Самозащита работниками трудовых прав: формы, способы

Оглавление статьи

Нюансы реализации самостоятельной защиты

Многие работодатели, которые нарушают права своих подчиненных, сталкиваются с протестными действиями. Например, сотрудник отказывается выходить на работу, выполнять свои должностные обязанности.

В подобных случаях возникает ряд вопросов:

  • Нужно ли в период забастовки выплачивать подчиненному заработную плату?
  • Можно ли уволить сотрудника, оформить прогул, если он отсутствует на рабочем месте в период самозащиты своих интересов?

Простой возникает по вине работодателя, нарушившего права подчиненного.

Поэтому заработная плата на период невыхода сотрудника на работу сохраняется. Об этом говорится в первой части статьи №157 ТК. Но существуют некоторые исключения из правил. Подобный порядок не применяется, если подчиненный отказывается от перевода на другую должность. Тогда у него нет возможности работать.

Период невыхода на работу оплачивается как вынужденный прогул. В этом вопросе стоит руководствоваться статьями №72 и 394 ТК. Если трудовая деятельность была приостановлена по причине задержки расчета за отработанное время, тогда выплаты не гарантируются.

Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде — это деятельность специально уполномоченных органов по защите трудовых прав работников.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде в Российской Федерации осуществляют следующие органы:

  • органы федеральной инспекции труда (Рострудинспекции) — государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде во всех организациях на территории РФ;
  • федеральные надзоры (Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Роскомнадзор) — государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности;
  • федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления — контроль за соблюдением законодательства о труде в подведомственных им организациях. Федеральная инспекция труда представляет собой единую централизованную систему государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде на территории РФ. Ее правовой статус определен ст. 354-365 ТК РФ.

К основным полномочиям органов федеральной инспекции труда относятся:

  • осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • рассмотрение дел об административных правонарушениях;
  • проверка соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • проверка соблюдения требований по реализации прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей и др.;

Трудовые инспекции проводят плановые (текущие) и внеплановые проверки соблюдения законодательства о труде. В соответствии со ст. 357 ТК РФ инспекторы труда наделены правом беспрепятственно в любое время суток посещать инспектируемые организации. . При установлении нарушений законодательства о труде инспектор вправе предъявить обязательные для исполнения организацией предписания об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности. Он может также приостанавливать работу организации, ее структурных подразделений в тех случаях, когда их деятельность создает угрозу жизни и здоровью работников, до устранения организацией правонарушения. При обнаружении грубых нарушений законодательства о труде инспектор привлекает организации (их должностных лиц) к административной ответственности. Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы их вышестоящему руководителю или в суд.

Способы защиты права на труд

Говоря о таком понятии, как защита прав работников, обратимся к главному документу страны — к Конституции. В ст. 2 Конституции РФ указывается, что права и свободы человека необходимо считать наивысшей ценностью. А защита этих прав — непосредственная обязанность государства. В ст. 45 говорится, что защита интересов и прав каждого гражданина гарантируется государством.

Таким образом, все люди имеют широкие права и свободы, которые гарантированы им законодательством РФ. Особенное место занимают трудовые права. Согласно ст. 2 Трудового кодекса РФ, за каждым работником закреплен широкий круг прав, в частности право на защиту своих личностных и трудовых интересов. Более того, в той же статье указано, что государство обязано обеспечить каждому гражданину защиту его прав и свобод. Логично, что предусмотрены способы, согласно которым и происходит этот процесс:

1. Установление условий труда, гарантий трудовых прав, которые могут быть усовершенствованы в согласии с региональными властями. В частности, все эти составляющие должны быть прописаны в трудовых и коллективных договорах, соглашениях.

Защита трудовых прав работников профсоюзами

Защита трудовых прав работников профсоюзами включает в себя:

  • учет работодателем мнения профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, а также при увольнении работников по ряду оснований;
  • согласование работодателем с профсоюзным органом увольнения отдельных категорий работников;
  • профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде.

Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, установлен ст. 372 ТК РФ. Работодатель до принятия локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, направляет его проект и обоснование по нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников организации, который в течение 5 рабочих дней должен выдать работодателю свое мотивированное мнение по проекту.

Если мотивированное мнение профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо предлагает его усовершенствование, работодатель в течение 3 дней после его получения проводит дополнительные консультации с профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения. Неурегулированные сторонами разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права в своей редакции, а выборный профсоюзный орган вправе обжаловать это решение в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а также начать процедуру коллективного трудового спора.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана в течение 1 месяца со дня ее получения провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об отмене указанного локального нормативного акта.

Порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора с работником установлен ст. 373 ТК РФ. Увольняя работника, являющегося членом профсоюза, по п. 2, подп. «б» пп. 3 и 5 ст. 81 ТК РФ, работодатель обязан направить в профсоюзный орган организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия им указанного решения. Выборный профсоюзный орган в течение 7 рабочих дней со дня получения документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мнение. При этом мнение, не представленное в семидневный срок или не мотивированное работодателем, не учитывается. Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее 1 месяца со дня получения мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

Если профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, в течение 3 рабочих дней проводятся дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении 10 рабочих дней со дня направления в выборный профсоюзный орган документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда.

Государственная инспекция труда в течение 10 дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа допускается увольнение по инициативе работодателя по п. 2, подп. «б» пп. 3 и 5 ст. 81 ТК РФ руководителей и их заместителей выборных профсоюзных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых), не освобожденных от основной работы (ст. 374 ТК РФ). В таком же порядке должно проводиться и увольнение по инициативе работодателя руководителя выборного профсоюзного органа организации и его заместителей в течение 2 лет после окончания срока их полномочий (ст. 376 ТК РФ).

Статья 370 ТК РФ и Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ (ред. от 22.12.2014 г. ) закрепили право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде. Для осуществления контроля за соблюдением законодательства о труде общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями.

В каких случаях самозащита является правомерной

Самозащита может применяться в следующих случаях:

  • Поручение сотруднику задач, которые не предусмотрены трудовым соглашением.
  • В связи с поручениями работодателя возникает угроза жизни и здоровью сотрудника.
  • Работодатель отказывается выдавать средства защиты, если они требуются для осуществления работы.
  • Невыплата зарплаты в срок. Задержка должна превышать 15 суток.
  • Неправомерный перевод на другую должность.
  • Неправомерные требования работодателя, не соответствующие трудовому соглашению с работником.
  • Направление в командировку без письменного согласия сотрудника (если оно предусмотрено).
  • Незаконное привлечение сотрудника к сверхурочному труду, работе в выходные и праздничные дни.
  • Работодатель просит сотрудника досрочно выйти из отпуска.
  • Руководитель неправомерно запрашивает документы и сведения.

Самозащита также используется в некоторых других случаях.

ВАЖНО! В ТД не указан перечень ситуаций, в которых может применяться рассматриваемый инструмент. Поэтому принимать решение о самозащите должен сам сотрудник

Однако он должен иметь в виду, что работодатель вряд ли будет обрадован решением работника. Нужно быть готовым к судебным разбирательствам, сформировать аргументы в защиту обоснованности самозащиты.

Способы самозащиты не должны противоречить следующим признакам:

  • Соответствие законодательству.
  • Отсутствие факта обращения в государственные или прочие компетентные структуры.

Если действия работника не соответствуют этим признакам, самозащита не считается правомерной.

Право работника на самозащиту

В ч. 1 ст. 379 ТК РФ предусмотрено право работника на самозащиту в трудоправовой сфере, которое для анализа приведем полностью: в целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В ТК РФ отсутствует формулировка самозащиты трудовых прав. Не содержится определения понятия и в идентичном институте самозащиты в ГК РФ, где в ст. 12 законодатель, упоминая самозащиту, не выделяет ее как основной способ защиты гражданских прав, а указывает ее в открытом перечне среди 12 других способов защиты. А в ст. 14 ГК РФ констатируется, что допускается самозащита гражданских прав.

По своей правовой принадлежности этот институт права имеет межотраслевой, частноправовой характер. Но для того, чтобы применять его в трудовом праве, необходимо проанализировать его сущностные характеристики.

По мнению Н.В. Витрука, самозащита как способ защиты прав и свобод допускается в публичном и частном праве (ст. 14 ГК РФ, ст. 379 ТК РФ, ст. 16 УПК РФ) . Следует в отношении примера из УПК РФ отметить дискуссионность этого вопроса, не позволяющего однозначно согласиться с высказанным мнением. Законодатель в ч. 1 ст. 16 УПК связывает это с осуществлением личной защиты прав и интересов как формой участия в уголовном процессе, а не со способом защиты (самозащиты) при нарушении права подозреваемого или обвиняемого. Формально УПК РФ, КоАП РФ не предоставляют возможности самозащиты, так как один устанавливает правила уголовного судопроизводства (ст. 1 УПК РФ), а другой административного. Защищающий свои права и свободы не может защищать их в уголовном или административном процессе всеми способами, не запрещенными законом.

В публичных отношениях стороны должны руководствоваться предписанными правилами поведения и не могут самостоятельно выбирать способы защиты, а только те, которые установлены в нормативно-правовом акте. Государственно-властные полномочия, формально предопределенные государственному органу, корреспондируют с соответствующими формально определенными правами и обязанностями правонарушителя в связи с совершением преступления в уголовном процессе, административного правонарушения в административном процессе, не оставляя свободы для самозащиты.

С.Н. Братусь рассматривает самозащиту как оперативное воздействие, которое применяется к нарушителю гражданских прав непосредственно самим управомоченным лицом как стороной в гражданском правоотношении, не прибегая к помощи государственных юрисдикционных органов . Представляется, что рамки самозащиты не должны быть сведены только в отношении неучастия государственных юрисдикционных органов. Например, защиту гражданских прав через третейский суд, трудовых прав через КТС нельзя признать самозащитой, но они и не являются государственными юрисдикционными органами. Не будет являться самозащитой, если факт нарушения прав рассматривается вышестоящим должностным лицом в порядке подчиненности.

В.П. Грибанов к мерам самозащиты относит только фактические действия, направленные на охрану личных или имущественных прав и интересов управомоченных лиц, в том числе действия в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости . Представляется, что не только действием, но и бездействием можно осуществить самозащиту. Например, отказ работника выйти из отпуска в связи с изданным приказом работодателя об отзыве из отпуска. Подобные действия или бездействие субъекта, защищающего свои права в пределах ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, будут носить юридический характер, вызывая возникновение правоотношения, поскольку они облечены в правовую форму, установленную законом.

В литературе высказывалось мнение, что к мерам самозащиты относятся односторонние действия как фактического, так и юридического характера, в том числе при помощи государственных органов, не рассматривающих спор между сторонами по существу . По нашему мнению, участие иного лица нельзя признать самозащитой и, соответственно, распространить на его действия правила самозащиты.

Защита трудовых прав профсоюзами

Профсоюзы отстаивают права и интересы членов профсоюзов по индивидуальным вопросам трудовых отношений, а при защите коллективных прав – независимо от членства в профсоюзе при наделении полномочиями на представление интересов.

Для защиты прав работника профсоюзы имеют такие права:

  • выступать с предложениями в принятии законов и прочих нормативно-правовых актов относительно социально-трудовой сферы соответствующими государственными органами власти;
  • представлять мнение по проектам таких актов;
  • принимать участие в согласовании с работодателями размеров оплаты труда, систем оплаты и норм труда;
  • беспрепятственно посещать рабочие места членов профсоюзов.

Кроме того, выступая в качестве защитников интересов, профсоюзы:

  • участвуют в разработке государственных программ занятости;
  • осуществляют контроль в сфере занятости населения;
  • оценивают действия работодателя при расторжении трудового договора по его инициативе и в определенных случаях соглашаются на прекращение соглашения;
  • осуществляют контроль по соблюдению законодательства.

Необходимо обратить внимание, что для осуществления контроля по соблюдению трудового законодательства профсоюзы имеют право привлекать государственные контролирующие органы. На основании законодательства профсоюзы имеют право требовать от работодателя устранить нарушения

Причем в семидневный срок с момента получения требования работодатель должен проинформировать профсоюз о результатах устранения нарушений

На основании законодательства профсоюзы имеют право требовать от работодателя устранить нарушения. Причем в семидневный срок с момента получения требования работодатель должен проинформировать профсоюз о результатах устранения нарушений.

Защита трудовых прав государственными органами

Государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства возложен на Государственную инспекцию труда. Порядок деятельности инспекции определяется Правительством РФ. Формой надзорно-контрольной деятельности является инспектирование, осуществляемое по поручению Роструда и структурных подразделений Министерства труда РФ.

Наряду с этим, функция контроля в отдельных сферах деятельности возложена на федеральные органы исполнительной власти. К примеру, функциями Министерства труда и социальной защиты РФ являются осуществление политики государства в сфере труда, его оплаты, охраны труда и так далее. Функциями отдела организации санитарного надзора по гигиене труда, входящего в структуру Роспотребнадзора, является проверка работодателей на предмет соблюдения требований санитарного законодательства.

Также к контролирующим органам относится прокуратура. Прокурор проверяет информацию о нарушениях прав человека, разъясняет порядок защиты прав, принимает необходимые меры для пресечения нарушения прав человека, включая осуществление прокурорской проверки по соблюдению охраны труда работников.

Для инициирования проведения проверки в отношении работодателя работник может использовать жалобу в трудовую инспекцию, в прокуратуру, в Роспотребнадзор, в иные государственные органы. Примеры и рекомендации составления таких документов Вы найдете на сайте.

Отличие от забастовки

Самозащита в рамках трудовых отношений направлена на отстаивание индивидуальных интересов: права на получение зарплаты своевременно и в полном объеме, занимать должность и выполнять функции в соответствии с контрактом и своими навыками, охрану здоровья и жизни в ходе производственной деятельности и так далее. Забастовка направлена на отстаивание коллективного интереса. Она также выражается в частичном или полном отказе от продолжения производственной деятельности, но всем коллективом.

Реализация права на самозащиту осуществляется трудящимся самостоятельно. вне зависимости от остальных их коллег. Что касается забастовки, то решение о ее проведении принимается только коллективно на собрании сотрудников. Вместе с использованием самозащиты работник вправе обращаться в органы по рассмотрению трудовых индивидуальных споров или в Инспекцию. Забастовка проводится в процессе разрешения коллективного спора. В этом случае обратиться в суд и потребовать осуществления надзора за правомерностью действий нанимателя невозможно. При забастовке должны применяться примирительные процедуры.

Формы и методы самозащиты трудовых прав

Каждому современному сотруднику необходимо знать об основных методах, применение которых поможет ему обеспечить самозащиту собственных трудовых прав. Однако для начала необходимо разобраться со значением понятия «самозащита».

Оно характеризуется следующими важными признаками:

  • сотрудник всегда использует свое право на самозащиту в индивидуальном порядке. При этом он не обращается в современные уполномоченные органы, которые способны предоставить правовую поддержку, требующуюся в конкретной ситуации;
  • для удобства сотрудников действующими нормами было установлено несколько основных методов и способов для осуществления самозащиты. К наиболее распространенным из них, например, можно отнести проведение забастовок, некоторые протестные мероприятия и т.д.;
  • очень часто для обеспечения самозащиты применяется такой метод, как бездействие. Он представляет собой пассивность служащего, который просто не выполняет определенные действия. Как показывает современная практика, нередко именно бездействие способно обеспечить максимальную защиту правам современного служащего;
  • и, наконец, самозащита является тем методом, который применяется исключительно сотрудниками. К примеру, работодателем данный метод не может быть применен ни при каких обстоятельствах.

Как уже было сказано выше, в течение длительного времени основной и наиболее эффективной мерой самозащиты остается бездействие. В зависимости от различных ситуаций, которые могут встретиться в современных профессиональных отношениях, оно может быть выражено в следующих формах:

  1. Отказ сотрудника от получения его трудовой книжки по причине внесения туда работодателем неверной записи. Как известно, к процедуре заполнения данного документа абсолютно любой руководитель должен относиться с максимальной ответственностью. Следовательно, допущение нарушения в данном деле будет являться законным основанием для бездействия служащего.
  2. Отказ от выполнения профессиональных обязательств и выхода на рабочее место сотрудником, который ранее подал заявление об увольнении по собственному желанию при условии, что с этого момента прошло уже более 14 дней. В соответствии с существующими правилами именно за двухнедельный период работодатель обязан полностью завершить процедуру увольнения подчиненного.
  3. Отказ от выполнения различных поручений руководителя компании либо иных уполномоченных лиц при условии, что выполнение такого поручения несет в себе угрозу для здоровья или даже жизни сотрудника.
  4. Отказ сотрудника от исполнения его профессиональных обязательств в том случае, если сама процедура предполагает обязательное использование индивидуальных средств защиты, однако работодатель отказывается их предоставлять. Как известно, обеспечение подчиненных различными средствами защиты всегда является прямой обязанностью именно руководителя организации. Нарушение данного правила даст служащим полноценную возможность для обеспечения самозащиты.

Помимо бездействия, современные работники могут использовать и иные средства самозащиты. Однако современная практика показывает, что все они будут являться менее эффективными.

В любом случае, конкретный способ самозащиты всегда должен быть выбран сотрудником самостоятельно. При этом необходимо ориентироваться на конкретную ситуацию. Более того, желательно разобраться в сути возникших проблем, чтобы избрать для себя действительно максимально эффективный вариант самозащиты.