Справочник ексд

Оглавление статьи

Содержание профстандарта для педагогов

Профстандарт представляет собой форму, в квалификации которой указаны требования к кандидату на должность педагогического работника. Минтруд РФ Приказом от 12.04.2013 № 147н ввел в действие единообразный формат для документа.

Определяя квалификационные требования по должностям педагогических работников, нужно применять единый макет. Он включает 4 раздела:

  1. Общий (отражается цель и наименование вида профдеятельности, вид экономической деятельности и пр.).
  2. Описание трудовых обязанностей (описывается трудовой функционал, указывается квалификационный уровень).
  3. Обобщенные трудовые функции (установленные к уровню образования и опыту работы).
  4. Информация об учреждениях, принимавших участие в разработке документа.

Приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н введен в действие профстандарт «Педагог», который обновлялся два раза — в 2014 и 2016 годах. Он касается работы педагогов дошкольного и школьного обучения.

Квалификационный справочник должностей в образовании

Единый квалификационный справочник должностей работников образования содержит ключевые квалификационные характеристики и требования к руководителям, педагогам и учебно-воспитательному персоналу, которые необходимо принимать во внимание при формировании кадровой политики, разработке должностных инструкций. Российская система образования находится в стадии непрерывного реформирования и совершенствования, а потому неудивительно, что к специалистам, которые отвечают за образование нового поколения, приобщение его общечеловеческим ценностям, развития и роста выдвигаются высокие запросы

Специфику кадрового управления сферы определяет Единый квалификационный справочник должностей работников образования, согласно которому ст. 143 Трудового кодекса РФ руководители образовательных учреждений:

Российская система образования находится в стадии непрерывного реформирования и совершенствования, а потому неудивительно, что к специалистам, которые отвечают за образование нового поколения, приобщение его общечеловеческим ценностям, развития и роста выдвигаются высокие запросы. Специфику кадрового управления сферы определяет Единый квалификационный справочник должностей работников образования, согласно которому ст. 143 Трудового кодекса РФ руководители образовательных учреждений:

  • определяют требования к претендентам на должность и персоналу;
  • разрабатывают инструкции, локальную кадровую документацию;
  • выявляют потребность в повышении квалификационного уровня сотрудников и проведении аттестационного оценивания;
  • определяют уровень ответственности при разрешении профессиональных споров.

Общеотраслевые квалификационные характеристики

Ест два основных вида характеристик:

  • типовые;
  • тарифные.

Типовые

Если основываться на дополнении №1 к Постановлению Министерства труда РФ от 11 ноября 1992 года №33, для работников сферы образования должны быть соблюдены следующие тарифы:

Наименование должностей (разрядов) Диапазон
Руководитель (директор, начальник, заведующий) учреждения, организации образования 10-16
Руководитель структурного подразделения (заведующий (начальник) учебно-консультационным пунктом, отделением, отделом, секцией, лабораторией, интернатом, производственной практикой) 8-14
Учитель 7-14
Учитель-дефектолог (учитель-логопед, логопед) 8-14
Преподаватель 7-14
Мастер производственного обучения 8-13
Методист образовательного учреждения, методического, учебно-методического кабинета (центра), фильмотеки 8-13
Концертмейстер 7-14
Воспитатель 7-14
Классный воспитатель 7-14
Социальный педагог 7-14
Педагог-психолог 8-14
Педагог-организатор 7-14
Педагог дополнительного образования 7-14
Старший вожатый 7-13
Инструктор по труду 7-13
Инструктор по физической культуре 7-13
Музыкальный руководитель 7-13
Старший дежурный по режиму специального учебно-воспитательного учреждения для воспитанников с девиантным поведением 9
Дежурный по режиму специального учебно-воспитательного учреждения для воспитанников с девиантным поведением 8

Тарифные

Тарифные характеристики каждой из должностей необходимы для:

  1. Создания рабочих инструкций, в которых указаны права и обязанности, а также ответственность.
  2. Подбора и расстановки кадров, а также контроля за тем, как именно все исполнено.
  3. Проведения своевременной аттестации служащих.

Названия должностей сотрудников должны максимально соответствовать названиям, указанным во приложении 2 Постановления №33. Также там указанно, что заработная плата в пределах одной должности должна быть основана на схожей тарифной сетке. Показателями профессионализма можно считать:

  1. Навык без посторонней помощи разрабатывать метод преподавания.
  2. Пользоваться в процессе работы инновационными идеями, методиками.
  3. Обладать навыком диагностической работы с обучающимися.
  4. Проводить работы в рамках творческих групп.
  5. Гарантировать достижение результатов в ходе обучения.
  6. Уметь проводить творческие семинары.
  7. Создавать новые программы и методы обучения.

Вносить какие-либо дополнения в тарифные характеристики имеет право только Министерство образования или Министерство труда. При создании инструкции могут возникнуть уточнения списка работ, которые требуются для той или иной должности. Весь процесс, по которому учебные организации распределяются по группам оплаты труда, на сегодняшний день устанавливает Министерство образования.

Граждане, которые не обладают специализированной подготовкой либо у которых нет требуемого стажа, но при этом они способны справляться с обязанностями в соответствии со всеми требованиями, могут рассчитывать на оплату по ЕТС либо им может быть присвоена необходимая квалификация.

Общие положения

1.1. Учитель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность учителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность учителя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Учитель должен знать:

— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

— Конвенцию о правах ребенка;

— основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

— педагогику, психологию, возрастную физиологию;

— школьную гигиену;

— методику преподавания предмета;

— программы и учебники по преподаваемому предмету;

— методику воспитательной работы;

— требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;

— средства обучения и их дидактические возможности;

— основы научной организации труда;

— нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

— основы экологии, экономики, социологии;

— трудовое законодательство;

— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

— правила по охране труда и пожарной безопасности;

1.5. Учителю запрещается:

— оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов учителя;

— использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Учитель назначается на должность и освобождается от нее приказом .

Какие бывают категории учителей в школах?

Выпускник, только окончивший колледж или университет и пришедший на работу, считается «молодым специалистом». Этот статус действителен три года после выпуска и гарантирует специальные выплаты.

По истечении двух лет преподавателю можно проходить испытания, показывающие его квалификацию. Еще один вариант – подтвердить соответствие занимаемой должности. Практически всех, кто не прошел это испытание, администрация образовательного учреждения имеет право уволить с должности по части 3 статьи 82 ТК РФ.

Основные категории учителей в школе делятся на две: первую и высшую. Процедура в обоих случаях практически идентична, но отличается количеством требуемых баллов и описанием результатов их работы, рассматриваемых аттестационной комиссией.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  1. Заявление на аттестацию по форме.
  2. Документ, удостоверяющий личность.
  3. Индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения педагогического работника в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагогического работника в развитие системы образования в межаттестационный период (индивидуальная папка):

при аттестации на первую квалификационную категорию:

  • стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования;
  • результаты развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • личный вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

при аттестации на высшую категорию:

  • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования;
  • результаты развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • результаты активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

При подаче индивидуальной папки через МФЦ необходимо учитывать, что документы, содержащиеся в индивидуальной папке, должны быть заверены работодателем, иметь объем не более 15 листов с одной стороны. Прошивать документы и предоставлять опись не требуется.

При осуществлении записи на прием в СПб ГКУ «Центр аттестации и мониторинга» для последующей подачи индивидуальной папки в бумажном виде необходимо учитывать, что документы, содержащиеся в индивидуальной папке, должны быть оформлены в виде единого комплекта документов, включающего опись документов, оформленную по форме, для чего они должны быть прошиты, пронумерованы и подписаны уполномоченным лицом организации, осуществляющей образовательную деятельность, подпись которого заверяется печатью образовательной организации. К индивидуальной папке должна прикладываться прошитая и пронумерованная копия описи документов, заверенная работодателем в установленном порядке.

Заверенная работодателем копия документа, подтверждающего факт установления ранее первой (высшей) квалификационной категории по занимаемой должности. Для заявителей, не имеющих ранее установленную квалификационную категорию, предоставление данного документа не предусмотрено.

Указанные документы подаются в период с 15 августа до 15 мая.

II. Дополнительные документы (в случае обращения доверенного лица заявителя):

  1. Документ, удостоверяющий личность представителя.
  2. Доверенность, оформленная в соответствии с действующим законодательством и подтверждающая наличие у представителя прав действовать от лица заявителя, определяющая условия и границы реализации права представителя на получение государственной услуги.

Основания для отказа в приеме документов:

  • непредставление заявителем документа, удостоверяющего личность, или представление документа, удостоверяющего личность, с истекшим сроком действия или недействительного документа, удостоверяющего личность;
  • непредставление представителем документов, подтверждающих его полномочия по представлению интересов заявителя.

Права

Учитель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на сокращенную продолжительность рабочего времени;

— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения ;

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.7. .

Запреты и ограничения для всех

К преподавательской деятельности не допускаются лица, имеющие судимость, лишенные права трудиться в этой сфере, а также недееспособные.

Учителя и воспитатели обязаны проходить регулярные медицинские осмотры. При выявлении заболеваний (в частности психиатрических), не позволяющих выполнять такую работу, претендовать на должность в образовательных учреждениях также нельзя.

Ограничением может стать и непрохождение аттестации. В соответствии с законом «Об образовании в РФ», преподаватели обязаны регулярно подтверждать свое соответствие занимаемой должности. Исключение составляют сотрудники вузов, имеющие ученые звания.

В чём заключается особенность педагогической деятельности

Социальная значимость педагога определят особенности его деятельности. Схему работы можно определить как «человек человеку». Объектом здесь будет являться ученик, причем поведение объекта деятельности постоянно меняется.

Переоценить труд педагога сложно, ведь они закладывают основы в головы молодых школьников и студентов. Поэтому отличительной особенностью педагогической деятельности является и повышенная ответственность. В этой профессии, как ни в какой другой необходима нацеленность на результат. Философ Платон описывал деятельность педагога, сравнивая ее с работой башмачника.

Если башмачник будет плохим мастером своего дела, то у людей будет лишь некачественная обувь, плохая работа педагога станет причиной нескольких поколений глупых и необразованных людей. Также можно отметить, что при всей своей направленности на предоставление компетентных знаний и умений, преподаватель — это еще и социальный работник.

Деятельность преподавателя является исключительной из всех, так как затрагивает не одну сферы человеческой деятельности: обучение, воспитание, закрепление морального облика, теории и практика самоанализа и многое другое.

Можно смело заявить, что основными особенностями работы педагога являются: усиленная социальная направленность, ответственность перед обществом, нацеленность на результат, творческий подход, высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью повышения уровня мастерства, общение с молодежью и личностный рост.

Кто такой специалист

Начать следует с истоков. Слово «specialist» латинского происхождения и означает «особенный, частный». Практически с тем же значением это слово перекочевало и в другие европейские языки. Непосредственно в русский язык оно пришло из польского языка.

Слово специалист принято употреблять в нескольких значениях, которые имеют свои нюансы. Каждый из них уместен только в определенном контексте.

Итак, в первом своем значении – это квалификация, которая присваивается выпускнику учебного заведения. Причем здесь подразумевается не только вуз, но и любое средне-специальное училище или техникум. Данное определение чаще всего встречается в большинстве справочников. В настоящее время такая квалификация присваивается практически только в одной России, в остальных странах (в том числе и СНГ) переходят на европейские стандарты образования, где такая квалификация упразднена.

Специалистом принято называть человека, хорошо разбирающегося в некоторых областях знаний. При этом их может быть несколько, главное, чтобы человек был в них достаточно сведущ, чтобы помочь другим. Есть и слова-синонимы: знаток своего дела, на все руки мастер и так далее.

Ответственность

Учитель несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с .

Руководитель кадровой службы

Согласовано:

С инструкцией ознакомлен:

Обязательно ли прохождение аттестации?

Оценка профессиональных навыков педагога может проводиться внутри образовательной организации, поэтому получение первой или высшей категории не является обязательным действием.

Аттестоваться или нет – личное решение каждого человека, никто не вправе требовать от него прохождения добровольной аттестации. Преподаватель сам подает заявление в установленные сроки и готовит необходимые материалы.

Конечно, подтверждение профессионального опыта будет несомненным преимуществом при приеме на работу. На свободное место могут взять другого кандидата, имеющего более высокий статус.

Если сотрудник не желает тратить свои силы и личное время на прохождение процедуры, он может не подавать заявку. Однако избежать подтверждения занимаемой должности нельзя. Это обязательное условие работы, проходить его нужно каждые пять лет.

Отличия аттестации и подтверждения на соответствие занимаемой должности

Бывает, что человек несколько лет успешно ведет уроки и не хочет аттестоваться. Для таких случаев разработали другую обязательную аттестацию – получение статуса «Соответствие занимаемой должности» (СЗД).

Основные отличия двух процедур заключаются в следующем:

  • получение статуса СЗД проходит на уровне образовательной организации в специально собранных для этого аттестационных комиссиях, тогда как уровень квалификации присваивают на уровне области;
  • при получении статуса СЗД оплата труда гораздо ниже, чем при наличии даже первой категории;
  • проведение тестирования на подтверждение занимаемой должности сильно упрощено по сравнению с оформлением портфолио (индивидуальной папки) и сбором нужных для аттестации документов.

Получение официально подтвержденной квалификации положительно влияет на зарплаты педагогических работников. Постоянно меняются требования к проведению процедуры, которые отличаются в разных регионах. Стоит следить за новшествами в порядке аттестации и всегда быть к ним готовыми.

Квалификационные характеристики должностей работников образования

Должностные обязанности:

  1. Организовывать обучение и воспитание учащихся, основываясь на специфике предмета и особенностей психологического и физического развития обучающихся. Отстаивать новые образовательные программы, методы и приемы, внедрение которых не противоречит федеральным образовательным стандартам.
  2. Формировать культурный образ личности, преподносить основы социального и морального облика гражданина.
  3. Оценивать результативность обучающихся по предмету.
  4. Соблюдать нормы поведения, уважать права и свободу, человеческое достоинство обучающихся.
  5. Следить за дисциплиной, посещаемостью и моральным обликом учащихся, не посягая на их честь и репутацию
  6. Обеспечивать безопасность обучающихся во время образовательного процесса, соблюдать правила пожарной и охрану труда.
  7. Участвовать в педагогических советах или иных собраниях учреждения. Вносить предложения по улучшению и модернизации учебного процесса в меру своей компетентности.
  8. Поддерживать обратную связь с родителями учащихся или лицами, выполняющими эту роль.

ЕКСД при заключении трудового договора

Под адаптацией ЕКСД к реально существующим трудовым правоотношениям понимается также и включение должностных характеристик в текст трудового договора.

Например, в трудовой договор должны быть включены следующие квалификационные признаки должностей, указанные в ЕКСД:

  • льготы, гарантии или ограничения, предусмотренные законом;
  • право на дополнительный отпуск;
  • право на дополнительный выходной;
  • право на сокращенный рабочий день;
  • право на получение спецодежды, средств индивидуальной защиты;
  • право на льготную пенсию и т.д.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать заключение о том, что ЕКСД является базовым документом для составления индивидуальных трудовых договоров и должностных инструкций. Помимо этого, содержащиеся в ЕКСД квалификационные признаки должностей и специальностей позволят осуществить правильный подбор кадров и унифицировать должностные обязанности.