Оглавление статьи
Источники гражданского процессуального права
Источники гражданского процессуального права — совокупность юридических норм, регулирующих деятельность лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве, а также деятельность судов общей юрисдикции и мировых судей по гражданским делам.
Источники в гражданском процессе представляют иерархическую систему.
Верховенствующее положение занимает Конституция РФ.
Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.
Законы и иные нормативные акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции РФ.
В ст. 118 Конституции РФ закреплено, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Создание чрезвычайных судов не допускается.
В ст. 120, 121, 122, 123 Конституции РФ установлены основополагающие принципы всех видов производств:
- независимость судей;
- несменяемость судей;
- неприкосновенность судей;
- открытое разбирательство дел во всех судах;
- состязательность и равноправие сторон.
Следующим источником гражданского процессуального права является ГК РФ, вступивший в действие с 1 января 2003 г. (за исключением глав о кассационном и надзорном обжаловании судебных постановлений, которые вступили в действие с 1 июля 2003 г.).
Гражданский процессуальный кодекс РФ — свод норм гражданского процессуального права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления своей деятельности судами, а также в процессе защиты гражданами нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Третье место в иерархической системе источников гражданского процессуального права занимают федеральные конституционные законы и федеральные законы, в той или иной мере содержащие нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения.
В частности, такими законами являются Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЭ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации»; Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»; Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»; Федеральный Закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» и др.
Постановления Правительства РФ также являются источниками гражданского процессуального права.
В ст. 446 ГПК РФ приведен перечень имущества, на которое не может быть наложено взыскание по исполнительным документам.
Одним из видов имущества, на которое не может быть наложено взыскание, являются предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши.
В исполнительном производстве часто возникает вопрос по поводу передачи арестованного или изъятого имущества на хранение.
Также довольно мно го нюансов встстречается непосредственно в поцессе осуществления изъятия или ареста имущества, которое взыскивается по исполнительным документам.
Для решения этих вопросов необходимо обратиться к Постановление Правительства РФ от 7 июля 1998 г. № 723 «Об утверждении Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества».
Источниками гражданского процессуального права также являются нормы международных договоров.
Часть 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Часть 2 ст. 1 ГПК РФ дублирует данное положение.
В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в РФ (аналогии права).
показать содержание
Похожие термины:
-
порядок осуществления правосудия по делам, вытекающим из административно-правовых отношений. Регулируется процессуальными нормами, содержащимися в КоАП РСФСР, и нормами гражданского процессуал
-
урегулированная процессуальным законом деятельность арбитражного суда и иных участников процесса, связанная с разрешением экономических споров и рассмотрением иных дел, отнесенных к компетенц
-
см. Уголовный процесс.
-
Понятия «уголовный процесс» и «уголовное судопроизводство» используются в теории и на практике в качестве близких по смыслу, но совпадающих лишь частично. В отличие от уголовного процесса понят
-
урегулированная гражданским процессуальным законом деятельность суда общей юрисдикции и иных участников процесса, связанная с рассмотрением и разрешением гражданских дел в целях защиты наруше
-
в РФ одна из форм осуществления правосудия, определенный процессуальный порядок деятельности КС (система конституционных процедур) по рассмотрению дел, отнесенных к его ведению. К.с. осуществляет
-
рассмотрение дела по существу судом вышестоящей инстанции по жалобам сторон на решение суда нижестоящей инстанции, которое не вступило в законную силу. (Здесь подвергаются вторичному исследован
-
приняты ЦИК СССР 31.10.1924 г. Установили единство основных положений уголовного процесса для всех союзных республик. Провозгласили неприкосновенность личности, что выражалось в недопустимости лиша
-
приняты Верховным Советом СССР 25.12.1958 г. Определили задачи судопроизводства, принципы уголовного процесса; обязанности возбуждения уголовного дела и раскрытия преступления возложены на суд, прок
-
различают две цели взимания государственной пошлины: 1) компенсационную (с помощью госпошлины государство стремится хотя бы частично компенсировать затраты, понесенные им на содержание судебной
-
то, что нужно осуществить (достичь), а именно защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, а также ее субъектов,
-
изобличение лиц,совершивших преступление и назначение им справедливого наказания (согласно точки зрения доктора юридическихнаук, профессора В.Т. Томина). В соответствии с ч. 2 ст. 6 УПК РФ целью уго
-
Согласно Федеральному закону «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 № 1807–1 судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российско
-
Демократический принцип, предусматривающий открытое судебное разбирательство всех дел, публичное провозглашение судебных приговоров и решений.
-
принцип гражданского процессуального права, согласно которому гражданское судопроизводство ведется на государственном языке Российской Федерации, т.е. на русском, либо на государственном языке
-
совокупность процессуальных действий суда и иных участников процесса, характеризующихся завершенностью, направленных на достижение единой цели. Выделяют следующие стадии: а) возбуждение гражда
-
лица, участвующие в деле, чье гражданское дело подлежит рассмотрению и разрешению в судебном порядке. Лицо, в интересах которого дело начато по заявлению лиц, обращающихся в суд за защитой прав, св
-
специальный процессуальный порядок рассмотрения и разрешения гражданских правовых коллизий, обусловленный их материально-правовыми особенностями и юридической природой. В гражданском судопро
-
ближайшие цели, выражающиеся в правильном и своевременном рассмотрении, а равно разрешении гражданских дел по существу. Задачи как ближайшие цели законодатель соотносит с всеобъемлющей целью, в
-
общесоюзный закон, устанавливающий важнейшие положения советского уголовного процесса, утвержденный постановлением Президиума ЦИК СССР от 31 октября 1924 г. (СЗ 1924 г. № 24, ст.ст. 204 и 206). О. у. с. были из
Смешанное производство, состоящее из дознания, предварительного следствия и судебных стадий.
Дознание осуществляется полицией под руководством прокурора. Оно носит розыскной характер.
Предварительное следствие производится следственным судьей.
Следственный судья принимает дело к своему производству после возбуждения прокурором обвинения на основе материалов дознания.
Судебный следователь самостоятельно проводит все следственные действия, необходимые для установления истины по делу в пределах предъявленного прокурором обвинения.
При производстве следственных действий вправе принимать участие стороны (прокурор и защитник).
На следственном судье лежит ответственность за результаты предварительного следствия.
По изложенным правилам построен уголовный процесс в Италии, Португалии и некоторых других государствах.
Основные функции
Виды судопроизводства в РФ делятся на четыре основные категории:
— конституционное применяется в том случае, когда нужно установить соответствие принятых актов основному закону государства;
— административное — при совершении людьми небольших правонарушений (проступков), ответственность за которые урегулирована КоАП;
— гражданское — для разрешения споров, вытекающих из имущественных и личных неимущественных отношений лиц;
— уголовное — необходимо для установления виновности злоумышленников или их оправдания с помощью неопровержимых доказательств.
Каждое их них имеет свои задачи при разрешении дел. Именно поэтому виды судопроизводства в РФ отличаются друг друга свои способами и методами, а также имеют специфические особенности рассмотрения жалоб и заявлений, относящихся к их подведомственности.
Остальные стадии
Следующая стадия подлежит возбуждению непосредственно по волеизъявлению участников судебного разбирательства и их представителей. В случае когда лица, которые участвуют в деле, не согласны с решением мировых судей, следует апелляционное производство.
Пятая стадия является индивидуальной, ведь здесь пересматриваются судебные акты, которые не обладают законной силой, поскольку не вступили в неё. Кассационное производство, в свою очередь, проверяет законность и обоснованность решений федеральных судов. На этой стадии происходит данный вид производства.
На последней стадии совершается производство в порядке надзорной инстанции по пересмотру вступивших в законную силу решений суда.
Судебный порядок в данной области совершается в зависимости от предмета и способа судебной защиты, целей судебной работы.
Виды судопроизводства могут определять наименование лиц, которые участвуют в деле, а также их правовое положение, включая особенности при возбуждении судопроизводства, возможности в использовании различных средств защиты, распределение обязанностей по вопросу доказывания, особенности при вынесении и исполнении выносимого решения суда.
Видами процессов судопроизводства является определенный комплекс способов судебной защиты и процессуальных действий.
Основополагающие моменты
Существуют универсальные принципы судопроизводства, действующие в рамках всех судов без учета их уровня или полномочий. Они заключаются в следующем.
- Перед законом и судом все граждане равны, независимо от политических убеждений, вероисповедания, социального положения в обществе и других факторов. Дискриминация не может быть допустима.
- Судебное заседание должно быть гласным, чтобы обеспечить возможность посещения любому заинтересованному лицу. Однако разбирательство может быть и закрытым, если есть риск разглашения государственной тайны.
- При рассмотрении дела нельзя обойтись без процесса состязательности и равноправия участников. Все стороны при разбирательстве предоставляют доказательства и заявляют ходатайства в одном и том же порядке.
- При необходимости допускается участие граждан страны в осуществлении правосудия. Они могут участвовать в процессе в качестве присяжных, контролируя тем самым деятельность правоохранительных органов.
- Суть совершаемых процессуальных действий должна быть понятна обвиняемым, поэтому в случае незнания государственного языка им в обязательном порядке предоставляется переводчик.
- Подозреваемые лица в совершении преступлении вправе рассчитывать на квалифицированную юридическую помощь. Им предоставляется адвокат сразу после предъявления обвинения.
Что касается отраслевых принципов, то они предназначены для использования в различных сферах судебной деятельности. Эти моменты четко отражены в законодательных актах.
Уголовно-процессуальные правоотношения: понятие, элементы и особенности
Уголовно-процессуальные правоотношения – это урегулированные нормами уголовно-процессуального права общественные отношения между субъектами уголовного процесса, проявляющиеся в их взаимных правах и обязанностях.
Общий объект уголовно-процессуальных отношений – предполагаемое уголовно-правовое отношение между государством в лице его органов и преступником (или виновным), подлежащее разрешению в сфере уголовного судопроизводства. Специальный объект уголовно-процессуальных отношений – ожидаемый результат поведения участников конкретного уголовно-процессуального отношения.
Субъекты уголовно-процессуальных отношений – участники правоотношений в сфере уголовного судопроизводства, обязательной и определяющей стороной среди которых являются представители государственной власти.
Содержанием уголовно-процессуальных отношений выступают действия участников уголовного судопроизводства, а формой уголовно-процессуальных отношений – права (правомочия) и обязанности участников уголовного судопроизводства.
Особенности уголовно-процессуальных правоотношений заключаются в следующем:
1. Одним из субъектов правоотношений всегда является государственный орган или должностное лицо, в связи с чем их можно обозначить как «властеотношения». В уголовном процессе существует два вида правоотношений в зависимости от состава его участников: а) между государственными органами и должностными лицами (руководитель следственного органа – следователь, прокурор – суд, дознаватель – прокурор) и б) между властными субъектами и гражданами, участвующими в уголовном процессе (дознаватель – обвиняемый).
2. Уголовно-процессуальные правоотношения всегда имеют двусторонний характер, поскольку право и обязанность одного субъекта корреспондируют праву и обязанности другого субъекта. Так, право подачи потерпевшим апелляционной жалобы корреспондирует обязанности вышестоящего суда рассмотреть ее.
3. Характерной чертой уголовно-процессуальных отношений является их связь с уголовно-правовыми отношениями, поскольку вся уголовно-процессуальная деятельность направлена на выявление характера уголовно-правовых отношений.
Между уголовными материальными и процессуальными отношениями имеется ряд существенных различий. Уголовно-правовые отношения возникают непосредственно между государством и лицом, совершившим преступление. В уголовно-процессуальных отношениях участвует не само государство, а его компетентные органы, осуществляющие правоприменительную деятельность. Юридическим фактом, влекущим возникновение уголовно-правовых отношений, является само общественно опасное деяние (действие или бездействие). Юридическим фактом, влекущим возникновение уголовно-процессуальных отношений, является поступление сведений о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении.
В большинстве случаев и качестве юридических фактов, влекущих за собой возникновение, изменение или прекращение уголовно-процессуальных отношений, выступают действия и решения компетентных государственных органов, связанные с выполнением возложенных на них задач6. Однако наряду с этим значение юридических фактов имеют предусмотренные законом действия других участников процесса, а также некоторые виды событий (например, смерть обвиняемого, влекущая необходимость прекращения дела) и состояний (например, тяжелое заболевание обвиняемого, влекущее необходимость приостановления производства по делу).
Назначение и задачи уголовного процесса
Позиция по определению целей и задач уголовного процесса представляет собой выбор той или иной шкалы ценностей в сфере уголовного судопроизводства. Следовательно, данные положения образуют вопросы социального и даже философского свойства.
Социальное назначение системы уголовной юстиции заключается в разрешении конфликтов между личностью и государственной властью с наименьшими негативными последствиями для общества.
Действующий закон закрепил следующую формулировку: «Уголовное судопроизводство имеет своим назначением:
- защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
- защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод» (ч. 1 ст. 6 УПК РФ).
Изменение позиции законодателя относительно сущности уголовного судопроизводства как социального института отчетливо видно при сравнении с ранее содержавшимся в законе определением его задач. При таком определении целей уголовного судопроизводства законодатель подчеркивает не карательную, а правозащитную, гуманистическую сущность этого вида правоохранительной деятельности. Законодатель возвел рассматриваемые равнозначные цели судопроизводства в разряд основополагающих правовых идей, то есть принципов современного российского уголовного процесса.
Позитивная сторона действующей законодательной формулировки социального назначения уголовного судопроизводства состоит, во-первых, в том, что она лишает нормативной почвы тезис о борьбе с преступностью как цели функционирования уголовной юстиции. Во-вторых, термин «защита» противостоит «карательным угрозам» уголовного закона (недаром уголовное право принято рассматривать как меч в руках государства, а уголовный процесс – как щит, которым защищается личность)3.
Вместе с тем следует отметить, что законодатель не определил задачи, которые требуется выполнить для достижения поставленных целей. Между тем от ответа на данный вопрос зависит принцип построения основных институтов уголовного процесса, объем прав его участников, правила доказывания и т.п.
Анализ положений ст. 6 УПК РФ позволяет сделать вывод, что к средствам достижения целей уголовного судопроизводства (задачам) отнесены:
- уголовное преследование виновных (быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных в совершении преступлений);
- обеспечение правильного применения уголовного и уголовно-процессуального закона;
- назначение виновным справедливого наказания;
- обеспечение возмещения материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненных преступлением;
- отказ от уголовного преследования невиновных;
- освобождение невиновных от наказания;
- обеспечение возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, ведущих процесс, то есть реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию;
- обеспечение мер безопасности участников судопроизводства.
Надо сказать, закон не просто называет, но и подробно регламентирует каждое из указанных средств, устанавливая виды уголовного преследования и обязанность его осуществления (глава 3 УПК РФ); основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования (глава 4 УПК РФ); основания возникновения права на реабилитацию, виды и порядок возмещаемого вреда реабилитированному (глава 18 УПК РФ) и т.д.
Правосудие, судебная власть и организация судебной системы
Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на разрешение споров о праве, то есть решение различных социальных конфликтов, связанных с нарушением или предполагаемым нарушением норм права. Оно осуществляется специальными государственными органами — судами, от имени государства, путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных, административных и иных дел. Видом государственной власти, обладающей полномочиями на осуществление правосудия, является судебная власть. Правовой основой осуществления правосудия в РФ является Конституция РФ (гл. 7), а также Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
Судебная система представляет собой упорядоченное построение судов с их компетенцией, определенными целями и задачами.
Судебная система РФ включает в себя федеральные суды и суды субъектов РФ (рис. 2.1).
К федеральным судам относятся:
- Конституционный Суд РФ;
- Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ и районные суды, образующие систему судов общей юрисдикции, а также федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, военные и иные специализированные суды.
К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи.
Совокупность судов, наделенных однородными полномочиями, составляет звено судебной системы.
Конституционный Суд РФ является однозвенным и функционирует в масштабе всей Российской Федерации.
Суды общей юрисдикции состоят из трех звеньев: основное звено — районные суды; среднее звено — суды субъектов РФ; высшее звено — Верховный Суд РФ. Аналогичным образом подразделяются специализированные (арбитражные и военные) суды: основное звено, соответственно, — суды армий, соединений и гарнизонов, а также и арбитражные суды субъектов РФ; среднее звено — суды военных округов и флотов, а также арбитражные апелляционные суды и федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); высшее звено — Коллегия по делам военнослужащих и Коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ.
Подсудность — это определяемое признаками юридического дела свойство, в зависимости от которого дело рассматривается тем или иным судом. Например, умышленное убийство без отягчающих обстоятельств, квалифицируемое по ч. 1 ст. 105 УК РФ, подлежит рассмотрению районным (городским) судом; в то же время умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ), рассматривается судом субъекта РФ.
Инстанция — это судебный орган (суд), управомоченный на выполнение определенных функций по осуществлению правосудия, то есть принятию решений по существу дела и проверке законности и обоснованности этих решений.
Выделяют суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанций.
Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам это вопросы о признании (непризнании) подсудимого виновным и о применении (неприменении) к нему уголовного наказания. По гражданским делам это разрешение вопроса о доказанности (недоказанности) гражданского иска и принятие в этой связи судебного решения об его удовлетворении (или отказе). В зависимости от подсудности судом первой инстанции может быть любое звено судебной системы.
Суд второй (кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции приговора (решения), не вступившего в законную силу. В качестве суда кассационной инстанции для судов общей юрисдикции может выступать только вышестоящий суд по отношению к суду, вынесшему обжалуемый приговор (решение).
Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу, в порядке апелляции. Полномочиями судов надзорной инстанции обладают только суды среднего и высшего звена.
Для выражения интересов судей как носителей судебной власти в установленном законом порядке формируются органы судейского сообщества. Высшим органом судейского сообщества в России является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ.
Обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и входящими в его систему органами. Руководитель Судебного департамента при ВС РФ назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.