 766
Количество преподавателей, тысяч 319,3 299,7 279,7 261,0 245,1

Количество студентов за последние 10 лет:

Год Всего студентов, тысяч … из них – на очной форме обучения, тысяч … из них – на очно-заочной форме обучения, тысяч … из них – на заочной форме обучения, тысяч
2010/2011 7049,8 3073,7 304,7 3557,2
2011/2012 6490,0 2847,7 263,4 3289,7
2012/2013 6075,4 2724,3 229,7 3051,4
2013/2014 5646,7 2618,8 189,2 2838,6
2014/2015 5209,0 2575,0 158,5 2475,5
2015/2016 4766,5 2379,6 149,1 2237,8
2016/2017 4399,5 2403,0 124,2 1872,3
2017/2018 4245,9 2380,5 135,0 1730,4
2018/2019 4161,7 2369,8 155,6 1636,3
2019/2020 4068,3 2386,6 181,5 1500,3

На графике это выглядит так (красный – всего, зеленый – очная, синий – очно-заочная, желтый – заочная):

За десять лет количество студентов значительно упало, в основном – за счет заочников. Естественно, место России по уровню образования падает вместе с красной линией на графике выше.

По выпуску бакалавров, специалистов и магистров, тысяч человек:

Уровни высшего образования 2017 2018 2019
Бакалавр 732,6 661,0 621,9
Специалист 99,1 101,8 104,6
Магистр 137,8 170,4 182,1

Порядок перевода на другую форму обучения при реализации основных общеобразовательных программ и основных профессиональных образовательных программ СПО

Вопрос — ответ

Образовательные организации принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. Законом об образовании конкретизирован список локальных нормативных актов, которые должны действовать в образовательных организациях. Порядок принятия локальных нормативных актов должен содержаться в уставе образовательной организации (ч. 1 ст. 30 Закона об образовании).

В Законе об образовании отмечены те вопросы, которые требуют принятия локальных нормативных актов (ч. 2 ст. 30 Закона об образовании), в частности образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. То есть вопрос о порядке перевода на другую форму обучения при реализации основных общеобразовательных программ и основных профессиональных образовательных программ СПО подпадает под указанную норму.

Таким образом, порядок перевода на другую форму обучения при реализации основных общеобразовательных программ и основных профессиональных образовательных программ СПО должен утверждаться локальным нормативным актом образовательной организации. Такой локальный нормативный акт должен быть размещен на официальном сайте образовательной организации (пп. «д» п. 2 ч. 2 ст. 29 Закона об образовании).

В чем принципиальные отличия нового Закона от старого?

Несколько принципиальных отличий, выделенных специалистами

  1. Законопроект учитывает российский
    опыт развития образования, закрепляет
    все последние изменения, произошедшие в отечественной системе образования, и
    закладывает основы для ее
    развития в будущем.

  2. Новый закон направлен на выстраивание отношений между гражданином
    и институтами образования. Во главу
    угла поставлены человек и создание
    условий для его самореализации.

  3. Новый закон написан гражданами
    России. Фактически это первый законодательный акт в нашей истории, который
    прошел от начала до конца процедуру
    общественного обсуждения и в котором
    предложения граждан нашли реальное
    воплощение в положениях документа.

Сегодня задача нового
закона — не только описать систему образования, определить
правила для всех участников
образовательного процесса,
но главное — описать нормы
и правила, по которым можно
двигаться по образовательной
лестнице от уровня к уровню,
предоставить каждому гражданину в любом возрасте возможности для образования
и профессионального роста.

Новый закон учитывает все
многообразие возможностей
получения качественного образования, которые сегодня есть
в Российской Федерации. При
этом образование на всех уровнях — от дошкольного до высшего — остается
бесплатным.

Цель нового закона — предоставить каждому максимальные условия для того, чтобы
получить дошкольное и обязательное общее образование,
выбирать действительно качественные образовательные
организации для получения профессионального образования, работая,
профессионально совершенствоваться, осваивать новые технологии.

Будет ли способствовать новый Закон повышению статуса педагога?

Да. В этом документе государство впервые законодательно признает
особый статус педагогических работников. Кроме того, он гарантирует право
учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную
переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение
квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социальной
поддержки.

Права и меры поддержки педагогических работников образовательных организаций
впервые распространены и на педагогических работников других организаций
(медицинских, организаций соцзащиты и т. д.), которые ведут образовательную
деятельность.