Понятие, задачи и функции муниципальной службы в российской федерации

Оглавление статьи

Правовая поддержка муниципальной службы

Правовое регулирование деятельности муниципальной службы ведется на следующих уровнях:

  1. Федеральный уровень. Муниципальная служба должна осуществляться на основе принципов, закрепленных в Конституции. Согласно им любая власть в России должна строиться на демократическом начале. Народ признается единственным источником власти, реализующий свои властные полномочия через органы государственной власти и местного самоуправления. Согласно статье 12, за последними закреплено право самостоятельного осуществления «дарованных» полномочий. При этом Конституция четко разделяет государственную власть и местное самоуправление, которое не входит в систему государственных органов. Кто может стать муниципальным служащим, каков порядок осуществления полномочий муниципальным служащим, каковы условия прекращения муниципальной службы – все эти вопросы регулируются федеральными законами № 131 от 2003 года (устанавливает общие начала осуществления местного самоуправления в России) и № 25 от 2007 года (регламентирует деятельность муниципальной службы);
  2. Региональный уровень. Основу составляет законодательство субъектов России. Оно устанавливает круг полномочий муниципальной службы для решения конкретных общественных и муниципальных вопросов, денежное довольствие для каждой муниципальной должности, правила становления на муниципальную должность и случаи прекращения службы в муниципальных органах власти. Все эти аспекты должны четко соответствовать действующему Трудовому Кодексу России, так как итогом становления на муниципальную должность служит заключение с кандидатом трудового договора.
  3. Муниципальный уровень. Муниципальные должности, предусмотренные для конкретного муниципального образования, а также полномочия, закрепляются в Уставе муниципалитета и нормативных актах органов местной власти.

Чем муниципальный служащий не вправе заниматься

Согласно ФЗ служащий не вправе:

  • осуществлять профессиональную деятельность помимо службы (ограничение не касается творческих занятий),
  • заниматься деятельностью в сфере предпринимательства (в том числе и через оформление доверенности на третьих лиц),
  • принимать подарки в материальном или денежном эквиваленте за осуществление службы,
  • пользоваться должностью для представления интересов объединений,
  • принимать участие в митингах,
  • представлять интересы граждан в административном органе по месту несения службы.

Но работнику не запрещается заниматься педагогической деятельностью, создавать профсоюзы и получать данные, которые касаются выполнения обязанностей.

Чем муниципальный служащий не вправе заниматься

Согласно ФЗ служащий не вправе:

  • осуществлять профессиональную деятельность помимо службы (ограничение не касается творческих занятий);
  • заниматься деятельностью в сфере предпринимательства (в том числе и через оформление доверенности на третьих лиц);
  • принимать подарки в материальном или денежном эквиваленте за осуществление службы;
  • пользоваться должностью для представления интересов объединений;
  • принимать участие в митингах;
  • представлять интересы граждан в административном органе по месту несения службы.

Но работнику не запрещается заниматься педагогической деятельностью, создавать профсоюзы и получать данные, которые касаются выполнения обязанностей.

Структура местных органов

В местные органы входят:

  • представительный орган МО;
  • глава МО;
  • администрация;
  • контрольно-счетный орган МО;

Представительный орган МО избирается населением, состоит из депутатов, которые представляют интересы своих избирателей и от их имени принимают решения общеобязательного характера, действующие на территории МО.

Глава МО является высшим должностным лицом, наделен полномочиями исполнительно-распорядительного плана и решает проблемы локального характера.

Администрация является исполнительно-распорядительным органом МО. Устав МО наделяет ее полномочиями по решению местных вопросов и отдельными гос. полномочиями, предусмотренными законодательством.

В целях обеспечения внешнего финансового контроля на территории МО образуется контрольно-счетный орган МО.

Определение 3

Служба в органах местного самоуправления называется муниципальной службой.

В Законе о муниципальной службе изложены положения о поступлении на службу граждан РФ, граждан иностранных государств на основании международных договоров, положения о прохождении муниципальной службы и ее прекращении, положения об определении статуса муниципального служащего.

Закон конкретизируется законодательством субъектов РФ и уставными документами МО.

Определение 4

Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора.

Общая характеристика

Муниципальное право выступает в качестве механизма реализации задач и функций органов местной власти. Для достижения целей, поставленных перед институтом, используются познания в различных дисциплинах. Среди них, в частности, административное право, экономика, политология, социология и прочие. На их базе формируется общая теория рассматриваемого института. Понятие муниципальной службы отражает общие признаки, присущие данной сфере в любой развитой стране. В значительной степени институт интегрирован в государственный механизм. В рамках формирующихся отношений исполняются различные функции. Все они обладают общегосударственным значением. В конечном счете муниципальная служба функционирует под контролем центрального аппарата власти. При этом функции исполняются исключительно профессионалами.

Задачи

Муниципальная служба в РФ функционирует для обеспечения реализации свобод и прав гражданина и человека на территории МО. Данная задача является приоритетной, поскольку закреплена в Конституции РФ. На местные органы возлагается также организационное и юридическое обеспечение всего административного цикла. Он состоит из подготовки, принятии, формирования условий для исполнения и контроля реализации Устава МО либо прочих нормативных актов, принятых на территориальном уровне. Вместе с этим, Закон «О муниципальной службе» требует от уполномоченных субъектов обеспечения выполнения положений Конституции и прочих юридических документов, принятых в соответствии с ней. На практике и в процессе нормотворчества рассматриваемый институт призван стоять на защите интересов населения МО. Муниципальная служба должна обеспечивать взаимодействие и сотрудничество местной власти с госорганами, предприятиями, которые находятся в собственности администрации, а также с прочими субъектами, осуществляющими хозяйственную деятельность и располагающимися на территории населенных пунктов, городских округов и пр

Немаловажной задачей является и оптимизация общественно-экономических и прочих условий жизни населения, удовлетворение его нужд в каждой административной единице. Преобразования, которые проходят в современной России, предопределяют и изменения в структуре местной власти

Аппараты территориальных органов трансформируются в один из ключевых институтов гражданского общества.

На что уполномочен муниципальный служащий?

В Уставе муниципалитета устанавливается список муниципальных должностей с указанием конкретных прав и обязанностей. К общим правам отнесены:

  • право на ознакомление с материалами своего личного дела и документацией, устанавливающей круг полномочий для определенной должности;
  • право на технически оснащенное рабочее место для выполнения поставленных задач;
  • право на карьерный рост;
  • право на участие в принятии значимого решения либо самостоятельное принятие данного решения, если этот вопрос входит в круг полномочий для определенной муниципальной должности;
  • право на официальные запросы информации от органов государственной власти, правоохранительных органы, иных организаций, которая необходима для выполнения служащим своих должностных обязанностей;
  • право беспрепятственно проходить на территорию организаций, если этого требует исполнение поставленных должностных задач;
  • право на внесение предложений по усовершенствованию деятельности муниципальной службы (инициатива подается в письменном виде в органы местного самоуправления или органы государственной власти);
  • право быть стороной в судебном заседании (истцом, ответчиком, третьим лицом);
  • право на повышение квалификации путем финансирования из средств местного бюджета;
  • право быть членом любой законной партии, право на создание профессионального союза.

Понятие и принципы муниципальной службы

Муниципальная служба — это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Таким образом, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса муниципальными служащими не являются.

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установил общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации.

Основными принципами муниципальной службы являются:

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
  • профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
  • стабильность муниципальной службы;
  • доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
  • взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  • единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
  • правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
  • ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
  • внепартийность муниципальной службы.

Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета.

Минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации при определении минимальных местных бюджетов.

Муниципальная служба и государственная гражданская служба тесно связаны между собой. Эта взаимосвязь обеспечивается посредством:

  • единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
  • единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
  • единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
  • соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
  • соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и членов их семей в случае потери кормильца.

Сотрудники уполномоченных органов

Муниципальная служба является публичной деятельностью. Органы местной власти не считаются государственными. В этой связи сотрудники в них не являются госслужащими. Это означает, что деятельность работников предполагает исполнение полномочий территориальных органов, находящихся в подчинении МО. Соответственно, сотрудники структур получают зарплату из местного бюджета. Муниципальные служащие – граждане России, занимающие в установленном порядке должности, включенные в штат органов территориальной администрации. Каждый сотрудник имеет соответствующий квалификационный разряд. Как и с другими работниками, с ними заключается трудовой договор. В соглашении устанавливаются конкретные полномочия и функции, определяется величина денежного содержания. Государство наделяет таких граждан соответствующим социально-юридическим статусом. Он определяется федеральными и региональными законами. Представляется, что должностные лица местных органов по своему статусу не отличаются от сотрудников госструктур. Такой вывод следует из того, что их обязанности, полномочия, ответственность, порядок зачисления в штат и исключения из него одинаковы. Вместе с этим, существуют обособленные механизмы, которыми регулируются муниципальные службы. Какие должности устанавливаются в местных структурах? Этот вопрос решается на региональном уровне и в администрации МО.

Похожие термины:

  • обязанность и готовность муниципального служащего отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия; наступает в результате нарушения им законности, служебной дисциплины, неисполнени

  • граждане Российской Федерации, осуществляющие профессиональную служебную деятельность (исполняющие профессиональные обязанности) по занимаемым должностям государственной или муниципальной с

  • гражданин, достигший 18 лет, отвечающий квалификационным требованиям муниципальной должности в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

  • процесс приобретения теоретических знаний, практических умений и навыков в объеме требований квалификационной характеристики начального уровня квалификации. Подготовка муниципальных служащих

  • требования к замещающим муниципальные должности работникам, характеризующие степень и вид профессиональной обученности служащего, уровень мастерства, степень годности к выполнению труда по опр

  • один из основных принципов муниципальной службы (см. Принципы муниципальной службы), отражающий сущность муниципальной службы как профессиональной деятельности. Профессионализм означает компле

  • принцип муниципальной службы в Российской Федерации, предполагающий, с одной стороны, защиту муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи

  • сводный перечень сведений о прохождении муниципальными служащими муниципальной службы, который осуществляется кадровой службой органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципа

  • принцип муниципальной службы, предполагающий гласность и прозрачность муниципальной службы для местного сообщества, доступность общественному контролю, активное информирование местного сообщ

  • наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок). Служебная дисциплина — обязательное соблюдение служебного распорядка (в

  • Термин «квалификация» обозначает определение чьей-либо пригодности для той или иной деятельности на основе наличия необходимых знаний, навыков и умений, а слово «разряд» — категорию, степень, ур

  • ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

    порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений, в котором по заявлению гражданина или организации оспариваются решение или действие (бездействие), нарушающие, по

  • порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений, в котором по заявлению гражданина или организации оспариваются решение или действие (бездействие), нарушающие, по

Обязанности муниципального служащего

Если говорить кратко, в перечень должностных обязанностей работника входит следующее:

  • защита прав и интересов граждан Российской Федерации;
  • урегулирование конфликтных ситуаций, не допущение их развития;
  • корректное и уважительное поведение;
  • равное беспристрастное отношение ко всем слоям населения;
  • добросовестное выполнение работы;
  • соблюдение правовых норм;
  • принятие и рассмотрение в установленный срок жалоб;
  • предоставление доступа к документам, которые касаются интересов граждан;
  • не разглашение информации, которая подпадает под категорию государственной тайны не только во время несения службы, но и после увольнения;
  • соблюдение пунктов должностных инструкций и внутреннего распорядка.

Указанные требования свидетельствуют, что работник обязан быть честным, ответственным, образованным, внимательным, тактичным, спокойным и доброжелательным. Поэтому в муниципальную службу попадают только лучшие кадры.

Задачи и функции муниципальной службы

Муниципальная служба должна обеспечивать права и свободы человека в рамках МО, реализовывать положения основного документа страны, федеральных законов, законодательства субъектов РФ, уставных документов МО, НПА органов местного самоуправления. В обязанности муниципальной службы входит создание оптимальных условий жизни населения МО в соответствии с интересами, обычаями и традициями. Служба должна формировать условия для работы органов на местах, профессионально обеспечивать данную деятельность, а также защищать интересы и права населения. Муниципальной службой готовятся и принимаются решения в пределах допустимых полномочий, организуются мероприятия по их исполнению.

Замечание 1

Основная задача муниципальной службы – обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения через органы местного самоуправления и непосредственно.

Можно перечислить несколько основных функций службы.

Планирование. Служба разрабатывает программы долгосрочного характера, составляет планы деятельности на короткие и длительные периоды по решению задач местного самоуправления. При помощи планирования служба формулирует условия, необходимые для решения вопросов, устанавливает последовательность обеспечения этих условий, определяет порядок конкретной деятельности по решению того или иного вопроса, указывает на то, какими должны быть результаты деятельности. Муниципальной службой осуществляется планирование по правотворческой, финансовой деятельности, по исполнению федерального законодательства, по проведению мероприятий на территории.

Регулирование. Служба упорядочивает общественные отношения в области управления на местах, устанавливает связи между субъектами.

Распорядительство. Муниципальная служба дает конкретные указания исполнителям.

Координация. Служба устанавливает взаимоотношения между органами местного самоуправления и гражданами, организациями, местными органами других МО, органами гос. власти субъектов РФ, федеральными органами гос. власти. Также связь устанавливается между структурными подразделениями и муниципальными служащими.

Контроль. Служба устанавливает насколько соответствует состояние дел требуемому стандарту, изучает и оценивает результаты муниципальной деятельности, устанавливает что намечено и что сделано в системе управления МО. Муниципальная служба проверяет насколько качественно, полно и своевременно выполнены задачи субъектами правовых отношений.

Учет и информационное обеспечение. Служба проводит сбор сведений о результативности деятельности органов на местах, о движении финансовых средств, об объектах муниципальной собственности.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Муниципальная служба — определение, функции и особенности

Под термином подразумевают профессиональную деятельность граждан, направленную на выполнение муниципальными органами полномочий, установленных законодательством.

Основные принципы службы включают:

  1. Права гражданина и его свобода имеют приоритетное значение.
  2. Гражданам предоставляются равные права и условия для доступа к службе.
  3. Работниками являются только компетентные профессионалы.
  4. Самостоятельность в осуществлении деятельности и принятия решений.
  5. Предоставление гарантии социальной защиты каждого должностного лица службы.
  6. Служба обязана находиться вне партийных организаций.

Основной функцией является социальная защита граждан. При напряженной обстановке в обществе, должностные лица проводят работы по урегулированию конфликтных ситуаций. Их деятельность направлена на поддержание стабильности.

Признаки, которые лежат в основе работы службы:

  1. Публичное осуществление деятельности.
  2. Обязательное замещение должностей, которые не относятся к выборным.
  3. Постоянность.

Муниципальная служба: понятие и правовое регулирование

В ч. 4 ст. 32 Конституции РФ говорится о том, что граждане Российской Федерации имеют равный доступ к гражданской службе.

Таким образом, закон N 131-ФЗ предполагает достаточно широкие правовые основы муниципальной службы трех уровней:

    • федеральный закон;
    • закон субъекта РФ;
    • устав муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 3 этого Закона правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция РФ, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (далее — законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Федеральный закон 2007 г. определяет более широкую правовую базу муниципальной службы, включая в нее, с одной стороны, основополагающие акты, с другой — даже решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные акты.

Федеральный закон 2007 г. оперирует двумя понятиями: муниципальная должность и должность муниципальной службы. Лиц указанных в ч. 2 ст. 1, Закон не называет муниципальными служащими, хотя все они считаются замещающими муниципальные должности и могут получать оплату за свою работу (избираемые населением депутаты представительного органа, глава муниципального образования, члены контрольного органа; избираемые представительным органом глава муниципального образования, другие должностные лица из числа депутатов, например заместитель председателя представительного органа, и т.п.; члены сформированной представительным органом избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса, в том числе ее председатель, заместитель председателя и секретарь; руководитель контрольного органа, сформированного на выборах населением, избранный этим органом из своего состава).

Если речь идет о муниципальных служащих, ими являются лица, которые занимают должности муниципальной службы.

При определении того, что есть муниципальная служба, надо руководствоваться ст. 2 Закона 2007 г., где говорится (ч. 1): муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Характерные черты муниципальной службы:

    1. профессиональная деятельность соответствующего лица;
    2. осуществляется на постоянной основе;
    3. предполагает занятие одной из должностей муниципальной службы;
    4. замещается лишь на основании договора (контракта).

Только наличие всех перечисленных условий в совокупности позволяет считать лицо муниципальным служащим и отличать его по статусу от лиц, занимающих муниципальную должность (например, член избирательной комиссии с правом решающего голоса находится на муниципальной должности, но не по контракту (трудовому договору), а в силу решения представительного органа об утверждении состава комиссии; депутат, перешедший на работу в представительный орган на постоянной основе, делает это также не по контракту, трудовому договору, а на основании решения представительного органа; в то же время работник аппарата избирательной комиссии или аппарата представительного органа занимает свою должность по трудовому договору и является муниципальным служащим).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) могут быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом 2007 г.

Принципы муниципальной службы

    1. приоритет прав и свобод человека и гражданина;
    2. равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
    3. профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
    4. стабильность муниципальной службы;
    5. доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
    6. взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
    7. единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
    8. правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
    9. ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
    10. внепартийность муниципальной службы.

Муниципальные образования, где осуществляется местное самоуправление

Местное самоуправление осуществляется в пределах следующих МО:

  • городское поселение – город или поселок, где управление осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы;
  • сельское поселение – территория одного или нескольких сельских населенных пунктов, где управление осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы;
  • муниципальный район – несколько поселений и межселенных территорий, объединенных территориально, где управление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческой направленности непосредственно населением либо через выборные органы, которые наделены правом осуществления отдельных гос. полномочий федеральными законами и законами субъектов РФ;
  • городской округ – поселение городского типа, не находящееся в составе муниципального района, органы местного самоуправления решают вопросы местного значения и отдельные гос. полномочия, определенные законом;
  • городской округ с внутригородским делением – городской округ, где образованы внутригородские районы как муниципальные образования;
  • внутригородской район – МО городского типа, находящееся на части территориального городского округа с внутригородским делением, где управление осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы. Внутригородские районы образуются в соответствии с законами субъекта РФ и уставом городского округа;
  • внутригородская территория города федерального значения – часть города, где управленческая деятельность осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы.

Муниципальная служба может быть создана в пределах МО и созданных в нем органов. Служащие муниципалитетов осуществляют функции местного самоуправления и практически воплощают задачи, поставленные перед местными органами. Деятельность муниципального служащего связана с обеспечением полномочий местных органов, призванных от имени населения решать проблемы, имеющие локальный характер. Служащим муниципалитетов не свойственны бюрократические проявления в отличие от гос. служащих, потому что население контролирует их деятельность.

Определение 2

Органы на местах – часть профессионального публично-властного аппарата страны, обладающая самостоятельностью.

Специфика должностей

Классификация обязанностей в соответствии с нормативными актами основывается на дифференциации определений. Муниципальная должность предусматривается в Уставе МО, согласно региональному закону. Она предполагает полномочия на решение территориальных вопросов и ответственность за их реализацию. Муниципальной считается также должность в местных органах власти. Они также формируются в соответствии с Уставом МО. Сотрудники наделяются определенными обязанностями по выполнению и обеспечению реализации полномочий местного органа, а также ответственностью за исполнение своих функций. Должность муниципальной службы – штатное место в структурах МО. Субъект, поступающий на нее, наделяется кругом обязанностей, им полагается денежное содержание. Сотрудники несут ответственность за реализацию полномочий. Глава МО утверждает штатное расписание в соответствии со структурой, определенной в Уставе.

Кто может стать муниципальным служащим?

Муниципальным служащим может стать гражданин страны, которому исполнилось 18 лет. Он должен быть полностью дееспособным и не иметь судимости. Квалификационные требования для каждой муниципальной должности закрепляются в федеральных законах и правовых актах муниципального образования. Кандидат должен им соответствовать.

С «подходящим» соискателем на должность заключается трудовой договор, в соответствии с которым устанавливается заработанная плата и круг обязанностей. Работодателем выступает непосредственно глава муниципалитета. Хоть муниципальные должности и не являются выборными, но кандидаты на замещение той или иной вакансии могут избираться:

  • из числа должностных лиц органа местного самоуправления – в этом случае работодателем выступает муниципалитет в лице руководителя этого органа;
  • населением муниципалитета путем проведения местных выборов (депутаты) – в этом случае работодателем по договору будет выступать муниципальное образование в лице председателя избиркома этого муниципалитета.

Следует обратить внимание на то, что муниципальный служащий и работник органов местного самоуправления – не одно и то же. В первом случае речь идет о должностных лицах, которые уполномочены обеспечивать исполнение полномочий органами местного самоуправления

Вторые исполняют трудовые обязанности, которые не связаны с решением вопросов «местного» значения. Это, например, обслуживающий персонал, сотрудники вспомогательных служб.

Обязанности муниципального служащего

В обязанности муниципального служащего входит:

  • Осуществлять полномочия в соответствии с действующим законодательством страны и в пределах своих полномочий. В случае поступления от руководства указания, исполнение которого заведомо приведет к незаконным действиям со стороны муниципального служащего, последний должен довести в письменном виде о данном случае вышестоящему руководству и уведомить об отказе в выполнении данного поручения.
  • Выполнять свои должностные обязанности в строгом соответствии с установленными сроками.
  • Беречь муниципальное имущество.
  • Не разглашать сведения, которые являются государственной или иной тайной, охраняемой государством.

Основные особенности ГГС

Должности гражданской ГС подразделяются на категории: руководителей, советников (помощников), специалистов и обеспечивающих специалистов. К группам гражданской ГС относятся: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности.

На ГГС имеют право поступать лица старше 18 лет, владеющие государственным языком РФ и подходящие по квалификационным критериям, установленным ФЗ. К квалификационным требованиям относятся: уровень профессионального образования, стаж гражданской службы или опыт работы по специальности, направление подготовки, профессиональные навыки и знания. Высшим образованием должны обладать кандидаты на посты руководителей, советников, специалистов и обеспечивающих специалистов главной и ведущей групп должностей ГС.

Прием на гражданскую службу соответствующего лица производится в результате проведения конкурса, проводимого специально созванной комиссией. В результате успешного прохождения данного конкурса с гражданином заключается контракт, срок действия которого может быть ограничен (от одного до пяти лет) или не иметь даты окончания. Законом также установлен предельный возраст лица, занимающего должность гражданской ГС, — 60 лет (в исключительных случаях — 65 лет, а для федеральных госслужащих руководителей высшей группы — 70 лет, по решению президента страны).

Гражданские государственные служащие обязаны раз в три года проходить аттестацию. А в случае их желания получить классный чин по собственной инициативе или по наступлению срока (для некоторых категорий работников, перечисленных в ч. 2 ст. 11 ФЗ-79) — еще и сдать квалификационный экзамен.

В момент приема на рассматриваемую службу гражданин обязан предоставить сведения о своем имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера, а в некоторых случаях и аналогичные сведения о членах своей семьи (супруге и несовершеннолетних детях). Помимо этого, госслужащий обязан предоставлять и сведения о своих расходах (расходах своей семьи).

Оплата труда госслужащего ежегодно индексируется и увеличивается с каждым годом соразмерно стажу. За отработанные 1-5 лет к заработной плате прибавляется 10%, за 5-10 лет — 15%, за 10-15 лет — 20%, а свыше 15 лет — 30%.

Что представляет собой муниципальная служба?

На федеральном уровне муниципальная власть трактуется как профессиональная трудовая деятельность, которая осуществляется физическими лицами без ограничения времени ее ведения. Следует отметить, что должности, которые отнесены к муниципальной службе, определены Уставами муниципалитета. Ставленник на данную должность не выбирается народом, а трудоустраивается на нее в соответствии с действующим трудовым законодательством. Требования, выдвигаемые к кандидатам на вакансию муниципальной должности, прописываются в законе соответствующей административно-территориальной единицы государства, на территории которой действует муниципальная служба. В нем же указывается круг вопросов, которые уполномочен разрешать муниципальный служащий, который замещает данную муниципальную должность. Указываются его права, обязанности и ответственность.