О рабочем времени педагогов

Оглавление статьи

Окна в расписании

Часто бывает, что посреди рабочего дня у учителя бывает окно — нет урока. Данный простой в работе дополнительно не оплачивается. Это время можно назвать «методическим часом», наподобие методического дня. Проверяете тетради, обедаете, беседуете с родителями или просто отдыхаете — вам решать как провести это время. Хотя если вам поставят в это время замену — тогда и денежку заработаете.

Если вас это по каким-то причинам не устраивает наличие окон в вашем рабочем графике — обговорите с завучем, наверняка вам пойдут навстречу. Нет — занимайтесь своими делами.

П. 3.1.

Согласно закону, окон быть не должно. Но в школе может не хватать кабинетов, так как количество учащихся очень велико и окна становятся вынужденными. Отнеситесь к этому с пониманием и занимайтесь проверкой тетрадей или другой работой.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Определение объема учебной нагрузки не означает установление ее верхнего предела. Это гарантия трудовых прав педагогического работника: произвольно, по усмотрению руководителя школы искусств учебная нагрузка преподавателей и педагогов меняться не может.

Ситуация

Может ли директор детской школы искусств совмещать руководящую должность и должность преподавателя? Ограничивается ли при этом объем его педагогической нагрузки?Возможность совмещать должность руководителя и должность преподавателя дисциплин — одна из особенностей работы директоров детских школ искусств.Преподавательская работа руководящих работников без занятия штатной должности в том же учреждении не считается совместительством и не требует заключения отдельного трудового договора (п. 2 постановления Минтруда России от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»).Поэтому выполнение обязанностей руководителя и одновременно преподавателя детской школы искусств нужно считать совмещением должностей. Оно допускается в пределах основного рабочего времени (п. 2 Постановления № 41) и закрепляется основным трудовым договором с работодателем (в данном случае — с учредителем).Какой предельный объем педагогической нагрузки может взять директор детской школы искусств, будет решать учредитель. Нормативные документы такое ограничение не устанавливают.Скорее всего, учредитель будет исходить из того, что директор школы должен иметь возможность качественно и в полном объеме исполнять обязанности руководителя. Также следует ориентироваться на пределы рабочего времени, установленные для совместителей (не более четырех часов в день).

«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»

Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.

Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК). Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы. Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.

Что грозит

Директора могут оштрафовать на 5 тыс. руб., а школу – на 80 тыс. руб., если учитель переработает по совместительству больше 18 часов в неделю (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Памятка для педагогов «Из чего состоит ваше рабочее время

Специальные предложения:

1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.

2. На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске — дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

Материал из Справочной системы «Образование»

1.Общие положения.

1.1. Педагог дополнительного образования есть педагог школы или учреждения дополнительного образования, планирующий и организующий развивающую деятельность обучающихся (воспитанников) в системе дополнительного образования. 1.2. Педагог дополнительного образования — это специалист, имеющий высшее или среднее специальное образование, или окончивший курсы, соответствующие профилю руководимого объединения. 1.3. Руководство деятельностью педагогов дополнительного образования осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. 1.4. Педагог дополнительного образования отчитывается о результатах своей работы перед педагогическим советом, директором и заместителем директора по воспитательной работе в установленном порядке.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Продолжительность рабочего времени или норма часов

Продолжительность рабочего времени педагогов в зависимости от должности и специальности за ставку заработной платы установлена в Приложении 1 к Порядку N 1601. Согласно данному Приложению по некоторым должностям предусмотрена продолжительность рабочего времени, а по некоторым — норма часов педагогической работы.

Рабочее время или норма часов

Должности и (или) специальности педагогических работников

Продолжительность рабочего времени

36 часов в неделю

Педагогические работники, отнесенные к профессорско-преподавательскому составу, старший воспитатель (в ДОУ, учреждениях дополнительного образования и домах ребенка), педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, мастер производственного обучения, старший вожатый, инструктор по труду, педагог-библиотекарь, методист и старший методист, тьютор (за исключением вузов), руководитель физвоспитания, преподаватель-организатор ОБЖ, инструктор-методист, старший инструктор-методист

30 часов в неделю

Старший воспитатель (за исключением указанных выше)

Норма часов педагогической работы

20 часов в неделю

Учитель-дефектолог, учитель-логопед

24 часа в неделю

Музыкальный руководитель, концертмейстер

25 часов в неделю

Воспитатели, непосредственно осуществляющие обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья

30 часов в неделю

Инструктор по физкультуре, воспитатель интерната, группы продленного дня, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации (группы), в том числе санаторной, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинской организации, организации социального обслуживания, осуществляющей образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности

36 часов в неделю

Воспитатель ДОУ, учреждения дополнительного образования, учреждения СПО, а также воспитатель, осуществляющий присмотр и уход за детьми

18 часов в неделю

Учитель общеобразовательного учреждения, преподаватель учреждения дополнительного образования в области искусства, физической культуры и спорта, педагог дополнительного образования (в том числе старший), тренер-преподаватель (в том числе старший), логопед медицинской организации и организации социального обслуживания, учитель иностранного языка, ДОУ преподаватель СПО (за исключением тех, кому устанавливается учебная нагрузка 720 часов в год)

720 часов в год

Преподаватели СПО, в том числе в области искусств (за исключением преподавателей, указанных в пп. 2.8.1 п. 2.8 Приложения 1 к Порядку N 1601), и по основным программам профессионального обучения

В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогов включается:

  • учебная (преподавательская) работа;
  • воспитательная работа;
  • индивидуальная работа с обучающимися;
  • научная, творческая и исследовательская работа;
  • другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися).

Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы устанавливаются в астрономических часах. Норма часов учебной (преподавательской) работы — 18 часов в неделю устанавливается в астрономических часах, включая короткие перерывы (перемены), динамическую паузу.

Все эти нормы являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх предусмотренной нормы часов либо ниже установленной нормы, оплата производится исходя из утвержденного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы.

О том, в каких случаях при снижении учебной нагрузки заработная плата выплачивается в полном объеме, расскажем чуть ниже.

«Рабочее время и часы учебной нагрузки – одно и то же»

Часы учебной нагрузки – это лишь часть рабочего времени педагога. Оно состоит из нормируемой части, которую конкретизируют определенным количеством часов, и ненормируемой, продолжительность которой не определяют (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2.1 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Что грозит

Существует риск конфликта и трудового спора с работником

Работа педагога включает в себя не только уроки. Когда учитель готовится к занятиям, повышает уровень квалификации, проводит воспитательную работу, ведет журналы и дневники, занимается внеурочной деятельностью, он также выполняет свои трудовые обязанности (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и п. 1 примечаний к приложению № 1 приказа Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Смотрите на схеме, какие виды работ входят в рабочее время педагогов.

Институт новых технологий в образовании предлагает сотрудникам образовательных организаций дистанционное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, семинарам и факультативам, а также скачать шаблоны документов и получить консультации экспертов.

Схема. Какие виды работ входят в рабочее время педагогов                            

 

Обратите внимание, что педагог обязан выполнять только ту работу, которую зафиксировали в трудовом договоре, локально-нормативных актах школы, например, в ПВТР, должностной инструкции (ч. 1 ст

91 ТК). Чтобы педагог выполнял дополнительную работу, которая не входит в нормируемую часть его рабочего времени, он должен дать на это письменное согласие и получать дополнительную плату от школы. Например, если поручаете учителю заведовать кабинетом, быть классным руководителем. Смотрите шпаргалку, которая покажет, какую работу можно поручить педагогу и как ее учитывать.

Шпаргалка для директораКакую работу можно поручить педагогам вашей школы 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В соответствии со Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 19, ст. 3; N 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613, ст. 3616; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4586, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 45, ст. 6333, ст. 6335; N 48, ст. 6730, ст. 6735; N 49, ст. 7015, ст. 7031; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 18, ст. 2127; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50, ст. 6954, ст. 6957, ст. 6959; N 53, ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, ст. 1668; N 19, ст. 2322, ст. 2326, ст. 2329; N 23, ст. 2866, ст. 2883; N 27, ст. 3449, ст. 3454, ст. 3477; N 30, ст. 4037; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, ст. 1547, ст. 1548; N 26, ст. 3405; N 30, ст. 4217; N 45, ст. 6143; N 48, ст. 6639; N 49, ст. 6918; N 52, ст. 7543, ст. 7554; 2015, N 1, ст. 10, ст. 42, ст. 72; N 14, ст. 2022; N 24, ст. 3379; N 27, ст. 3991, ст. 3992; N 29, ст. 4356, ст. 4359, ст. 4363, ст. 4368; N 41, ст. 5639; 2016, N 1, ст. 11, ст. 54), постановлением Правительства Российской Федерации «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 50, ст. 4952; 2005, N 7, ст. 560; 2012, N 37, ст. 5002), статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320) и Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121), приказываю:

1. Утвердить согласованные с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации прилагаемые Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2006 г., регистрационный N 8110).

Министр Д.В. ЛИВАНОВ

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 536

Что такое методический день у учителя?

В этот день учитель не ведёт свои уроки (хотя вполне может заменить другого педагога, болеющего или уехавшего). Вот и всё, чем отличается этот день от других рабочих.
К большому сожалению для учителей, отсутствие своих уроков в расписании не означает, что вы не обязаны находиться на работе. Вас имеют право вызвать на замену, на проведение мероприятий и т.д. и вы не вправе отказать. Методический день – не выходной день.
Проверяйте тетради, готовьте уроки, посетите врача или сделайте другие школьные дела, на которые в обычные дни у вас нет времени и сил.
Хотя, если вас никуда не привлекли и не ждут в школе, вы в принципе можете остаться дома и заниматься своими делами даже в методический день. Я так и делала, когда меня никуда не «припахивали», главное не качать права, что вас куда-то зовут, а у вас «методический день», будете не правы.

Что об этом говорится в приказе министерства образования и науки (п. 2.4.)

«Учитель должен оставаться в школе после уроков»

Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.

Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.

Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.

Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?

Нет, не должен. Есть мнение, что чем больше нагрузка по нормированной части, тем больше должен работать учитель. Например, за две ставки в 36 часов уроков он обязан отработать 72 часа в неделю. Но это ошибка.

Сколько бы часов уроков у педагога ни было, недельная продолжительность рабочего времени останется неизменной. Когда указывают 18 часов за ставку – это базовая гарантия педагогам, при которой есть время и на подготовку к урокам, и на преподавание.

Таблица 1. Кому установить норму часов педработы за ставку зарплаты

 

Учет рабочего времени

Согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником. Каким же образом это делать в учреждениях образования и какое время проставлять в табеле? А проставлять в нем нужно время, отработанное в течение установленной продолжительности рабочей недели 30 или 36 часов или в пределах нормы педагогических (учебных) часов за ставку заработной платы.

Форма табеля использования рабочего времени 0504421 и методические рекомендации по его заполнению для государственных и муниципальных учреждений утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.

Табель ведется лицами, назначенными приказом по учреждению, ежемесячно в целом по учреждению или в разрезе структурных подразделений. Он открывается ежемесячно за два-три дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц, применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от его нормального использования. Выбор способа заполнения табеля определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

В случае регистрации отклонений в верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней – условные обозначения отклонений. В нижней части строки записываются также часы работы в ночное время. При наличии у одного работника учреждения двух видов отклонений в один день (период) нижняя часть строки записывается в виде дроби, числитель которой – условное обозначение вида отклонений, а знаменатель – часы работы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется. В сроки, установленные порядком документооборота учреждения, сотрудник, ответственный за ведение табеля, отражает количество дней (часов) неявок (явок), а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, работа в ночное время и др.) с записью их в соответствующие графы. Табель подписывается лицом, на которое возложено его ведение, и в установленные сроки сдается в бухгалтерию для проведения расчетов.

При обнаружении лицом, ответственным за составление табеля, факта неотражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени (представление работником листка нетрудоспособности, приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку, приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику и других документов, в том числе позднее представление документов) необходимо представить корректирующий табель.

При заполнении табеля применяются следующие условные обозначения:

Наименование показателя

Код

Выходные и нерабочие праздничные дни

В

Работа в ночное время

Н

Выполнение государственных обязанностей

Г

Очередные и дополнительные отпуска

О

Временная нетрудоспособность, нетрудоспособность по беременности и родам

Б

Отпуск по уходу за ребенком

ОР

Часы сверхурочной работы

С

Прогулы

П

Неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств)

НН

Неявки с разрешения администрации

А

Выходные по учебе

ВУ

Учебный дополнительный отпуск

ОУ

Замещение в 1-м – 3-м классах

ЗН

Замещение в группах продленного дня

ЗП

Замещение в 4-м – 11-м классах

ЗС

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни

РП

Фактически отработанные часы

Ф

Служебные командировки

К

Образовательное учреждение вправе самостоятельно дополнять применяемые условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики.

Режим работы педагога дополнительного образования.

3.1. Общие правила организации работы школы и педколлектива вытекают из Кодекса законов о труде Российской Федерации (КЗОТ), излагаемых в ст. 130, который должен исполнять любой работник. 3.2. Рабочее время педагога дополнительного образования исчисляется 18 часами в неделю, один час занятий — 60 минут. 3.3. Отчеты о проделанной работе, участии в массовых мероприятиях фиксируются в журнале объединения учреждения дополнительного образования и предоставляются заместителю директора по воспитательной работе ежемесячно. 3.4. В каникулярное и летнее время режим работы педагога дополнительного образования устанавливается согласно дополнительному плану. 3.5. Объединение дополнительного образования открывается при наборе не менее 15 обучающихся на 1-ом году обучения; 12 — если обучение проходит 2-ой год и 10- в группе совершенствования, 3.6. Занятия проводятся согласно расписанию, составленному на учебный год и утвержденному директором школы.

Нормативная база

Порядок и условия оплаты труда педагогических работников предусмотрены Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации N АФ-947, Профсоюза работников образования и науки России от 26.10.2004 N 96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений».

Дифференциация в правовом регулировании оплаты труда работников образовательных учреждений установлена по такому критерию, как тип образовательного учреждения.

Преподавателям образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной преподавательской работой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 850 педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений с 1 января 2006 г. установлено ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 1000 руб.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н утверждены Профессиональные квалификационные группы работников образования:

  • профессиональная квалификационная группа должностей работников учебно-вспомогательного персонала первого уровня;
  • профессиональная квалификационная группа должностей работников учебно-вспомогательного персонала второго уровня;
  • профессиональна квалификационная группа должностей педагогических работников;
  • профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных подразделений.

В каждой из этих групп выделяются квалификационные уровни, которым соответствуют определенные должности. Так, профессиональная квалификационная группа должностей педагогических работников включает в себя четыре уровня:

  1. квалификационный уровень:
  • инструктор по труду;
  • инструктор по физической культуре;
  • музыкальный руководитель;
  • старший вожатый;
  1. квалификационный уровень:
  • инструктор-методист;
  • концертмейстер;
  • педагог дополнительного образования;
  • педагог-организатор;
  • социальный педагог;
  • тренер-преподаватель;
  1. квалификационный уровень:
  • воспитатель;
  • мастер производственного обучения;
  • методист;
  • педагог-психолог;
  • старший инструктор-методист;
  • старший педагог дополнительного образования;
  • старший тренер-преподаватель;
  1. квалификационный уровень:
  • преподаватель;
  • преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности;
  • руководитель физического воспитания;
  • старший воспитатель;
  • старший методист;
  • учитель;
  • учитель-дефектолог;
  • учитель-логопед (логопед).

Нельзя не подчеркнуть, что квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащего квалификационные требования к профессорско-преподавательскому персоналу образовательных учреждений, до настоящего времени не принято. И это, очевидно, определяет сложность в реализации Приказа Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении Критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам».

Кроме того, реализация Приказов Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н «Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» и N 217н «Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного образования» обусловила ряд проблем для работодателя. Они связаны не только с изменениями условий оплаты труда, но и с изменениями в некоторых случаях трудовой функции работника, так как ее необходимо привести в соответствие с вводимыми профессиональными квалификационными группами. (Согласно ст. 60 Трудового кодекса РФ запрещено требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.)

В данном случае возможно изменение трудовой функции лишь в соответствии со ст. 72 ТК РФ, то есть по письменному соглашению сторон трудового договора, в частности заключив дополнительное к нему соглашение.

Права педагога дополнительного образования.

Педагог дополнительного образования имеет право: 4.1. Участвовать в работе методического объединения педагогов дополнительного образования, педсоветов, совета школы и других структур школьного самоуправления. 4.2. Творчески применять различные методы, формы и приемы обучающей и воспитательной деятельности, создавать собственные обучающие программы. 4.3. Вносить предложения в развитие воспитательной системы школы, выступать с инициативой, конструктивной критикой. 4.4. Защищать собственную честь и достоинство, а также своих воспитанников в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности — в государственных органах власти и суда.

«Когда в школе нет занятий, учителям надо уменьшить рабочее время»

Если в школе карантин или каникулы – это не повод освобождать учителей от работы. В этот период нет оснований сокращать и продолжительность рабочего времени. Педагогам можно поручить выполнять методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. Также они могут заполнять журналы и электронные дневники.

Что грозит

Директора могут уволить и возбудить уголовное дело, если заподозрят мошенническую схему

Режим рабочего времени всех работников в дни, когда в школе не проходят занятия, нужно урегулировать локально-нормативными актами школы и графиками работ. Если педагогу не нужно находиться в школе, чтобы выполнять свои трудовые обязанности, он вправе работать и дома (пп. 4.1–5.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Задание:

1. Внимательно ознакомиться в текстом «Должностные обязанности педагога ДО».

2. Заполнить таблицу на основе изученного текста.

3. Составить синквейн по теме «Педагог дополнительного образования»

Таблица 1.Должностные обязанности педагога ДО

№ вопроса Вопрос Ответ
1. К какой категории работников относится педагог дополнительного образования?  
2. Может ли учитель школы быть педагогом дополнительного образования?  
3. Педагог ДО осуществляет образовательную или развивающую деятельность?  
4. Сколько минут длится 1 час занятий в системе дополнительного образования?  
5. Кто несет ответственность за оснащение закрепленного за кружком учебного кабинета или другого помещения наглядными пособиями?  
6. Должен ли педагог ДО выявлять у каждого ребенка образовательные запросы и потребности?  
7. В случае болезни кого должен информировать педагог ДО о невозможности выхода на работу?  
8. Участие педагога ДО в работе педагогического совета является его правом или обязанностью?  
9. Имеет ли право педагог корректировать рабочие программы?  
10. У кого может запрашивать педагог нормативно-правовые документы, регламентирующие его деятельность?  
11. Если ребенок совершил проступок, нарушающий устав учреждения дополнительного образования, педагог должен вызывать или приглашать родителей для беседы?  
12. Повышение квалификации является правом или обязанностью педагога?  
13. При несчастном случае кто должен оказать ребенку доврачебную медицинскую помощь?  
14. За какие действия педагог может подвергаться административным взысканиям?  
15. За какие действия педагог может быть уволен?  

КАНИКУЛЯРНАЯ НАГРУЗКА

Приказ № 1601 породил еще одну правовую проблему. В документе указано, что наступление каникул для обучающихся, в том числе обучающихся на дому, не является основанием для уменьшения учителям учебной нагрузки и зарплаты, в том числе когда заключение медицинской организации, служащее основанием для организации обучения на дому, действительно только до окончания учебного года (п. 2.6 раздела II приложения № 2 к Приказу № 1601).

Преподаватели детских школ искусств под действие этой нормы не подпадают, сохранение учебной нагрузки (и зарплаты) им не гарантировано. Но именно учебная нагрузка является расчетной величиной для исчисления заработной платы за месяц (п. 2.8 приложения № 1 и примечания 3 к приложению № 1 к Приказу № 1601). Значит, в период каникул размер заработной платы преподавателей должен быть сокращен пропорционально выпавшей на каникулы учебной нагрузке.

Для педагогов дополнительного образования гарантия сохранения учебной нагрузки и зарплаты в каникулярное время сохранена (п. 3.1 приложения № 2 к Приказу № 1601).

Приказ № 1601 действует с 2015 года. Плановые финансовые и трудовые проверки проводятся один раз в три года, поэтому столкновения с проверяющими и контролирующими органами еще не начались. Когда проверяющие станут задавать вопросы, ответы на них надо будет подкреплять нормативными правовыми документами, а не ссылками на предыдущий опыт работы, мнения работников отрасли или собственные убеждения, не имеющие правовых оснований.

Руководителям и преподавателям учреждений дополнительного образования детей в области искусств сложно разобраться в формальных несоответствиях правового регулирования. В результате руководители детских школ искусств применяют нормативные акты не с правовых позиций, а «так, как поняли», вырывают их из контекста правового регулирования. Это не создает основы для устойчивого развития системы дополнительного образования в области искусств.

1 См., например, письмо Рособрнадзора от 23.12.2011 № 05-4806 «О направлении Методических рекомендаций по организации и проведению контроля за соблюдением лицензиатом требований и условий при осуществлении образовательной деятельности». >> Вернуться в статью 

Материал из Справочной системы «Культура».Подробнее: http://vip.1cult.ru/#/document/189/495412/51e357cdb6/?of=copy-14a365f3c1

Заключение

В образовательных учреждениях разного уровня трудятся преподаватели, воспитатели и другие педагогические работники. В зависимости от занимаемой должности и самого учреждения им устанавливается различная продолжительность рабочего времени или норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, в том числе их верхние пределы. Эти нормы следует обязательно соблюдать. В конечном итоге они влияют на льготный педагогический стаж, который учитывается при назначении пенсии.

О.Лунина

Редактор журнала

«Учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение»