Аттестация госслужащих

Оглавление статьи

Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ

Статья 18. Аттестация муниципальных служащих

1. Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.
2. Аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие:
1) замещающие должности муниципальной службы менее одного года;
2) достигшие возраста 60 лет;
3) беременные женщины;
4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска;
5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).
3. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю).
4. По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. По результатам аттестации аттестационная комиссия может давать рекомендации о направлении отдельных муниципальных служащих для получения дополнительного профессионального образования.
5. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.
6. Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.
7. Положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

Положение об аттестации работников

Положение об аттестации составляется работодателем: его подписывает руководство предприятия. Документ включает следующие разделы:

  1. Общая информация. Обозначаются цели мероприятия, определяется состав аттестуемых, закрепляется периодичность процедуры и основания для проведения внеочередной проверки (при необходимости).
  2. Подготовительные мероприятия. В этом разделе указывают состав комиссии, в которую обязательно входят председатель, секретарь, члены. Для каждого из них определяют перечень полномочий и указывают, кто голосует, а кто — нет. Помимо этого, в этом разделе составляют график (список работников, проходящих проверку, дата и место проведения, время предоставления документов в комиссию), процесс уведомления работников о процедуре под подпись, необходимые кадровые документы для предоставления в комиссию.
  3. Порядок проведения. Включает в себя определение кворума, описание самой процедуры проверки, механизм принятия решения, варианты решения комиссии, вид оформления итогов. В этом разделе прописываются права работника при его несогласии с итогами оценки.
  4. Заключительные положения. Содержит сведения о том, где и сколько хранить аттестационные документы.

После разработки, согласования и утверждения положения с ним знакомят под подпись всех сотрудников. Стоит помнить, что при составлении текста этого документа следует максимально четко обозначить все детали мероприятия. Проявление внимательности на этапе разработки позволит работодателю защитить собственные интересы в случае возникновения спорных ситуаций.

Сколько нужно служить, чтобы получить следующий чин?

Для каждого государственного поста определен свой временной промежуток нахождения в ранге. Периоды службы определяют как законы, изданные на государственном уровне, так и региональные законы. Продолжительность работы в каждом ранге перечислены в пунктах с девятый по одиннадцатый указа №113 от первого февраля две тысячи пятого года.

П-п 9-11 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов

Таблица 1. Периоды службы, после которых присуждается очередной классный чин.

Наименование классного чина Период нахождения на службе
секретарь третьего и второго уровня минимум один год
референт третьего и второго уровня минимум один год
советник третьего и второго уровня минимум два года
госсоветник третьего и второго уровня минимум один год
секретарь первого уровня сроков нет
референт первого уровня сроков нет
советник первого уровня сроков нет
госсоветник первого уровня сроков нет

Также назначение следующего ранга может служить наградой:

  1. До того, как период службы в данном звании подойдет к концу. Сотрудник обязательно должен отработать минимум полгода в текущем ранге. Присуждается исключительно соседний классный чин.
  2. После того, как сроки работы в данном ранге истекли, возможно присуждение звания на один уровень выше, чем положено. Чин дается только в пределах группы, к которой относится должность.

Когда госслужащий выходит на пенсию, его чин остается за ним

Когда работник покидает службу, в том числе в связи с наступлением пенсионного возраста, его чин остается за ним. Если человек вновь поступит на госслужбу, его звание восстанавливается. Человек может лишиться чина, только если серьезно нарушит закон.

* * *

В заключение перечислим по порядку действия, которые должен совершить представитель нанимателя для оценки профессиональных навыков и знаний гражданских служащих:

  1. сформировать аттестационную комиссию;
  2. составить список подлежащих аттестации госслужащих;
  3. подготовить и утвердить график аттестации;
  4. ознакомить подлежащих аттестации служащих с графиком аттестации;
  5. сформировать пакет документов для работы аттестационной комиссии;
  6. подготовить приказ (распоряжение) о проведении заседания аттестационной комиссии;
  7. провести заседание аттестационной комиссии;
  8. оформить результаты аттестации;
  9. ознакомить с результатами служащих, прошедших аттестацию;
  10. в течение месяца принять решение в отношении каждого аттестованного служащего.

Кроме этого, отметим, что хотя Положение не требует от представителя нанимателя утверждения локального нормативного акта о проведении аттестации, его целесообразно утвердить, поскольку кроме обязательных положений необходимо также предусмотреть и дополнительные правила, без которых сложно принять решение по результатам аттестации (например, следует закрепить критерии, по которым служащий включается в кадровый резерв по результатам аттестации).

Л. Куревина

Эксперт журнала

«Казенные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Подготовка к проведению аттестации

Порядок подготовки к проведению проверки закрепляется в положении. На этом этапе необходимо определить условия его проведения. Рассмотрим их.

Состав комиссии

Аттестационная комиссия определяется руководителем организации. Она должна состоять из председателя, секретаря и рядовых членов. Необходимо указать, кто имеет право голоса, и прописать полномочия каждого из работников.

Рекомендуется, чтобы комиссия состояла из нечетного количества участников. Это позволит избежать одинакового количества голосов при принятии решения. Кроме того, необходимо документально зафиксировать, чей голос является решающим при разрешении спорных ситуаций. Состав комиссии постоянный. Перемещения или замены предусмотрены при конфликте интересов или кадровых перестановках.

График испытаний

Этот документ утверждается работодателем ежегодно. Его необходимо составлять заранее, чтобы аттестуемые успели ознакомиться. График содержит:

  • список сотрудников;
  • дату, время и место проведения экзамена;
  • список лиц, у которых получают документы, необходимые для прохождения испытания.

Уведомление работников

Сотрудники, которые проходят проверку, получают уведомление об аттестации на соответствие занимаемой должности заранее. Уведомление составляют в свободной форме. Самое главное, чтобы работодатель зафиксировал факт того, что работник знает о предстоящем мероприятии. То есть получение уведомления проходит под подпись. Если сотрудник отказывается, то составляется акт, который ему необходимо подписать. Если работник болеет, то на дом отправляется письмо с уведомлением о получении.

Подготовка необходимых документов

Работодатель самостоятельно предусматривает список необходимых документов, которые необходимо передать в комиссию. Иногда в организациях действует требование предоставлять для рассмотрения комиссией отчет о проделанной работе за конкретный период. Для некоторых профессий такими документами является портфолио.

Результаты аттестации

По результатам прохождения экзамена госслужащими комиссия создает аттестационный лист и добавляет его в протокол проверки профессионализма госслужащих. Аттестационный лист должен содержать сведения о том насколько сотрудник соответствует той должности, которую он занимает. Возможные формулировки по итогам экзамена:

  • госслужащий соответствует или не соответствует должности;
  • работник соответствует должности при условии прохождения дополнительного обучения (курсов повышения квалификации);
  • сотрудник соответствует должности и является ценным специалистом в данном государственном учреждении.

Документ с итогами аттестации должен быть подписан госслужащим. Таким образом подтверждается факт ознакомления лица с личным уровнем соответствия должности. Аттестационный лист подлежит хранению в личном деле каждого работника государственного органа.

После того, как результаты экзамена зафиксированы и донесены до сведения госслужащего, они подлежат обработке. Не более чем через месяц после аттестации работодатель или его представитель должны создать специальный акт. Этот документ должен отражать решение нанимателя о направлении сотрудника на курсы по повышению квалификации, понижении в должности или включение работника в список ценных работников для карьерного роста лица.

Как проходит аттестация

Аттестация муниципальных служащих (на примере администрации Московской области) состоит из набора определенных шагов.

Шаг 1. Законом субъекта Российской Федерации утверждается типовое положение о проведении проверки.

Шаг 2. Порядок проведения должен быть утвержден администрацией населенного пункта на основании закона.

Шаг 3. Глава администрации издает распорядительный акт, в котором предусмотрены положения:

  • о формировании аттестационной комиссии и ее составе;
  • о графике проведения, который необходимо довести до сведения аттестуемого не менее чем за месяц до мероприятия;
  • о составе сотрудников, подлежащих аттестации;
  • о подготовке документов, которые необходимы для работы аттестационной комиссии.

Шаг 4. Не позднее чем за две недели до начала мероприятия в комиссию должны быть направлены:

  • должностная инструкция по соответствующей должности;
  • отзыв на муниципального служащего, подлежащего аттестации (образец документа и его форма строго не установлены);
  • аттестационный лист с данными по предыдущей проверке.

Шаг 5. Не позднее чем за неделю кадровая служба должна ознакомить сотрудника с представленным отзывом. Сотрудник вправе до дня проведения процедуры дать дополнительную информацию о своей деятельности или направить несогласие с отзывом.

Шаг 6. Процедура проводится очно в присутствии не менее 2/3 членов аттестационной комиссии. Комиссия рассматривает имеющиеся документы, заслушивает отчет работника о решении поставленных перед ним задач, если нужно — заслушивает его непосредственного руководителя. Аттестация муниципальных служащих (вопросы и ответы 2020 года составляются по определенным требованиям) может проходить по тестовым вопросам, рекомендации по составлению которых можно найти на официальном сайте Минтруда.

Шаг 7. По итогам аттестации комиссия в отсутствие работника решает, соответствует ли он замещаемой должности или нет. Решение оформляется в аттестационном листе, который подписывают члены комиссии и сам аттестуемый сотрудник.

Комиссия может рекомендовать поощрить работника, в том числе повысив в должности, направить для получения дополнительного профессионального образования, а также рекомендовать повысить эффективность деятельности.

Шаг 8. Результат аттестации оглашается сотруднику сразу после подведения итогов голосования.

Ход мероприятия фиксируется в протоколе, который ведет секретарь комиссии. Протокол должен быть подписан членами комиссии.

Материалы передаются работодателю. По результатам работодатель решает, соответствует ли человек занимаемой должности или нет, комиссия также может принять решение о:

  • поощрении работника;
  • понижении сотрудника в должности с его согласия в срок не более одного месяца со дня проверки. Решение работодателя оформляется приказом.

Как проходит аттестация госслужащих

Основная законодательная норма, утверждающая статус этих специалистов — это Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 ФЗ, аттестация госслужащих тоже частично подчиняется ему. Законодательство различает два основных вида государственных служащих:

  • Служащий, работающий в федеральном органе;
  • Служащий, занимающий должность в гражданском органе субъекта РФ.

Аттестация госслужащих проводится для того, чтобы определить, соответствует ли специалист занимаемой должности

Она проводится достаточно тщательно и под пристальным вниманием со стороны правительства. Государственным служащие должны соответствовать множеству критериев и требований, чтобы хорошо выполнять свою работу

А учитывая цену ошибки, которую могут допустить эти люди, не удивительно, что правительство уделяет столько внимание их подготовке и проверке профессиональных знаний и навыков.

Аттестация работников государственных учреждений – не единственный существующий вид проверки знаний. Также подобную оценку навыков должны проходить все специалисты, должности которых имеют большое влияние на жизнь внутри государства. В этот список входят:

  • Судьи;
  • Исполнительный руководитель предприятия или производства;
  • Специалист, отвечающий за безопасность и охрану труда;
  • Педагогический персонал учебных заведений;

Это далеко не полный список всех профессий, которые должны проходить периодическую проверку профессиональных знаний.

Проведение аттестации государственных служащих состоит из таких процедур:

  • Перед началом аттестации орган, ответственный за начало проверки, занимается составлением целей и задач;
  • Ответственные служащие берутся за разработку мероприятий, которые должны подготовить предприятие к проверке;
  • Аттестационная комиссия составляет список всех сотрудников, которые должны пройти аттестацию. Потом они начинают собирать всю доступную информацию по каждому из проверяемых служащих. Они изучают её, полностью разбирают, анализируют и в итоге получают обобщенные данные о сотруднике;
  • Аттестационная комиссия начинает официальную процедуру проверки знаний. Во время неё служащий должен продемонстрировать, что он до сих пор соответствует требованиям, которые выдвигаются к его должности;
  • После того, как проверка знаний закончилась, аттестационная комиссия занимается подготовкой общих рекомендаций по каждому из проверенных сотрудников;
  • Комиссия занимается определением порядка, в котором будут приниматься решения по каждому из сотрудников. На этом этапе специалисты определяют, какой разряд будет присвоен служащему, стоит ли выделить материальные поощрения работникам;
  • Составляется список мероприятий, которые нужно провести, чтобы улучшить качество показателей государственных служащих. Также на этом этапе комиссия занимается определением возможных рисков и последствий для каждого из принятых решений.

На процедуру проведения аттестации, и то, в каком порядке она должна проводиться, влияют несколько нормативных актов, кроме Федерального закона, который указан выше. Это ФЗ №119 от 31.07.1995 и указ Президента №353 от 09.03.1996. Эти законодательные акты следует изучить, чтобы лучше понимать, по каким процессам проходит проверка знаний государственных служащих Российской Федерации.

Протокол аттестации работников

Протокол — главный документ, в котором содержатся сведения об экзаменуемом и о самом процессе оценивания. В нем фиксируется весь ход опроса, его результат. В завершении работник ставит подпись под протокол. Унифицированной формы не существует, он разрабатывается работодателем самостоятельно и включается в состав положения об аттестации. Обычно протокол печатается на фирменном бланке компании и содержит следующие сведения:

  • название документа;
  • дата и номер;
  • место проведения оценки;
  • состав аттестационной комиссии и список приглашенных работников;
  • основная информация об аттестуемом — Ф.И.О., должность, подразделение;
  • краткое описание ответов на вопросы экзамена;
  • итоговое решение комиссии с перечислением голосов «за» и «против».

Протокол подписывается всеми членами комиссии, последним ставит подпись ее глава. Результаты оценки вносятся в аттестационный документ работника.

Отличия экзамена и аттестации

Аттестация служит принципиально другим задачам, чем квалификационный экзамен. Если последний организовывается, чтобы оценить знания работника, то аттестация необходима для контроля действий и соответствия занимаемого поста. Аттестация осуществляется каждые З года.

До назначенной даты для комиссии предоставляется отзыв о работе сотрудника за аттестационный временной промежуток. Документ подписывает непосредственный начальник работника и начальник на ступень выше. Далее комиссия изучает предоставленные бумаги, проводит беседу с сотрудником и, в случае необходимости, с его непосредственным руководителем.

Оценив эффективность и результативность работы сотрудника, комиссия выносит решение соответствует ли работник данной должности или нет, можно ли его назначить на более высокую должность.

В большинстве случаев прохождение аттестации — это простая формальность.

Традиционная система аттестации

Под традиционной системой понимается комплекс мероприятий по подготовке и проведению оценки квалификационного уровня работника в соответствии с положением об аттестации. Оценку проводит специально созданная комиссия работодателя.

Инструкция, как провести аттестацию работника на соответствие занимаемой должности в учреждении:

  1. Разработать положение об аттестации.
  2. Подготовить график проверки.
  3. Издать приказ по учреждению и утвердить членов комиссии.
  4. Сформировать обязательные документы.
  5. Проинформировать сотрудников.
  6. Провести экзамен.
  7. Запротоколировать ход оценки и подвести итоги.

Рассмотрим некоторые этапы более детально.

Сколько раз проводится аттестация государственных служащих?

По общему правилу, аттестация госслужащего проводится 1 раз в 3 года (ч. 4 ст. 48 закона 79-ФЗ). Однако она может назначаться и с иной периодичностью, если это регламентировано специальными актами (см., например, постановление Правительства РФ от 28.10.2016 № 1097).

Помимо этого, может быть назначена внеочередная аттестация (части 5–6 ст. 48 закона 79-ФЗ) по соглашению сторон контракта или если было решено:

  • провести сокращение должностей госслужбы в госоргане;
  • изменить условия оплаты труда госслужащих.

Важно! Назначение внеочередной аттестации в отсутствие перечисленных фактов — незаконно, ее результаты не признаются надлежащим основанием для увольнения или перевода сотрудника на другую должность (определение Челябинского облсуда от 16.09.2014 по делу № 11-9431/2014). 

Указ Президента № 110 о проведении аттестации государственных служащих

Уже упоминаемый нами ранее в статье Указ 110 о проведении аттестации подробно регламентирует порядок подготовки к названной процедуре и ее проведения, дополняя соответствующие нормы закона 79-ФЗ.

Например, здесь детально раскрыты требованиям к лицам, которые могут быть включены в состав комиссии, собственно порядок аттестации и т. д.

К Указу 110 прилагается унифицированная форма аттестационного листа, который выдается аттестационной комиссией и в дальнейшем подшивается в личное дело сотрудника. С аттестационным листом госслужащий знакомится под расписку (п. 21 Указа 110).

О документах к аттестации

Предоставление в аттестационную комиссию документов и ознакомление членов аттестационной комиссии с представленными документами, а также должностным регламентом аттестуемого является важным элементом в объективной оценке профессиональных качеств государственного служащего.

К документам, которые должны быть представлены в аттестационную комиссию, относятся:

  • мотивированный отзыв об исполнении проходящим аттестацию гражданским служащим должностных обязанностей, подготовленный непосредственным руководителем проходящего аттестацию;
  • сведения о выполненных поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
  • пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя (заявление о своем несогласии с представленным отзывом);
  • аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.

В силу п. 12 Положения подготовка необходимых документов для проведения аттестации гражданского служащего предусматривает составление на него непосредственным руководителем мотивированного отзыва об исполнении аттестуемым должностных обязанностей за аттестационный период. Такой отзыв в аттестационную комиссию представляется не позднее чем за две недели до начала аттестации. Отзыв подписывается непосредственным руководителем аттестуемого и утверждается вышестоящим руководителем.

Юридическое значение отзыва выражается в том, что он является одним из главных письменных документов, подтверждающим в значительной степени факт выполнения или невыполнения аттестуемым гражданским служащим возложенных на него трудовых обязанностей. Следовательно, отзыв лежит в основе признания гражданского служащего соответствующим или не соответствующим занимаемой должности.

Представляемый на гражданского служащего отзыв должен содержать объективные сведения о его гражданской службе, мотивированную оценку профессиональных, личных качеств и результатов служебной деятельности аттестуемого.

В отзыве целесообразно отразить также своевременность выполнения заданий и поручений, относящихся к должностным обязанностям аттестуемого, качество и сложность работы, степень самостоятельности при ее выполнении, инициативность, наличие элементов творчества и использование эффективных методов работы, соблюдение служебной дисциплины. При составлении отзыва на руководителя, наряду с указанными данными, рекомендуется также отметить достигнутые результаты возглавляемого им подразделения государственного органа.

Следует иметь в виду, что ни Закон, ни Положение о проведении аттестации гражданских служащих не устанавливают исчерпывающего перечня документов и иной информации, анализируемой аттестационной комиссией. И надо признать, что это правильно. Дело в том, что специфика работы целого ряда гражданских служащих может вызвать потребность в получении дополнительных сведений об аттестуемом. Поэтому устанавливать какой-либо единый перечень документов, представляемых на аттестуемых гражданских служащих, по мнению автора, нецелесообразно.

Нормативная база

В целом, аттестация — не обязательная процедура. Но для некоторых работников периодическая аттестация работников проводится в обязательном порядке. К ним относятся:

К таким служащим предъявляются повышенные требования по уровню квалификации и профессионализма.

Проверка проводится согласно утвержденному в организации положению об аттестации. В нем необходимо прописать:

  • предъявляемые требования к сотрудникам;
  • категории работников, подлежащих проверке;
  • сроки и периодичность;
  • основания для проведения аттестации;
  • состав аттестационной комиссии;
  • правила оформления результатов контроля.

Для назначения аттестации работодатель издает приказ, в котором указаны фамилия, имя, должность, наименование подразделения, в котором работает претендент, даты проведения, список документов, предоставленных для оценки, фамилии сотрудников, ответственных за их подготовку. Также в приказе указывают состав аттестационной комиссии.

При проведении должна соблюдаться определенная последовательность этапов подготовки проведения аттестации персонала: проверке предшествует подготовительная работа, организованная руководителями учреждений культуры. В это время служащим разъясняются цели, условия и формы контроля. Также сотрудники знакомятся с материалами, подготовленными для комиссии.

Далее аттестационная комиссия знакомится с материалами, предоставленными на каждого сотрудника. Проверка проводится работодателем в форме письменного тестирования, собеседования, экзамена и т. д. Форма аттестации зависит от специфики трудовой деятельности испытуемого. Для работников культуры существуют и другие формы проверки, например, просмотр спектакля, в котором задействован испытуемый. По результатам оценки комиссия выносит свое решение.

Цели проведения аттестации

Сразу отметим, что правила проведения аттестации установлены ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) и Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110 (далее — Положение).

Аттестация гражданских служащих проводится в целях определения соответствия служащих замещаемой должности на основе оценки их профессиональной служебной деятельности. Она призвана способствовать:

  • формированию кадрового состава государственной гражданской службы;
  • повышению профессионального уровня служащих;
  • решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должностей гражданской службы при сокращении, и вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда.

При проведении аттестации также учитывается соблюдение служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных Законом N 79-ФЗ.

Какие вопросы задает комиссия при внеплановой аттестации?

Каждый государственный служащий, направленный на прохождение внеочередной проверки профпригодности, получает уведомление о предстоящем экзамене заранее. Это дает возможность служащему немного лучше подготовиться к вопросам, которые могут быть ему заданы. К сожалению, члены комиссии не разглашают список вопросов до экзаменов. Однако, можно быть уверенным, что они будут касаться исключительно должностных инструкций и трудовых обязанностей лица. Чаще всего задают следующие вопросы:

  1. Как вы оцениваете ваши личные достижения в профессиональной деятельности?
  2. Соответствуют ли результаты вашего труда необходимым показателям по качеству и количеству проделанной работе?
  3. Как вы оцениваете уровень сложности ваших должностных обязанностей?
  4. Какие проблемы возникают при выполнении рабочих задач?
  5. Как вы считаете, необходимо ли вам пройти курсы по повышению квалификации?

Этот список вопросов может быть расширен на усмотрение представителей комиссии.

Кто проходит аттестацию

Проходить аттестацию обязаны все государственные гражданские служащие. Но есть и исключения. Законодательством предусмотрено, что аттестации не подлежат гражданские служащие, которые подпадают под один из критериев:

  • проработали на занимаемой должности менее одного года;
  • достигли 60 лет;
  • беременные женщины;
  • работницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам или отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
  • прошли аттестацию менее одного года назад;
  • замещают должности руководителей, помощников и советников, с которыми заключен срочный трудовой контракт (за исключением должностей, назначение на которые производится президентом или правительством).

О классных чинах и стаже работы

Госслужащие подвергаются квалификационной проверке с целью определить необходимо ли им присуждать последующий, более высокий классный чин или нет.

Классный чин — это ранг сотрудника, трудящегося в российских органах государственной или муниципальной власти. Чины играют большую роль в государственной системе. Они показывают положение работников в иерархии органа, в котором служат. Являются показателем статусности и дохода сотрудника.

Звания госслужащих разделяют на две группы:

  • первичные — присуждается людям, которые в первый раз поступили на работу в государственный орган;
  • очередные — назначаются спустя определенное время трудовой деятельности, установленного для конкретного ранга.

Очередной классный чин присваивается только после того, как работник отслужил положенное количество лет и хорошо сдал квалификационную экзаменационную проверку. Это правило введено для того, чтобы стимулировать работников как можно лучше выполнять свои должностные обязанности и мотивировать их продвигаться по карьерной лестнице на одном и том же месте работы.

Очередной ранг не может быть присужден лицу:

  • у которого действительны непогашенные дисциплинарные взыскания;
  • в отношении которого назначена проверка;
  • против которого заведено уголовное дело.

Очередное звание не присуждается госслужащим, на которых открыто уголовное дело

Как проводится внеочередная проверка профессионализма госслужащего?

При подготовке к проведению экзамена наниматель обязан указать конкретное место, где будет проходить тестирование сотрудников

Это важно ввиду того, что при проверке профессионализма в закрытом помещении не должны находиться посторонние слушатели и третьи лица. Экзамен проводится в присутствии комиссии и только одного отвечающего в формате вопрос-ответ

Лицу задают вопросы касательно его трудовых обязанностей и должностных инструкций, на которые работник должен дать максимально развернутые и точные ответы. При проведении экзамена члены комиссии не только оценивают уровень профессионализма государственного служащего, но и фиксируют все нюансы тестирования в специальном протоколе.

Проведение аттестации

По завершении всей необходимой подготовительной работы аттестационная комиссия в соответствии с принятым представителем нанимателя правовым актом и утвержденным графиком аттестации гражданских служащих приступает к ее проведению, руководствуясь при этом прежде всего Законом о государственной гражданской службе и Положением о проведении аттестации гражданских служащих.

Отметим, что основным документом, содержащим информацию о ходе и результатах аттестации, является протокол заседания аттестационной комиссии. Протокол ведет в установленном порядке секретарь этой комиссии. В протоколе указывается:

  • дата заседания комиссии;
  • присутствующие члены аттестационной комиссии;
  • фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и место работы (подразделения) аттестуемого гражданского служащего.

В протокол заседания комиссии также вносится краткое содержание сообщения аттестуемого о гражданской службе по замещаемой должности, заданные ему вопросы и ответы на них.

В обязательном порядке в протоколе отражается оценка деятельности аттестуемого гражданского служащего и результаты голосования: количество голосов «за» и «против» конкретной оценки работы аттестуемого, а также рекомендации аттестационной комиссии в его адрес. Надлежаще оформленный протокол подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии, присутствующие на заседании. После их подписи в протокол не допускается вносить дополнения и изменения. Не допускаются также подчистки и помарки.

Обсуждение профессиональных и личных качеств аттестуемого гражданского служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным. Вместе с тем обсуждение и обмен мнениями членов аттестационной комиссии относительно аттестуемого должны проходить в обстановке объективной требовательности и принципиальности. Вопросы членов аттестационной комиссии аттестуемому гражданскому служащему должны относиться главным образом к его профессиональной деятельности. Это способствует более объективной оценке служебных обязанностей аттестуемого и степени соответствия его занимаемой должности.

В помощь руководителю подразделения при составлении отзыва на аттестуемого можно предложить примерный перечень показателей для оценки квалификации служащего (см. таблицу):

N

Показатели, характеризующие

квалификацию гражданского

служащего

Категории должностей гражданских

служащих

Руководители

Специалисты

Обеспечивающие

специалисты

1

Образование

+

+

+

2

Стаж работы по специальности

+

+

+

3

Профессиональная

компетентность

+

+

+

4

Знание нормативных актов,

регламентирующих установленную

сферу профессиональной

служебной деятельности

+

+

5

Знание отечественного опыта

по профилю профессиональной

служебной деятельности

+

6

Умение оперативно принимать

решения по достижению

поставленных целей

+

+

7

Качество выполненной работы

+

+

+

8

Способность адаптироваться

к новой ситуации и принимать

новые подходы к решению

возникающих проблем

+

+

9

Своевременность выполнения

должностных обязанностей,

ответственность за результаты

служебной деятельности

+

+

+

10

Умение работать с документами

+

+

+

11

Способность прогнозировать

и планировать, организовывать,

координировать и регулировать,

а также контролировать

и анализировать работу

подчиненных

+

12

Способность в короткие сроки

осваивать технические

средства, обеспечивающие

повышение производительности

труда и качества работы

+

+

+

13

Служебная этика, стиль общения

+

+

+

14

Способность к творчеству,

введению инновационных

технологий

+

+

+

15

Участие в управленческом

процессе принятия решений

+

+

16

Способность к самооценке

+

+

+

Кадровая служба может разработать и другие критерии оценки результатов труда и порядок их учета, выбрать те навыки и личностные качества, которые являются профессионально важными для каждой должности (типа должностей), и построить так называемые профили успешности. Можно определить порядок проведения самой процедуры оценки.

По мнению автора, разработка современных методик оценки результатов деятельности государственных служащих на аттестациях имеет свое дальнейшее развитие, так как это заложено в мероприятиях по внедрению на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы в рамках одного из направлений Программы Президента РФ, утвержденной Указом от 10.03.2009 N 261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013)».