Статья 1. основные принципы земельного законодательства

Оглавление статьи

Девятый принцип земельного законодательства

В девятом принципе ЗК РФ говорится о разграничении государственной собственности на земли

И тут важно упомянуть о трех обстоятельствах:

  • неверно именовать удачной трактовку принципа, который просто отсылает к федеральным законам относительно разграничения государственной собственности на земли;
  • сегодня федеральный закон «101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» не имеет былой силы. Он предусматривает ряд процедур разграничения публичной собственности при помощи формирования и согласования Правительством РФ особых списков земли, которая относится к определенной форме публичной собственности. Отнести землю к одной из форм публичной собственности теперь можно на основании ст.3.1 Водного закона;
  • трактовка этого принципа неудачна, по причине того, что государственная собственность может быть только собственностью РФ и субъектов РФ. Собственность муниципального образования нельзя отнести к государственной собственности только потому, что на основании ст.12 Конституции РФ орган местного самоуправления не является частью органа государственной власти, а муниципальная собственность не может считаться составляющей государственной. Дело приобретает другой окрас, если вспомнить разграничение публичной собственности на землю.

Десятый принцип земельного законодательства

Десятый принцип говорит о необходимости дифференцированного подхода к установке правового режима земли, который осуществляется, беря во внимание факторы природного, социального, экономического характера. Данный принцип тесно взаимосвязан с восьмым принципом

Вынесли его в отдельный принцип по причине того, что земля как часть каждой группы земель имеет особые природные качества, которые нельзя учесть при помощи универсальных норм земельного права. Поэтому ряд отдельных глав ЗК РФ и специальных федеральных законов предусматривают расчленяющий режим эксплуатации и охраны всех групп земель, иными словами свой специальный набор прав и обязанностей, который будет применяться к субъектам земельных отношений, стимулов и сдерживания эксплуатации земли, обозначают специфику управления для групп земель.

Замечание 12

При нарушении правил поведения, которые отражены в ЗК РФ и иных федеральных законах, предусмотрены меры юридической ответственности.

Комментарий 1

Принципы представляют собой основу или фундамент отрасли законодательства, которые пронизывают весь массив ее правовых норм.

Основой для выработки соответствующих принципов послужила статья 9 Конституции Российской Федерации, согласно которой, «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (часть 1).

Содержание соответствующего конституционного принципа более подробно раскрывается в Земельном кодексе Российской Федерации. Первый принцип говорит о том, регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о:

  1. природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы;
  2. природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации;
  3. и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Указанные три представления о земле являются неразрывно связанными между собой.

Содержание понятий природного объекта и природного ресурса раскрывается в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно статье 1 указанного Закона, природный объект представляет собой естественную экологическую систему, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства (абзац пятый).

Тогда как природные ресурсы — это компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность (абзац пятнадцатый).

Содержание недвижимости раскрывается в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Установление основных принципов определенной отрасли законодательства является характерной чертой российской правовой системы. Принципы не являются умозрительными постулатами, принципы нередко служат основой для принятия решений по конкретным делам.

Восьмой принцип земельного законодательства

Восьмой принцип земельного законодательства – это деление земли на основе целевого предназначения на группы. На правовой режим земли влияет их принадлежность к определенной группе и разрешенная эксплуатация на основании зонирования территории и требований законодательства. Речь об этом принципе идет в ст.7 и 8, гл. 14 – 18 ЗК РФ. В основе данного принципа лежит определенная специфика действия норм ЗК РФ, федеральных законов относительно собственности, охраны земли, прекращения прав на землю, которая находится в границах специальных групп земли, которые выделяются на основании ключевого целевого назначения. Последнее говорит о определенной главенствующей цели эксплуатации земли – выращивании сельскохозяйственной продукции, сбережении особых природных комплексов и объектов, для того чтобы ими пользовались будущие поколения людей в своем изначальном виде и др.

Замечание 10

Эта цель обуславливает зависимость определенного земельного участка от группы земли, а это в свою очередь говорит о том, что собственник имеет в какой-то степени уникальный набор прав и обязанностей относительно использования и охраны земли.

Ссылка на важность эксплуатации земли на основании его «разрешенного использования» не имеет такой же универсальный характер для всех групп земель, как и эксплуатация участка по целевому назначению. Термин «разрешенное использование» земли особо последовательно используется в градостроительном законодательстве во время определения параметров и типов допустимой эксплуатации отрезка территории муниципального образования, к примеру, под застройку

Тип разрешенной эксплуатации земли определяется на основе градостроительного регламента, который есть у всех территориальных зон. Так как градостроительного регламента нет у ряда земель, то они действуют на основании принципов целевого назначения.

Замечание 11

Важно отметить, что обозначение правового режима земли происходит не только ЗК РФ, но на основании требований законодательства. Это говорит о том, что помимо ЗК РФ на обозначение правового режима земли влияет ЛК РФ, ВК РФ и др

На самом деле, затруднительно представить, что возможно обозначить правовой режим земель водного и лесного фонда на основании ст.101-102 ЗК РФ. Невозможно обозначить правовой режим целой группы земель при помощи одной статьи.

Понятие земельного права. Предмет, система и структура земельного права

Российское право имеет сложную структуру. Оно подразделяется на отрасли, институты, юридические нормы, дефиниции и иные структурные элементы.

Отрасль — наиболее крупное структурное подразделение российского права. Земельное право выступает его традиционной, относительно обособленной частью. Как отрасль права оно представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли как национального богатства России.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти отношения земельный кодекс именует земельными. В этом понимании объектом использования и охраны выступают земли всех категорий и на значений, относящиеся к территории, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок. Ее пределы определены в Конституции Российской Федерации.

Если следовать нормативной концепции, земельное право можно определить как систему юридических норм (и соответственно правовых нормативных актов — законов, указов, постановлений, решений, распоряжений, правил, положений и др.), предназначенных для регулирования земельных отношений. Земельное право — самостоятельное направление правового регулирования, которое сформировалось в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию. Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества.

Методы регулирования земельных отношений

  • Метод правового регулирования земельных отношений с учетом природного происхождения земли и ее общечеловеческой значимости.
  • Метод договорного регулирования земельных отношений.
  • Метод обязательности государственного контроля и надзора за охраной и рациональным использованием земель.

Система земельного права

Под системой земельного права понимается совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.

По распространенному правилу в теории права институты земельного права объединяются в общую и особенную части.

Институты общей части содержат нормы, имеющие общее для всей отрасли значение.

Критерием выделения институтов особенной части признается принадлежность земельного участка к той или иной категории земель.

Институты, содержащие отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, составляют в своей совокупности общую часть земельного права.

Особенная часть земельного права имеет конкретизирующую функцию. В ней группируются правовые институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель.

Многие специалисты различают также специальную часть учебного курса земельного права, которая включает порядок рассмотрения разрешения земельных споров и законодательно предписанные виды юридической ответственности за нарушение сложившегося земельного порядка в Российской Федерации и правила их применения.

Структура отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права, обладает внутренней структурой. Земельному праву присуща сложная внутренняя структура. Основной структурной единицей земельного права является правовая норма, или принятое в установленном порядке и обязательное для соблюдения правило поведения соответствующих субъектов по отношению к земле. Совокупности правовых норм объединяются и образуют правовые институты по признаку однородности регулируемых общественных отношений. Однородны, к примеру, отношения землепользования. Соответственно нормы права, устанавливающие виды землепользования, субъектов и объектов землепользования, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения прав землепользования, образуют институт права землепользования.

Статья 1 Земельного кодекса и ее анализ

Основные принципы земельного законодательства в систематизированном виде практически впервые были установлены статьей 1 Земельного кодекса, действующего на территории РФ

Важно отметить, что они носят межотраслевой или отраслевой характер, однако не противоречат общеправовым принципам, а основываются на них. Данный факт можно доказать информацией из предыдущей главы

Таким образом, ключевое значение указанной статьи относится к необходимости обеспечить общие принципиальные подходы к правовому регулированию отношений земельного типа. При этом на принципы земельного законодательства должны ориентироваться на федеральные нормативы, а также законодательство субъектов страны. Стоит отметить, что данные субъекты в соответствии со статьей 72 Конституции РФ имеют право принимать собственные земельные законы или нормативные акты структур местного управления.

Принципы, которые закреплены посредством первой статьи ЗК РФ, не только придерживаются общеправовых положений, но и в некоторых случаях являются выражением ключевых направлений земельной политики, выработанных сравнительно небольшой промежуток времени назад. Следует отметить, что в корне определения принципов земельного законодательства (права) находится понимание свойств земли, выступающей в первую очередь объектом общественных отношений правового типа. Итак, мы разобрали основные положения земельного права, установленные действующим законодательством. Именно поэтому целесообразно рассмотреть каждый из существующих на сегодняшний день принципов в отдельности.

Приоритет охраны здоровья и жизни человека

Третьим принципом земельного права является приоритет охраны здоровья и жизни человека. Он устанавливается подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ. Помимо этого, положение согласуется с общими моментами, определенными Конституцией, действующим на территории РФ законодательством, а также с принципом соблюдения земельного законодательства, который носит общеправовой характер. Так, в соответствии с первой статьей Конституции установлено, что любой человек имеет право на охрану здоровья. Кроме того, первой статьей Основ законодательства РФ касательно охраны здоровья граждан от 22 июля 1993 (в редакции от 7 марта 2003) определено, что государство так или иначе является гарантом охраны здоровья каждого согласно Конституции и другим законодательным актам РФ, а также общепризнанными принципам и нормам международного права, международным договорам.

Заключительные принципы

И наконец, рассмотрим такие принципы, как платность применения земли и деление земельных участков на категории согласно их назначению. Первый из них предполагает выражение платности землепользования в виде таких платежей, как земельный налог и арендная плата

Важно учитывать, что справедливое осуществление приведенного принципа, прежде всего, требует согласованных операций, связанных с адекватной оценкой земель. Объективным образом это невозможно без развития оборота относительно участков земли

В соответствии с данным положением действующий закон устанавливает случаи определения земельных льгот.

Деление земельных участков на категории по целевому назначению подразумевает определение правового режима согласно принадлежности к определенным категориям и дозволенному использованию в соответствии с актуальными требованиями законодательства. Принцип закреплен подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса.

РАЗЛИЧИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОТРАСЛИ ПРАВА ПОМОЩЬ ЮРИСТА

      Если земельное право в качестве отрасли права регулирует, как уже было сказано, однородный вид общественных отношений, т. е. зе­мельных отношений, то земельное законодательство может выходить за строгие рамки этих отношений и регулировать также смежные об­ласти отношений. Так, при решении вопроса предоставления земли для нужд строительства необходимо, в частности, наряду с другими доку­ментами иметь справку госбанка о финансировании строительства, что относится уже к области административного, а не земельного права, хотя это правовое требование включается в земельное законодательство. онлайн юридическая консультация бесплатно

      Обширно, как известно, законодательство о мелиорации земель, но не все его нормы составляют отрасль земельного права, так как многие из них относятся к капитальному строительству, его финанси­рованию. Однако все эти правовые нормы являются составной частью земельного законодательства. Аналогично обстоит дело с законода­тельством о землеустройстве, а также о юридической ответственности, нормы которой принадлежат к уголовному, административному, трудо­вому, гражданскому праву.

     Земельное право как наука — широкое понятие. Наука земельного права наряду с изучением этой отрасли права, ее правовых институтов исследует фундаментальные понятия и категории земельного права. Такие, как: предмет науки, понятие земельно-правовой нормы, субъ­ект земельного права, земельных отношений — и все это в историче­ском развитии. Наука земельного права изучает связи земельного права с другими отраслями права, выявляет перспективы его развития и как отрасли, и как законодательства, и как учебной дисциплины. При этом используется опыт государств — участников СНГ, иных развивающихся и развитых стран. Задача теории земельного права состоит в изучении практики и претворении в жизнь земельной реформы в сложных усло­виях перестройки управления всей экономики страны, совершенство­вания ее хозяйственных механизмов. Таким образом, содержание науки земельного права не ограничивается какими-либо жесткими предела­ми, хотя предмет ее имеет свою определенность и целенаправленность.

     Предметом отрасли законодательства являются общественные от­ношения, регулируемые этим законодательством. Предметом же науки земельного права является учение о праве, разработка доктрины, кон­цепции земельного права, изучение системы идей и взглядов по тем или иным проблемам этой отрасли науки. Развитие теории земельного права — необходимое условие эффективности земельного законода­тельства. Отрасль законодательства, практика его применения ставят перед наукой земельного права конкретные задачи, успешное решение которых во многом зависит от уровня научной разработки правовых проблем.

Далее >>

С этой статьёй так же читают:

Главные новости

С 26.03.2020г. Торгово-промышленная палата РФ и региональные подразделения начали осуществлять выдачу сертификатов о форс-мажоре (обстоятельствах непреодолимой силы)

С 02.04.2020г. усилена административная ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов г.Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории г.Москвы

Новости в мире

В настоящее время на территории нашей Планеты бушует коронавирус COVID-19 (2019-nCoV) и, сложно представить себе информационно подкованного человека, который не слышал или не был знаком с ситуацией по данной пандемии… …на сегодняшний день, одна из самых актуальных статистических моделей позволяющая адекватно рассматривать официально предоставляемые данные являются сведения…

Как отмечает Кунцевская межрайонная прокуратура, инцидент произошел 7 декабря 2017 года в мировом суде, который рассматривал дело об административном правонарушении. Адвокат М.Бушин представлял интересы женщины, которая отказалась проходить медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Адвокат попросил материалы дела для ознакомления, после чего вырвал оттуда направление на медосвидетельствование, а также результаты показаний алкотестера и съел их….

Классификация правовых принципов

Сегодня принципы законодательства классифицируются на группы в зависимости от системы распространения. Так, выделяются следующие категории:

Общеправовые принципы земельного законодательства – это принципы, которые распространяются на всю правовую систему

Важно дополнить, что данное положение применимо к любой правовой сфере. Межотраслевые принципы, которые распространяются на ряд правовых сфер

Отраслевые принципы, которые имеют отношение к единственной отрасли законодательства. Внутриотраслевые принципы, которые имеют отношение к единственному институту права.

Стоит дополнить, что большинство принципов земельного законодательства относится к межотраслевому типу. Иными словами, они являются базовыми моментами в развитии двух или нескольких отраслей действующего на территории РФ права. К таковым можно отнести принцип платности применения природных ресурсов. Дело в том, что он есть не только в земельном, но и в лесном, водном и другом законодательстве, связанном с природными ресурсами, а также в законодательстве о налоговых выплатах и сборах.

Общие положения

В сочетании в правовыми режимами, областью жизнедеятельности, источниками и методами принципы, которые описывают ту или иную отрасль законодательства, формируют особый режим регулирования права, который служит комплексным свойством данной отрасли. Стоит отметить, что принципы законодательства касательно той или иной отрасли отчетливо выражают ее специфику. Именно поэтому в настоящее время достаточно изучить их, чтобы сформировать адекватное представление о системе определенной сферы законодательства, ее целях и задачах, социальном назначении, а также инструментах, которые применяются в процессе осуществления привычных операций.

Правовые принципы выступают ориентиром правоприменительной и правотворческой деятельности структур государственного и местного управления. Необходимо учитывать, что соблюдение принципов земельного законодательства так или иначе является одним из элементов, обеспечивающих единообразное, нормальное функционирование и развитие российской системы права. Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Верховный Суд РФ в своих постановлениях зачастую прописывают упоминание о необходимости применения правовых принципов, так как они могут выступать источником законодательства в случае обнаружения пробелов.

Приоритет охраны земли

Далее разберем вопрос установления других принципов земельного законодательства. Вторым из них следует считать приоритет охраны земли в качестве важнейшей составляющей окружающей среды и инструмента сельскохозяйственного производства, а также лесного дела перед применением земли как недвижимого имущества. В соответствии с названным принципом владение, использование и распоряжение теми или иными земельными участками реализуется собственниками свободно в том случае, если это не наносит вреда окружающей среде.

Рассматриваемое положение, которое относится к основным принципам земельного законодательства, определено подпунктом 2 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ. Оно является продолжением предыдущего правила и обозначает приоритет земли в качестве природного компонента перед ее применением как недвижимости. Данный принцип является существенным для выявления степени регулирования прав на участки земли и влияния при этом нормативов гражданско-правового значения, а также положений земельного законодательства.

Четвертый и пятый принцип

Четвертое правило регулирует участие общественных объединений (организаций), отдельных граждан и религиозных структур в решении вопросов, которые касаются их прав на землю. Оно подробным образом детализируется в статьях 23, 31 и 34 Земельного кодекса, а также в актах градостроительного и экологического законодательства. Этот принцип, определенный подпунктом 4 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, в первую очередь развивает соответствующее положение Конституции касательно того, что земля является народным достоянием. Так, названный принцип должен учитываться при реализации любого применения земли, которое затрагивает общественные интересы.

Пятое положение устанавливает единство судьбы участков земли, а также объектов, которые прочно к ней привязаны. В соответствии с данным правилом все объекты разделяют судьбу с соответствующими участками. Исключение составляют случаи, установленные законами федерального уровня. Стоит отметить, что подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ определено положение, которое касается одной из сложнейших проблем регулирования земельных отношений в современности. Дело в том, что следование судьбе участка земли для недвижимого имущества, которое расположено на нем, может приравниваться к следованию общему законодательному режиму земли при использовании недвижимого имущества, другими словами, к изменению характера применения недвижимости в случае изменения целевого назначения участка. Тем не менее правовое регулирование применения земли и недвижимого имущества на ней не может ограничиваться лишь приведенным правилом. После вхождения участков в оборот одной из наиболее важных задач правового характера становится гармонизация законодательства касательно оборота данных разновидностей имущественных комплексов.

Четвертый принцип земельного законодательства

В основе четвертого принципа лежит регулирование участия людей, общественных и религиозных компаний в вопросах, которые касаются их прав на земли. Речь о данном принципе идет в ЗК РФ, в ряде актов экологического и градостроительного законодательства.

Замечание 5

Следует отметить, что в ЗК РФ совершенно не подробно раскрыт вопрос относительно возможного принятия участия в вопросах земли коллективов граждан. Речь в нем идет исключительно об общественных и религиозных компаниях.

Лучше дела обстоят в Законе «Об охране окружающей среды». В нем говорится об общественных и некоммерческих компаниях, так как к последним, помимо общественных и религиозных компаний, относятся и другие виды некоммерческих юридических лиц.

Экологическим законодательством предусмотрено несколько возможностей относительно участия в решении вопросов, которые затрагивают темы охраны земли, для некоммерческих экологических компаний. Среди данных возможностей выделяют организацию и проведение в соответствующем виде слушаний. На данных мероприятиях рассматриваются вопросы относительно планирования, размещения объектов, у которых деятельность хозяйственного или иного характера может навредить окружающему миру, угрожать здоровью, жизни или имуществу людей. Помимо этого организуют и проводят общественные экологические экспертизы, подают в органы государственной власти, а также в органы местного самоуправления, и суды обращения относительно отмены решений относительно проектирования, размещения, строительства, реконструкции, использования объектов, которые имеют хозяйственную и иную деятельность, которая вероятно окажет не положительное воздействие на окружающий мир, также подают обращения относительно ограничения, остановки и прекращения деятельности хозяйственного или иного характера, которая оказывает неблагоприятное воздействие на окружающий мир. Также в суд предъявляются иски относительно возмещения вреда окружающего мира, организуются собрания, митинги, демонстрации и шествия, собираются подписи под петициями, вносятся предложения относительно проведения референдума на тему охраны окружающего мира и обсуждаются проекты, которые затрагивают вопросы окружающего мира и др.

Замечание 6

Такой же большой спектр возможностей людей и компаний относительно решения тем в использовании земли предусмотрен градостроительным законодательством.

Пятый принцип земельного законодательства

В пятом принципе земельного законодательства установлена общность судьбы земельного участка и ряда объектов, которые прочно с ним связаны. На основании данного принципа все объекты, которые прочно связаны с земельным участком, имеют такую же судьбу, что и земельный участок. Исключение: ситуации, которые установлены федеральным законом

Неверно будет трактовать данный принцип в виде абсолютного приоритета важности земельного участка относительно расположенных на нем объектов недвижимости. Есть множество примеров и обратной связи

Речь идет о ситуациях, когда у земельного участка судьба объекта недвижимости, который продают. Данная правовая общность может проявляться, к примеру, в том, что собственник земли имеет пруд, посадки и посевы, которые находятся на данной земле.

Замечание 7

Так, земля, на которой находятся объекты недвижимости, может относиться к особому правовому режиму имущественного комплекса, который предусмотрен особым законом. Речь идет о многоквартирных домах и предприятиях.