Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ ст. 45 (ред. от 02.07.2021)

Оглавление статьи

Статья 23. Типы образовательных организаций

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научных и научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Федеральный закон от 1 марта 2020 г. № 45-ФЗ “О внесении изменений в статьи 51 и 52 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (документ не вступил в силу)

2 марта 2020

Принят Государственной Думой 20 февраля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 26 февраля 2020 года

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 49, ст. 6962) следующие изменения:

1) в статье 51:

а) часть 7 изложить в следующей редакции:

«7. Права и социальные гарантии, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 статьи 47 настоящего Федерального закона, предоставляются руководителям образовательных организаций.»;

б) дополнить частью 7.1 следующего содержания:

«7.1. Руководители образовательных организаций, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки руководителям федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а руководителям образовательных организаций субъектов Российской Федерации, руководителям муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.»;

2) в статье 52:

а) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Права и социальные гарантии, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 статьи 47 настоящего Федерального закона, предоставляются заместителям руководителей образовательных организаций, руководителям структурных подразделений образовательных организаций и их заместителям.»;

б) дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. Заместители руководителей образовательных организаций, руководители структурных подразделений образовательных организаций и их заместители, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки заместителям руководителей федеральных государственных образовательных организаций, руководителям структурных подразделений федеральных государственных образовательных организаций и их заместителям, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а заместителям руководителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации, заместителям руководителей муниципальных образовательных организаций, руководителям структурных подразделений указанных образовательных организаций и их заместителям устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.».

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

1 марта 2020 года

№ 45-ФЗ

Всероссийские проверочные работы

Вопрос — ответ

Что такое Всероссийские Проверочные Работы (далее – ВПР)?
Согласно Перечню поручений по итогам заседания Государственного советапо вопросам совершенствования системы общего образования, прошедшего 23 декабря 2015 г., Президент Российский Федерации поручил Правительству Российский Федерации разработать «комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учётом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях».
Для реализации данного поручения Министерство образования и науки издало Приказ от 15 декабря 2016 г. №1598 и утвердило Комплекс мер, направленных на достижение указанных в послании целей. Согласно данному Комплексу мер Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) была обязана разработать модель проведения комплексного анализа результатов мониторинговых исследований качества общего образования, что впоследствии было введено Приказом Министерства образования и науки РФ «О проведении мониторинга качества общего образования» от 20 октября 2017 г. № 1025, согласно которому в 2017/2018 учебном году предусмотрено проведение мониторинга качества подготовки обучающихся 4-11 классов по ряду дисциплин в форме проверочных работ.
Таким образом, всероссийские проверочные работы – проверочная работа, проводимая в рамках государственного мониторинга образования, полученные результаты которой прямо направлены на достижение систематического обновления содержания общего образования. Проведение всероссийских проверочных работ является мониторинговой мерой, прямо направленной на реализацию государственных проектов путем получения информации об уровне подготовки обучающихся, качестве преподавания, первоначально не предусмотренной как форма контроля успеваемости учащихся.

Порядок пересмотра оценок в школе

Вопрос — ответ

В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ» педагогические работники пользуются следующими свободами:
1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
В свою очередь, законодательством РФ не регулируются вопросы, связанные с оцениванием обучающихся, оставляя условия и порядок введения данной процедуры на усмотрение образовательной организации. В соответствии с рекомендациями Министерства образования Российской Федерации оценивание ученика производится за освоение знаний учебной программы.
В вашем обращении вы указали, что у вас не было задания на каникулы, таким образом, вопрос вашему сыну был задан по уже пройденной учебной программе, знание которой учитель имеет право проверять и оценивать даже в первый учебный день после каникул. Таким образом, выставление удовлетворительной оценки (3) за устный опрос в первый день после каникул не противоречит законодательству РФ.
Тем не менее, каждая образовательная организация самостоятельно принимает положение о системе оценивания (называться оно может по-разному, например, «Положение о системе оценивания» или «Положение о порядке, формах и периодичности текущего контроля успеваемости»). В данном акте устанавливаются критерии и правила оценивания обучающихся, на соответствие которым вы можете проверить выставление вашему сыну оценку.

Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения

Аккредитация

Образовательная деятельность в России подлежит лицензированию. Лицензия обязательна к получению для организаций, которые обучают по программам дошкольного, общего, последипломного, дополнительного образования. Кроме того, лицензия нужна для профориентации, оказания услуг военного образования, подготовки научных кадров.

В России не подлежит лицензированию только индивидуальная трудовая деятельность, связанная с оказанием образовательных услуг, организация и проведение разовых лекций, семинаров и мастер-классов, если по их окончании не выдаются документы об образовании повышении квалификации. В силу ст. 33 237-ФЗ образовательные лицензии бессрочны.

НОУ подлежат обязательной аттестации, которая является формой государственного и социального контроля за деятельностью образовательных учреждений. Суть процедуры сводится к установлению соответствия содержания образовательных программ, уровня и качества подготовки выпускников всем требованиям госстандартов.

Аккредитация НОУ проводится Минобрнауки России на договорной основе. Инициирует аттестацию само НОУ, в связи с запасом права выдачи документов об образовании гособразца. Аттестация включает такие этапы:

  • самообследование
  • внешняя аттестационная экспертиза
  • вынесение комиссионного решения

Аккредитация – это официальное признание факта соответствия образовательных услуг НОУ госстандартам. Главнейшим последствием аккредитации НОУ является их включение в систему централизованного государственного или муниципального финансирования. Кроме государственной аккредитации, проводимой органами государственной власти в значительном порядке существует также общественная аккредитация.

Таким образом, НОУ – это некоммерческая негосударственная организация, за плату предоставляющая образовательные услуги на договорной основе. НОУ могут функционировать в разных сегментах рынка от дошкольного до профессионально-технического. Однако наибольшее количество НОУ в РФ являются ВУЗами.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Последняя редакция Закона об образовании 2019-2020. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами. Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Особенности наименования

В названии учебного заведения могут присутствовать указания на специфику работы. Например, «общеобразовательная школа с математическим уклоном». В наименовании может присутствовать указание на интеграцию учебных планов разного типа. Программа деятельности образовательной организации может предусматривать дополнительные задачи. Например, это может быть коррекция, содержание, реабилитация, психолого-педагогическое сопровождение, технологическая, научно-исследовательская и прочая работа. Указание на это также может присутствовать в названии учебного заведения.

Основные образовательные программы

                     Основные образовательные программы
       Основные      общеобразовательные      программы
    Основные профессиональные        образовательные программы
 Основные программы    профобучения
 - дошкольное        образование;        - начальное общее   образование;        - основное общее    образование;        - среднее общее     образование
     Среднее      профобразование
     Высшее      образование
- профессиональнаяподготовка попрофессиям рабочих,должностямслужащих;- переподготовкарабочих, служащих;- программыповышенияквалификациирабочих, служащих
- подготовка     квалифицированныхрабочих,         служащих;        - подготовка     специалистов     среднего звена
- бакалавриат; - специалитет; - магистратура;- подготовка   научно-        педагогических кадров в       аспирантуре    (адъюнктуре);  - ординатура;  - ассистентура-стажировка

Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и (или) профессиональной квалификации обучающихся. К дополнительным образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные программы (общеразвивающие, предпрофессиональные — это новые виды программ), дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации, профессиональной переподготовки).

Нововведением Закона об образовании является регламентация профессионального обучения по некоторым важным направлениям. В частности, отдельными статьями оговорено получение медицинского и фармацевтического образования (ст. 82), обучение в области искусств (ст. 83), физической культуры и спорта (ст. 84).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность

          Организации, осуществляющие образовательную деятельность
   Образовательные организации
   Организации, осуществляющие обучение
 - дошкольная;                   - общеобразовательная;          - профессиональная              образовательная;                - высшего образования
- научные;- для детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей;- осуществляющие лечение, оздоровление и(или) отдых;- осуществляющие социальное обслуживание;- иные юридические лица

Согласно Закону к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица. Эти организации могут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по ряду основных и дополнительных образовательных программ (ст. 31 Закона об образовании).

Кроме того, в Законе об образовании выделена отдельная статья (ст. 32), посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.

Статья 23. Типы образовательных организаций

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Правовой статус руководителя

Закон об образовании более полно раскрывает правовой статус руководителя образовательной организации (ст. 51). В частности, изменения коснулись порядка назначения или избрания на руководящую должность. Отменено предварительное согласование кандидатуры руководителя с учредителем, но уточнено, что кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации согласовываются с уполномоченным Президентом РФ и федеральным государственным органом.

Согласно новому законодательству руководитель образовательной организации может быть избран общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем. Он также может быть назначен учредителем, Президентом РФ, Правительством РФ. Более подробно оговорены требования к кандидатам. Они должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.

Закон об образовании вводит запрет на занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством, в частности ст. 331 гл. 52 ТК РФ (виды судимости, заболеваний, недееспособность).

Новый Закон оставляет запрет о совмещении должностных обязанностей руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации, дополняя его новым положением о запрете на совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования. А вот запрет на совмещение руководителей образовательных учреждений их должностей с другими руководящими должностями внутри или вне образовательных учреждений снят.

По новому Закону руководители образовательных организаций получают права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников и оговоренные в п. п. 3, 5 ч. 5 и 8 ст. 47 Закона об образовании: право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Руководители, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), также имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилья, отопления и освещения.

Одновременно новый Закон закрепляет ответственность руководителя за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации. В Законе N 3266-1 данного положения не было.

Закон об образовании вступает в силу 01.09.2013, соответственно, с этого числа Закон N 3266-1 и Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» перестают действовать.

Т.Ю.Антропова

Главный редактор журнала

«Руководитель бюджетной организации»