Оглавление статьи
Муниципальная служба
Муниципальная служба — это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора.
Должности муниципальной службы – должности в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям.
В настоящее время в муниципалитетах Ростовской области трудится порядка 11,3 тысячи специалистов, в обязанности которых входит ежедневное решение актуальных вопросов социально-экономического развития муниципальных образований, из них более 10 тысяч человек с высшим образованием.
В 2013 году постановлением Праительства Ростовской области от 25.09.2013 № 602 была утверждена государственная программа Ростовской области «Региональная политика» в рамках которой действует подпрограмма «Развитие муниципального управления и муниципальной службы в Ростовской области, дополнительное профессиональное образование лиц, занятых в системе местного самоуправления».
Основными целями подпрограммы являются:
— совершенствование муниципального управления, повышение его эффективности;
— совершенствование организации муниципальной службы в Ростовской области, повышение эффективности исполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей.
Для достижения данной цели подпрограммой предусмотрено решение следующих задач:
- совершенствование правовых и организационных основ местного самоуправления, муниципальной службы;
- повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в области муниципального управления;
- оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления;
- обеспечение дополнительного профессионального образования лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих;
- развитие системы подготовки кадров для муниципальной службы, дополнительного профессионального образования муниципальных служащих;
- повышение гражданской активности и заинтересованности населения в осуществлении местного самоуправления;
- внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности муниципальных служащих, обеспечение условий для их результативной профессиональной служебной деятельности;
- оптимизация штатной численности муниципальных служащих;
- повышение престижа муниципальной службы;
- привлечение на муниципальную службу квалифицированных молодых специалистов, укрепление кадрового потенциала органов местного самоуправления Ростовской области.
В результате реализации подпрограммы ожидается повышение доверия граждан к муниципальным служащим, совершенствование нормативной правовой базы муниципальной службы и механизмов ее реализации, повышение открытости и престижа муниципальной службы, улучшение профессиональной компетентности муниципальных служащих и качественного состава кадров муниципальной службы.
Особенности правового статуса муниципальных служащих
Деятельность МС регулируется специальным нормативно-правовым актом — ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Из этого закона можно получить следующую информацию:
- права и обязанности служащих;
- ограничения и запреты, установленные для местных чиновников;
- требования к служебному поведению;
- особенности проведения конкурса на замещение должностей и т.д.
Несмотря на существование специального закона, нормы Трудового кодекса РФ также распространяют свое действие на МС. Однако, в отличие от большинства работников, которые трудятся на общих основаниях, для МС предусмотрен ряд привилегий.
Так, например, они имеют право на более продолжительный ежегодный отпуск, а также на доплаты к пенсии. Кроме того, находящиеся на муниципальной службе работники могут получить дополнительное профессиональное образование (обучение будет оплачено из средств местного бюджета).
А какие запреты установлены для местных чиновников?
Как и государственная служба, муниципальная — это не только определенные привилегии, но и немалое количество ограничений и запретов. Если вы станете служащим в местном органе власти, нужно быть готовым к тому, что вам запретят:
- заниматься предпринимательской деятельностью (о собственном бизнесе придется забыть);
- публично высказываться о деятельности местной власти (т.е. критиковать местных чиновников — во всяком случае, публично — вы больше не сможете);
- принимать звания и награды от иностранных государств без разрешения работодателя;
- разглашать конфиденциальные сведения и служебную информацию;
- выезжать в командировки за счет средств других лиц (если об оплате командировки договорится сам орган власти, то можно);
- быть поверенным третьих лиц в органах власти;
- заниматься оплачиваемой деятельностью без письменного разрешения работодателя (если оплата будет происходить за счет средств иностранных государств) и т.д.
Также после поступления на муниципальную службу потребуется отчитываться обо всех своих доходах и расходах (а также о расходах и доходах мужа/жены и несовершеннолетних детей).
То есть просто так купить квартиру уже не получится: вы будете обязаны рассказать работодателю, за какие именно средства приобреталась недвижимость. И еще один момент, к которому не все бывают готовы: сведения о доходах, расходах и принадлежащем вам и членам семьи имуществе будут публиковаться в открытых источниках (на сайте органа власти, в котором вы работаете).
Муниципальные образования, где осуществляется местное самоуправление
Местное самоуправление осуществляется в пределах следующих МО:
- городское поселение – город или поселок, где управление осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы;
- сельское поселение – территория одного или нескольких сельских населенных пунктов, где управление осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы;
- муниципальный район – несколько поселений и межселенных территорий, объединенных территориально, где управление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческой направленности непосредственно населением либо через выборные органы, которые наделены правом осуществления отдельных гос. полномочий федеральными законами и законами субъектов РФ;
- городской округ – поселение городского типа, не находящееся в составе муниципального района, органы местного самоуправления решают вопросы местного значения и отдельные гос. полномочия, определенные законом;
- городской округ с внутригородским делением – городской округ, где образованы внутригородские районы как муниципальные образования;
- внутригородской район – МО городского типа, находящееся на части территориального городского округа с внутригородским делением, где управление осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы. Внутригородские районы образуются в соответствии с законами субъекта РФ и уставом городского округа;
- внутригородская территория города федерального значения – часть города, где управленческая деятельность осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы.
Муниципальная служба может быть создана в пределах МО и созданных в нем органов. Служащие муниципалитетов осуществляют функции местного самоуправления и практически воплощают задачи, поставленные перед местными органами. Деятельность муниципального служащего связана с обеспечением полномочий местных органов, призванных от имени населения решать проблемы, имеющие локальный характер. Служащим муниципалитетов не свойственны бюрократические проявления в отличие от гос. служащих, потому что население контролирует их деятельность.
Определение 2
Органы на местах – часть профессионального публично-властного аппарата страны, обладающая самостоятельностью.
Структура местных органов
В местные органы входят:
- представительный орган МО;
- глава МО;
- администрация;
- контрольно-счетный орган МО;
Представительный орган МО избирается населением, состоит из депутатов, которые представляют интересы своих избирателей и от их имени принимают решения общеобязательного характера, действующие на территории МО.
Глава МО является высшим должностным лицом, наделен полномочиями исполнительно-распорядительного плана и решает проблемы локального характера.
Администрация является исполнительно-распорядительным органом МО. Устав МО наделяет ее полномочиями по решению местных вопросов и отдельными гос. полномочиями, предусмотренными законодательством.
В целях обеспечения внешнего финансового контроля на территории МО образуется контрольно-счетный орган МО.
Определение 3
Служба в органах местного самоуправления называется муниципальной службой.
В Законе о муниципальной службе изложены положения о поступлении на службу граждан РФ, граждан иностранных государств на основании международных договоров, положения о прохождении муниципальной службы и ее прекращении, положения об определении статуса муниципального служащего.
Закон конкретизируется законодательством субъектов РФ и уставными документами МО.
Определение 4
Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора.
Муниципальная служба: понятие и правовое регулирование
В ч. 4 ст. 32 Конституции РФ говорится о том, что граждане Российской Федерации имеют равный доступ к гражданской службе.
Таким образом, закон N 131-ФЗ предполагает достаточно широкие правовые основы муниципальной службы трех уровней:
-
- федеральный закон;
- закон субъекта РФ;
- устав муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 3 этого Закона правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция РФ, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (далее — законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Федеральный закон 2007 г. определяет более широкую правовую базу муниципальной службы, включая в нее, с одной стороны, основополагающие акты, с другой — даже решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные акты.
Федеральный закон 2007 г. оперирует двумя понятиями: муниципальная должность и должность муниципальной службы. Лиц указанных в ч. 2 ст. 1, Закон не называет муниципальными служащими, хотя все они считаются замещающими муниципальные должности и могут получать оплату за свою работу (избираемые населением депутаты представительного органа, глава муниципального образования, члены контрольного органа; избираемые представительным органом глава муниципального образования, другие должностные лица из числа депутатов, например заместитель председателя представительного органа, и т.п.; члены сформированной представительным органом избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса, в том числе ее председатель, заместитель председателя и секретарь; руководитель контрольного органа, сформированного на выборах населением, избранный этим органом из своего состава).
Если речь идет о муниципальных служащих, ими являются лица, которые занимают должности муниципальной службы.
При определении того, что есть муниципальная служба, надо руководствоваться ст. 2 Закона 2007 г., где говорится (ч. 1): муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Характерные черты муниципальной службы:
-
- профессиональная деятельность соответствующего лица;
- осуществляется на постоянной основе;
- предполагает занятие одной из должностей муниципальной службы;
- замещается лишь на основании договора (контракта).
Только наличие всех перечисленных условий в совокупности позволяет считать лицо муниципальным служащим и отличать его по статусу от лиц, занимающих муниципальную должность (например, член избирательной комиссии с правом решающего голоса находится на муниципальной должности, но не по контракту (трудовому договору), а в силу решения представительного органа об утверждении состава комиссии; депутат, перешедший на работу в представительный орган на постоянной основе, делает это также не по контракту, трудовому договору, а на основании решения представительного органа; в то же время работник аппарата избирательной комиссии или аппарата представительного органа занимает свою должность по трудовому договору и является муниципальным служащим).
Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) могут быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом 2007 г.
Муниципальная служба — определение, функции и особенности
Под термином подразумевают профессиональную деятельность граждан, направленную на выполнение муниципальными органами полномочий, установленных законодательством.
Основные принципы службы включают:
- Права гражданина и его свобода имеют приоритетное значение.
- Гражданам предоставляются равные права и условия для доступа к службе.
- Работниками являются только компетентные профессионалы.
- Самостоятельность в осуществлении деятельности и принятия решений.
- Предоставление гарантии социальной защиты каждого должностного лица службы.
- Служба обязана находиться вне партийных организаций.
Основной функцией является социальная защита граждан. При напряженной обстановке в обществе, должностные лица проводят работы по урегулированию конфликтных ситуаций. Их деятельность направлена на поддержание стабильности.
Признаки, которые лежат в основе работы службы:
- Публичное осуществление деятельности.
- Обязательное замещение должностей, которые не относятся к выборным.
- Постоянность.
Основные особенности ГГС
Должности гражданской ГС подразделяются на категории: руководителей, советников (помощников), специалистов и обеспечивающих специалистов. К группам гражданской ГС относятся: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности.
На ГГС имеют право поступать лица старше 18 лет, владеющие государственным языком РФ и подходящие по квалификационным критериям, установленным ФЗ. К квалификационным требованиям относятся: уровень профессионального образования, стаж гражданской службы или опыт работы по специальности, направление подготовки, профессиональные навыки и знания. Высшим образованием должны обладать кандидаты на посты руководителей, советников, специалистов и обеспечивающих специалистов главной и ведущей групп должностей ГС.
Прием на гражданскую службу соответствующего лица производится в результате проведения конкурса, проводимого специально созванной комиссией. В результате успешного прохождения данного конкурса с гражданином заключается контракт, срок действия которого может быть ограничен (от одного до пяти лет) или не иметь даты окончания. Законом также установлен предельный возраст лица, занимающего должность гражданской ГС, — 60 лет (в исключительных случаях — 65 лет, а для федеральных госслужащих руководителей высшей группы — 70 лет, по решению президента страны).
Гражданские государственные служащие обязаны раз в три года проходить аттестацию. А в случае их желания получить классный чин по собственной инициативе или по наступлению срока (для некоторых категорий работников, перечисленных в ч. 2 ст. 11 ФЗ-79) — еще и сдать квалификационный экзамен.
В момент приема на рассматриваемую службу гражданин обязан предоставить сведения о своем имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера, а в некоторых случаях и аналогичные сведения о членах своей семьи (супруге и несовершеннолетних детях). Помимо этого, госслужащий обязан предоставлять и сведения о своих расходах (расходах своей семьи).
Оплата труда госслужащего ежегодно индексируется и увеличивается с каждым годом соразмерно стажу. За отработанные 1-5 лет к заработной плате прибавляется 10%, за 5-10 лет — 15%, за 10-15 лет — 20%, а свыше 15 лет — 30%.
Чем муниципальный служащий не вправе заниматься
Согласно ФЗ служащий не вправе:
- осуществлять профессиональную деятельность помимо службы (ограничение не касается творческих занятий);
- заниматься деятельностью в сфере предпринимательства (в том числе и через оформление доверенности на третьих лиц);
- принимать подарки в материальном или денежном эквиваленте за осуществление службы;
- пользоваться должностью для представления интересов объединений;
- принимать участие в митингах;
- представлять интересы граждан в административном органе по месту несения службы.
Но работнику не запрещается заниматься педагогической деятельностью, создавать профсоюзы и получать данные, которые касаются выполнения обязанностей.
Муниципальная служба определение, функции и особенности
Под термином подразумевают профессиональную деятельность граждан, направленную на выполнение муниципальными органами полномочий, установленных законодательством.
Основные принципы службы включают:
- Права гражданина и его свобода имеют приоритетное значение.
- Гражданам предоставляются равные права и условия для доступа к службе.
- Работниками являются только компетентные профессионалы.
- Самостоятельность в осуществлении деятельности и принятия решений.
- Предоставление гарантии социальной защиты каждого должностного лица службы.
- Служба обязана находиться вне партийных организаций.
Основной функцией является социальная защита граждан. При напряженной обстановке в обществе, должностные лица проводят работы по урегулированию конфликтных ситуаций. Их деятельность направлена на поддержание стабильности.
Признаки, которые лежат в основе работы службы:
- Публичное осуществление деятельности.
- Обязательное замещение должностей, которые не относятся к выборным.
- Постоянность.
Организация муниципальной службы в Российской Федерации
Оглавление
Введение
Глава 1. Сущность муниципальной
службы
1.1 Понятие
муниципальной службы
.2
Классификация должностей муниципальной службы
Глава 2. Организация муниципальной
службы
2.1 Порядок
поступления на муниципальную службу
.2 Права,
гарантии и обязанности муниципального служащего
.3
Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой
Заключение
Список
литературы
Введение
муниципальный служба должность самоуправление
До недавнего времени в российском законодательстве отсутствовало понятие
муниципальной службы.
Ранее данный вопрос относился только к государственной службе.
Государственная служба давала общие понятия и регламентировала муниципальную
службу.
В данный момент времени правовая база муниципальной службы имеет
собственный правовой путь — идет развитие всех институтов муниципального права.
Органы местного самоуправления являются самостоятельной частью властного
аппарата страны. Это накладывает свой отпечаток на характер деятельности людей,
работающих в них и реализующих их полномочия. Названная деятельность — служба —
понимается как один из видов платной общественно полезной активности, состоящей
в управлении, его обслуживании.
Целью исследования данной курсовой работы является изучение понятия,
особенностей и правовых принципов муниципальной службы.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают
в процессе деятельности муниципального служащего в РФ.
Предмет исследования — теоретические и практические аспекты муниципальной
службы в РФ.
Задачами исследования курсовой работы являются следующие:
. Охарактеризовать муниципальную службу в организации местного
самоуправления;
. Рассмотреть должности муниципальной службы;
. Изучить организацию муниципальной службы.
Глава 1.
Сущность муниципальной службы
Порядок поступления граждан на муниципальную службу
Порядок поступления на муниципальную службу
Порядок поступления граждан на муниципальную службу регламентирован Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным для замещения должностей муниципальной службы. При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет: 1) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы; 2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 № 667-р; 3) паспорт; 4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые; 5) документ об образовании; 6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; 7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; 8) документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; 9) заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу (учетная форма № 001-ГС/у); 10) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера; 11) характеристику с предыдущего места работы (службы); 12) иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Сведения, представленные гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», и оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы. Поступлению на муниципальную службу и назначению на должность муниципальной службы может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу в случае: 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 2) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений; 3) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу и подтвержденного заключением медицинского учреждения; 4) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; 5) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу; 6) непредставления установленных законодательством сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; 7) после достижения возраста 65 лет — предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.