Приказ минобрнауки рф от 24.12.2010 n 2075

Оглавление статьи

Содержание ст. 333 ТК

В её начале указано, что для педагогов устанавливается сокращённая длительность рабочего времени не больше 36 часов в неделю.

Подчёркнуто, что параметры определения педагогической нагрузки могут меняться в зависимости от:

  • конкретной позиции педагога;
  • его специальности;
  • специфики выполняемой им работы.

К этим параметрам относятся:

  • длительности времени труда (нормы рабочих часов за установленную ставку зарплаты);
  • принципы определения педагогической нагрузки;
  • допустимые причины её корректировки;
  • ситуации установления максимальной длительности нагрузки.

Ответственными за эти изменения являются:

  • госструктура, занимающаяся реализацией госполитики и регулированием сферы высшего образования – в отношении профессорско-преподавательского состава;
  • госструктура, занимающаяся реализацией госполитики и регулированием сферы общего образования – в отношении других педагогов.

Рассмотренная статья закрепляет максимально допустимое значение учебной нагрузки педагогов. Частично она носит отсылочный характер, поскольку допустимая нагрузка педагогов, а также принципы её определения описываются в специальных документах профильных ведомств.

Гарантии по оплате труда для учителей и преподавателей

При применении Постановления Правительства РФ N 191 необходимо также обратить внимание на то, что для отдельных учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, предусмотрены гарантии выплаты ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой (сноска 4 Приложения к указанному Постановлению). К таким учителям относятся:

К таким учителям относятся:

  • учителя 1 — 4 классов, если отсутствие полной учебной нагрузки связано с передачей преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;
  • учителя 1 — 4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющие достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;
  • учителя русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;
  • учителя физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителя иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Указанные учителя должны быть поставлены в известность об отсутствии возможности обеспечения их полной учебной нагрузкой по этим причинам и догрузке другой педагогической работой до установленной им нормы часов преподавательской работы с сохранением ставки заработной платы в полном размере не позднее чем за два месяца до изменения этих условий.

Например, если в I — IV классах передача преподавания количества часов, предусмотренных учебным планом для проведения занятий по музыке, изобразительному искусству, физкультуре, привела к уменьшению учебной нагрузки учителей начальных классов, а оставшаяся учебная нагрузка составляет менее 20 часов в неделю, то этим учителям заработная плата должна выплачиваться в размере не ниже месячной ставки заработной платы при условии их догрузки до установленной нормы часов иной педагогической работой.

Если в школе не создана необходимая материальная база для осуществления преподавания указанных предметов учителями-специалистами или такие учителя-специалисты отсутствуют, а также в случаях, когда это нецелесообразно по другим причинам, учителя начальных классов вправе преподавать эти предметы сами, в том числе с соответствующей дополнительной оплатой за часы преподавательской работы, превышающей 20 часов в неделю.

Передача преподавания в начальных классах других предметов (например, уроков труда) без согласия учителей не допускается.

Следует отметить, что Постановлением Правительства РФ N 191 предусмотрены также гарантии сохранения заработной платы учителям общеобразовательных учреждений, преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования (сноска 4 Приложения), у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой. В таких случаях им до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

История вопроса

До апреля 2003 г. нормы часов педагогической (преподавательской) работы за ставку заработной платы в зависимости от должности, специальности педагогического работника и особенностей его труда регулировались:

  • Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15.07.1964 N 620 «О повышении заработной платы работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население» (п. 2 Приложения N 2);
  • Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.04.1984 N 318 «О повышении заработной платы учителей и других работников народного образования» (п. 4);
  • Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.04.1984 N 317 «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспитания и подготовке детей к обучению в школе» (пп. «в» п. 6);
  • Постановлением Совмина СССР от 08.12.1990 N 1238 «О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии» (п. 8).

Продолжительность рабочего времени преподавателей вузов устанавливалась Постановлением СНК СССР от 22.08.1940 N 1506.

В настоящее время продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений регулируется ст. ст. 92 и 333 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ), п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13.01.1996 N 12-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями), Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».

Особенности режима рабочего времени педагогических работников регулируются Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, которое утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2006 N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (зарегистрирован Минюстом России 26.07.2006, регистрационный N 8110).

Рабочее время и оплата труда учителей, обучающих детей на дому

Особое внимание следует обратить на регулирование режима рабочего времени в каникулярный период учителей, осуществлявших в учебном году индивидуальное обучение на дому детей в соответствии с медицинским заключением. При возложении на учителей общеобразовательных учреждений, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением учебные часы, предусмотренные на эти цели, должны включаться в их учебную нагрузку на общих основаниях, а в каникулярный период указанные учителя в соответствии с абз

2 п. 4.2 Положения об особенностях режима рабочего времени должны привлекаться к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения на дому таких детей, установленного им до начала каникул также на общих основаниях

При возложении на учителей общеобразовательных учреждений, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением учебные часы, предусмотренные на эти цели, должны включаться в их учебную нагрузку на общих основаниях, а в каникулярный период указанные учителя в соответствии с абз. 2 п. 4.2 Положения об особенностях режима рабочего времени должны привлекаться к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения на дому таких детей, установленного им до начала каникул также на общих основаниях.

За работу в период каникул за указанными учителями сохраняется заработная плата с учетом количества часов, приходящихся на индивидуальные занятия с детьми на дому.

Очень часто, нарушая этот порядок, работодатель пытается оправдаться тем, что медицинское заключение об обучении ребенка на дому выдано только по 31 мая, но это не может служить основанием для прекращения выплаты заработной платы с учетом часов индивидуального обучения на дому, поскольку выданная справка соответствует окончанию учебного года, который заканчивается и для всех обучающихся тоже.

В случае если у учителя, ведущего в соответствии с медицинским заключением обучение ребенка на дому, учебная нагрузка по независящим от него причинам уменьшается в течение учебного года по сравнению с учебной нагрузкой, установленной при тарификации (например, обучающийся направлен в специализированное учреждение или справка выдана не на весь учебный год), то на него также распространяются гарантии по сохранению заработной платы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 191.

Следует также учесть, что в отличие от порядка, действовавшего в начале 90-х годов, обучение на дому в соответствии с медицинским заключением детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, необходимо осуществлять за счет средств, специально планируемых на эти цели, поскольку эти дети предусматриваются в списочном составе школы и должны учитываться при определении нормативов бюджетного финансирования.

Обучение на дому детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, за счет средств экономии фонда оплаты труда свидетельствовало бы о занижении финансовых нормативов, которые должны предусматриваться на каждого обучающегося.

Режим работы педагогов

В соответствии с п. 1.2 Особенностей и ст. 47 Закона № 273-ФЗ режим рабочего времени и времени отдыха педагогов, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменность учебных занятий и другие особенности работы учреждения) и устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом Особенностей.

Напомним, что гл. 16 ТК РФ предусмотрены следующие режимы рабочего времени:

1. Продолжительность недели:

  • пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;
  • шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем;
  • рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользя­щему графику;
  • неполная рабочая неделя;
  • сменная работа.

2. Продолжительность рабочего дня:

  • ненормированный рабочий день (для отдельных категорий работников);
  • неполный рабочий день (смена);
  • гибкий график (начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон);
  • разделение рабочего дня на части.

Педагогам, а особенно работающим в учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), могут быть установлены любые режимы рабочего времени, как пятидневка, так и сменный или гибкий график. При этом согласно п. 3.3 Особенностей в исключительных случаях в данных учреждениях, когда чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором.

Однако, как отмечено в Особенностях, для экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо такого режима режим работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние часы до начала занятий и в часы после их окончания, имея в виду установление суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы общая его продолжительность в неделю (месяц, квартал) не превышала среднемесячной нормы часов за учетный период.

То есть в итоге рекомендуется установление гибкого графика с суммированным учетом рабочего времени.

Что касается учителей и преподавателей, они, как правило, трудятся в режиме пяти- или шестидневной рабочей недели.

Совместительство

С согласия руководителей учреждения педагогам разрешается работа по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности, в основное рабочее время. Учитель может работать по совместительству не более 16 часов в неделю, если по основной работе половина его месячной нормы рабочего времени не превышает 16 часов. Для всех остальных педагогов работа по совместительству не должна превышать половину месячной нормы рабочего времени, исчисленной исходя из установленной продолжительности рабочей недели (пп. «б» п. 1 Постановления Минтруда России от 30.06.2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры») (далее — Постановление N 41). Согласно ст. 287 ТК РФ педагоги-совместители имеют право на получение всех гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством, коллективными договорами и локальными нормативными актами учреждений.

Каникулы и отмена занятий

Особенностью рабочего времени работников образовательных учреждений являются периоды, которые совпадают с каникулами учащихся или воспитанников. Занятия в образовательных учреждениях могут быть отменены по климатическим и санитарно-эпидемиологическим показаниям. В течение этого времени изменяются обязанности работников, поскольку занятия не проводятся.

В коллективном или в трудовом договоре с работником указывается, что периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, не совпадающие с его ежегодным основным и дополнительным отпусками, — это рабочее время. В каникулярный период преподаватели, которым объем педагогической (преподавательской) работы установлен исходя из количества часов работы в неделю, привлекаются к педагогической, организационной работе в пределах, не превышающих объема учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю, установленного до каникул. При этом за ними сохраняется установленная при тарификации заработная плата. Режим рабочего времени в каникулярный период определяется графиком работы учебного учреждения.

В периоды отмены учебных занятий (уроков) в отдельных классах либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим показаниям по сложившейся практике учителя и другие педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в пределах установленной учебной нагрузки (нормы рабочего времени). Работодатель с согласия работников в указанные периоды может не привлекать их к педагогической или организационной работе. Такие периоды нужно рассматривать как время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, и подлежат оплате в порядке, установленном абз. 2 ст. 157 ТК РФ, — в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада), если работник письменно предупредил работодателя о начале простоя. Привлечение к работе в каникулярный период, а также в период отмены занятий по таким причинам осуществляется на основании распорядительных документов образовательного учреждения.

Отличие в оплате труда на основе ставок заработной платы от оплаты труда в соответствии с должностными окладами

Отличие в оплате труда на основе ставок заработной платы от оплаты в размере должностного оклада состоит в том, что в первом случае педагогическому работнику, осуществляющему с его согласия постоянно педагогическую работу сверх установленной нормы или меньше установленной нормы, оплата производится пропорционально количеству часов учебной нагрузки (педагогической работы) в одинарном размере из расчета установленной ему ставки заработной платы. Исключением являются случаи, когда выполнение работы сверх установленной нормы осуществляется по инициативе работодателя и рассматривается как сверхурочная работа.

Например, в случае привлечения работодателем воспитателей дошкольных учреждений при неявке сменяющего работника или родителей к работе сверх установленного рабочего времени такая работа считается сверхурочной и компенсируется в порядке, предусмотренном ст. 152 ТК РФ.

Если же работнику выплачивается должностной оклад за установленную продолжительность рабочего времени, то он пропорционально не изменяется, если работник иногда привлекается к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени. Такая работа компенсируется либо как за сверхурочную работу, либо путем предоставления дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, продолжительность которого составляет не менее трех календарных дней.

Норма часов педагогической работы, установленная за одну ставку заработной платы для педагогических работников, предусмотренных в п. 3 Приложения к Постановлению Правительства РФ N 191, фактически соответствует норме их рабочего времени, в пределах которой ими выполняются свои должностные обязанности.

Например, воспитатели, норма часов за одну ставку заработной платы которых составляет 25, 30 или 36 часов в неделю в зависимости от особенностей труда в различных типах и видах образовательных учреждений, выполняют свои должностные обязанности в пределах этого количества времени.

Нормативная база

Порядок и условия оплаты труда педагогических работников предусмотрены Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации N АФ-947, Профсоюза работников образования и науки России от 26.10.2004 N 96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений«.

Дифференциация в правовом регулировании оплаты труда работников образовательных учреждений установлена по такому критерию, как тип образовательного учреждения.

Преподавателям образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной преподавательской работой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 850 педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений с 1 января 2006 г. установлено ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 1000 руб.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н утверждены Профессиональные квалификационные группы работников образования:

  • профессиональная квалификационная группа должностей работников учебно-вспомогательного персонала первого уровня;
  • профессиональная квалификационная группа должностей работников учебно-вспомогательного персонала второго уровня;
  • профессиональна квалификационная группа должностей педагогических работников;
  • профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных подразделений.

В каждой из этих групп выделяются квалификационные уровни, которым соответствуют определенные должности. Так, профессиональная квалификационная группа должностей педагогических работников включает в себя четыре уровня:

  1. квалификационный уровень:
  • инструктор по труду;
  • инструктор по физической культуре;
  • музыкальный руководитель;
  • старший вожатый;
  1. квалификационный уровень:
  • инструктор-методист;
  • концертмейстер;
  • педагог дополнительного образования;
  • педагог-организатор;
  • социальный педагог;
  • тренер-преподаватель;
  1. квалификационный уровень:
  • воспитатель;
  • мастер производственного обучения;
  • методист;
  • педагог-психолог;
  • старший инструктор-методист;
  • старший педагог дополнительного образования;
  • старший тренер-преподаватель;
  1. квалификационный уровень:
  • преподаватель;
  • преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности;
  • руководитель физического воспитания;
  • старший воспитатель;
  • старший методист;
  • учитель;
  • учитель-дефектолог;
  • учитель-логопед (логопед).

Нельзя не подчеркнуть, что квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащего квалификационные требования к профессорско-преподавательскому персоналу образовательных учреждений, до настоящего времени не принято. И это, очевидно, определяет сложность в реализации Приказа Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении Критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам».

Кроме того, реализация Приказов Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н «Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» и N 217н «Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного образования» обусловила ряд проблем для работодателя. Они связаны не только с изменениями условий оплаты труда, но и с изменениями в некоторых случаях трудовой функции работника, так как ее необходимо привести в соответствие с вводимыми профессиональными квалификационными группами. (Согласно ст. 60 Трудового кодекса РФ запрещено требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.)

В данном случае возможно изменение трудовой функции лишь в соответствии со ст. 72 ТК РФ, то есть по письменному соглашению сторон трудового договора, в частности заключив дополнительное к нему соглашение.

Дополнительный отпуск

Некоторые категории педагогических работников в силу специфики труда имеют право на дополнительный отпуск, который присоединяют к основному. Например, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск дают педагогам, работающим на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях (ст. 116 ТК РФ). Так, продолжительность такого отпуска установлена ст. 321 ТК РФ и составляет 24 и 16 календарных дней соответственно.

Перечень работников, которым полагается дополнительный отпуск за особый характер работы, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления должно определять Правительство РФ, но, к сожалению, постановлений нет. Все это можно предусмотреть коллективным договором. Дополнительные отпускные дни оплачивают по общим правилам и присоединяют к основному удлиненному отпуску.

Кроме того, действует Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», на основании ст. 14 которого право на дополнительный отпуск имеют также преподаватели, проживающие и в других северных районах, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате. Дополнительный отпуск таких работников равен 8 календарным дням.

Т.Николаева

Эксперт журнала

«Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение»