Классификация программ дополнительного образования

Оглавление статьи

ЛЕКЦИЯ № 47. Типология и многообразие образовательных учреждений.

Все образовательные учреждения по направленности и содержанию работы можно подразделить на несколько типов.

По организационно-правовым формам выделяют:

1) государственные;

2) негосударственные (частные, общественные, религиозные);

3) муниципальные образовательные учреждения.

В России существуют следующие типы образовательных учреждений:

1) дошкольные;

2) массовые, общедоступные школы (начального, основного и среднего образования);

3) учреждения профессионального образования (среднего и высшего звена);

4) школы-интернаты;

5) специализированные школы для детей с отклонениями в развитии и т. д.

К дошкольным образовательным учреждениям относятся:

1) детские сады;

2) детские ясли;

3) развивающие центры и т. д.

Они занимаются укреплением, развитием и необходимой коррекцией умственных, психических, физических способностей детей в возрасте от 1 года до 6 лет.

Общеобразовательные учреждения представлены:

1) школами;

2) гимназиями;

3) лицеями.

В них учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего продолжения образования, овладевают основами культурного и здорового образа жизни и т. д.

В структуру общеобразовательной школы входят:

1) начальная;

2) средняя;

3) старшая школы.

Лицеи и гимназии отличаются от обычных школ более серьезным подходом к изучению разнообразных предметов.

Учреждения профессионального образования подразделяются на следующие виды:

1) учреждения начального профессионального образования – подготавливают специалистов по отдельным профессиям на базе среднего общего образования;

2) учреждения среднего профессионального образования – подготавливают специалистов среднего звена на базе общего или начального профессионального образования;

3) учреждения высшего профессионального образования – готовят различных специалистов на базе среднего и среднего профессионального образования;

4) учреждения послевузовского профессионального образования – готовят специалистов научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья.

Лица с ограниченными возможностями здоровья – это лица, имеющие физические и психические недостатки, которые препятствуют усвоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Основные категории детей со специальными образовательными потребностями:

1) дети с нарушением слуха;

2) с нарушением зрения;

3) с нарушением речи;

4) с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

5) с умственной отсталостью;

6) с задержкой психического развития;

7) с нарушением поведения и общения (психопатоподобные формы, с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, ранний детский аутизм);

8) с комплексными нарушениями психофизического развития.

Для таких учащихся разработаны специальные условия обучения, воспитания, образовательные программы, методы обучения, индивидуальные технические средства обучения, медицинские и социальные услуги.

Образовательные организации — что это такое?

Образовательная деятельность осуществляется в специальных организациях, которые могут носить государственный, муниципальный или частный статус. Сегодня на законодательном уровне открывать собственные учреждения могут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Порядок привлечения педагогических работников, заработной платы и оплаты обучения при этом определяет сам учредитель. Естественно, для того чтобы заниматься образовательной и воспитательной деятельностью у организации должна быть соответствующая лицензия.

Также в настоящий момент идёт активное переустройство всех действующих законов и положений на предмет совместного обучения детей с ограниченными возможностями и без таковых. В связи с этим многие учебные заведения занимаются реорганизацией классов и программ, чтобы приспособить их к совместному учебному процессу.

Дополнительные и примерные программы

Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может вводить дополнительные образовательные программы к основным образовательным программам и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.

Оказание дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе. Использование дополнительных образовательных программ в дошкольном образовании (далее — дополнительные программы) стало возможным с развитием новых, гибких форм обучения дошкольников в творческих мастерских, кружках, секциях и т.д., организуемых в дошкольных учреждениях и на их базе. В ряде регионов Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области и др.) дополнительные программы создают полную систему профессионального образования для детей от детского сада до высшего образования.

Дополнительные программы включают образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-лингвистические, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной пенитенциарной направленности и др. В некоторых случаях в качестве дополнительных программ могут использоваться подпрограммы дошкольного образования.

Дополнительные образовательные программы не могут проводиться вместо или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на проведение основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, сон, основные занятия, игры).

Модельные образовательные программы. В отличие от различных авторских программ (основных, дополнительных), примерная образовательная программа не является конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности учителя на каждый день.

В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона РФ «Об образовании» разработка примерных образовательных программ организуется государственными органами управления образованием на основе государственных образовательных стандартов. Целью разработки примерных программ является реализация требований к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, расширение трактовки государственных стандартов каждого уровня образования, обеспечение преемственности общего образования на всех его уровнях. В области дошкольного образования, при отсутствии государственного образовательного стандарта дошкольного образования, основой для разработки примерных программ являются проект и «Предварительные (примерные) требования к содержанию и методам обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях». В примерной программе дошкольного образования примерные блоки содержания основных компонентов дошкольного образования представлены крупными блоками, что позволяет разработчикам программы создавать различные образовательные модули для конкретных типов центров дошкольного образования и варьировать содержание образования в соответствии с региональными, национальными, местными или сложившимися традициями в воспитании детей.

Примерная программа содержит обязательные критерии результатов образования детей на основе нормативных показателей физического и психического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, минимальные требования к оснащению образовательного процесса в дошкольных центрах (минимум оборудования, наглядных пособий для демонстрационных целей и индивидуального использования). При разработке инновационных (вариативных) программ на основе примерных программ можно расширить объем содержания и более глубоко представить отдельные темы (блоки) примерной программы, чтобы на практике реализовать принцип вариативности в дошкольном образовании.

Место дополнительного образования в системе

С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?

Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.

По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.

Как следует из названия, дополнительное образование не является обязательным. Его основная цель — разностороннее удовлетворение потребностей населения в образовании как профессиональных, так и иных.

В настоящее время политика государства направлена на развитие дополнительного образования, улучшение качества предоставляемых услуг и обеспечение наибольшего охвата. В майских указах Президента РФ Владимира Владимировича Путина была поставлена конкретная цель — обеспечить охват несовершеннолетних дополнительным образованием не ниже 80 %.

Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.

Образовательная деятельность в области дополнительного образования — это реализация дополнительных образовательных программ. Давайте рассмотрим, из каких подвидов оно состоит.

Варианты классификации

В настоящее время принято подразделять программы по виду на следующие группы:

  • познавательные, дающие углубленные знания по определенной учебной дисциплине, способствующие развитию интеллектуальных способностей школьников;
  • прикладной направленности, связанные с выявлением и последующим развитием творческих способностей школьников;
  • проектного вида, связанные с формированием навыков проектной и исследовательской работы;
  • социальной адаптации, позволяющие осваивать и формировать положительный социальный опыт;
  • спортивные и оздоровительные, пропагандирующие здоровый образ жизни;
  • развития художественной одаренности, позволяющие формировать творческое воображение, фантазию, наблюдения, умения изображать, описывать окружающий мир.

Заключение

Среди того многообразия образовательных методик, представленных в настоящее время в российском образовании, педагоги имеют право выбирать те, которые, на их взгляд, оптимально подходят для конкретной целевой аудитории, в полной мере учитывают индивидуальные особенности обучающихся, уровень их интеллектуального и физического развития.

Все виды основных образовательных программ должны содержать пояснительную записку, тематическое планирование, подобный перечень всех умений и навыков, что должны быть сформированы у школьников после завершения курса обучения.

После модернизации отечественного образования у педагогов появилось право использовать не только традиционные (типовые), но и авторские методики.

Заключение

Среди того многообразия образовательных методик, представленных в настоящее время в российском образовании, педагоги имеют право выбирать те, которые, на их взгляд, оптимально подходят для конкретной целевой аудитории, в полной мере учитывают индивидуальные особенности обучающихся, уровень их интеллектуального и физического развития.

Все виды основных образовательных программ должны содержать пояснительную записку, тематическое планирование, подобный перечень всех умений и навыков, что должны быть сформированы у школьников после завершения курса обучения.

После модернизации отечественного образования у педагогов появилось право использовать не только традиционные (типовые), но и авторские методики.