Среднее образование в россии

Оглавление статьи

Где продолжить образование после школы

Получение аттестата о среднем общем образовании говорит о том, что ученик освоил программу школы и готов продолжить обучение в высшем учебном заведении. Поступление в ВУЗ осуществляется на конкурсной основе, так что есть вероятность не попасть в выбранный институт.

В определенных случаях повысить шансы на поступление в вуз поможет обучение в колледже или техникуме по той же профессии. Именно поэтому некоторые сначала получают образование там, а потом уже подают документы и сдают экзамены в институт. 

В России каждый человек должен иметь среднее образование. Для этого ему нужно проучиться в школе 11 классов или после 9 классов перейти в техникум и получить там тоже среднее, но уже не общее, а профессиональное образование. Аттестат о среднем образовании дает право на продолжение обучения с целью получения высшего образования. Для многих специальностей и должностей установлено ограничение: на них не могут претендовать лица без оконченного среднего образования

Так что каждому школьнику важно успешно пройти программу обучения и сдать итоговую аттестацию

Еще больше материалов по теме в рубрике «Образование». 

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯСреднее (полное) общее образование

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является общедоступным.

Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

  • формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
  • дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
  • обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях – базовомипрофильном.Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер,однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Общеобразовательные учреждения исходя из своих возможностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) самостоятельно формируют профили обучения (определенный набор предметов, изучаемых на базовом или профильном уровнях).

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования установлен по следующим учебным предметам:Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и ИКТ, История, Обществознание, Экономика, Право, География, Биология, Физика, Химия, Естествознание, Мировая художественная культура, Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура.

Учебный предмет Естествознание представлен только на базовом уровне. По выбору образовательного учреждения он может изучаться вместо учебных предметов базового уровня Физика, Химия и Биология.

Для всех профилей обязательными для изучения на базовом уровне являются следующие учебные предметы:Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, История, Физическая культура (если какие-либо из этих учебных предметов не выбраны для изучения на профильном уровне), а также интегрированные курсы Обществознание (включая экономику и право) и Естествознание.

Остальные учебные предметы на базовом уровне изучаются по выбору.

Среднее (полное) общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования к уровню подготовки выпускников настоящего стандарта являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации.

Обучающиеся, завершившие среднее (полное) общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на ступенях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Образование

Какие перспективы у него в будущем? По сути, никаких. После того, как ваш ребенок закончил 11 классов, какое бы замечательное образование он не получил в самой престижной школе, специальности у него нет. Так что вы должны четко объяснить своему сыну или дочери еще в девятом классе, что в итоге есть только три пути:

  • окончить все 11 классов и выбрать ВУЗ;
  • окончить 9 классов и перевестись в колледж или другое учебное заведение с последующим продолжением учебы в ВУЗе заочно или стационарно;
  • бросить обучение и тем самым на некоторое время оттянуть получение специальности.

К сожалению, амбиции часто берут верх и после окончания 11 классов школьники не совсем понимают, какое это образование, и решают бросить все на полпути. Задача родителей объяснить, что только высшее или среднее специальное образование помогут в дальнейшем найти достойную работу и продвигаться по служебной лестнице.

Полное среднее образование за 11 классов: что это дает?

Чтобы объяснить ребенку, что окончание школы не является концом обучения, а это лишь его начало, просто разложите ему все «по полочкам». Итак, какие перспективы вы будете иметь после окончания 11 классов:

  • в ВУЗе студенты получают на порядок больше знаний, чем в техникумах или лицеях, да и сам уровень обучения и материальная база зачастую лучше;
  • полные 11 классов среднего образования дают возможность выбирать любой университет и получать более престижный диплом, чем после окончания специального образования;
  • когда вас спросят на собеседовании о том, какое образование у вас есть, это совершенно не смутит, ведь кроме 11 классов вы будете в процессе получения высшего, а потому иметь больше шансов получить положительное решение;
  • большинство высших учебных заведений после окончания работы лучших студентов трудоустраивают;

даже если выбранная специальность на деле не оправдала ожидания, всегда можно перевестись (а полные 11 классов дадут возможность сдать дополнительные дисциплины без проблем);
на последнем году обучения почти все преподаватели постепенно начинают подготовку учеников для сдачи экзаменов, так что 11 классов увеличивают шансы получить образование и выбрать профессию своей мечты;
от того, какое образование получил ребенок после того, как закончил 11 классов, зависит и возможность поступить в тот или иной ВУЗ.

Первые школы на Руси

988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования. 

Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению. 

В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература. 

Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.

В 988 году зародилось школьное образование. Владимир Святославович обязал детей бояр учиться.Так и появились первые школы: «Книжное учение», школы при монастырях и частные. В это время зародилось женское образование — открылось первое женское училище. Однако татаро-монгольское иго замедлило процесс образования.

Стандарты качества среднего образования

В отличие от высшего образования, стандарты которого носят международный характер (Болонский процесс), качество среднего образования, стандарты подготовки школьников и учебных программ разрабатываются на государственном уровне в каждой отдельной стране. Единой международной стандартизации в среднем образовании практически нет: есть только общие требования к продолжительности обучения в школе (не менее 12 лет) и необходимости введения государственных экзаменов для выпускников школ. В одних странах школьники сдают 6 экзаменов (Великобритания, Франция), в других 12 (Швейцария). В большинстве стран цикл обучения в школе составляет 12 лет, но в Германии, Австрии среднее образование предусматривает 13-летнее обучение. В России цикл обучения короче — всего 11 лет и количество государственных экзаменов самое небольшое — всего 2 (русский язык и математика). Для получения аттестата о среднем (полном) образовании необходимо сдать только эти предметы. Остальные экзамены выпускник вправе выбрать при необходимости для поступления в ВУЗ.

Образование — стратегически важное направление государственной политики. Поэтому, несмотря на отсутствие международных стандартов в части среднего образования, международные организации (ОЭСР, ЮНЕСКО, ООН и другие) считают крайне важным отслеживать изменения, происходящие в сфере среднего образования как на мировом уровне, так и на национальных, для чего проводят собственные исследования

Самым авторитетным таким исследованием является PISA (Programme for International Student Assessment). Согласно этому международному исследованию качества среднего образования, в среднем по ОЭСР качество подготовки школьников снижается (с 500 баллов в 2000 году до 493 баллов в 2015). Самое лучшее среднее образование, согласно рейтингу PISA, в Сингапуре и Японии. Из европейских стран список возглавляют Эстония и Финляндия. Россия из 73 стран, участвующих в рейтинге качества среднего образования в 2015 году, заняла 32 место.

? Как устроена система

Образование в России подразделяется на четыре типа.

  • Общее образованиеЕго получают в школах или вне образовательных организаций в форме семейного образования. Для получения основного общего образования нужно закончить 9 классов, для получения среднего — 11 классов.
  • Профессиональное образованиеБывает средне-профессиональным или высшим. Среднее дают колледжи, техникумы и другие учреждения среднего профессионального образования (СПО) и готовят квалифицированных рабочих и служащих самых разных профессий.Высшее образование получают в вузах — институтах, университетах, академиях. Есть несколько уровней высшего образования: бакалавриат, специалитет и магистратура. Сюда же относится обучение в аспирантуре, а в медицине ещё и в ординатуре.
  • Дополнительное образованиеБывает для детей и взрослых, программы дополнительного образования — общеразвивающие или профессиональные.
  • Профессиональное обучение.Сюда входит обучение на специальных курсах, организуемых работодателями или в образовательных институтах, до поступления на работу либо во время работы. Цель — повышение квалификации.

 Куда пойти учиться

Чтобы решить, куда поступать, нужно:

  • представлять, чем именно хочется заниматься и что хорошо получается, то есть определить свои склонности;
  • понимать, какие профессии востребованы на современном рынке труда или станут востребованы в ближайшем будущем;
  • выбрать образовательную траекторию.

 Варианты образовательной траектории

11 классов → Вуз → Работа

Обучение в вузе на бакалавриате занимает три-четыре года, магистратура — плюс ещё два года. Есть также вариант специалитета — пять лет и диплом, приравненный к диплому магистра.

В этом варианте начало трудового стажа откладывается с момента окончания школы на три-шесть лет или дольше в зависимости от выбранного направления.

Обучение в вузе

Плюсы

  1. Высшее образование престижно и ценится работодателем.
  2. Некоторые профессии можно получить только в вузе.
  3. Именно в вузе вы получите багаж крепких теоретических знаний.

Минусы

  1. Долгий срок обучения.
  2. Вуз даёт меньше практических навыков, чем СПО.
  3. Трудности при поступлении: ЕГЭ и дополнительные вступительные испытания для некоторых профессий.
  4. Дорогое обучение, если вы не прошли на бюджет.

9 или 11 классов → Колледж (СПО) → Работа → Вуз (если необходимо)

Если вы окончили 9 классов, обучение по базовой программе колледжа будет продолжаться четыре-пять лет, если у вас в активе 11 классов — от десяти месяцев до трёх лет. Дополнительная программа повышенного уровня будет длиться ещё десять месяцев. Содержание программ базового и повышенного уровня зависит от колледжа.

После окончания колледжа вы получаете диплом и можете приступать к трудовой деятельности. Таким образом, при выборе этой траектории можно пойти работать уже через год после окончания 11-го класса.

Обучение в колледже и других учреждениях СПО

Плюсы

  1. Можно раньше начать работать.
  2. Есть возможность сразу получать практические навыки по профессии.
  3. В колледже можно определиться, чем хочешь заниматься, не тратя пять лет.

Минусы

  1. Иногда специалисты СПО менее востребованы, так как работодатель требует наличия высшего образования.
  2. Стереотипы. Многие считают, что обучаться по программе СПО менее престижно. Но это лишь изживающий себя стереотип, не более.
  3. Сложность адаптации, особенно если идёшь в СПО после 9-го класса.
  4. Поступление по среднему баллу аттестата. В последние годы проходной балл сильно вырос.

Аттестат об основном общем образовании: особенности

Данный документ обладает такой же важной ролью, как и аттестат за 11 класс. Это обусловлено возможностью отказаться от обучения в школе, отдав предпочтение колледжу или училищу

Таким образом, аттестат об основном общем образовании обладает особенным значением, предполагающим возможность для решения относительно дальнейших действий в продвижении в сфере образования.

Аттестат за 9 класс

После завершения 9-ого класса без аттестата документы никуда не примут: ни в колледж, ни в училище, ни в 10 класс

При этом документ потребуется, вне зависимости от того, когда же было завершено обучение в школе, ведь это позволяет ориентироваться в существующем законодательстве и установленных стандартах, которые непременно нужно принимать во внимание.. Каким должен быть аттестат об основном общем образовании? Какие важные сведения он должен включать в себя?

Каким должен быть аттестат об основном общем образовании? Какие важные сведения он должен включать в себя?

  1. ФИО ученика.
  2. Полное название школы.
  3. Точный год выпуска из 9-ого класса.
  4. Полученные отметки по всем предметам.

Важно отметить, что настоящие бланки обладают специальными степенями защиты, благодаря чему гарантируется устранение любых рисков, связанных с решением документальных вопросов. При этом уже не используются документы старого образца, так как прежние технологии и нормы заполнения полностью устарели и утратили юридическую силу

Аттестат, получаемый за 9 класс, — это гарантия возможности для продолжения обучения на желаемую профессию или же получения полного общего образования. По данной причине о документе все-таки нужно позаботиться, вне зависимости от дальнейших жизненных планов, которые могут быть изменены кардинальным образом в любое время.

Как выглядит аттестат за 9 класс?

  • Твердая обложка выполняется в фиолетовом цвете. Прежде документ оформляли в кофейном цвете.
  • Размер составляет 215 на 305 миллиметров.
  • На лицевой стороне обложки можно увидеть Государственный герб РФ, а также надписи «Аттестат об основном общем образовании» и «Российская Федерация».
  • Внутренняя сторона полностью оклеена высококачественной бумагой. При этом предполагается реализация водяных знаков, в результате чего гарантируется идеальная защита от всевозможных подделок.
  • Затем идет титульный лист, размер которого составляет 205 на 209 миллиметров. Для его размещения в обложке используется приклеенная планка. Нужно отметить, что титульный лист создается с водяными знаками и специальными оттисками, причем цвет должен быть бледно-бирюзовым.
  • Предполагается обязательное наличие номера документа.
  • Затем предусмотрены все важные сведения: ФИО выпускника 9-ого класса, дата выдачи документа, название школы, печать и подпись директора.
  • Приложение печатают на светло-бирюзовой бумаге, выполненной в формате А4.
  • Для защиты от возможных подделок на бумагу наносят специальную фоновую композицию с использованием красок, которые должны светиться в ИК, а также в УФ лучах.
  • Выпускники девятого класса всегда получают аттестат, которые обладает визуальными отличиями: красная обложка, наличие надписи «С отличием» на титульном листе, уникальная нумерация.

Плюсы ухода в колледж

10 класс или колледж — что выбрать? Вот положительные стороны обучения в ССУЗе — среднем специальном учебном заведении. 

Получение профессии

Главное отличие среднего профессионального образования от школы в том, что колледжи и техникумы выпускают специалистов, готовых к трудоустройству. Окончив такое учреждение, вы сможете выйти на работу раньше сверстников. А цель школы в 10-11 классах — подготовить выпускников к ЕГЭ и дальнейшему обучению в вузе. Часто думают — стоит ли ребёнку идти в 10 класс, если никакую профессию там не освоишь? 

Шансы на бесплатное обучение

Вероятность попасть на бюджет в техникуме или колледже выше, чем в вузах, куда идут выпускники после 11 класса. Часто это играет решающую роль в дилемме «колледж или 10 класс» — не у всех есть возможность оплачивать коммерческое место в высшем учебном заведении, когда подросток не уверен в своих силах сдать ЕГЭ на хорошие баллы и поступить на бюджет. 

<<Форма демодоступа>>

Среднее профессиональное образование

Чтобы получить среднее профессиональное образование, необходимо закончить учебное заведение определенной направленности, куда можно поступить после 9, 10 или 11 класса. Окончивший 9 классов школьник редко имеет хотя бы смутные представления о том, чем он хочет заниматься и что ему нравится. Осознанность в таком возрасте встречается редко, детям нужна помощь специалистов по профориентации, чтобы выбрать подходящую профессию и не сожалеть в будущем.

При выборе учебного заведения нужно ориентироваться на семейные факторы поступающего:

  • Позволяет ли их материальное положение оплачивать учебу в престижных заведениях с сильными и интересными программами. Выпускникам таких учреждений проще найти хорошую работу. Если такой возможности нет, можно поступить в другое заведение на бюджет.

  • Могут ли они отпустить ребенка в другой город. Региональные заведения зачастую не могут дать образование столичного уровня — у них нет должного финансирования и педагогов высшего ранга. Поэтому лучше выбирать колледжи в крупных городах.

  • Есть ли у родителей возможность помогать ученику или оптимальным выходом будет дистанционное или заочное обучение.

Выбор третьего варианта имеет ряд плюсов: доступная цена и много свободного времени. Причем качество и объем программы примерно одинаковые как у заочников, так и у дистанционщиков. После выбора колледжа можно смело подавать документы и ждать результатов отбора. Некоторые учебные заведения требуют прохождения дополнительных вступительных испытаний или собеседований, в зависимости от программы. Если абитуриент прошел отбор, ему придет уведомление, и он сможет приступить к учебе.

Какие бывают профили

Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.

В  федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:

  • естественные и математические науки;
  • гуманитарные науки;
  • технологии;
  • социально-экономические науки.

Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.

ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:

Профиль Предметы
Физико-математический Физика, математика
Информационно-технологический Информатика, математика, физика
Химико-биологический Биология, химия
Лингвистический Русский язык, литература, иностранный язык
Филологический  Русский язык, литература
Гуманитарный Русский язык, литература, история, обществознание
Социально-экономический Обществознание, география

Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.

Как изменить форму обучения

Для очного обучения обычно документы подаются в школу по месту регистрации. Если ребёнок прописан в другом месте, и возможности сделать регистрацию по месту жительства нет, можно подать документы в другую школу

Но важно помнить, что в приоритете — дети, прописанные на территории, закреплённой за школой. Придётся надеяться на места в желанной школе, которые останутся после окончания приёма по прописке. 

Если вы выбрали очно-заочное обучение, нужно обговорить с администрацией школы график её посещения и аттестаций. Обычно очно-заочники появляются в школе несколько раз в неделю или реже. 

<<Форма семейного образования>>

На заочном обучении тоже нужно быть в контингенте школы и знать график аттестаций

А также важно продумать, как осваивать программу — своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-школы. . Для перехода на семейное обучение воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией

Вкратце — потребуется уведомить органы власти, подобрать школу для промежуточных аттестаций и организовать учебный процесс. 

Для перехода на семейное обучение воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией. Вкратце — потребуется уведомить органы власти, подобрать школу для промежуточных аттестаций и организовать учебный процесс.