Статья 3. отношения, регулируемые земельным законодательством

Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

1. К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства;

3.1) осуществление государственного земельного надзора;

4) установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

5) резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации;

6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Понятие земельного права. Предмет, система и структура земельного права

Российское право имеет сложную структуру. Оно подразделяется на отрасли, институты, юридические нормы, дефиниции и иные структурные элементы.

Отрасль — наиболее крупное структурное подразделение российского права. Земельное право выступает его традиционной, относительно обособленной частью. Как отрасль права оно представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли как национального богатства России.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти отношения земельный кодекс именует земельными. В этом понимании объектом использования и охраны выступают земли всех категорий и на значений, относящиеся к территории, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок. Ее пределы определены в Конституции Российской Федерации.

Если следовать нормативной концепции, земельное право можно определить как систему юридических норм (и соответственно правовых нормативных актов — законов, указов, постановлений, решений, распоряжений, правил, положений и др.), предназначенных для регулирования земельных отношений. Земельное право — самостоятельное направление правового регулирования, которое сформировалось в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию. Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества.

Методы регулирования земельных отношений

  • Метод правового регулирования земельных отношений с учетом природного происхождения земли и ее общечеловеческой значимости.
  • Метод договорного регулирования земельных отношений.
  • Метод обязательности государственного контроля и надзора за охраной и рациональным использованием земель.

Система земельного права

Под системой земельного права понимается совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.

По распространенному правилу в теории права институты земельного права объединяются в общую и особенную части.

Институты общей части содержат нормы, имеющие общее для всей отрасли значение.

Критерием выделения институтов особенной части признается принадлежность земельного участка к той или иной категории земель.

Институты, содержащие отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, составляют в своей совокупности общую часть земельного права.

Особенная часть земельного права имеет конкретизирующую функцию. В ней группируются правовые институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель.

Многие специалисты различают также специальную часть учебного курса земельного права, которая включает порядок рассмотрения разрешения земельных споров и законодательно предписанные виды юридической ответственности за нарушение сложившегося земельного порядка в Российской Федерации и правила их применения.

Структура отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права, обладает внутренней структурой. Земельному праву присуща сложная внутренняя структура. Основной структурной единицей земельного права является правовая норма, или принятое в установленном порядке и обязательное для соблюдения правило поведения соответствующих субъектов по отношению к земле. Совокупности правовых норм объединяются и образуют правовые институты по признаку однородности регулируемых общественных отношений. Однородны, к примеру, отношения землепользования. Соответственно нормы права, устанавливающие виды землепользования, субъектов и объектов землепользования, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения прав землепользования, образуют институт права землепользования.

Главные приоритеты: охрана земли и здоровья человека

В самой первой из них сформулированы основные принципы российского земельного законодательства.

Из ее содержания видно, сколь большое внимание уделяется в Земельном кодексе вопросам охраны земли. Это нашло выражение в таких принципах как:

  • учет значения земли как основы жизни и деятельности человека;
  • приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества;
  • приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.

Но еще выше поставлен приоритет охраны жизни и здоровья человека.

Содержание охраны земель подробно раскрыто в статье 13, обязывающей всех владельцев земельных участков осуществлять комплекс мероприятий по их охране. В статье 40 содержатся нормы о необходимости соблюдения экологических, строительных, санитарно-гигиенических и иных специальных требований. В статье 42 отмечено, что использование земель любой категории необходимо осуществлять способами, не наносящими вред окружающей среде.

Продажа участка
1 210 000 руб.
Гатчинский район
Площадь участка: 9.68 соток

Подробнее

Продажа участка
1 126 000 руб.
Гатчинский район
Площадь участка: 9.01 соток

Подробнее

Продажа участка
427 000 руб.
Ломоносовский район
Площадь участка: 4.27 сотки

Подробнее

В нужное время, в нужном месте

Принятие Земельного кодекса РФ сыграло важнейшую роль в регулировании земельных отношений. До этого многие его функции выполняли Указы Президента РФ. Кроме того, до вступления действующего Земельного кодекса РФ в силу, часть пробелов в федеральном земельном законодательстве «латалась» с помощью регионального законодательства. Но происходило это крайне неупорядоченно, приводя к едва терпимому в рамках единого государства разнобою в решении таких существенных земельных правовых вопросов, как формы собственности или участники земельных правоотношений. После принятия Земельного кодекса РФ началась активная и плодотворная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральными нормами.

Действующий ныне земельный кодекс не первый. У него были предшественники: Земельный кодекс РСФСР, утвержденный и введенный в действие Постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 г.; Земельный кодекс РСФСР, утвержденный и введенный в действие Законом РСФСР от 1 июля 1970 г.; Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.

Предоставление земельных участков

Земельным кодексом РФ установлены общие и особенные для отдельных видов земель правила предоставления земельных участков. Кроме того, Земельный кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении земельного участка в частную собственность гражданина или юридического лица.

Исходя из п. 2 статьи 30 «Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности» ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов, за исключением оговоренных законом случаев, осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).

Особенности предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства и их комплексного освоения в целях жилищного строительства, регламентированы в статьях 30.1 и 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

Выбор земельных участков для строительства регламентирует статья 31. О принятии решения о предоставлении земельного участка для строительства говорится в статье 32, о нормах предоставления земельных участков – в статье 33. Статья 34 устанавливает порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством.

Общие принципы права, договоры и обычаи как источники земельного права

Отправные, исходные начала правовой системы становятся источником права, если такая их роль закрепляется в законодательном порядке. Например, в ст. 38 Статута Международного суда предусматривается: «…суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет… общие принципы права, признанные цивилизованными нациями».

В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Согласно ст. 6 Гражданского кодекса РФ при невозможности использования аналогии закона, т. е. применения законодательства, регулирующего сходные отношения, можно определять права и обязанности сторон исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости. Правда, судебная прктика постоянно сталкивается с трудностями различного понимания и толкования этих понятий различными лицами и инстанциями, что обусловливается недостаточными правовыми и моральными традициями.

Соглашения между различными субъектами договоры — права могут содержать правовые нормы: не только устанавливать права и обязанности сторон, но и устанавливать общие правила поведения, которым должны в будущем подчиняться все участники предусмотренных в них общественных отношений. Примерами таких нормативных договоров в земельном праве являются договоры об общих и специальных земельных сервитутах.

В условиях федеративного устройства государства приобретают значение соглашения между государственными органами Федерации и ее субъектов. К настоящему времени такие соглашения заключены между центром и рядом субъектов Федерации и во всех присутствуют нормы по вопросам земельных отношений, и это неудивительно, так как Конституцией РФ эти вопросы отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

К этой же группе источников земельного права относятся примерные или типовые договоры, разрабатываемые и утверждаемые уполномоченными на то органами. В настоящее время их правовая сила подвергается обсуждению, а поле действия — сокращению, поскольку гражданским законодательством провозглашена свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав (ст. 1 ГК РФ). Видом нормативного договора является международный договор, предусмотренный в упомянутой ст. 15 Конституции РФ. В ней также говорится, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Правило поведения, сложившееся в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного, считается правовым обычаем. В земельном праве правовой обычай занимает наибольшее место по сравнению с другими отраслями права, что можно объяснить наибольшей длительностью, актуальностью и во многом неурегулированностью земельных общественных отношений.

Обычай делового оборота предусматривается в ст. 5 ГК РФ: им признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычай, противоречащий положениям законодательства или договора, не применяется.

Примером включенного в земельное право обычая можно считать правило раздела земельного участка между собственниками располо-женного на нем строения не только пропорционально долям права собственности на строение, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком, оправдавшему себя обычаю. Нередко включаются сформировавшиеся и устоявшиеся правила пользования землей в договоры сервитутов, в распределение конкретных земельных долей при акционировании крестьянских коллективных хозяйств, при выделении из них отдельных членов.

Подзаконные акты как источники земельного права

На высшей иерархической ступени подзаконных актов находятся указы Президента РФ. Являясь главой государства, Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на территории РФ. Указы не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, они вступают в силу с момента их опубликования. По юридическому содержанию указы Президента РФ могут быть индивидуальными, применяющими норму права к конкретному случаю, и нормативными, устанавливающие новые правовые нормы и являющиеся источниками права. Указы Президента РФ предназначаются для оперативного регулирования, например, акты быстрого реагирования на ситуацию. Хотя указы Президента РФ имеют подзаконный характер, но в определенных случаях они могут принимать силу закона (при чрезвычайных ситуациях).

Значительное влияние на развитие земельных отношений оказали указы, принятые в период 2001–2003 гг. (до принятия нового ЗК РФ). Однако на сегодняшний день большинство из них утратили юридическую силу, так как по данным вопросам были приняты законы, которые в полной мере регулируют соответствующие отношения. Из действующих ныне указов можно назвать следующие: от 24 декабря 1993 г. № 2284 (ред. 7 октября 2013 г., с изм. от 04 июня 2014 г.) «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»; от 16 мая 1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами»; от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

Следующими в иерархии подзаконных актов следуют постановления Правительства РФ, которые предназначены для осуществления исполнительной власти в Российской Федерации. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации. В ряде случаев в ЗК РФ прямо устанавливается круг отношений, которые должны регулироваться именно нормативными актами Правительства РФ. Так, Правительство РФ обязано определить порядок консервации земель с изъятием их из оборота, порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, вправе установить общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Таким образом, во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права. Об этом свидетельствует большой объем актов Правительства РФ, принятых на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента РФ, например, постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель»; постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 830 «Об утверждении положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»; постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков»; постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном контроле» и др.

К числу федеральных подзаконных актов, являющихся источниками земельного права, относятся приказы, инструкции, правила, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым относятся министерства, федеральные службы и агентства. Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, но некоторые из них выходят за ее рамки, т. е. имеют надведомственный характер. С 1992 г. введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Государственная регистрация этих актов возложена на Министерство юстиции России. Примером нормативных ведомственных актов, затрагивающих земельные отношения, могут служить: письмо Минэкономразвития РФ от 16.01.2009 № 266-ИМ/Д23 «О многоконтурных земельных участках», письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 27.06.2014 № 10-2050-КЛ «О проверке формы и содержания заявлений о кадастровом учете, межевых и технических планов с 30 июня 2014 г.» и т. п.

Закон как источник земельного права

Закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Конституция РФ занимает центральное место среди источников права и обладает высшей юридической силой. Ее нормы составляют основу источников земельного права и являются отправной юридической базой для определения основных направлений развития всего отраслевого законодательства.

В Конституции РФ провозглашены использование и охрана земли и других природных ресурсов как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, закреплена частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9). В ст. 36 предусмотрены право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами при условии, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Кроме того, в этой же статье закреплено положение об определении условий и порядка использования земли на основе федерального закона. В ст. 72 Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной среды. В ст. 42 провозглашено право каждого на благоприятную окружающую среду, а в ст. 58 — обязанность каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам. Положения Конституции РФ развертываются и конкретизируются в законах и иных нормативно-правовых актах.

Отраслевые законодательные источники земельного права подразделяются на кодифицированные законодательные акты и иные законы РФ и субъектов РФ.

Земельный кодекс представляют собой систематизированный законодательный акт, регулирующие земельные отношения, правовые нормы которого располагаются в порядке, отражающем систему земельного права. К кодифицированным источникам земельного права следует также отнести ГК РФ, Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ, Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ, Водный кодекс РФ (ВК РФ) от 3 июля 2006 г. № 74-ФЗ.

Значительное место среди законодательных актов, регулирующих земельные отношения, приобрели отдельные некодифицированные законы. Их можно разделить на специальные законы, регулирующие только земельные отношения и законы других отраслей права, которые содержат нормы по поводу земли или так или иначе связаны с ней. К ним относятся: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации»6; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»7 и другие.

Статья 6. Объекты земельных отношений

1. Объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.07.2008 N 141-ФЗ.

3. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством

1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Собственность частная и государственная

Коренной вопрос общественно-экономического устройства ─ вопрос собственности. В соответствии со статьей 15 «Собственность на землю граждан и юридических лиц» ЗК РФ частной собственностью являются земельные участки, приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.

При этом и граждане, и юридические лица имеют право на равный доступ к приватизации земли.

В частную собственность граждан и юридических лиц могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Субъектами государственной собственности на землю являются органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ. (Статья 18 «Собственность на землю субъектов Российской Федерации» ЗК РФ)

В статье 19 «Муниципальная собственность на землю» ЗК РФ установлено, какие земельные участки включает в себя муниципальная собственность.

Продажа участка
540 000 руб.
Ломоносовский район
Площадь участка: 6 соток

Подробнее

Еще 1 фото

Продажа участка
1 908 000 руб.
Гатчинский район
Площадь участка: 10.6 соток

Подробнее

Еще 5 фото

Продажа участка
1 500 000 руб.
Кировский район
Площадь участка: 16 соток

Подробнее

Статья 5. Участники земельных отношений

1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:

собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Земельный кодекс: постоянно обновляясь, стремиться к лучшему

Земельный кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года и одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года. Введение земельного кодекса в действие произошло в день его опубликования. За десять с небольшим лет существования этого документа в него многократно вносились изменения федеральными законами. Всего таких «корректирующих» законов на весну 2014 года было принято 77, поэтому Земельный кодекс 2014 заметно отличается от первоначального текста документа, опубликованного в конце октября 2001 года в трех изданиях: Собрании законодательства РФ, Парламентской и Российской газетах.

Особенно «урожайным» в части принятия федеральных законов, вносящих изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, был 2011 год, в течение которого было опубликовано двадцать таких законов.

Наряду с Земельным кодексом Российской Федерации заслуживает упоминания Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» или закон о введении земельного кодекса.

И Земельный кодекс, и ФЗ о введении земельного кодекса были подписаны Президентом страны одновременно ─ 25 октября 2001 года.

Статьи земельного кодекса РФ сгруппированы в восемнадцать глав. Всего документ содержит 103 статьи.

Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов

Еще один очень важный для гражданского оборота недвижимости вообще и земельных участков в частности принцип ─ единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Согласно нему судьбе земельных участков следуют все прочно связанные с ними объекты. (Исключения установлены федеральными законами). Таким образом, земельный участок однозначно определяется в качестве главной вещи в земельно-имущественном комплексе.

Это находит подтверждение и в статье 35 «Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение». В ней установлено, что отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий, строений и сооружений, если они принадлежат на праве собственности одному лицу, равно как и отчуждение зданий, строений и сооружений без земельного участка при тех же условиях, не допускается. Покупатель, приобретая в собственность недвижимое имущество, вправе приобрести в собственность ту часть земельного участка, на которой данное имущество расположено, и которая необходима для его использования.

Данный механизм подкреплен статьей 273 «Переход права на земельный участок при отчуждении находящихся на нем зданий или сооружений» Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со статьей 36 «Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения» Земельного кодекса РФ, собственники зданий, строений и сооружений обладают исключительным правом на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В ст. 36 Земельного кодекса также установлены особенности приобретения прав на землю в случаях, когда помещения в одном здании принадлежат разным лицам на отличных друг от друга титулах.