Определение и понятие социального права, функции

Оглавление статьи

Понятие принципов права социального обеспечения

Принципы права – это основополагающие идеи, руководящие начала, определяющие сущность и направление развития правовых норм в конкретной сфере общественных отношений, которые либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.

Студентам не следует путать принципы права с принципами правотворчества, принципами правоприменения и др. Как справедливо указывает И.К.Дмитриева, позиции ученых в определении указанных принципов не всегда совпадают, а порой значительно различаются. К принципам правотворчества относятся: законность, демократизм, гуманизм, научность, профессионализм, своевременность, исполнимость и др. В качестве принципов правоприменения в юридической литературе выделяют: законность, обоснованность, целесообразность, справедливость, эффективность.

По сфере действия принципы права принято классифицировать на: общеправовые, свойственные всем отраслям права; межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей; отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли; внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов.

Общеправовые принципы представляют собой основные начала, определяющие наиболее существенные черты права конкретной страны. К их числу обычно относят принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности и др. Эти принципы формируются под воздействием общепризнанных принципов и норм международного права.

Отраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Через них преломляются общеправовые и межотраслевые принципы права.

Обобщенное выражение принципов советского права социального обеспечения содержится в трудах В.С.Андреева, А.Н.Егорова, А.Д.Зайкина, Р.И.Ивановой, В.А.Тарасовой. В качестве отраслевых принципов права социального обеспечения они указывали: всеобщность социального обеспечения; всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; обеспечение за счет государственных и общественных средств; высокий уровень обеспечения; единство и дифференциация условий и правовых норм о социальном обеспечении; участие трудящихся в осуществлении социального обеспечения.

В постсоветский период формулировка принципов стала одним из направлений законотворческой деятельности в сфере социального обеспечения. В частности, в Федеральном Законе от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания в РФ» закреплены принципы предоставления социальных услуг. В нем указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность. До принятия названного закона перечисленные принципы формулировались в виде основных прав граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг (ст.5-8 ФЗ от 02.08.1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы права социального обеспечения.

Анализ различных позиций позволяет отнести к отраслевым принципам права социального обеспечения:

  • всеобщность социального обеспечения;
  • дифференциацию правового регулирования в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков, установленных законом;
  • ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

Кроме общих принципов, есть принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социального обеспечения – социального страхования и социальной помощи. В частности, в ст.4 Федерального Закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» закреплены основные принципы его осуществления, большинство из которых отражает особенности финансирования и управления обязательным социальным страхованием. К принципам права социального обеспечения можно отнести лишь всеобщий обязательный характер социального страхования и государственную гарантию исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

Студенты должны разграничивать принципы права, принципы правотворчества и правоприменения, понимать сущность принципов права, уметь раскрыть содержание каждого принципа.

Что такое социальные нормы?

Социальные нормы – это общепринятые и общепризнанные правила поведения, действующие в определённом обществе. Их основная задача заключается в том, чтобы обеспечивать устойчивое и стабильное существование этого общества. Как правило, совокупность действующих социальных норм представляет собой достаточно слаженную систему, отдельные элементы которой взаимно обусловлены.

Суть социальных норм заключается преимущественно в том, что они определяют границы допустимого поведения. Кроме того, они в несколько меньшей мере диктуют, как должны вести себя люди, предписывают определённые формы поведения в той или иной ситуации. Благодаря им функционирование общества приобретает упорядоченный характер.

Социальные нормы возникли тогда, когда люди начали объединяться в первые достаточно крупные сообщества. Тогда стало очевидно, что для нормального существования и выживания этих сообществ все их члены должны соблюдать определённые правила – общепризнанные и нередко обязательные. С тех пор социальные нормы являются неотъемлемым признаком любого общества.

функции

Социальный контроль

В обществе его члены, как правило, имеют разные социальные ценности, разные интересы и разное поведение

Крайне важно контролировать такое поведение, прививая и применяя приемлемые социальные нормы среди членов общества или сообщества

Существует два типа социального контроля: формальный и неформальный. Закон является одним из механизмов формального общественного контроля. Это очень специализированная альтернатива социального контроля в политически организованном развитом обществе. Закон играет важную роль в социальном контроле двумя способами:

— Закон детально устанавливает правила и положения, которые важны для общества, и наказывает за поведение, отклоняющееся от нормы..

— Правовая система применяет эти правила общественного контроля. Например, полиция арестовывает воров, преследует прокуроров тех, кто нарушает закон, приговоры суда и охранники следят в тюрьме.

Разрешение конфликтов

Жизнь в обществе связана с конфликтами и спорами; Это неизбежно, это часть общественной жизни. Когда вы живете в обществе, возникают проблемы. Разногласия будут разрешены с помощью соответствующего социального законодательства или судебного разбирательства, если это необходимо.  

Социальные изменения

Социальное право должно быть инструментом, который продвигает и продвигает социальные изменения. Закон позволяет нам добиваться преднамеренных, запланированных и направленных социальных изменений. Он обладает необходимой гибкостью, которая позволяет ему без проблем адаптироваться к различным социальным условиям.

Если бы социальное право и закон в целом были жесткими и неизменными, быстрая реакция на изменения была бы невозможна. Без этого быстрого реагирования на изменения между людьми возникают обиды и недовольство, и они могут даже привести к насилию.

Дифференциация условий, определяющих право на социальное обеспечение

Система общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, является сложной и многообразной. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлого труда, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования. Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т.е. носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Нормы, освобождающие от исполнения части материальных обязанностей или устанавливающие дополнительные права для отдельных категорий населения, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством, являются специальными нормами (льготами). В юридической литературе льготы обычно рассматривают как исключение из общих правил, отклонение от единых требований, способ юридической дифференциации либо в качестве средства наиболее полного удовлетворения потребностей субъектов-получателей.

С помощью льгот физические лица, являющиеся субъектами права социального обеспечения, получают дополнительные права или освобождаются от исполнения части обязанностей (например, бесплатный проезд на городском транспорте, бесплатная выдача лекарств и т.п.).

Льготы можно классифицировать по:

  • субъектам (пенсионеры, инвалиды, Герои СССР и РФ, ликвидаторы аварии на ЧАЭС и пр.);
  • содержанию (досрочная трудовая пенсия, 50% оплата жилья и коммунальных услуг, внеочередная установка телефона и др.);
  • источникам финансирования (страховые взносы, бюджеты различных уровней) и другим признакам.

Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения различных групп социально незащищенных граждан и восстановления их статуса как полноценных членов общества. Однако дифференциация не должна быть чрезмерной, не должна возлагать на систему социального обеспечения слишком большую финансовую нагрузку.

Вместе с тем, досрочное пенсионное обеспечение должно быть сохранено для работников тех отраслей экономики, в которых улучшение условий труда невозможно по объективным причинам. В дальнейшем дифференциация пенсионного обеспечения в связи с условиями труда будет осуществляться с помощью профессионального пенсионного страхования, законопроект о котором находится в стадии разработки.

Условия предоставления социальной помощи дифференцируются в зависимости от среднедушевого дохода, возраста, состояния здоровья и других факторов.

В 2004 г. на основе мониторинга системы льгот произведено их упорядочение. Вместо предоставления льгот в натуральной форме правительство осуществило их монетизацию. Основным направлением оказания социальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и некоторым другим категориям населения становится предоставление набора социальных услуг. При этом разрешено заменять набор социальных услуг денежной компенсацией установленного размера по заявлению получателя.

Финансирование большинства прежних льгот и введение новых передано на уровень субъектов РФ и муниципальных образований (ФЗ от 22.08.2004 г. № 122).

Реализация права

Реализация права – это воплощение правовых норм в поведении субъектов права (то есть, некие действия или воздержание от действий, благодаря которым обеспечивается соответствие поведения субъектов права требованиям правовой системы). Существуют разные классификации форм реализации права, но чаще всего выделяют следующие 4 формы:

  1. Использование. Это пассивное или активное поведение субъекта, соответствующее его собственным устремлениям и направленное на реализацию его прав.
  2. Исполнение. Это активные действия субъекта, направленные на выполнение обязательств, предписываемых ему правовой системой (например, рабочая деятельность должностных лиц).
  3. Соблюдение. Это пассивное воздержание от совершения противоправных действий.
  4. Применение. Это активная деятельность, осуществляемая компетентными органами, представляющими государство, с целью разрешения конкретной ситуации.

Стоит отметить, что четвёртая форма отличается от остальных тем, что подразумевает вмешательство государственных органов с целью восстановления правопорядка (поэтому иногда её не включают в этот список).

В графе социальное положение что писать

Анкета может и не давать разъяснений.

Также сюда входят факторы, связанные с заработком денег и трудоустройством членов семьи.

Культурный социальный статус семьи — что это? Его узнать достаточно просто.

Результаты анкетирования помогут в работе как социальному педагогу, так и классному руководителю. Нужно использовать ряд методов, которые может применять только опытный социальный работник.

Социальный статус семьи: примеры По этому параметру можно все семьи разделить на молодые, зрелые и пожилые. Каждый из этих типов семей лучше справляется с определенным типом задач.

Например, молодые семьи с легкостью выполняют задачу рождения ребенка, а пожилым легче его воспитать. После росписи вам выдадут свидетельство о браке. Определение социально-психологического статуса сопряжено с проведением довольно сложных исследований, таких как социометрия и референтометрия.

Социально-экономический статус семьи. Так называется категория, отображающая материальную сторону вопроса.

Конечно, не всегда воспитание ребенка в таких условиях совсем не имеет результатов, в некоторых случаях оно может осуществляться, но недостаточно интенсивно. Как следствие, ребенок плохо социализируется, что приводит к личностным проблемам в дальнейшем, а также потенциальной неспособности создать хорошую семью из-за отсутствия необходимых примеров для подражания.

Асоциальные семьи Ну и наконец самая неадаптированная категория семей, которая никак не выполняет своих функций.

И причина этого кроется даже не в неумении родителей воспитывать ребенка, а в нежелании. Поэтому в школах регулярно проводят исследования, сколько детей живет в полных, а сколько в неполных семьях.

Таким образом, государство может следить о социальном здоровье общества.

1.Трудовая деятельность кандидата, отраженная в трудовой книжке (а также послужном списке, если он имеется) указывается в хронологическом порядке, без сокращений, с указанием периодов (месяц, год), включая обучение в учебных заведениях и службу в Вооруженных Силах (если они указаны в трудовой книжке) и местонахождения.

4.В графе указываются учебные заведения, в которых кандидат проходил переподготовку (повышение квалификации) место прохождения повышения квалификации с указанием места расположения. Атмосфера здесь далеко не сказочная, как хотелось бы!

Социальный статус семьи в анкете что писать образец. Социальный статус социальное положение, занимаемое социальным.

Прирожденное положение это определенный статус, полученный человеком при рождении. Социальный статус в анкете что писать.

В каких случаях вместо автобиографии заполняется анкета Иногда при. Социальный статус семьи что это?

Социальное положение ребенка в анкете что писать. Вопрос Социальное происхождение что писать в анкете?

Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился.Социум Семья Анкеты Бланки.

Что писать в анкете социальное происхождение. Социальное происхождение что писать в анкете? Социальное положение в анкете что писать работающий.

Уважаемые родители, служба школы проводит анкетирование.

Октябрь 24, 2020 Социальное положение в анкете что писать Содержание

  1. 7 См.
  2. 6 Литература
    • 6.1 На английском языке
    • 6.2 На русском языке
  3. 6.1 На английском языке
  4. 3 Критерии для определения социального статуса человека или группы
  5. 2 Виды статусов
  6. 5 Примечания
  7. 1 Понятие
  8. 4 Статусная несовместимость
  9. 6.2 На русском языке

Однако следует иметь в виду и тот факт, что у обеспеченных людей может просто не быть свободного времени и тогда количество их отпусков резко сокращается. Совет 2: Как определить социальную роль Социальная роль – это модель поведения, заданная социальной позицией личности в призме социальных, общественных и личных отношений.

Правовая семья

Правовой семьёй называется совокупность взаимосвязанных правовых систем, связь которых обусловлена общими источниками права, схожей структурой и историческим путём их формирования. Рассмотрим основные правовые семьи, которые принято выделять в современном правоведении.

1. Романо-германская (континентальное право)

Данная семья сегодня является одной из самых распространённых. Её используют все государства континентальной Европы. Кроме того, можно с уверенностью сказать, что правовые системы многих азиатских стран испытали её влияние.

Основные особенности романо-германского права:

  • в её основе лежит римское право – правовая система, которая возникла и развивалась в Древнем Риме;
  • основным источником права является нормативно-правовой акт, для которого строго определёны порядок принятия и юридическая сила;
  • четкое разделение по отраслям, которые условно можно объединить в две группы: частное право (семейное, трудовое и прочее) и публичное (административное, уголовное).

2. Англо-саксонская (семья общего права)

Эта семья включает правовые системы Великобритании и Ирландии, а также США, Австралии, Канады и некоторых других бывших британских колоний.

Характерные особенности англо-саксонского права:

  • основными источниками права являются правовой прецедент и правовой обычай, подтверждённый прецедентом;
  • органы судебной системы оказывают решающее влияние на формирование общеобязательных правил поведения;
  • законодательные акты имеются, но они существенно менее значимы, чем в континентальном праве;
  • нет такого выраженного деления на отрасли, а также на частную и публичную сферы;
  • меньшее значение придаётся кодифицированным источникам права (систематизированные кодексы, уставы, своды и прочее).

3. Религиозная правовая семья

В некоторых странах правовые системы основываются на религиозном праве. В таком случае их относят к религиозной правовой семье, даже если на сегодняшний день влияние религии уже не столь значимо. К таковым относятся:

  • еврейское право (иудаизм);
  • индуистское право (индуизм);
  • мусульманское право (ислам);
  • правовые системы Японии и Китая (многие нормы основываются на конфуцианстве).

Наиболее характерной особенностью религиозного права является то, что оно регулирует не только общественные правовые отношения, но и все остальные стороны человеческой жизни.

4. Традиционная правовая семья (система обычного права)

Традиционным или обычным правом называется правовая система, построенная на социальных обычаях, сформировавшихся исторически. Такая система действует во многих странах, расположенных в южной и центральной частях Африки, на Мадагаскаре, в некоторых государствах восточной Азии и Океании.

При этом стоит отметить, что любая современная правовая система имеет некоторые признаки традиционного права, поскольку обычай является древнейшим из правовых источников. И всё же в государствах англосаксонского и континентального права его влияние минимально и сохраняется лишь там, где не противоречит основным идеям.

Ключевые особенности традиционного права:

  • некодифицированный характер (нет кодексов, сводов и прочего);
  • в основе обычаев, являющихся источниками права, могут лежать мифы и предания, исторически сложившиеся традиции, философские, моральные и нравственные умозаключения;
  • обычаи подразумевают, что их знают и соблюдают все члены общества;
  • правосудие находится в руках мудрецов, вождей, жрецов и других «хранителей» традиций, могут допускаться некоторые формы самосуда (например, кровная месть);
  • многие обычаи являются архаичными, противоречат современным нормам права, логике и здравому смыслу, но сохраняются как неотъемлемый элемент правовой системы.

Причины социального неравенства

В различное время представители научного сообщества неоднократно обращались к изучению возникновения причин выстраивания иерархии в человеческом обществе и возможности его существования без неравенства. В целом при рассмотрении причин социального неравенства теоретики исходят из существования трех основных причин:

  • функционал;
  • статус;
  • экономические причины.

Функционализм кроется в различных функциях, возлагаемых в обществе на те или иные социальные группы. Общество способно развиваться только в условиях разделения труда, когда определенная группа отвечает за решение конкретных задач, играющих важную роль для всего социума в целом. Например, одни формируют материальные блага, другие духовные ценности. Третьи принимают на себя управленческие и контрольные функции.

Для успешного существования общества важна каждая из составляющих, но степень важности процессов будет различаться между собой. В результате иерархия, формируемая функционалом, становится причиной появления классов, обладающих различными возможностями

Статусные причины неравенства кроются в поведении отдельных субъектов общества. Занимая определенное положение, индивид обретает и соответствующий статус, что позволяет социальное неравенство называть неравенством статусов. Успешная реализация собственной роли доступна человеку только при обладании определенными способностями, позволяющими добиться желаемого положения в социуме. Способностями при этом выступают не только профессиональные навыки и знания, но и личностные качества, позволяющие развивать карьеру.

В свою очередь возможности предусматривают потенциал, получаемый по происхождению, например, наличие финансового состояния, властных полномочий, развитых связей в высших кругах и так далее.

Экономические причины неравенства кроются в неравномерности распределения между населением материальных благ и различный уровень отношения индивидов к собственности. В результате формирующиеся классы с различным материальным достатком испытывают выраженный антагонизм к другим классам.

Список

А теперь давайте разберемся с тем, какие именно социально-экономические права свободы гражданина РФ предусмотрены. Если кратко, то это:

  1. Право на частную собственность.
  2. Свобода труда.
  3. Жилище.
  4. Право на ведение предпринимательской деятельности.
  5. Медицинская помощь и охрана здоровья.
  6. Право социальное обеспечение.

Очень важными являются экономические права. Их гарантирование создает предпосылки для свободного выбора гражданами сфер, в которых они будут прилагать трудовые усилия, повышать свое благосостояние, создавать основы для реализации личных, социальных, политических и культурных свобод. Но их не нужно рассматривать как что-то отдельное. Тесно переплелись с ними и социальные права. Они призваны обеспечить достойный уровень жизни для человека, а также обеспечивать его социальную защищенность. Здесь можно упомянуть соцстрахование, пенсионное обеспечение, жилище, медицинское обслуживание, право на отдых, материнство. Давайте рассмотрим их более подробно.

История социальных статусов в России

В Российской империи социальные статусы закрепляли в документах и указывали как «звание». Вот некоторые из них:

  • крестьянин,
  • мещанин,
  • личный почетный гражданин,
  • потомственный почетный гражданин,
  • личный дворянин,
  • потомственный дворянин.

В Советском Союзе социальные статусы закрепляли в документах и отмечали как «социальное положение»:

  • крестьянин (жители сельских поселений, которые заняты в сельском хозяйстве, без образования);
  • рабочий (без образования);
  • служащий (наличие высшего образования или свидетельство из техникума).

При поступлении на работу (службу) заполняли личный листок по учету кадров, в котором была графа «социальное происхождение». Обычно эту графу заполняли так: «из крестьян», «из рабочих», «из служащих». Как правило, указывался социальный статус главы семейства.

Группы прав

Личные ( гражданские)права  — принадлежат человеку с рождения. Они первичные по отношению к другим правам ( статьи 20-28)

Политические права и свободы — обеспечивают участие индивида в политической жизни общества, охватывают взаимодействие граждан, государства и общества ( статьи 29-33)

Социально-экономические создают условия,  при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с личными и политическими правами. Эти права обеспечивают социальное благосостояние граждан. ( статьи 34-42)

Культурные — обеспечивают духовное развитие человека, создают условия для самореализации( статьи 43-44)

Права Статьи Конституции
Гражданские (личные) права  
Право на жизнь 20
Право на достоинство  личности 21
Право на свободу и личную неприкосновенность 22
Право на неприкосновенность частной жизни 23
Не допускается использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. 24
Право на неприкосновенность жилища 25
Право  не определять и не указывать свою национальность. 26,п1.
Право пользования родным языком 26, п.2
Право свободно передвигаться , выбирать место жительства, свободно выезжать за пределы РФ. 27
Свобода совести, вероисповедания. 28
 
Политические права и свободы
Свобода мысли и слова. 29, п.1,2
Свобода информации, цензура запрещена. 29, п.3,4
Право на создание общественных объединений. 30
Право на проведение публичных мероприятий-собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований. 31
Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей.Право избирать и быть избранным.

Право равного доступа к государственной службе.

право участвовать в отправлении правосудия.

32
Право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления как лично, так и коллективно. 33
Социальные и экономические права.
Право на предпринимательство 34
Право на частную собственность.  35
Право иметь в частной собственности землю и других ресурсов. 36
Право на свободный труд.Принудительный труд запрещён. 37. п.1-4
Право на отдых  37, п.5
Материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание- право и обязанность родителей. 38
Право на охрану и помощь семье. 39
Право на жилище 40
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. 41
Право на благоприятную окружающую среду.  42
Культурные права
Право на образование 43
Свобода творчества.право на участие в культурной жизни, свобода творчества.

Право на доступ к культурным ценностям.

44

Свобода — это возможность индивида самостоятельно пользоваться правами, предоставленными государством, самим делать выбор в соответствии со своими возможностями и потребностями.

Обязанности – это необходимость определённого поведения , установленная государством.

Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
  • платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
  • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);
  • заботиться о детях (ст. 38);
  • заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);
  • получить основное общее образование (ст. 43);
  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Виды обязанностей:

Общие — распространяются на всех граждан:

а) обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ;

б) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

в) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.

Конкретные —  закреплены за определенными категориями лиц:

а) за родителями — обязанность заботиться о воспитании
детей и обеспечить получение детьми основного общего образования;

б) за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет,-  обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;

в) за налогоплательщиками — обязанность платить законно установленные налоги и сборы;

г) за военнослужащими

Понятие источника права социального обеспечения

Термин «источник права» обычно имеет два значения:

  1. раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа.
  2. характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Заключение

Социальные нормы незримо присутствуют во всех сферах нашей жизни. Они определяют наше положение в обществе, задают тон общения с окружающими, регулируют наши отношения с близкими и посторонними людьми. Именно благодаря наличию социальных норм два совершенно незнакомых человека могут спокойно общаться, не боясь обидеть или разозлить друг друга неуместной фразой. Это всё происходит настолько естественно, что мы даже не замечаем, насколько сильно зависим от социальных норм. А между тем они существуют столько же, сколько существует человеческое общество, ведь без них оно просто не могло бы существовать.